ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЯПОНСКАЯ ТАНТРА, ТАТИКАВА-РЮ И РЁБУ СИНТО

Статья Бернара Форе (Bernard Faure) из сборника Tantra in Practice под редакцией Дэвида Гордона Уайта (Princeton Readings in Religions, 2000).  Перевод Сергея Бабкина

 

 

Ученые часто пытались определить буддизм через его теорию причинности. Буддийская концепция кармического воздаяния, хотя и вытекающая из брахманической мысли, обычно представляется наиболее значительным шагом вперед не только по сравнению с брахманизмом, но и по сравнению с такими другими религиозными течениями, как даосизм и конфуцианство, которые подчеркивали систему космологических связей, основанных на "коррелятивном мышлении"." В этом отношении показательно, что тантрический буддизм также подчеркивал космологические связи, а не линейную причинность, и, по-видимому, вернулся к ведической концепции человека как микрокосма. Эта макро-микрокосмическая концепция Вселенной, исходящая из первого принципа, является главным отходом от раннего буддизма, который никогда не был чрезмерно озабочен космогонией, вместо этого сосредоточившись на онтогенезе, то есть на ряде причин, образующих так называемую двенадцатисвязную цепь-от невежества до рождения и смерти - ведущую к появлению индивидуума.

 

Тантра, являющаяся ответвлением ведической брахманической и йогической традиций, есть прежде всего система соответствий между микрокосмом и макрокосмом, человеком и Вселенной. В то время как ранний буддизм определялся своим аскетическим отвержением мира и концепцией человека как существа абсолютно вне мира, Тантра может быть определена как реинтеграция мира в сотериологический путь - поскольку человек и мир теперь фундаментально идентичны. Реинтегрируя мир в свою практику, Тантра также реинтегрировала сексуальность, одну из главных движущих сил мира. Следовательно, сексуальность и плодовитость стали основными элементами Тантрического мировоззрения. Если возвращение к изначальному единству остается далеким горизонтом этого метафизического учения, то тантрическая практика, напротив, управляется фундаментальной двойственностью, обычно определяемой в сексуальных терминах. Таким образом, тантра в истинном смысле является недвойственным дуализмом: в то время как теория подчеркивает недвойственность, практика в целом характеризуется дуализмом.

 

Таким образом, тантрический буддизм не является, как некоторые до сих пор полагают, вырождением буддизма, вызванным пагубным влиянием популярной индийской культуры. Это скорее высокофилософский и ритуальный синтез, развитие понятия Двух Истин (то есть предельных и условных истин). Эта особенность объясняет тот факт, что тантрический буддизм был легко способен интегрировать другую сложную космологическую систему, китайскую теорию Инь и Ян и пяти сил/стихий. Именно этот синтез, осуществленный в течение восьмого и девятого веков в Китае и Японии, стал ядром японской Тантры. Японская Тантра - или, по крайней мере, ее основное направление, переосмысленное как "эзотерический буддизм" (Миккё) - попыталась "очистить" себя от сексуальных элементов, характерных для индийской Тантры; то есть ускользнуть от сексуальности и вернуться к строго аскетической концепции раннего буддизма. Однако эта попытка оказалась не совсем удачной. В любом случае, важно видеть, что сексуальность в Тантре имеет в высшей степени космологическую и ритуальную природу. Союз мужского и женского начал рассматривается как источник всего сущего, выраженный в тантрической мифологии как сексуальный союз Бога или Будды со своей партнершей-женщиной, которая представляет его энергию (Шакти).

 

Став главным дискурсом средневековой японской идеологии, тантрический буддизм внес свой вклад в "индианизацию" Японии. Дело обстояло, конечно, сложнее, поскольку к тому времени Япония уже интегрировала принципы китайской космологии. Эта интеграция сделала еще один шаг вперед с появлением Татикава-Рю (Tachikawa-ryu 立川流). Эта ветвь школы Сингон (Shingon 真言) восходит к жрецу по имени Нинкан (Ninkan 仁寛, 1057-1123). После ссылки в город Татикава (провинция Идзу) Нинкан изучал космологию Инь-Ян (онмёдо оnmyōdō 陰陽道) и включил космологические элементы в учение Сингон. Его учение вскоре расцвело и, согласно традиции, было систематизировано Раю (Raiyu,1126-1304). Однако в конце концов Татикава-Рю была объявлена "еретической". Предполагаемые причины были в основном доктринальными и имели отношение к "аморальным" элементам учения школы. Это привело к запрету Татикава-Рю и уничтожению её священных писаний в конце периода Муромати (Muromachi). Тем не менее идеи Татикава, которые в некоторых отношениях были возрождением индийской Тантры, продолжали оказывать влияние на буддийский дискурс и даже обеспечили значительные компоненты для позднесредневекового и раннего современного мировоззрения.

 

В Индии тантрический буддизм уже ассимилировал местных индуистских богов в свой пантеон. Этот синтез был настолько удачен, что буддизм, потеряв свои резкие отличительные черты, в конце концов был вновь поглощен индуизмом. Напротив, в Японии подобный синтез вызвал ответную реакцию и привел к появлению отчетливо "японской" религии под названием Синто (Shinto).  Эта традиция, возникшая в таких центрах, как Храм Исэ, берет свое начало в особой разновидности японской Тантры, так называемом Рёбу Синто (Ryobu Shinto 両部神道) Эта новая идеология, согласно которой синтоистские божества были локальными проявлениями "изначальных" Будд, привела, например, к отождествлению богини солнца Аматэрасу с Буддой Вайрочана (Дайнити, "Великое Солнце" по-японски), а двух святилищ Исэ-с двумя великими мандалами школы Сингон (мандалами царства чрева и  царства ваджры). Эти две мандалы использовались в Татикава-Рю как символы сексуальной полярности, причем влияние Татикава было очень сильным в этой тантрической традиции Исэ.

