|
Маричьясана
НАСЛЕДИЕ МУДРЕЦА МАРИЧИ
Вторая из цикла статей об асанах с легендарными именами героев, мудрецов Риши, божественных аспектов, написанных для журнала НОЙ (новое о йоге)
По одной из распространенных версий название это асаны происходит от имени мудреца Маричи. История эта несколько запутанная, но попробуем ее распутать :-) Риши Маричи (имя буквально означает – луч света) был одним из нескольких Праджапати (санскр. - рожденных разумом) Разные источники указывают от шести до девяти Праджапати. И фактически мы можем видеть трансформацию представлений от источника к источнику. В Ведах Праджапати это божество, связанное с зачатием и деторождением, породившее мир от своего семени. В гимне «неизвестному богу» говорится, что Праджапати был рождён из золотого зародыша (Хираньягарбхи) стал «владыкой творения», поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу, властвует над двуногими и четвероногими, его руки — стороны света. В комментариях Брахманах акцент смещается - Праджапати описывается как отец всех богов, породивший вселенную духовным усилием и посредством жертвоприношения. Еще позже в эпоху Упанишад и постепенной трансформации древних культов Праджапати начинают отождествлять с Брахманом-творцом. А в эпических сказаниях Пуранах фигура дробится и одним из Праджапати становится Риши Маричи. У него, конечно, есть свои индивидуальные черты, про него сложены истории, которые любят пересказывать с назидательными целями поколения и поколения индуистов, но основная тема остается одна – невероятная плодовитость этого Риши, имевшего несколько жен и много-много детей.
В эпосе известны и другие родственные связи Маричи. Этим именем у индийцев называется звезда η из созвездия Большой Медведицы. Вообще Большая Медведица это созвездие, где все звезды символизируют разных Риши, и там даже есть одна супруга Риши, но эту тему мы раскроем полнее в одной из следующих статей.
Существует и другая версия, использующая женское начало. Тантрики буддизма и индуизма видят в Маричи – Богиню или Бодхисаттву, а как китайские буддисты не без даосского влияния трансформировали это понятие в Царицу Неба, богиню света, владычицу солнца и луны. Произношение имени варьировалось от Маричи в Индии (правда с другими долготами гласных, соответствующими женскому роду - मारीची mArIcI), до Молиши в Китае и Мариси-тэн 摩利支天 в Японии.
Индийское изображение Маричи Тибетское изображение Маричи
Китайское изображение Молиши Японское изображение Мариси-тэн (в Японии этот образ чаще изображается в образе мужского божества, хотя нередки и воинственные изображения Богини:-)
Маричи ассоциировалась с созвездием Большой Медведицы. В Китае Она была идентифицирована с местным аспектом 斗母 Доу-Му - Матерью Большой Колесницы и Северной звезды, которая также обладала воинским началом. И с тех пор как Маричи была отождествлена с Доу-Му, Она стала являться Богиней покровительницей "метода Пяти Громов" - прикладной боевой магии даосской секты Полярной звезды. Даосы, отдавая должное эклектичности данного культа, использовали как имя Mo-li-chiH или Mo-li-zhi (Маричи) так и имя Chun-ti (Чанди - по ассоциации с Дургой Деви). Обеим формам совершались ритулы вплоть до китайской революции 1949 года. Но и сейчас они могут быть встречены в китайских буддийских храмах и даосских святилищах везде, где по миру встречаются китайские общины...
Предание гласит что Богиня дала рождение девяти сыновьям, даровавшим даосские практики людям. Однажду она погрузилась с дворцовый пруд для омовения, а в пруду появлились девять бутонов лотоса. Когда они раскрылись, то из каждого поднялась на небо звезда, и эти звезды образовали на небе созвездие Большой медведицы (которому придается большое значение в практиках даосизма).
В современной трактовке названий йогических асан зачастую преобладает поздний подход, который почти ханжески обходит стороны жизни богов, подвижников и героев, концентрируясь исключительно на аскетических практиках. Но если не заниматься пересказом многократно пересказанного и размноженного в интернете методом копи-паста, то можно найти очень много интересного. Что и как было, зачем, как и почему это работает. Налицо связь с творящей силой – творящей силой тела и разума, как для женщины так и для мужчины.
В разных школах йоги существует несколько видов выполнения маричьясаны.
