|
МЁКЭН
Мёкэн Myoken 妙見 (санскр. - Судришти, Сударшана) это обожествленная Полярная звезда и созвездие Большой Медведицы, культ пришедший в Японию из Китая и смешавшийся с локальными верованиями. Её культ играл большую роль в воинской практике. Мёкэн может быть переведено как небесный глаз, небесное зрение и может истолковывать в дипазоне от просто хорошего зрения, то различающего видения тантр и всевидящего божественного ока.
Классификация, как водится у японцев, затруднена - и босацу (боддхисаттва), и тенбу (дева), и ками (Ame no Minakanushi no Mikoto 天御中主尊 - дословно «повелитель центра неба»)... Наиболее распространенная иконография такова - верхом на драконе или черепахе (черепаха - хранитель севера в китайской традиции) или особом звере кида 亀蛇 (змее-драко-черепахе), в одной руке луна в другой солнце (как у Мариситэн).
Различные имена, под которыми Мёкэн фигурирует в Японии: Sonshō-ō 尊星王 (Sonjō-ō, Sonsho-o, Sonsei-ō - Властитель почитаемой звезды); Myōken 妙見, Myōken Son 妙見尊, Myōken Daibosatsu 妙見大菩薩. В онмёдо(Onmyōdō 陰陽道), к Мёкэн обращались как Chintaku Reifujin 鎮宅霊符神 или как к даосскому божеству Taizan Fukun 泰山府君, Taiichi 太一 Также использовались имена Полярной звезды и Большой медведицы Hokushin Bosatsu 北辰菩薩, Hokuto Myōken Bosatsu 北斗妙見菩薩 или Hokuto-ten 北斗天.
Поклонение Мёкэн было очень распространено в воинской среде, как и поклонение Мариситэн, с целью обрести психо-физически совершенства для боя, невидимости и т.п. Как правило жизнеописания основателя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流 выдающегося воина Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斎家直 начинаются с падения клана Тиба Chiba 千葉, которому он служил. После чего Основатель стал отшельником, совершал 100-дневные и 1000-дневные аскезы и получил божественное откровение. Рассмотрим ритуальную практику клана Тиба немного подробнее. Основным почитаемым аспектом был Мёкэн Босацу 妙見菩薩 , в котором слились локальные формы -Мёкэн Син 妙見神 и китайско-индийские божества - Доу Му 斗母 - Хоку То 北斗 , богиня Полярной звезды и Большой Медведицы, покровительствующая оборотничеству.
На фото слева карта звездного неба с положением Мёкэн. На фото справа китайский образ Hokushin 北辰 в храме Тодзи в Киото.
«... в Индии मारीची (mArIcI) Маричи ассоциировалась с созвездием Большой Медведицы. В Китае Она была идентифицирована с 斗母 Доу-Му - Матерью Большой Колесницы и Северной звезды, которая также обладала воинским началом. Очевидно, что здесь имеется тесная связь с даосской громовой магией, зародившейся со времени периода Сун. И с тех пор как Маричи была отождествлена с Доу-Му, Она стала являться Богиней покровительницей "метода Пяти Громов" - прикладной боевой магии даосской секты Полярной звезды (pei-chi p'ai). Эта секта берущая свое начало в горах Удан 武當山 (wUdAng shAn) уделяла особое внимание ритуалам экзорцизма и воинской магии, а во времена правления династии Мин (1368 - 1644) находилась под покровительством императора и имела большое влияние.
На фото слева традиционное китайское изображение Доу-Му. На фото справа изображение с персонификацией всех звезд в созвездии или детей Богини.
Отметим также связь с Наваратри - в Китае празднуется праздник 九皇大帝 9 императоров и 9 богов, в течение которого каждая ночь посвящена отдельному аспекту, а на 8-ю ночь празднуется рождения Доу-Му. Богиня является хранительницей балланса между землей и небесами, контроллирует жизнь и смерть и приносит удачу. Этот аспект Богини очень популярен среди всех китайских общин по миру, а праздник 9 монархов и 9 богов (богинь) активно празднуется всеми ими.