 

Этот "недвойственный дуализм" проиллюстрирован в таких работах, как "Исэ Дэнки", или, если дать его полное (и довольно загадочное) название, "Исэ Сёсё Нихонги Юсики Хонсё Нин Дэнки" (Ise shosho Nihongi yushiki honsho nin denki  - переданная запись Нихонги, сознания, фундаментальной природы и человечества, произведенная Исэ). Согласно колофону, эта работа была скопирована в 1537 году в храме Мёо-Ин (Myoo-in) близ Исэ, после того как была передана священником Сонкаем (1472-1543) своему ученику Рёкану (Ryokan). Исэ Дэнки разделен на десять разделов, в которых рассматриваются различные аспекты эзотерической буддийской традиции в отношении Исэ. Здесь мы представим первые три раздела, описывающие основные фазы процесса космической эманации, которые также являются, в обратном порядке, фазами сотериологического процесса. Но даже в этом случае будет трудно дать простое представление о сложной символике текста, закодированной в многочисленных слоях значений, которые на первый взгляд кажутся простыми повторениями числовых символов (наборов полярностей, триад и пентад). При ближайшем рассмотрении текст описывает мандалу, то есть в динамической форме космогонический или психогенный процесс эманации (и растворения). Нижеследующее является лишь предварительной попыткой расшифровать некоторые из этих значений.

 

Имя Исэ (Ise 伊勢) трактуется здесь весьма своеобразно, типично для средневековой экзегезы. Две графемы (китайско-японские иероглифы) этого соединения используются для обозначения фундаментальной полярности, из которой все возникает. Таким образом, "и" и "се" становятся тантрическими и синтоистскими эквивалентами китайских Инь и Ян. Они также являются символами двух великих cингонских мандал. В других текстах Рёбу Синто два принципа Инь и Ян (и две мандалы) ассоциируются с двумя изначальными синтоистскими божествами Идзанами и Идзанаги, чьи любовные ласки вызвали своего рода Генезис. Вот почему в следующем переводе я буду читать этот термин как И-Сэ, чтобы подчеркнуть, что речь идет о космологической полярности, а не о географическом топониме полуострова Кии.

 

Мандара (мандалы) Конгокай (мира Ваджры) и Тайдзокай (мира Чрева)

 

 

1. О ГАРМОНИЧНОМ СОЕДИНЕНИИ НЕБА И ЗЕМЛИ И-СЕ

 

В так называемом гармоничном союзе неба и земли традиции И-Сэ земля-это Татхагата Вайрочана двух царств мира Чрева и  мира Ваджры, а существа-это фундаментально нерожденная чашечка буквы А. Так, написано: "Если ваш собственный ум чист, то все будды пребывают в нем; когда в уме проявляется одна буква А, все будды постоянно проповедуют закон." Буква А, о которой идет речь, есть не что иное, как два иероглифа И-Сэ, и это происхождение мужчины и женщины. Вот почему в эзотерическом учении говорится: "Все существа имеют в своей груди букву А, последовательность проявления которой такова: внутри лотоса появляется лунный диск; а внутри лунного диска появляется буква А, которая трансформируется в пять цветов: синий, красный, желтый, белый и черный." Под этой буквой А находится трёхзубая Ваджра, представляющая шесть чувственных способностей существ. Также говорится, что там обитают два Будды и четыре бодхисаттвы, разделяющие шесть видов ритуальных орудий. . . . Таким образом, однозубая ваджра-это стебель цветка лотоса; это тело всех существ. Пятизубая ваджра-это корень цветка лотоса; это правая и левая ступни существ. Трёхзубая ваджра-это лепестки цветка лотоса; это правая и левая руки существ.

 

В И-Сэ мы находим ворота буквы А, первой из сорока двух букв. Пятизубая ваджра - это великая земля царства Дхармы; она называется "Дворцом таковости". Трехзубая ваджра - это нерожденный принцип и мудрость внутри ума; это земля возмездия тела возмездия. Однозубая ваджра - это сущность принципа вне тела; это чудесная область предельной реальности.

 

Также сказано: "буква А-это телесная карма тела Дхармы; лунный диск-это вербальная карма тела возмездия; лотос-это ментальная карма тела метаморфозы." Эти три тела фундаментальной сущности трёх периодов также символизируются следующим образом: однозубая ваджра-это телесная карма тела Дхармы; трёхзубая ваджра-это вербальная карма тела возмездия; пятизубая ваджра-это ментальная карма тела метаморфозы. Когда верх и низ соединяются гармонично, человек говорит о теле Дхармы шести великих элементов. Этой природой наделены все без исключения классы существ. Таким образом, в интервале необусловленного звука возникает фонема А и совершенствуются плоды состояния Будды. Если человек знает и реализует эту букву А, то даже четыре серьезных проступка и пять нарушений превращаются в достоинства мандалы. Если человек культивирует эту букву, то три яда-невежество, жадность и ненависть - превращаются в тайные практики йоги.

