|
СЮ ХА РИ
Сю Ха Ри Shu Ha Ri 守破離 это формула освоения искусства. Не только боевого. Это скорее некое обобщение закономерностей правильного изучения любой дисциплины. Для того чтобы осветить эту тему я процитирую несколько уважаемых и сведущих людей.
Вот как пишет об этом Алексей Михайлович Горбылев в своей работе «Становление концепции ката в традиционной японской культуре»: «Рассматривая же ката расширительно, выделяют еще сложносоставные ката (фукуго-сарэта ката), которые представляют собой синтез базовых простых ката или стандарт какого-либо сложного процесса или явления. В этом смысле в качестве ката рассматривают стандартный принцип деления пьесы театра Но на три части дзё-ха-кю (вступление-перелом-внезапная развязка); структуру процесса обретения мастерствав чайной церемонии или театре Но, которая описывается формулой сю-ха-ри (хранить приверженность - разбить ограничения шаблона - отойти от шаблона) и т.д.»
В сочинении известного мастера меча XIX века Тиба Сюкаку «Кэмпо Хисэцу» («Секретные ключи к фехтованию мечом») предлагается следующее толкование этой формулы: «[В фехтовании мечом] существуют такие понятия как сю, ха и ри. Сю, или мамору 守 означает «хранить верность сущности избранной школы», «соблюдать сущность школы». Это означает атаковать противника, не нарушая боевых изготовок данной школы... Ха, или ябуру 破 - «разбивать», «нарушать» и др., означает, что фехтовальщик не должен «цепляться за сущность» [избранной школы] и [подняться] на следующую ступень. Ри, или ханаруру (совр. ханарэру) 離 - «отделяться», «отходить» и др., означает «отойти от сю и ха, которые описаны выше, и в состоянии «безмыслия» (мусо 無想) подняться выше и достичь уровня, выше которого уже ничего нет. Значения иероглифов сю, хи и ри нужно очень хорошо прочувствовать, ибо это важнейшие этапы практики [фехтования]».
А вот как говорит об этом в интервью Эндо Сэйсиро, 8 дан, сихан Айкикай Хомбу Додзё (источник на сайте Клуб Айкидо МАИ)
«Я хотел бы привести цитату из книги «Ката» («Формы») Рёэна Минамото и проследить процесс, с помощью которого мы овладеваем «формой». Существует концепция: «Сю» — оставаться, «Ха» — разрушать, «Ри» — свобода, — которая объясняет, каким образом меняется связь человека с «формой» по мере роста его мастерства.
И еще процитирую интересную статью «Сю Ха Ри: три стадии обучения (и немного Ницше)» (оригинал статьи на сайте dev.by)
Стадия "Сю" полностью посвящена подчинению. Обучаемый должен строго следовать существующим правилам и принципам, не отклоняясь ни на йоту. В боевых искусствах, эти строгие принципы представлены в виде ката - серий движений, созданных мастерами "Ри". Ученик должен запоминать существующие правила даже если он не до конца понимает, для чего они предназначены. Стадия "Сю" предполагает наличие учителя, который будет направлять обучаемого и предотвращать запоминанием им неправильных правил и концепций. Забывать ошибки, зазубренные на шаге "Сю", очень сложно.
Дополнительной обязанностью учителя на этой стадии является определение ее конца для этого ученика. Необходимо вовремя заметить конец этой стадии: ее слишком раннее окончание означает, что обучаемый не узнает каких-либо базовых концепций, а ее слишком позднее окончание - что ученик может разочароваться в предмете из-за того, что ему не дают вносить свои уже назревшие предложения.
Для облегчения обучения необходимо, чтобы изучаемые принципы были легко применимы, и - что более важно - они должны действительно работать. Они должны предоставлять ощущение чего-то завершенного, слитной совокупности действий, которые обязательно приведут к поставленной цели. Пошаговые обучающие материлы являются хорошим примером знаний, даваемых на шаге "Сю". Они обычно хорошо структурированы, ведут к определенному результату и не допускают отклонений - именно то, что необходимо.
После изучения достаточного количества ката или обучающих материалов, ученик начинает понимать смысл, заложенный в них, причину, почему все именно так, а не по-другому. Учитель должен вовремя заметить этот момент осознания и разрешить обучаемому вносить свои изменения в ранее нерушимые последовательности - это и есть начало перехода в стадию "Ха".
Когда ученик достигает стадии "Ха", он уже знает все необходимые основы и может чувствовать и понимать их истинную природу. Теперь он обладает достаточным знанием, чтобы отойти от канонов и улучшить имеющиеся знания. Любое изменение, создаваемое обучаемым, может быть хорошим или плохим - в зависимости от контекста. Обязанности учителя на данной стадии становятся куда более важными: он должен обучить самого ученика понимать что есть хорошо, а что плохо.
Все созданные изменения должны лежать в той же области, что и оригинальные знания - ученик не должен должен отрицать уже существующее, он должен только улучшать их в такой степени, что основа должна еще хорошо узнаваться. Например, изменения в ката могут вылиться в новую комбинацию ударов ногами, которая хорошо вписывается в общее полотно движений.
Эта стадия длится дольше, чем стадия "Сю", но в конце обучаемый полностью понимает всю природу изученных основ и созданных им изменений, видит цели, которые ему необходимо достигать и, наконец, приходит к тому, что он не связан никакими знаниями - он может на их основе творить что-то свое. В этот момент учитель должен освободить ученика от обучения - он наконец достигнул стадии "Ри".
Стадия "Ри" - последняя стадия в обучении - и по сути, она бесконечна. Обучаемый полностью понимает все, изученное на шаге "Сю" и созданное им на шаге "Ха", внешняя оболочка растворяется и знание становится частью персоны - он больше не связан правилами и концепциями. Ученик становится мастером - и сам может быть учителем.
Для человека стадии "Ри" нет определенного способа достижения цели - есть только цель, проблема, которую необходимо решить. Мастер просто движется к этой цели и предпринимает все необходимое для ее достижения. Он может использовать изученное ранее или что-то абсолютно новое - это просто не имеет значения.
В ката стадия "Ри" представляет собой такое состояние бойца, когда ката просто нет. Есть только дух ката в человеке, чего четкое представление в духе и теле, и мастер может использовать его для достижения цели.
Казалось бы - а причем здесь, в контексте древняпонской мудрости, Фридрих Ницше? :) Однако, изучение следующей цитаты из "Так говорил Заратустра" объясняет все:
Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев.
Эти три образа - верблюд, лев и ребенок - и есть стадии Сю Ха Ри! Судите сами. Верблюд описывается так:
Что есть тяжесть? -- вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. […] Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
После длительных странствий (изучения основ через подчинение - "Сю"), верблюд осознает необходимость развития и становится львом:
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. […] Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? "Ты должен" называется великий дракон. Но дух льва говорит "я хочу". […] Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный? Создавать новые ценности -- этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания -- это может сила льва.
Лев завоевывает себе свободу для созидания ("Ха") и становится ребенком:
Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.
Ребенок может творить на основе того, что для него завоевал лев. Ребенок созидает - что представляет собой стадию "Ри".
Принцип трех стадий обучения также встречается и в китайской культуре. В ней начальной стадией является Земля, средней - Человек, а финальной - Небо. Человек выступает как среднее между полным подчинением и полной свободой.
|