|
СОМ И ТЫКВА-ГОРЛЯНКА
Дэйв Лоури Dave Lowry. Американский писатель и практик боевых искусств. С 1968 года изучал Ягю Синкагэ-рю под руководством Рёкити Котаро. Также изучал Синто Мусо-рю, каратэ, айкидо и Кодокан дзюдо. Практиковал каллиграфию, аранжировку цветов и другие традиционные искусства Японии. Написал много книг по этим темам.
Сом и тыква-горлянка Из книги Moving Toward Stillness. Эта книга составлена из эссе, написанных Дэйвом Лоури в разные годы для рубрики в журнале Black Belt.
Изображение сома, плавающего вокруг сосуда из тыквы-горлянки, очень распространенный мотив в искусстве Японии. Усатая рыба и тыква один из сюжетов дзенга (zenga 禅画) – картин тушью, основанных на притчах-загадках дзен. Это сюжет можно встретить и на цубах (гардах японского меча). Но почему? Даже если я дам подсказку, что высушенная полая тыква использовалась в Японии и других странах как ловушка для рыбы, то это никак не объясняет популярность этого сюжета среди дзенских художников и мастеров боевых искусств.
Известная картина в жанре суйбоку дзенского мастера Дзёсэцу (Josetsu 如拙), изображающая ловлю сома
Если дать людям полую тыкву-горлянку и сказать им, что вот рядом в реке сом, то некоторые люди, например такие как я, сразу бросятся в реку и начнут вертеться в попытке поймать рыбу как только будет мелькать ее усатая морда. Это, конечно, чрезвычайно неэффективная стратегия. Я провел достаточно много времени на реках, где водятся сомы, а еще больше времени провел поедая их, и отмечу, что это одно из наиболее увертливых животных на Земле. Сом будет скользить и извиваться и умрет в преклонном возрасте от скуки, наблюдая ваши попытки поймать его в тыкву. Это не остановит некоторых из вас от продолжения попыток, пока наконец вы не выдохнетесь и не остановитесь, чертыхаясь на такую странную ловушку.
Каппа, пытающийся поймать сома в тыкву-горлянку (видимо как раз показывает описанный тип практиков:-)
Другие, однако, применят отличающийся подход. Вручите им тыкву и скажите, что обед плавает в реке. Они сядут и задумаются. Затем они тихо-тихо войдут в реку и аккуратно затопят тыкву так, чтобы она опустилась на дно. Затем они так же тихо выйдут на берег и найдут чем скрасить ожидание - например, отправятся поискать поленту, паприку и масло для гарнира:-) Эти люди полагаются на характер рыбы. Если вы с не знакомы с повадками сома, то я вам расскажу немного. Сомы любопытны. Они территориальные рыбы. Если на их территории появляется незнакомый объект, то они непременно его изучат. Затем некоторое время рыба будет бороться с искушением подплыть и осмотреть объект поближе. Что это может быть? Вторгшийся нарушитель или еда? И тогда сом подплывет разобраться. Используя свои способности просачиваться куда угодно, он втянется в узкое горлышко тыквенного сосуда. И в этот момент станет очень уязвимым т.к. не сможет дать задний ход и выбраться или уплыть с тыквой. Ловко!
Цубы с изображением сома и тыквы-горлянки
Но эксцентричные способы ловли рыбы не есть главный предмет нашего интереса. Так уж получается, что этот способ ловли сома в тыкву-горлянку схож с тем подходом, который было бы неплохо перенять для изучения некоторых моментов в боевых искусствах. Если вы много времени находитесь в додзё, то без сомнения вы видели такой тип практикующих, который я описал первым – тех, кто старается поймать сома, совершая много активных движений в воде, гоняясь за рыбой, плескаясь и чертыхаясь. А может быть вы сами относитесь к такому типу. Есть такие студенты в додзё, которые подходят к процессу неистово. Технику, продемонстрированную на занятии они продолжают отрабатывать дома со всей безжалостностью под девизом: «Я это сделаю, даже если придется работать всю ночь!» Я помню одного такого человека, пришедшего в додзё, когда я тренировался. Он фыркал и тяжело вздыхал в раздражении. Он работал так, что лицо его краснело как перец, а кэйкоги действительно можно было выжимать. На каждой тренировке мы волновались, что его хватит удар.