 

"Гармоничный союз неба и земли" - это союз И-Сэ. "И" - это Татхагата Вайрочана мира Чрева;" Сэ " - Татхагата Вайрочана  мира Ваджры. Также сказано: "если рассматривать происхождение буквы А, то это Татхагата Вайрочана из области чрева; это Небеса. Это не кто иной, как И-Сэ. С буквой Ба (Ва на санскрите), опять же: это Татхагата Вайрочана ваджрного царства, земли; это также И-Сэ. Если разделить человеческое тело на пять частей, то верхняя часть головы соответствует царству Будд; правая рука-царству бодхисаттв; левая рука-царству пратьекабудд; правая нога-царству дэвов; левая нога-царству шраваков. Когда человек таким образом соединяет небо и землю И-Сэ, буква находится на кончике каждого из пальцев четырех рук и каждого из пальцев четырех ног. Эти буквы соответствуют Бодхисаттвам сорока двух стадий. Две высшие ступени - это ступени двух Будд И-Сэ, которые суть мужчина и женщина. Стадия человека-это всегда стадия тела Будды. Мужчина управляется небом, женщина-землей. Это то, что называется единением неба и земли. Семенные буквы, рожденные от "И", красные; те, что рождены от "Сэ", белые. . . . Это называется гармоничным союзом неба и земли, двух царств Чрева и Ваджры.

 

Поскольку индийская метафизика принимает слово или речь (vac - вач) за предельный принцип, мы должны сначала кратко объяснить индийские концепции относительно языка. Наиболее значимыми в этом отношении являются сорок девять или пятьдесят фонем санскритской фонетической системы, называемых Матирками или" малыми матерями", потому что они рассматриваются как источник всех звуков - следовательно, всех вещей. Кстати, эти фонемы послужили образцом для японской силлабарической системы Кана, приписываемой Кукаю (774-835), основателю школы Сингон. Существует еще одна последовательность из сорока двух фонем, называемая А-Ра-Пача-На (a-ra-paca-na) по последовательности её пяти первых фонем. Именно этот порядок упомянут здесь в связи с сорока двумя этапами бодхисаттвы. В обоих случаях первой из этих фонем является слог А, который приобрел мистическое значение не только как символ всех начал, но и как устанавливающий все другие слоги; и более того, как маркер отрицания (как в английском и французском языках, двух других индоевропейских языках). Таким образом, эта фонема стала выражать высший принцип, из которого все исходит. Как гласный, А также является первым из шестнадцати гласных санскритской "гирлянды букв", которая включает в себя М (анусвара или бинду) и Х (висарга), две фонемы, которые, как говорят, дают начало ряду согласных, от ка до ха. Если эта вокально-согласная последовательность воспринимается в космогонических терминах как символизирующая процесс эманации, то обратная последовательность указывает на процесс растворения, который совершает тантрический практикующий, намеревающийся вернуться к своему источнику. Вот почему наш текст подчеркивает произнесение единого звука: этот неартикулированный звук есть нада, изначальное проявление Абсолюта, знание которого равносильно освобождению. Это звук, который соответствует фонеме М, бинду ("точка "или" капля"), обозначенной графически точкой над слогом. Этот бинду - это "капля" звуковой, но также и световой энергии, которая временно собирается, прежде чем снова разделиться, чтобы создать множественность согласных и совокупность вещей. Этот носовой резонанс, как говорят, рождается от Союза Бога и его Шакти, идеи, выраженной графически двумя бинду, красным и белым, сливающимися в "смешанный бинду"." Короче говоря, бинду - это точка сближения и расширения; она символизирует, следовательно, Абсолют; или, скорее, она представляет собой точку соприкосновения с источником энергии. Отсюда важность мантр и их магическая, но также и космогоническая действенность, объединяющая звук и дыхание, космический и человеческий планы.

 

Подводя итог: с фонетической точки зрения Энергия звука, рожденная от сексуального Союза Бога и его супруги, сначала создает шестнадцать гласных, прежде чем сконцентрироваться в бинду, а затем распространиться через висаргу (графически представленную в виде двух бинду) в согласные. В космогонических терминах первоначальная двойственность сначала расширяется, образуя первый уровень; затем концентрируется в капле, которая подразделяется на три или пять элементов, образуя второй уровень, прежде чем далее порождать множественность вещей. С точки зрения общей тантрической медитации это можно представить как порождение трёх мандал: практикующий сначала визуализирует Бога и его Шакти в сексуальном Союзе. Это видение сливается в единую точку чистого света (бинду), из которой возникает другая мандала, разделенная на пять цветных секторов. В центре находится восьмилепестковый лотос, который служит пьедесталом для Бога, из которого выходят четыре божества сторон света, которые, в свою очередь, порождают четыре подчиненных божества четырёх промежуточных направлений. Затем практикующий визуализирует другую мандалу, драгоценный дворец, представляющий человеческий мир, в центре которого Бог и его супруга находятся в сексуальном Союзе, окруженные меньшими божествами.

