ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
АГАСТЬЯ И ЛОПАМУДРА

Агастья (санскр. - अगस्त्य, тамил. - அகத்தியர்) - один из Риши (ведических провидцев). Состав सप्तर्षि saptaRShi семи главных Риши варьируется от источника к источнику, что и неудивительно для индийской культуры:-) Например в Махабхарате и Брихадараньяка упанишаде Агастья входит в семерку, а во многих других нет, но вклада его это никак не умаляет. Другое дело, что культ семи Риши интересен как древняя магическая практика. В индийской астрономии и астрологии они отражены на небе в созвездии Большой медведицы, которое так и называется Саптариши. Звезды его носят имя Риши, например та, которая известна в западной астрономии как Мизар, в индийской носит имя Риши Васиштхи. Читающие меня внимательно помнят, что я писал о практиках связанных с Большой Медведицей в Китае и Индии:-) Другие же тексты соотносят Агастью совсем с другой звездой другого созвездия - в европейской астрономии это созвездие Carina - Киль (и также как часть большого созвездия Арго) и звезда Сanopus. Созвездие Южного полушария и даже в Южной Индии видно не всегда. Так что это отдельная тема:-) А мы вернемся к Агастье. Он написал многие гимны Ригведы, получив наставления от Хаягривы, вместе со своей Шакти Лопамудрой основал линии Шри Видьи,совершил много разных подвигов.

 

Рождение и жизнь Агастьи описаны вполен себе в магических и алхимических терминах. Агастья, как и его сводный брат Васиштха, считается сыном Митры и Варуны и апсары Урваши; он родился в кувшине, в который излилось при виде Урваши семя обоих богов (Рамаяна VII 56, 57). Силой своей аскезы Агастья «из лучших частей всех живых существ» сотворил себе жену Лопамудру (Махабхарата. III 96). Это была то еще йогически-магическое деяние. Определенными ритуалами он сосредоточил все собранные качества в лоне супруги царя Видарбхов. Девочка с рождения проявляла осознаность и исключительные способности, росла, поджидая мужа.

 

 

Agastya_1   Agastya_2   Agastya_Lopamudra




Когда в лесах объявились два брата демона Ильвала и Ватхапи, убивавшие людей в лесу, то Агастья выступил на защиту. Братья имели сиддхи - Ватхапи мог изменять одни живые формы в другие, а Ильвала мог оживлять мертвых Саньдживани мантрой. План их был таков - Ватхапи должен был обратиться в козла,быть убитым и съеденным Агастьей, а Ильвала должен был оживить его чтобы он погубил Агастью изнутри.При этом еще предполагалось, что Ильвала прикинется  Брахмачари,пригласит Агастью в гости и будет его радостно угощать мясом брата:-) Как говорят сейчас на Руси - удивил ежа...:-) Агастья разжег пищеварительный огонь, практически мгновенно преварил демона и сперва ласковыми словами поведал об этом второму демону, а потом добил его другой мантрой.



Махабхарата рисует Агастью могущественным союзником богов в их борьбе с асурами. Проклятием он превратил в змея царя Нахушу, захватившего власть над тремя мирами, и возвратил Индре его престол царя богов. Он выпил океан, на дне которого укрывались асуры, и тем самым помог богам одержать над ними победу (непонятно что при этом испытывал отец его Варуна - то ли гордость за сына то ли офигевал от такого вольного обращения с вверенной ему стихией:-)



Когда однажды гора Виндхья выросла так, что упираясь в небосвод, преградила путь солнцу и луне. Агастья по просьбе богов решил эту проблему. Он обратился ко всем стихиям и к горе, попросил её склониться, чтобы пропустить его на юг, и не распрямляться до тех пор, пока он не вернется. Кто ж знал, что путь его будет только в одну сторону - Виндхья до сих пор осталась наклоненной:-)



Уйдя на юг, Агастья стал основателем тамильской линии сиддхов சித்தா и был Учителем многим из них. На юге его имя часто произносят как Агастиар, а также Курумуни (муни - южноиндийский термин для провидца). Ему принадлежит честь открытия людям знаний во многих отраслях - в медицине, астрологии Нади. Тамильские сказания отмеряют ему век более чем в 5000 лет и подчеркивают достоинства одного из составленных им препаратов Boopathi Kuligai, с помощью которого можно было даже оживлять мертвых.

 

Лопамудра (санскр. - लोपIमुद्रा) - жена и соратница Риши Агастьи. Как уже говорилось выше, рождение ее было результатом сложного ритуала, который провел хитроумный Агастья.  По одной из трактовок имя Лопамудра происходит от lopa - потеря и mudrA - лучшее качество (кроме широко известной трактовки "печать" это слово имеет много значений), символизируя различные совершенства, собранные отовсюду в одно. По другой трактовке это означает прерывание отбета брахмачарьи Агастьей. Также известны и другие ее имена - Каушика и Варапрада.


Создавая женщину идеальную по качествам сознания и тела, он поместил энергию в чрево жены царя Видарбхов. Девочка с рождения проявляла осознаность и исключительные способности, росла, поджидая мужа. Когда Лопамудра выросла, то Агастья явился просить ее руки. Все пришли к согласию, и молодая жена оставила царский двор, разделив жизнь отшельника-аскета. Пураническая версия дальнейшей истории рисует "трогательные картины" - как Агастья предавался аскезе и пренебрегал женой, как Лопамудра сложила прекрасный гимн, дабы пробудить в нем чувства и напомнить о его долге, как Агастья расчувствовался и в результате у них родился сын Дридхасью (также известный под именем Идхмаваха), ставший в последствии знаменитым поэтом. Это все прекрасно, но обратимся и к другой версии событий.



Лопамудра и Агастья совершили брачный ритуал в Махасиндху-тиртхе (Махабхарата, Шанти-парва, 88, 343 и Вана-парва 130, 5) и жили в Гангадваре. Они были шакты - почитали божественную Мать в образе Шри Лалиты Трипурасундари. Их имена включены в священный текст Лалита Тришати, дарованный Богиней.
В Шри-Видье есть линии известные как Кади и Хади. Кади (kAdi) (та линия, в которой пятнадцатислоговая Видья начинается с ka) ведет свое начало от Шри Парама Шивы и продолжается Дурвасой, Хаягривой и Агастьей. Хади (hAdi) (та, где мантра начинается с ha) включает супругу Агастьи Лопамудру (lopAmudrA). Эта линиия, которая согласно Джнянарнава тантре была несколько более поздней, включала список двенадцати основателей: Ману, Чандра, Кубера, Лопамудра, Манматха (Кама-раджа), Агастья, Нандиша Сурья, Вишну, Сканда, Шива и Дурваса (также Шри-Видьянарнаватантра 7, 1)  Отмечу особо, что Агастья был первым учеником, которого посвятила в свою линию Лопамудра, а сама она была ученицей у него, повторяя небесный союз Шивы и Шакти, и являя добрый пример всем практикующим парам.