В школе Айенгара
Описание данное в «Йога Дипике» Шри Б.К.С. Айенгара. 1. Сесть на пол, вытянуть ноги прямо перед собой. 2. Согнуть левое колено и поставить подошву и пятку левой стопы плашмя на пол. Голень левой ноги должна быть перпендикулярна полу, а икра касаться бедра. Пятку левой ноги поместить около промежности. Внутренний край левой стопы должен касаться внутренней поверхности бедра вытянутой правой ноги. 3. С выдохом повернуть позвоночник на 90° влево, так чтобы грудь оказалась за согнутым левым бедром, а правую руку перенести через левое бедро. 4. Поместить правое плечо за левое колено и вытянуть правую руку вперед, повернув позвоночник еще больше влево и растягивая сзади область правых ложных ребер. Сделать два дыхания. 5. С выдохом обвести правую руку вокруг левого колена, согнуть ее в локте и положить правое запястье на спину у талии. Вдохнуть и задержаться в этой позиции. 6. Сделать полный выдох, отвести левую руку от плеча за спину. Захватить левой кистью правую руку за спиной или наоборот.
Вначале трудно скручивать туловище, но постепенно подмышка коснется согнутого колена. Когда рука обведена вокруг колена, нелегко захватить за спиной ее пальцы другой рукой. Постепенно можно научиться сначала сцепить пальцы, затем ладони и, наконец, захватить одной рукой запястье другой. 7. Правая рука должна плотно запереть согнутое левое колено. Между ним и правой подмышкой не должно оставаться промежутка. 8. После захвата кистей за спиной поворачивать позвоночник еще больше влево, напрягая сцепленные кисти. 9. Вытянутая правая нога должна быть совершенно прямой и неподвижной на полу, но в начальном периоде это не получается. Следует напрягать мышцы бедра вытянутой ноги, так чтобы коленная чашечка подтянулась вверх к бедру, а также напрягать мышцы икры. Тогда вытянутая нога твердо фиксируется на полу. 10. Оставаться в позе 30-60 секунд, дышать нормально. Шею поворачивать влево или вправо, направляя взгляд либо поверх плеча, либо на пальцы вытянутой ноги. 11. Освободить кисти, повернуть туловище в исходную позицию. Выпрямить согнутую ногу и полностью вытянуть ее на полу. 12. Повторить позу в другую сторону. На этот раз согнуть правое колено а правую стопу твердо прижать к полу таким образом, чтобы правая пятка касалась промежности, а внутренний край правой стопы касался вытянутого левого бедра. Повернуть туловище примерно на 90° вправо таким образом, чтобы левая подмышка касалась согнутого правого колена. На выдохе обвить левую руку вокруг правого колена и поместить левую ладонь сзади на талию. Затем закинуть правую руку от плеча назад и, согнув правый локоть, двигать правую кисть к левой, а затем соединить их. Еще немного повернуться право и направить взгляд либо на пальцы вытянутой левой ноги, либо поверх правого плеча. Оставаться в этом положении столько же времени, что и в предыдущем. Расцепить кисти, повернуться обратно, вытянуть правую ногу на полу и расслабиться.
В Аштанга-виньясе Паттабхи Джойса
По книге «Йога мала» Шри Кришна Паттабхи Джойса
Сядьте…, вытяните левую ногу, прижмите правую ступню к правой ягодице, как в Маричьясане (А), и выпрямите грудной отдел позвоночника. Разверните туловище вправо и заведите левую руку за спину так, чтобы она перехлестнулась через правое колено. Правую руку поместите за спину и захватите ею левое запястье. Выпрямите спину и сделайте как можно больше пурак и речак. Это седьмая виньяса и форма асаны. Последующие виньясы описаны в предыдущих асанах. Выполните упражнение для левой и правой сторон.
В школе Дхирендры Брахмачари используется название Ардха-Матсьендрасана
Сядьте на землю. Возьмите руками левую стопу и положите ее на правое бедро так, чтобы пятка лежала вблизи пупка. Затем правую стопу положите на другую сторону левого колена так, чтобы носок не выступал за колено. Левая рука должна так обвиться вокруг правого колена, чтобы охватить правую стопу. Затем, повернувшись назад, правой рукой возьмитесь за левую пятку, а подбородком и щекой коснитесь плеча. Асану следует повторить с правой ногой на левом бедре.