 

Эта динамика также может быть выражена в терминах мантры ОМ (А-Хум, по-японски а-ун). Здесь снова процесс эманации начинается с двойственности, или, скорее, соединения двух принципов, и рассасывается в единстве с "украшением" бинду. По причинам, которые имеют мало общего с фонетикой, две фонемы и бинду, а-ун, заменяются в Исэ Денки двумя идеограммами И-Сэ. "Гармоничное соединение" этих двух принципов не только фонетическое, но и сексуальное, и действительно сексуальная метафора пронизывает наш текст, придавая некоторую убедительность утверждению, что ритуалы Татикава-рю включали в себя половой акт между священником и его партнершей. Как бы то ни было, фонема А, как говорят, меняется на пять фаз (и пять цветов), порождая пятеричный символизм, который является еще одним лейтмотивом этого текста. Эти " 5 А "(называемые" пятью поворотами "или" пятью точками " А, потому что они выражаются графически точками) суть: короткий а, длинный а (А), бинду (аM), висарга (аH) и, наконец, синтез всего этого: ahm (или aH).

 

Фонема А также считается "нефритовыми вратами" женщины, то есть ее йони, источником всех Будд и человеческих существ. Как мы увидим, женская матка ассимилируется с высшим принципом, изначальным хаосом, до появления будд и всего мира. Этот образ напоминает знаменитую картину Курбе о женских половых органах, озаглавленную " Происхождение мира." В японской Тантре эта буква А, как высший принцип, также является космическим Буддой Вайрочана, представленным в центре мандалы (или космической сферы), которая исходит от него. В индийской Тантре божество часто изображается в космическом единении со своей Шакти (или женской энергией), тогда как в японской Тантре этот элемент часто преуменьшается (это подразумевается, однако, в том факте, что Вайрочана является андрогинным). Эта концепция божества как поляризованной (и сексуализированной) пары, мужской и женской, является центральной характеристикой Тантры. Здесь ссылка на "двух Будд И-Сэ" в контексте сексуального Союза больше соответствует индийской концепции.

 

В то время как индийская культура отдает предпочтение ораторскому искусству, китайская и японская культуры делают акцент на письменном культуре - как показывает этот текст. Таким образом, графема А (вместе с ее фонемой) начинает играть важную роль в медитации Сингон, известной как "Адзи-Кан" (созерцание графемы А). В этой медитации практикующему предлагается визуализировать чистый белый диск полной луны, а в этом диске-букву А (написанную особым шрифтом, известным как Сиддхам) на лотосе. Эта визуализация представляет собой динамический процесс творения, создание ментальной мандалы от центрального Будды Вайрочаны, через четырех Будд кардинальных направлений (в последовательности В, Ю, З, С) и четырех бодхисаттв порядковых направлений (ЮВ, ЮЗ СЗ, СВ), вплоть до периферийных божеств и множества чувствующих существ. Наш текст лишь намекает на основные фазы этого процесса, поскольку они визуализируются - то есть разыгрываются - практикующим. Но здесь вместо процесса эманации-от единства к множественности-мы имеем дело с процессом растворения в трёх фазах - от множественности (символизируемой лотосом и его лепестками), через единство (символизируемое лунным диском) к высшему принципу (буква А). Основная схема-просто упоминаемая здесь, но более явная в индийских источниках-остается той же самой: энергия двух принципов сначала рассасывается в одну точку (бинду), прежде чем эволюционировать в пентаду, из которой развивается множественность. В эмбриологических терминах раздела 3 текста капли (красные и белые) матери и отца соединяются, образуя бинду, который эволюционирует в сформировавшийся эмбрион, обладающий пятью конечностями; последующее рождение этого пентадического существа знаменует появление другого уровня реальности или сознания: создание нового мира, "драгоценного дворца", который Исэ Денки называет "дворцом [или столицей] таковости"."

 

Фонема А, написанная шрифтом сиддхам, на лотосе - объект созерцания в Сингон и других школах

 

 

Фазы эманации часто описываются в количестве трёх или пяти. Эти три фазы описаны здесь в терминах трех наиболее распространенных типов ваджр, ритуального инструмента, используемого в ритуалах Сингон. Число зубцов ваджры (один, три или пять) поддается всем видам символизма. Это особенно верно в отношении пятизубой ваджры, называемой "ваджрой в форме человека" из-за ее символического сходства с человеческим телом. Наши тексты манипулируют этими числовыми категориями "до тошноты", чтобы усилить эквивалентность между макрокосмом (Вселенной) и микрокосмом (человеческим телом). Здесь три типа ваджр сначала соответствуют трём частям лотоса (стебель, корень и лепестки), а также трём частям человеческого тела (голова и туловище, ноги и руки). Они также представляют собой три вида кармического воздаяния, вызванного действиями рта, тела и ума. Таким образом, достижение уровня буквы А означает возвращение к источнику всего, к стадии, предшествующей возникновению чего бы то ни было; и это отменяет всю злую карму, которую человек мог накопить в прошлом. Точно так же три символа лотоса, Луны и буквы А соответствуют трём телам Будды, от его самой приземленной формы, тела метаморфозы (Нирманакая) до самого абсолютного, тела Дхармы (Дхармакая)-причем относительное и абсолютное опосредовано телом воздаяния (Самбхогакая), видимым только существами, которые приобрели заслуги через практику.