Китайская идиома 泰山北斗 (буквально - Гора Тай и Доу-Му означает человека обладающего различающим видением. Но акже стоит учитывать, что 斗 доу - это мера зерна, и аллюзии здесь возможны от плодородия, до различающего видения:-)
Одной из даосских практик прикладной магии для оборачивания в зверя являются т.н. шаги Ю - особая техника перемещаения в пространстве, которая вместе с другими визуальными и аудиальными техниками должна привести практика в нужное состояние сознания и тела. Обратите внимание на то, что кроме спиральное траектории есть еще и траектория, имитирующая созвездие Большой Медведицы (всмомним о связи с 斗母 Доу Му)
На фото слева иллюстрация наставлений по методу Ю из японского свитка. Стоит обратить внимание, что за наставление по методу обращаются к Тэнгу:-) На фото справа современное воплощение образа Мёкэн вполне в духе традиционной иконографии
В период Хэйан богиня была покровительницей клана Тиба, а в более поздние времена члены клана органично стали последоватями буддийской секты Нитирэн 日蓮宗, в которой Мёкэн Босацу являлся одним из основных почитаемых аспектов. В основном храме секты Дайгодзи 醍醐寺 в Киото представлена мандала 妙見曼荼羅 (Хокуто мандара) Мёкэн и 28 небесным девам (фазам луны) так как их понимают в Нитирэн.
На фото слева Хокуто мандара (мандала). На фото в центре редкий образ Мёкэн на орле - Washi Myōken Daibosatsu 鷲妙見大菩薩 в святилище в Асакусе. На фото справа воинский образ Мёкэн, с мечом и в доспехах Nose Myōken Daibosatsu 能勢の妙見大菩薩 в Осаке.
В центральной части мандалы над головой Мёкэн можно увидеть семь звезд Большой Медведицы. Они часто изображались отдельно как мандала для практики, как защитный амулет, и даже легли в основу мона (кланового герба) Тиба. Вот он со многими вариациями. Но основным вариантом был все же круг в обрамлении 6-7-8-9 маленьких кругов.
Работа с мандалой и мантрами включала в себя как лечебные практики, общую защиту и благословления так и прикладные боевые аспекты.
Считается, что история почитания Мёкэн в клане Тиба идет от его основателя Ёсифуми Тайра, который в битве 931 года в Уэно призвал Мёкэн и тот (та) наслал(а) на врагов дождь из мечей и копий. Позднее Тайра Цунэсигэ 平常重 и Тиба Цунэтанэ 千葉常胤, при которых был возведен замок Тиба, также активно использовали практики Мёкэн в сражениях периода становления сёгуната в Камакуре. Кстати, Усуи Микао 臼井甕男, открывший систему рэйки 霊気, также был родом из клана Тиба и многие практики получил по наследству, в том числе лечебные практики.
На фото слева святилище Мёкэн в Тиба, место где практиковал Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао. На фото справа замок клана Тиба, которому служил Основатель. Это реконструкция 70-х годов 20 века, к сожалению ничего общего по виду не имеющая с исторической постройкой. Это некий усредненный вид замка т.к. не сохранилось достоверных источников, показывающих как выглядел замок во времена правления клана. Но стоит он том самом месте.
Стоит особо отметить яркий пример синто-буддийского взаимодействия и перетекания одних аспектов в другие в связке Фуцунуси-но-ками - Мёкэн - Мариситэн в описании Тэнсинсё (Божественное откровение - букв. «правильная передача божественной истины»), которое получил Иидзаса Тёисай Иэнао (перевод А.М.Горбылева): «Бог-Господин Рассекающего Воздух Удара Мечом (Фуцунуси-но ками ) своей «исконной землею» (хондзи 本地; т.е. сущностью) имеет Прекрасного Почитаемого (Мёкэн-но микото 妙見尊) [Великого Бодхисаттву по имени Алмазный Отрок Чистейшего Благого Божественного Драгоценного Дождя]. Он – порождение Небожительницы-Дэвы Луча Света Небесного Пути (Тэндо Мариситэн). Именно этого бога надлежит избрать и отправить [в Срединную Страну Тростниковых Равнин], – так глас тот сказал. И боги возликовали.»
«Всмотревшись, увидим, что Прекрасный Алмазный Отрок Искреннего Чистейшего Драгоценного Дождя с Полярный Звезды (Хокусин Мёкэн Конго Сэкисэйухо додзи 北辰妙見金剛赤精雨宝童子) – это Великий Дух (оотамасий大魂), возвещающий постижение плода просветления всех морей и рек, гор и вершин, трав и деревьев, валунов и камешков во всех Трех Мирах Дхармы (санкай 三界), всех последователей Учения (бонсюдзин 梵衆人), дэвов (тэн 天) и будд (буцу 仏), духов-ками (神) и демонов-они (鬼), всех блуждающих по сансаре – юдоли страдания во всех Мирах Дхармы (хоккай 法界) – чистых и нечистых, обладающих признаками (иро 色) и формами (катати 形) и чистым духом (сэйкон 精魂), и великий исток всей мириады вещей и природы-самотаковости, сущих в этом мире.»
|