АШТА МАТРИКА
Ашта матрика: рага и двеша на Пути мистика
Каждая из Восьми Матерей является порождением либо Варахи, либо
Матанги. Поэтому условно можно разделить Восемь Матерей на тех в ком
преобладают качества раги (страсти) - это Матанги, и на тех в ком
преобладают качества двеши (гнева) - это Варахи. Восемь матерей – это
амша рупа Варахи и Матанги, они являются необходимым этапом на Пути. Это
паша (рага) и анкуша (двеша) Трипурасундари, с помощью которых она
направляет мистика. Очень хорошо это показано в книге Джавада Нурбахша
"Психология суфизма":
"Нафс ("я", эго, нафс – это синоним санскритского понятия "пашу бхава") обладает двумя характеристиками: страстями и гневом.
Атрибуты страстей используются, чтобы достичь выгоды, в то время как
атрибуты гнева — чтобы избегнуть вреда. Необходимо достигнуть равновесия
между двумя этими атрибутами, ибо недостаточность любого из них
вызывает недостаточность в нафсе и теле. Излишество в том или другом
ведет к недостаточности разума и веры. Взращивание и очищение нафса
приводит два этих качества в состояние уравновешенности.
Если
страсти выходят за рамки умеренности, то возникают раздоры,
корыстолюбие, ожидание, злобность, низменность, алчность и вероломство.
Умеренность страстей — это влечение к такого рода выгоде, которая
отвечает потребностям человека по мере их возникновения. Но если свойства страстей в природе человека ослаблены и недостаточны, в результате появляется вялость, бессилие и малодушие.
Когда атрибут гнева выходит за рамки умеренности, возникают дурные
склонности, высокомерие, злобность, вспыльчивость, горячность,
нетерпимость, склонность к притеснению, неуравновешенность, лживость,
самонадеянность, тщеславие, упрямство и эгоизм.
Если человек не
может избавиться от гнева, злобность укореняется в его бытии. Если гнева
недостаточно и это свойство ослаблено в человеке, возникает презрение к
себе, вялость, безразличие, податливость, порочность и никчемность.
Если доминируют и страсти, и гнев, то появляется зависть, поскольку
преобладание страстей вызывает вожделение ко всему, что человек видит у
других; такой человек старается доставить удовольствие самому себе.
Когда преобладает гнев, человек испытывает неприязнь к тому, кто владеет
предметами, которых сам этот человек лишен. Зависть, таким образом,
есть результат вожделения к вещам, принадлежащим другому, а также
нежелание, чтобы ими владел кто-то другой.
Философы заблуждались, не
понимая, что атрибуты страстей и гнева не могут быть полностью
устранены так же, как не могут быть устранены вожделения и все прочие
предосудительные качества, связанные со страстями и гневом. Эти философы
на протяжении долгих лет пытались устранить подобные качества, но все
равно не преуспели в этом. Вместо того, чтобы принять факт
несовершенства, этого источника порочных качеств, философы пытаются
отрицать страсти, формируя тем самым вялость, бессилие, малодушие и
низменные устремления. Сходным образом, отрицая гнев, они вызывают у
человека презрение к самому себе, недостаток истовости в религиозном
служении, безразличие, нерешительность и трусость.
Дух нуждается в
Бораке(скакун, на котором был вознесен в небо Пророк) нафса для
вознесения в свое царство, ибо не может передвигаться сам. Он въезжает в
это царство верхом на скакуне Божьего дыхания. В этой точке путешествия
в новые сферы духу необходим Борак нафса, чтобы достичь пределов нафса.
Нафс в свою очередь нуждается в двух свойствах, в страсти и гневе, если
желает воспарить ввысь или, поистине, если ищет пути назад.
Наставники Пути в этой связи отмечали: "Никто не может двигаться по Пути
к Богу без страстей". Причина этого в том, что страсти и гнев подобны
двум стервятникам Нимрода: когда нафсу удается их оседлать, они высоко
возносят его к добыче. Таким образом, эти стервятники устремляются ввысь
и возносят низко располагающийся нафс в высшие сферы".