В этих школах немного по-разному описывают эффект от выполнения маричиасаны. Например, Шри Б.К.С. Айенгар, на удивление немногословен и скромен в оценках. «При регулярном выполнении этой асаны быстро исчезают острые боли в спине, пояснице и бедрах. Печень и селезенка тонизируются, вялость их ликвидируется. Мышцы шеи приобретают силу, излечиваются растяжения плечевых связок и смещения плечевых суставов. Плечи обретают свободу движения. Улучшается работа кишечника, поза помогает сократить размер живота. Худощавые люди не очень много получают от этой асаны; более полезные для них позы будут описаны ниже.
Шри Кришна Паттабхи Джойс и Дхирендра Брахмачари обращают внимание на полезный эффект, оказываемый маричьясаной на пищеварительную систему. Это в общем-то типично для Индии, где большинство людей питается очень острой пищей и весьма далекой от йогических предписаний. Именно по этой причине большинство рекомендаций начинается с очистительных практик шаткармы, а описания асан полны восхвалений эффектам, которые они оказывают на те или иные проблемы с пищеварением. В «Йога-мале» сказано: «Каждый вариант Маричьясаны полезен по-своему, и все они исцеляют болезни согласно физической природе человека. Ученики должны изучить и практиковать все эти асаны. Они препятствуют повышенному газообразованию в желудке и кишечнике, нормализуют моторику кишечника (например, при диарее), а также улучшают переваривание пищи.»
А известный ученик Паттабхи Джойса Лино Миеле в своей книге, написанной им под руководством Йогасанавишарада Видвана, указывает: «Паринама шула (язва желудка или двенадцатиперстной кишки) возникает от неправильного характера питания или вследствие ментального напряжения. Они могут предотвращены и облегчены практикой разных видов маричьясаны. Недостаточное и неэффективное пищеварение, запоры, скопление газов, все эти проблемы относятся к дисфункции самана вайю и апана вайю. Пищеварительный огонь (агни) недостаточно силен для стимулирования перистальтики, а в результате – удерживание отходов (запоры) и скопление газов… Эти асаны также благоприятно воздействуют на почки.»
Дхирендра Брахмачари цитирует Хатха-йога прадипику и тоже говорит о проблемах желулудочно-кишечного тракта. «Она стимулирует желудочную секрецию и является эффективным средством для борьбы с серьезными заболеваниями. Она пробуждает Кундалини (скрытую силу) и стабилизирует «лунную силу» (в нёбе)». Хатха Йога Прадипика. 1, 27. Эта шлока подчеркивает необычную эффективность асаны.
Метеоризм, хроническое увеличение селезенки, также как и расстройства печени, полностью излечиваются этой асаной. Она очень эффективна при кишечных заболеваниях. Матсьендрасана является единственной йогической позой, исцеляющей гельминтоз – болезнь, вызываемую проникновением в тело, особенно в желудочно-кишечный тракт, глистов различных типов, которых обычно очень трудно выгнать. Существует три крупных класса глистов, а именно: круглые глисты – аскариды, плоские и ленточные (солитер). Наличие глистов в кишечнике приводит к диспепсическим расстройствам и влияет на пищеварение, всасывание и усвоение питательных веществ из пищи. Сами черви потребляют существенную часть этих питательных продуктов и таким образом приводят к нарушению функции организма. Их обычно очень трудно изгнать. Естественная смерть этих червей практически не имеет значения, так как, во-первых, она не часта, а во-вторых, ее вклад очень незначителен по сравнению с принесенным вредом. Продолжительная практика Матсьендрасаны приводит к уничтожению этих инвазий, убивая глистов и заставляя их выходить из организма.
Медицинскими исследованиями доказано, что асана очень успешно исцеляет диабетические заболевания, что объясняется непосредственной стимуляцией поджелудочной железы, вызывающей освобождение инсулина, что исцеляет даже самые запущенные случаи диабетических заболеваний.
Практика этой асаны приводит к искоренению множества болезней. «Змеиная сила» или Кундалини Шакти, дающая йогам возможность достигать высот йогической практики, быстро пробуждается. Однако асана насколько трудна в освоении, настолько и благотворна. Лишь один из тысячи способен делать её. Постепенно преодолеть трудности присущие этой асане, поможет поза известная как Ардха Матьсьендрасана (Полу-Матьсьендрасана) разработанная и тщательно продуманная йогинами. Ардха Матьсьендрасана обладает большинством достоинств Матьсьендрасаны.