 

Разные типы ваджр - однозубая, трёхзубая и пятизубая

 

 

В тексте упоминаются шесть будд, то есть два Будды И-Сэ и четыре Будды сторон света. Здесь, как и в индийской Тантре, Вайрочана представлен как божественная полярность. Эти шесть Будд, символизирующих шесть элементов буддизма Сингон, также представлены ритуальными инструментами, а именно двумя наборами из трех ваджр, символизирующих соответственно микрокосм (человеческое тело) и макрокосм. Эти три ваджры также представляют три уровня реальности, три мандалы: пятизубая ваджра символизирует пятидольный человеческий мир ("Дворец таковости"); трёхзубая Ваджра-промежуточный уровень двойственности двух принципов; и однозубая Ваджра-конечная реальность. Таким образом, последовательность от пятизубой до трёхзубой и однозубой ваджры представляет собой космическое рассасывание от пятиконечной реальности к двойственности и единству, как это символически переживается практикующим. Опять же, два ряда из трех тел, символизируемых тремя символами (буква А, лунный диск и Лотос С одной стороны; и три типа ваджры с другой), представляют собой тела Будды Вайрочаны и чувствующих существ, чье "гармоничное слияние" составляет "тело Дхармы, состоящее из шести элементов" - то есть тело просветленного существа или эмбриона в утробе матери.

 

Вспомним, что процесс эманации начинается с сексуального соединения двух полярных противоположностей, мужского божества и его женской Шакти (энергии) или, в терминах Рёбу Синто, "И" и "Се" Исэ (символ Сэ, не так уж случайно, означает "энергия"). Этот союз представлен в китайских космологических терминах как союз неба и земли, Инь и Ян. В тантрических терминах процесс эманации сначала является фонетическим, от первой до последней из сорока двух фонем последовательности а-ра-па-ча-на. В переведенном отрывке первые две буквы А и Ва (или вара с бинду) символизируют "двух Будд И-Сэ", то есть Вайрочану в его двух аспектах, в чреве и ваджрном царстве. Остальные сорок букв связаны с двадцатью пальцами рук и ног (и записаны на них), реализуя микрокосмическое/фонетическое тело, а также сотериологический путь бодхисаттвы, с его сорока двумя стадиями. Эти буквы называются либо женскими, либо мужскими, вытекающими из женского принципа ("И"), либо из мужского принципа ("Сэ"). Их соответствующие цвета, красный и белый, относятся к индийской (и китайско-японской) вере в то, что человеческий эмбрион образуется в результате соединения крови матери и семени отца. Две буквы А и Ва также являются первыми в последовательности а / ва / ра / ха/ка, представляя собой слоги пяти элементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство).

 

Мандалы Конгокай и Тайдзокай, где все проявленные аспекты изображены как их биджа-мантры шрифтом сиддхам

 

 

2. НА ВОСЬМИЛЕПЕСТКОВОМ ЛОТОСЕ И-СЭ

 

"Восьмилепестковый лотос" - это великая земля царства Дхармы, гармоничного союза двух  миров Чрева и Ваджры. Вышеупомянутый "гармоничный союз" двух мужских и женских тел, с их четырьмя руками и четырьмя ногами, является этим "восьмилепестковым лотосом"." Это источник всего сущего. Таким образом," столица таковости естественного пробуждения " соотносится с вратами буквы А, первой из сорока двух букв. Это также называется созданием Татхагаты. Две Дхармы сознания и тела называются "нерожденными"." Врата Дхармы двух истин, условной и окончательной, означают, что всё сущее под небом есть тело Будды; всё содержит этот Лотос. Вы должны хорошо изучить это и осознать его истинность. Без предельной реальности таковости предельных и условных истин, в которой гармонично соединены сосредоточение и мудрость, ничто не могло бы воплотиться в жизнь. Подобно формам семян пяти колес, ум Будды поддерживает сладостные и чудесные практики трёх тайн. Все действия чувствующих существ, без исключения, содержатся в звуке мудрости Высшей Реальности. Какая жалость! Не сумев осознать этого из-за недостатка мудрости, мы рождаемся в этом мире и в конце концов умираем, забыв о великих достоинствах врожденного присущего нам пробуждения. Очень жаль, что мы до сих пор не осознали И-сэ. Резонанс голоса в момент рождения-всё это есть таковость И-Сэ. Вот почему сказано в писаниях: "истинно проявленные всеми существами действия, пробуждение, осуществленное Буддами, чудесные и тонкие практики - все это должно быть подобно тому, что говорил Будда." Также сказано: "он объяснил, что вербальные характеристики, слова и речь - это все мантры; телесные характеристики, действия и движения-все это тайные печати (мудры); ментальные характеристики, мысли-все это тайное созерцание." Вот почему, когда рождаются живые существа, восьмилепестковый Лотос ума / сердца является великой землей фундаментально нерожденной буквы А. Когда человек рождается, он выражает словами чудесную практику И-Сэ; когда он умирает, он также возвращается на великую землю таковости врожденного пробуждения. "Фундаментально нерожденный "означает, что человек должен осознать этот принцип, в течение долгого времени постоянно играя на террасе тайных слов;" чтобы получить чудесную практику Ша-на " просто означает, что он должен стать умом, описанным в этом учении. Восемь лепестков - это буква А, и эта буква А-нефритовые врата женщины.

 

Во втором разделе на первый план выдвигается символика лотоса. Восьмилепестковый Лотос, о котором идет речь, находится в центре мандалы мира Чрева. Он представляет собой процесс эманации мира, но также, в человеческих терминах, сексуальный союз - и Татикава-Рю действительно графически представляет мужчину и женщину, занимающихся любовью на гигантском лотосе, как выражение его высшей тайны. Этот Лотос также символизирует материнское лоно, источник всех существ, откуда происходит фонема А. Наконец, он выражает в онтогенетических терминах ум / сердце эмбриона, из которого возникают различные типы сознания. Сексуальный союз далее выражается различными полярностями, такими как сознание и тело, предельная и условная истина или сосредоточение и мудрость - два основных элемента буддийской практики. Одна из таких полярностей, по-видимому, подразумевает игру слов в выражении Ша-на, которое является аббревиатурой Вайрочаны, но также и отсылкой к двум китайским указательным местоимениям: "это" и "то", которые символизируют двойственность.

