ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЭЛЛИС АМДУР. НАГИНАТА-ДЗЮЦУ

Ellis Amdur. Old Scholl. Essays on Japanese Martial Traditions. Chapter 1. Tenshinshō-den Katori Shintō-ryū. Naginatajutsu    Перевод Дениса Абрамова, инструктора Катори Синто рю из г. Пенза

 

Катори Синто-Рю, как она практикуется в Синбукан, определяется мечом. Во время личной встречи Отакэ-сэнсэй сказал, что по его мнению, меч был тем оружием, которое было наиболее полезно относительно других: хотя в отдельных ситуациях конкретное оружие может оказаться сильнее, меч обеспечит самую лучшую вероятность выживания в наибольшем количестве обстоятельств. Другое оружие используется в тренинге для нескольких целей: во-первых, полноценный воин должен быть готов использовать все, что доступно; во-вторых, в большинстве форм используется меч против другого оружия (шеста, копья, глефы и т.д.), и это тренирует мечника быть готовым к бою с тем, что находится в руках у врага.

 

С другой стороны, Нода Сейдзан, сихан поколения, предшествующего Отакэ, утверждал, что рю изначально делала акцент на длинное оружие, такое как нагината, яри и, в настоящее время утерянная, нагамаки, с мечом во вспомогательной роли

 

Нода, отнюдь не высокий мужчина, использовал меч с лезвием приблизительно 2 сяку, 5 сун (29 дюймов или 74 см) в длину. Другие члены рю тренировались с мечами с еще более длинными клинками, более 2 сяку 8 сун (32,7 дюйма или 83 см), с цука (рукоятью) более длинной, чем та, которая считается обычной среди современных оправ меча. Согласно Нода, тенденция к более коротким мечам служит примером смещения от каттю-кэмпо, техник для поля боя, [используемых] против соперника в броне, к сухада-кэмпо, что было целесообразно в период Эдо, когда в основном тренировались для боя против человека без доспехов, будь то индивидуальный бой на дуэли или подавление крестьянских восстаний. Нода также заявлял, что это смещение акцента можно увидеть в изменении методики борьбы в рю, из формы, в которой особое внимание обращалось на  борьбу в доспехах (упомянутую выше), в систему довольно упрощённых замков на суставы, обычную для дзюдзюцу периода Эдо

 

Было бы полезно подробно рассмотреть один набор ката. Я решил рассмотреть формы нагината против меча по нескольким причинам. Во первых, рю рассматривает все ката как единое. Один старший практикующий сказал мне: «Несмотря на то, что Катори Синто-рю использует разные виды оружия, все это оружие используется на основании одинаковых принципов. По мере продвижении в овладении учебной программой, ее различные методы заставляют одновременно применять эти принципы и организовывать свое тело, дорабатывая то, что было выучено до этого, и открывая путь для нового развития.» Учитывая различие мнений между двумя сиханами, упомянутое выше, формы нагинаты против меча позволяют рассмотреть рю с обеих точек зрения, как как эти очень мощные формы построены таким образом, что бросают вызов самого высокого уровня как практикующему с мечом, так и с на

 

Использование нагинаты в Катори Синто-рю примечательно тем, что оружие держится в середине, в отличии от большинства других стилей нагината, которые держат ее намного ближе к исидзуки («камень-пробойник», железный наконечник на заднем конце, который используется, кроме всего прочего, для пробивания доспехов, особенно упавшего противника). Боец с нагината быстро чередует порезы лезвием с ударами и толчками исидзуки. Благодаря способу удержания оружия дуга порезов относительно невелика, оставляя мечнику мало места или времени для входа внутрь и атаки. Удерживая нагинату в центре, бойцы Катори Синто-Рю способны удвоить свои возможности по чередованию ударов с помощью исидзуки и п

 

Формы омотэ включают четыре ката с нагината. Различные фракции Катори Синто-рю используют нагината разных размеров, Синбукан использует длинное, тяжелое оружие, размером восемь сяку (приблизительно 245 сантиметров) или больше.

