|
СУРЬЯ НАМАСКАРА
Сурья намаскар, известен, пожалуй, каждому современному человеку, практикующему хатха-йогу. Но происхождение самой практики окружено множеством легенд, и, как правило все разговоры идут уже об вариациях. Вот показательный пример. Статья инструктора йоги, путешественника и блоггера Ивана Смирнова «Откуда есть пошел Сурья Намаскар» освещает много вариантов этой практики, в том числе и не очень известных, но не отвечает на вопрос, заданный в заглавии.:-)
Также дурную шутку играет специфическое восприятие термина «ведический», превратно понимаемого большинством практикующих за пределами Индии. Практика ведического и пуранического периода это почитание солнца на рассвете и закате (иногда еще в полдень и совсем редко в полночь) с определенными ритуалами, в основном связанными с визуализацией, мантрами и мудрами.
А возможно, что история то не такая древняя.
«Энциклопедия индийской физической культуры» Мужумдара (Encyclopedia of Indian Physical Culture. Edited by D.C. Mujumdar) повествует, что во второй половине XVII века Самартха Рамдас был учителем Чхатрапати Шиваджи, ставшего национальным героем не только маратхов, но и всей Индии. Шиваджи был человеком феноменальной выносливости и согласно историческим свидетельствам делал в день 1200 повторений сурья намаскар. А также утвердил эту практику как одно из основных упражнений физической подготовки в армии маратхов. Когда эта пассионарная волна схлынула вместе с ней снизился и поток физических активностей и к концу XIX началу XX века века большая часть индийцев пренебрегала физическими упражнениями и находилась в неважной форме. Очередь вспомнить об этой практике пришла в 30-е годы. Бхаванрао Пант Пратиндхи Раджа Аундха (1868 – 1951, Раджа Аундха 1909 – 1947) оживил, забытую было практику, разнообразил ее вариациями данд (индийских отжиманий) и байтхак (индийских приседаний). Новая практика активно внедрялась в программы физического воспитания учебных заведений английского и индийского типа, тем более что у раджи были такие возможности. В это время локальные правители уделяли очень большое внимание физической культуре. Занимались сами, поощряли учителей физической культуры, боевых искусств и йоги. Многим известен пример раджи Майсора, поддерживавшего Шри Кришнамачарью (и не только его – в той же энциклопедии первые 12 страниц это персональные посвящения и благодарности раджам разных провинций, помогавшим созданию этой книги, причем не только деньгами). Для понимания процессов в индийском обществе того времени очень важно понимать, что это не был отдельный случай, а это была обычная практика. Раджа покровитель физической и духовной культуры и сам первый пример подданным.
И вот такой прекрасный локальный властитель активно пропагандирует старый новый метод физической культуры, расписывает нормы выполнения для разных возрастов. В возрасте с 8 до 12 лет – от 25до 50 циклов, от с 12 до 16 – от 50 до 100, с 16 до 40 – от 100 до 300, с 40 до 60 – от 300 до 100 и для лиц старше 60 индивидуально возможное количество повторений. Думаю, что многим современным практикам, считающим 108 циклов сурья-намаскара серьезной практикой на выносливость, стоит задуматься о своих реальных возможностях.:-) Очевидно, что в ту эпоху, когда шло формирование новой индийской физической культуры, различные упражнения перетекали из одного вида в другой, школы и течения оказывали влияние друг на друга и перенимали интересное и полезное будь оно новоизобретенное или освященное тысячелетней историей. И совершенно не вопрос освятить новинку легендой, как это свойсвенно восточному менталитету.
Раджа Аундха
Книга на хинди была издана в Индии в 1928 году. В 1937 году Раджа получал юридическое образование в Англии (вот такой вот разносторонний человек и просвещенный властитель:-). В это время он привлек внимание общественности к своей «семейной» системе упражнений. Книга была переведена на английский и издана в 1938 году. Это был один из первых шагов к мировой известности практики.
Страницы английского издания книга Раджи Аундха о Сурья Намаскаре. 1938 год.
Сейчас уже сложно сказать как там было дело. Повлияла ли эта практика на Шри Тирумалая Кришнамачарью, который в 20-е 30-е годы впитывал в себя все возможные доступные знания и трансформировал их в стройную практику, ставшую одной из главных основ современной йоги. Или было наоборот? Интересные размышления на эту тему можно прочитать в блоге практика и исследователя наследия Кришнамачарьи вообще и аштанга-виньясы в частности Антони Грим Холла (Anthony Grim Hall)
Осознанной практики вам, друзья, и хорошей теоретической базы!
|