 

Здесь мы снова делаем акцент на тождестве между микрокосмом и макрокосмом, между различными явлениями и космическим Буддой Вайрочаной. Эта идентичность выражается в терминах пяти чакр индийской традиции, или "трёх тайн" традиции Сингон. Первичный крик ребенка при рождении считается изначальным именем И-Сэ. В других источниках две фонемы а-ун (или а-а, ха-ха) - это звуки оргазма, произносимые на пике сексуального Союза. Не только эти звуки, но и все остальные воспринимаются (или слышатся) как мантры, то есть как выражения высшей реальности, как голос космического Будды. Точно так же все жесты-это мудры, символические жесты, жесты Вайрочаны; и все мысли-это созерцание Вайрочаны. В традиции Сингон они представляют собой "три тайны" речи, тела и ума. Таким образом, этот раздел иллюстрирует реинтеграцию мира в сотериологический путь.

 

3. СПОСОБ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ И-СЭ

 

Первая стадия иллюстрируется кругом, в который вписаны две буквы А на языке Сиддхам, над двумя китайско-японскими иероглифами, означающими красный и белый цвета, а в центре-ум и похоть. Сущность и плоть матери, символизирующие мир Чрева (восточное направление), представляют собой разум одной таковости гармоничного союза И-Сэ.

 

Сущность и кости отца, символизирующие мир Ваджры, являются добродетелью энергии гармоничного союза неба и земли. Это суть пяти конечностей [согласно учению И-Сэ]; это изначальное тело, биджа-мантра РАН, начало страстей жадности и любви, когда отец и мать вступают в половое сношение, и две капли, красная и белая, соединяются гармонично. Красная буква А - это эффективность излучения матери; это буква-семя, которая составляет плоть существ. Белая буква А - это дыхание излучения отца; это то, что составляет кости существ. Эти две буквы А, красная и белая, являются универсальным телом Вайрочаны двух царств Чрева и Ваджры; они составляют тело Будды, в котором постоянно пребывают причины и следствия. Вот почему Вайрочана двух царств, а также пятьсот достойных и семьсот достойных воплощаются в теле существ. Это пробуждение И-Сэ означает стать Буддой в этом самом теле.

 

Вторая стадия наглядно иллюстрируется своеобразным сосудом с двумя рогами, в котором начертаны буквы А и Бан.

 

Оно соответствует татхагате Ратнасамбхаве. Это называется мудростью равной природы. Это Будда юга, врата практики. В течение двух семидневных периодов тело эмбриона становится таким же. Это называется "трёхзубая Ваджра"." Его правая и левая конечности - это Вайрочана двух миров Чрева и Ваджры. Его семя называется абудон. Два цвета (красный и белый) сливаются. Это стадия двух лун.

 

Третий этап иллюстрируется своеобразным трезубцем, на котором начертаны буквы а, бан, ун.

 

Это соответствует Будде Акшобхья западного направления. Это называется мудростью чудесного созерцания. Это врата бодхисаттвы. Это стадия, называемая Песи. Таким образом, после трёх семидневных периодов тело приобретает форму трёхзубой ваджры. Кости затвердевают, и с каждой стороны появляются две руки. Трёхгранная форма ваджры символизирует три тайны; это также три бодхисаттвы, три тела и форма трёхлепесткового лотоса. "Три семидневных периода "означают, что в гармоничном союзе человек проводит три месяца в утробе матери; поэтому это называется "Три семёрки"." Душа теперь присутствует и активна: именно тогда начинается божественная сила И-Сэ. Это начальная стадия пробуждения.

 

Четвёртая ступень символизируется пятиколесной ступой, на которой в порядке возрастания начертаны пять букв шрифтом сиддхам А, ха, ра, ха, кха.

 

Эта форма представляет собой Будду Шакьямуни северного направления. [Как мудрость,] она называется мудростью совершенства действия. Это также то, что называют вратами нирваны. Это стадия, называемая Гхана. В четвёртом семидневном периоде эмбрион уже имеет такое тело. Эта форма есть Татхагата врожденного пробуждения, тело, которое производит мудрость Будд пяти видов. Четыре конфуцианские добродетели-человечность, праведность, благопристойность и мудрость - также соответствуют этому.

 

Пятая стадия иллюстрируется маленьким Буддой, с двумя буквами А, написанными шрифтом Сиддхам, над двумя китайско-японскими символами, означающими красный и белый.

 

Эта стадия есть стадия Будды Вайрочаны в центре. Это мудрость природы тела дхармадхату. Это Будда с десятью тысячами совершенных заслуг. Это стадия, называемая Бано Бонга. В течение пятого семидневного периода формируется такое тело. Эта форма является полностью завершенным телом эффектов состояния Будды. Сосредоточив свое созерцание на бодхисаттве, устремленном ввысь, человек приходит к пребыванию в необусловленном, где он больше не знает даже самого безначального "я". Однако в результате созерцания бодхисаттвы, сходящего вниз, чтобы обратить существ, человек становится Буддой, наделенным десятью тысячами практик, согласно правильному принципу "И-Сэ".