 

Вторая сторона в ката меча против нагинаты, выполняемая сэмпаем с мечом, в этой рю называется тэки (враг). Нагината выполняет роль кирикоми (нападающего), «победителя» в форме, и почти всегда [исполняется] кохаем (младшим по рангу и сроку занятий). Тэки является «обучающей» позицией. Он или она должны быть, по словам одного инструктора, «чуть лучше, чем лучшее, на что способен кирикоми». Тэки ведет кирикоми дальше, всегда увеличивая интенсивность тренировки за счет использования большей скорости, большей точности и большей силы так, что младший партнер продолжает совершенствовать свои навыки без того, что его дух будет сломлен непрерывными «победами» от рук его старшего товарища.

 

Тэки должен обладать бОльшим пониманием обоих видов оружия в форме. Он отвечает за контроль ката: темп, скорость и силу. Хотя предполагается, что тэки является старшей, обучающей позицией, некоторые инструкторы изменяют это, и старший ученик, или даже главный инструктор, берет на себя роль кирикоми, тем самым стимулируя знания тэки. Эта ситация требует от тэки продолжать обучение вместо того, чтобы просто учить: как он может контролировать соперника, который, в некотором смысле, за пределами его контроля? Искусство тэки - и, следовательно, полностью обученных членов школы, - включает возможность читать ментальное состояние атакующего, сохранять свой разум чистым, управляя «поведением» (ритм, намерение, уровень опасности, цель тренировки) каждого ката, нечто, что будучи хорошо усвоенным, может быть расширено на реальную схватку. Тэки, следовательно, учится осуществлять контроль внутри хаоса схватки, где нет ничего предсказуемого, за исключением случаев, когда он может «прочитать» соперника.

 

Оба вида оружия атакуют слабые места в броне соперника, включая боковые поверхности шеи, бедра, подмышки, внутренние поверхности запястий и ног, горло и пах. Наряду с атаками с использованием порезов, меч и нагината часто используют то, что называется сурикоми, рубящий удар со скользящим движением. Это требует крайне малого усилия для повреждения жизненно важных артерий, куда направлены все атаки. Ученики, для тренировки силы и выносливости, наносят удары с ужасной силой, но смертельные техники сами по себе часто очень тонкие.

 

Большинство стилей нагинаты специализируются в быстрой смене рук. В Катори Синто-рю меняют руки только тогда, когда исидзуки опускается на землю и между противниками большое расстояние. Хотя смена рук увеличивает разнообразие способов, которым можно атаковать, она также оставляет бойца с нагинатой на мгновение открытым для контратаки. Эта смена рук называется ин-но-камаэ (引之構«отступающая позиция»). Другая техника, которая сопровождает это движение с определенных точках - это разворот позиции ведущей руки, названный гяку-тэдзитэн-но-камаэ (逆手持之構 «позиция развернутых рук»). В отличии от дефекта в технике, это создание (?) уязвимости является преднамеренным. Хотя некоторые камаэ (позиции) работают подобно крепости, создавая непреодолимую мощь, другие позиции используются для контроля и направления движений других людей, вызывая действия атакующего, который реагирует на огрехи, которые, как он считает, он почувствовал в позиции кирикоми. Возвращаясь к более раннему отрывку, описывающему кураидори, кирикоми тактически манипулирует врагом, как если бы он играл в шахматы: если он правильно контролирует пространство боя, включая создание видимости уязвимости, тэки может перенапрячься (закрепоститься), или его тайминг нарушается таким образом, что он оказывается сражен, когда он атакует. Этот принцип, где враг поражается из видимости слабости, называется кагэдори сисэй (影取姿勢 «теневая позиция»).

 

Катори Синто-рю жертвует одним особенным преимуществом нагинаты: большим расстоянием и потрясающей режущей силой, получаемой, когда оружие удерживается рядом с концом или за самый конец. В обмен, однако, практикующие получают скорость, соперничающую с мечом, великолепный контроль тяжёлого оружия, и превосходную возможность защитить себя на близком расстояни

 

Мечник, двигаясь в разных направлениях и атакуя низкие и высокие цели, получает подготовку к атаке длинным и тяжелым оружием. Кроме того, стиль нагинаты Катори Синто-рю требует от мечника сражаться на идеальном расстоянии для того, чтобы воспользоваться прекрасной мобильностью меча. Другими словами, это учит мечника, где он должен быть. Ката усиливает сильные стороны обоих видов оружия. Таким образом, существует динамический обмен между каждым человеком, стремящимся работать на дистанции, которая позволяет ему использовать его вооружение максимально эффективно и поставить своего соперника в наиболее невыгодное положение.