Итак, в первую очередь авторы отмечают воздействие на пищеварительную систему, что можно считать наследием аскетического периода йоги, которая практиковалась исключительно мужчинами. Современные девушки, занимающиеся йогой, обычно удивляются, а некоторые и обижаются, читая древние тексты по йоге, написанные четко для мужчин:-) Внедрение женской практики и ее популяризация начинаются с Шри Тирумулая Кришнамачарьи и в частности его трактата «Йога Рахасья». С того времени его ученики и последователи, а также и другие преподаватели йоги начинают уделять внимание влиянию асан на женский организм.
Паттабхи Джойс. Выполнение этих асан поможет женщинам избавиться от болей при менструациях и укрепить матку, что воспрепятствует выкидышам и срыву беременности. Очищается толстый кишечник и желчный пузырь (вата питта коша), а также манипура чакра. В результате тело станет крепким и сильным. Маричьясана очень полезна для женщин, но практиковать ее желательно под руководством Гуру. Нельзя допускать ошибок в положении туловища, рук и ног. Беременные должны отказаться от выполнения этой асаны после второго месяца беременности. Лино Миеле. Дисменорея (менструальные боли у женщин) – состояния, сопровождающиеся болью в нижних отделах спины и живота, может быть облегчена практикой маричьясан A, B, C, D. Матка (гарбха коша) укрепляется, помогая предовратить выкидыши и обеспечивая здоровое протекание беременности. Беременная женщина должна прекратить выполнять маричьясану C и D после третьего месяца. Маричьясану А и В можно практиковать (если это комфортно) до шестого месяца беременности.
Кроме обобщения опыта разных школ йоги можно и нужно выделить следующие рекомендации по освоению Маричьясаны.
1) Перед тем как начать разворачивать корпус, нужно расположить таз ровно – так, чтобы позвоночник мог беспрепятственно вытягиваться вверх. Есть одна образная рекомендация - представить таз в виде чаши с водой: если наклонить его слишком сильно в ту или другую сторону, то вода прольется. Чтобы этого не случилось, чаша должна стоять ровно. Если сидеть неудобно, то при освоении асаны можно подкладывать одно-два одеяла или «кирпичик», которые помогут образовать правильный лордоз в этом положении и предохранить позвоночник, давая ему возможность корректно вытягиваться вверх.
Иллюстрация ошибочного выполнения маричьясаны: 1) таз завален, позвоночник расположен не вертикально, живот не прилегает к ноге, позвоночник не вытянут вверх. Таким образом мы получим не скручивание, но скрючивание:-( 2) Согнутая в колене нога должна быть плотно прижата стопой к полу, носок направлен вперед. Другая нога вытянута вперед. 3) Скручивания никогда не выполняются, начиная сверху – голова в сторону скрутки поворачивается в последнюю очередь. Позвоночник тщательно вытягиваем. Сгибание в поясничном отделе нарушает стабильность позвонков и дисков 4) Для того чтобы облегчить плотное прилегание живота к ноге можно перед проработкой маричиасаны выполнить пашчимоттанасану. 5) Живот должен быть максимально расслаблен. Для этого вход в асану может осуществляться постепенно, делая несколько вдохов-выдохов в каждом промежуточном положении. Брюшное дыхание (лангхана) помогает снять напряжение. Первое промежуточное положение: поворачиваемся к согнутой ноге, хорошо отталкиваемся рукой от пола для вытяжения и обхватываем другой рукой ногу, притягивая тело.
Второе промежуточное положение: углубляем первое положение, притягиваем себя еще ближе и заводим подмышку поверх колена. Вытягиваем руку и беремся за стопу.
Очень важно чтобы в этих промежуточных положениях руки играли не главную роль, дотягивая тело (в данном случае это будет за счет поворота плеч и большего скручивания в грудном отделе), а поддерживающую стабилизирующую – т.е. скрутка выполнена мышцами корпуса, а руки только помогают вытягиваться и притягивать себя к ноге.
6) Обвивая рукой ногу, продолжаем притягивать себя к ней и тянуться вверх, помогая другой рукой. После этого поднимаем руку с пола и, уводя за спину, захватываем замок рук. После этого поворачиваем шею и направляем взгляд в сторону скрутки.
Фактически эта асана не может быть выполнена без расслабления и прочувствования своего центра. Расслабление освободит огромное количество энергии, расходуемой прежде на удерживание различных блоков-напряжений, энергии креативной во всех смыслах – от репродуктивной системы женщины и мужчины до силы творчества, проявляемой во всех областях развития. Раскройте в себе эти силы.
В следующих статьях мы продолжим рациональный разбор асан. Успешной практики.
|