 

Пятый семидневный период - это пятый месяц. Он представляет собой совокупность девяти месяцев. Число дней теперь превышает 38 дней, и когда прошло 275 дней, рождение происходит. В этом есть различия, основанные на бедности или богатстве этого человека. Когда девять месяцев прошло в утробе матери, появились девять дисков полных лун, и человек покидает фундаментальную природу И-Сэ.

 

"Стать Буддой в этом самом теле" (сокусин дзёбуцу sokushin jobutsu 即身成仏) - это фундаментальная концепция тантрического буддизма, популяризированная в Японии Кукаем. После описания в символических терминах сексуального Союза, который является источником как космогонических, так и онтогенетических процессов, текст переходит к описанию перехода от двойственности к множественности как процесса эмбрионального созревания в пять стадий. В индийской медицине существует пять стадий беременности: Лалалам (гараран по-японски), Арбудам (абудон по-японски), Песи (хэйси по-японски), Гхана (Кэннан по-японски) и Прасакха (Харасакья по-японски): они соответствуют пяти периодам по семь дней каждый, после которых эмбрион, как говорят, полностью формируется. Согласно индийской (а также китайской и японской) эмбриологии, плоть эмбриона происходит от матери, а кости-от отца. Два элемента (кровь и семя) здесь представлены графически двумя буквами а, одна красная, другая белая, символизирующими две мандалы, две сферы реальности. Мир Чрева соответствует матери (кровь, плоть, красная буква А), истине таковости; тогда как мир Ваджры соответствует отцу (семя, кости, белая буква А), энергии. Обратите здесь внимание на инверсию из индийской тантры, в которой мужской элемент - Бог - является неподвижным принципом, тогда как женский элемент - богиня, его Шакти - символизирует его энергию.

 

Этот эмбрион буквально является "Буддой в этом самом теле" - и пять стадий соответствуют пяти чакрам и пяти элементам, которые составляют тело космического Будды Вайрочаны, а также всех существ. Роды традиционно воспринимались негативно, как падение в мир страданий, порожденное кармическим возмездием, - и вторая часть текста будет развивать это понятие. Но в первой части процесс вынашивания и последующее рождение освящаются как процесс пробуждения, и это те бодхисаттвы, которые вместо того, чтобы желать подняться к нирване, решают в своем сострадании возродиться в этом мире, чтобы спасти живые существа. Чтобы проиллюстрировать, что этот процесс вынашивания также является процессом пробуждения, пять эмбриональных стадий отождествляются с пятью вратами буддийской практики (производство мысли пробуждения, культивирование практики, бодхи, нирвана и упайя или искусные средства), пятью направлениями (восток, юг, запад, север и центр) и пятью Буддами.

 

Вайрочана, наделенный пятью мудростями Будды, является началом и концом этого процесса. Как мы видели ранее в ваджрном символизме человеческого тела, каждая стадия теперь символизируется разными типами ваджры. Таким образом, человеческий эмбрион-это не что иное, как Вайрочана. Но точно так же, как пять Будд сначала исходят из Вайрочаны,так же, когда это тело становится дифференцированным, пять Будд сначала появляются на каждой стадии его вынашивания. Таким образом, процесс беременности-это своего рода временная мандала. Из этих будд и их мудрости появится весь мир, и это равносильно рождению ребенка, созданию другой мандалы. За этими пятью стадиями иногда следуют другие, но обычно подразумевается остальная часть процесса беременности. Иногда девять месяцев представлены фазами Луны, иллюстрируемыми девятью наложенными друг на друга лунными дисками - эхом чакр тонкого тела человека.

 

Таким образом, новое человеческое существо-это совершенный Вайрочана, слияние мира Чрева и Ваджрного царства, двух мандал. В этом теле пребывают все боги, то есть все энергии Вселенной. Это божественное тело, совершенный микрокосм. Эта идея уже встречалась в таких индуистских текстах, как Упанишады, согласно которым "боги обитают в теле, как коровы в стойле." Это подобие тела Вайрочаны с телом живых существ также достигается ритуально через практику Ньясы, "прикосновения/связывания/размещения"." Ньяса - это космологизация или обожествление тела (или объекта), которое осуществляется прикосновением к различным его частям, помещением в них соответствующих божеств или энергий и" запечатыванием " их соответствующими мудрами (символическими жестами). Благодаря этим макро-и микрокосмическим корреляциям, которые позволяют наложить космическую диаграмму на сетку тела, человек космизируется, а космос обожествляется (и в конечном счете очеловечивается). Человек становится Вселенной в расширении (и растворении), то есть живой мандалой.

 

Пять чакр или элементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство) символизируются пятью семенными слогами (бьяс): а, ва, ра, ха, кха. Практикующий созерцает эти пять чакр и их биджа-мантры на своем собственном теле: участок ниже бедер соответствует  чакре земли, а его семенной слог- А; пупок соответствует чакре Воды (ва); сердце - огненной чакре (ра); пространство между бровями- чакре ветра (ха); макушка головы - и двенадцатидюймовое пространство над ней-чакре пространства (кха). Так он становится Вайрочаной.

 

Эти пять колес или элементов развились в Древней Индии как комбинация пяти форм ведического огненного алтаря (квадрат, круг, треугольник, полумесяц, полукруг), пяти цветов (желтый, белый, красный, синий, черный) и пяти чакр и частей человеческого тела, согласно тонкой анатомии йоги.

