ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ОБ ОТНОШЕНИИ В ИНДИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ К ПОЧИТАНИЮ ШАКТИ И ПРЕОДОЛЕНИИ ГУРУДЖИ ЭТОГО ОТНОШЕНИЯ

«Шри Видья значит “священное знание”», - объяснял Гуруджи в своих беседах в середине 1980-х. «Это большой свод ритуалов, которые сохранялись в секрете веками, с ограниченной возможностью доступа только для священников, потому что эти практики раскрывают доступ к колоссальным безмерным силам. Идея [секретности традиции] была в том, чтобы предотвратить возможный вред и разрушения, которые могли бы случиться, получи этот доступ люди со слабой дисциплиной и недостатком сострадания».

 

Эти «разрушительные силы» исходят от чистой Шакти, неконтролируемой энергии, которая проявляется как результат прямого обращения к Богине, в противоположность более «безопасной», умеренной энергии, которая проявляется в случае не прямого к ней обращения, а в форме подчиненной спутницы мужского аспекта божества. Существовало поверье (и оно до сих пор широко распространено), что «богиня проявляет свой спокойный и благоприятный нрав только тогда, когда находится под управлением своего мужа или консорта (мужской формы божества), и только в этом случае она проявляется в безопасной для мироздания и предсказуемой форме». Прямое же обращение к Богине в противоположность описанному означает ввергание себя в опасность «сил иллюзии, природных стихий и энергии в чистой форме без структуры и возможности управления».

 

В результате практику Шри Видьи стали расценивать как «рискованную и опасную». Есть расхожее мнение, что «практика Шри Чакры перенасыщена подробностями и деталями, которые сложно соблюсти, и опасна. Лишь очень немногие могут овладеть этой методикой и получить результат», - отмечал один из ученых исследователей тантры в 80-е…

 

Различные запреты и ограничения косвенно или прямо распространялись на формы поклонения божественному в женской форме. В результате поклонения Богине Матери было сочтено рискованным и предопределенно только для отдельных храмов и аскетов одиночек. Считалоесь что любая ошибка в произношении мантры или случайно упущенная деталь ритуала могут привести к катастрофе. Поэтому практика Шри Видьи для домохозяев не допускалась.

 

Таков был социальный и религиозный контекст, в котором Гуруджи начал провозглашать свою радикальную философию открытости и доступности. Его старшая сестра Сурьялакшми рассказывала: «Было столько страхов, связанных с почитанием Ма, в те дни. Люди боялись не только Шри Чакра пуджи, но даже простого чтения гимнов, таких как Шри Лалита Сахасранама, например. Они опасались, что это привнесет распад и разрушение в их жизнь».

 

Гуруджи не высмеивал и не развеивал эти глубоко укоренившиеся заблуждения, но обращал внимание людей на то, что он возникли на базе социальных предрассудков, а не духовных истин. Он говорил: «Гуру Даттатрея родился в семье Риши Атри и его жены Анасуи, что показывает что можно быть домохозяином и совершать полноценную мощную садхану. Он был великий тантрик и передавал искусство практик Шакти людям из всех сословий. Его система называлась Каула, что означает “совокупность” – как внешние, так и внутренние практики».