Это отношение «сделай или умри» достойно всяческого восхищения. К сожалению в такой дикой неумеренной форме оно не подходит для практики в додзё. Проблема в том, что даже простейшая техника каратэ, айкидо, кендо или другого будо это не только и не столько физическая форма. Например, искусство правильно сидеть в начале занятия – на коленях, с прямой спиной и правильно распределенным весом – не может быть достигнуто за одно занятие. Вам могут сказать «как» это сделать, но тело не может повторить это сразу правильно – ему нужно время для изменений и приведения себя в соответствие. И это не может быть сделано за один день или одну ночь, не важно как бы серьезно вы ни были настроены и с каким усердием практиковали. Сома нельзя загнать в угол и заставить залезть в тыкву-горлянку.
Мэнуки с изображением сома и тыквы-горлянки
И это справедливо не только по отношению к сому или боевым искусствам. Можете ли вы получить хорошее выдержанное вино за два месяца, если у вас есть прекрасный урожай винограда, великолепные производственные мощности и неограниченный бюджет? Нет. Вино должно созреть и развиться, а это требует времени. И нет более короткого пути. Это соотношение не может быть нарушено вне зависимости от того сколь много сил, средств и «духа» вы хотите и можете вложить. Боевые искусства это процесс. Мы смешиваем разные аналогии, и все эти разговоры о рыбе и вине пробуждают во мне голод, но разрешите мне добавить еще кое-что. Путь искусств постоянно сравнивают с путем, дорогой, которой мы идем. И это прекрасная аналогия. Но мы всегда должны помнить, что у каждой дороги свои особенности, и одна дорога не похожа на другую. На начальной стадии пути ваши шаги неуверенны и у вас нет возможности смотреть далеко вперед. Большинство времени вы можете видеть максимум место для следующего шага. Постепенно с продвижением по пути вы получаете «прозрения», которые дают вам возможность видеть все дальше и дальше. Если вы будете настойчивы и упорны в продвижении по пути, то дальше он снова неоднократно будет становиться сложнее и обзор вперед будет затрудняться. И нет возможности увидеть место назначения раньше чем вы к нему приблизитесь.
Все вышесказанное это не повод относиться нерадиво к практике боевых искусств. Если какие-то простые техники не получаются у вас сегодня, то вы можете отчаяться и сказать себе: «Если я не могу сделать это правильно сегодня, то зачем мне тратить все жизнь на освоение?» Не самый лучший подход для занятий. Вы должны тренироваться с полным усилием каждый раз. Старайтесь сделать настолько много и качественно, как у вас получается на данной стадии развития. Но с заключительным поклоном тренировки отпускайте это. Оставьте свою тыкву-горлянку. Сом будет пойман, а техники будут освоены в свое время.
Очевидно, что достижение баланса требует определенной зрелости. Мы должны тренироваться с усердием, но при этом понимать, что время это необходимый ингредиент. Не получится количеством повторений в один день решить то, на что необходимы месяцы и годы. Это нелегко быть сдержанным и терпеливым. Как я уже говорил, тренироваться с подходом «я сделаю это сегодня или умру» в боевых искусствах это незрелая мотивация. Но, учитывая все вышесказанное, стоит культивировать в себе подход «я сделаю это правильно. Может быть не сегодня, но непременно сделаю».
Описанный метод ловли сома в тыкву-горлянку может быть и не самый эффективный способ добыть обед. Но он работает. И как показывает долгий опыт продвижения по Пути, работает лучше чем суетливое метание за рыбой в реке, в результате которого вы только вспотеете и устанете.
Дэйв Лоури Dave Lowry. Американский писатель и практик боевых искусств. С 1968 года изучал Ягю Синкагэ-рю под руководством Рёкити Котаро. Также изучал Синто Мусо-рю, каратэ, айкидо и Кодокан дзюдо. Практиковал каллиграфию, аранжировку цветов и другие традиционные искусства Японии. Написал много книг по этим темам.
Лишний багаж. Из книги Moving Toward Stillness. Эта книга составлена из эссе, написанных Дэйвом Лоури в разные годы для рубрики в журнале Black Belt. |