 

Тантрический буддизм признает не только пять элементов, но и шесть; шестой элемент, представленный семенным слогом вам,-это сознание. Кукай, по-видимому, был первым, кто утверждал, что шесть элементов являются постоянными, нерожденными реальностями царства Дхармы (а не просто составными, непостоянными элементами феноменального мира). В ваджрном царстве пять колес образуются вращением буквы ва, тогда как в царстве Чрева они образуются вращением буквы А. В обоих царствах они также формируются или символизируются последовательностью а, ва, ра, ха, кха. В Махавайрочана-сутре, одном из главных авторитетов восточноазиатской Тантры, мы уже находим пять великих элементов, связанных с пятью формами и пятью семенными слогами (а, вам, рам, хам, кхам). Этот синтез позволил создать пятиуровневую ступу (горинто gorintō 五輪塔). В этой ступе, которая является уникальной для японской Тантры, семя-слоги а, ва, ра, ха, кха начертаны спереди каждого элемента (пять строительных блоков различных форм ступы), тогда как вам (сознание), помещенное сзади, пронизывает все пять элементов.

 

Схематичное изображение Горинто

 

 

Таблица различных соответствий в символике Горинто

 

 

Эмбрион, однажды полностью сформировавшийся со своими пятью конечностями, является в высшей степени пентадическим существом. Поскольку, согласно буддийским представлениям о переселении, его зарождение происходит в предельной фазе между предыдущей жизнью / смертью и последующим перерождением, оно стало ассимилироваться с раннебуддийским понятием "промежуточного существа" (антарабхава), парадоксальной сущности, выживающей после смерти, чтобы образовать связь со следующей жизнью - откуда, возможно, и возникла ассоциация с таким выдающимся погребальным символом, как ступа. В то время как процесс вынашивания из пяти стадий служил для того, чтобы подчеркнуть временной аспект космогонической эманации, пятиуровневая ступа служила удобным мнемоническим устройством для суммирования структурных связей между различными элементами реальности-на пентадической стадии ее эманации.

 

Пятиуровневая ступа описывается в четвертом разделе "Хэ Денки" в терминах графемы А, пять составляющих элементов которой (мазки кисти) используются для иллюстрации различных пентадических рядов (пять Будд, пять направлений, пять совокупностей личности и т. д.). Эта эквивалентность также представлена на диаграмме в конце текста. В других разделах подробно излагаются другие специфичные моменты.

 

В разделе 5, который знаменует собой начало второй части, обсуждается нечистота человеческого тела. Теперь, описанное в более физиологических терминах, это уже не "тонкое тело" йогической физиологии, а скорее смертное тело, сделанное из плоти и костей, направляемое на кладбище. Однако микрокосмическая интерпретация не полностью отсутствует, поскольку ее 12 больших костей и 354 малых кости, как говорят, представляют собой 12 месяцев и 354 дня лунного года. Но сейчас мы находимся в сфере общепринятой истины, и сам текст подчеркивает свое использование теории двух истин, когда речь идет о двойных вратах чистоты и нечистоты. В Разделе 7 обсуждается предельный принцип И-Сэ, таковость, которая должна быть реализована как Буддами, так и живыми существами. Она подчеркивает тождество между Буддами, ками и людьми, или, выражаясь более конфуцианскими терминами, между Буддой и "человечеством"."

 

Раздел 8-это объяснение предельного пробуждения (самбодхи) в терминах трёх китайско-японских иероглифов, образующих имя Будды Амиды (Амитабха - Amida 阿弥陀) Отождествление этих символов с тремя телами космического Будды Вайрочаны предполагает влияние работы реформатора Сингона Какубана (1095-1143), который отождествил Вайрочану и Амитабху (Амиду). Раздел 9 посвящен "восьми страданиям" человеческого тела (рождение, старость и так далее) и описывает человеческую жизнь в довольно мрачных терминах. Однако эти страдания могут быть опустошены, когда человек осознает высшую истину мантры "И-Сэ". Раздел 10 посвящен "посвящению" (адхиштхана adhiṣṭhāna на санскрите; кадзи kaji 加持 на японском языке), ритуалу, посредством которого люди превращаются в Будд, объединяя две великие мандалы в своем собственном теле. Такое мистическое / сексуальное единение андрогинного практикующего и есть то, что называется "стать Буддой в этом самом теле"." Как только это достигнуто, больше ничего не нужно говорить и не может быть сказано.

 

Переведенный выше отрывок Исэ Сёсё Нихонги Юсики Хонсё Нин Денки взят из следующего опубликованного издания: Shinto taikei: Ronsetsu-hen 2, Shingon Shinto 2, edited by Shinto taikei hensankai (Tokyo: Shinto taikei hensankai, 1992), pp. 555-77.

 

 

Рекомендованная дополнительная литература:

 

Bernard Faure, The Red Thread: Buddhist Approaches to Sexuality (Princeton: Princeton University Press, 1998);

 

Michel Strickmann, Mantras et mandarins: Le bouddhisme tantrique en Chine (Paris: Gallimard, 1996);

 

Susan Blakeley Klein, "Allegories of Desire: Poetry and Eroticism in Ise Monogatari Zuino" Monumenta Nipponica 52.4 (1997): 441-65;

 

James H. Sanford, "Wind, Waters, Stupas, Mandalas: Fetal Buddhahood in Shingon," Japanese Journal of Religious Studies 21.1-2 (1997): 1-38;

 

James H. Sanford, "The Abominable Tachikawa Skull Ritual," Monumenta Nipponica 46.1 (Spring 1991), pp. 1-15