ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ТАЙДЗЮЦУ

ТАЙДЗЮЦУ 體術

 

Стоит обратить внимание на то, что название раздела записывается не традиционным образом 体術 (техники тела, искусство тела), а через старую форму этого иероглифа 體. Также используется термин дзю-дзюцу , например в архивах семьи Бэссё (Besshyo ) и документах собранных Такамацу Тёсуи (Takamatsu Chousui 高松澄). Считается, что тайдзюцу Кукисин рю было положено начало седьмым главой школы Куки Киётака (Kuki Kiyotaka 九鬼浄), а его сын Сумитака (Sumitaka ) систематизировал техники. С тех времен, когда воины носили доспехи на поле битвы, пошло название ударных техник атэкоми (atekomi ) в отличие от более распространенного атэми (atemi ). В этом термине акцент на проникающий пробивающий удар и вход, его часто можно увидеть в названиях техник. Позднее, в эпоху Эдо техника школы трансформировалась под работу без доспехов. Также стоит отметить огромное влияние семьи Такаги (см. статью об этом - в настоящее время статья в работе)

 

<Раздел кихон-гата, состоящий из восьми техник был выделен в конце периода Эдо начале периода Мэйдзи двадцать пятым Сокэ Куки Такатомо (Kuki Takatomo 九鬼隆). Считается, что он был образован специально для начинающих без опыта, чтобы они имели возможность бестравматично обучиться начальным принципам и подойти к изучению раздела омотэ и последующих разделов. Есть и другой взгляд, что кихон-гата состоят из девяти техник. В 36 томе Nakatomi Hisyou 中臣秘抄 "Amatsutatara-Kuki-Taijyutsu-Kappou-Hennomaki" 天津蹈鞴九鬼柔體術活法遍之巻 составленному Такамацу Тёсуи они перечислены в таком виде: Кэтаоси (Ketaoshi 蹴倒し), Хараигата (Haraigata 拂形), Ёкодаоси (Yokodaoshi 横倒し), Матагакэ (Matagake 股掛け), Ханэотоси (Haneotoshi 跳落し), Ханэагэ (Haneage 跳上げ), Ханэцурубэ (Hanetsurube 跳釣瓶), Сотова (Sotowa 外輪), Косигурума (Koshiguruma 腰車).

 

В раздел тай-дзюцу на разных уровнях добавляются техники с теппанами (квадратными железными пластинами стороной от 7,5 до 12см (они используются и для метания, и для усиления захватов и ударов), техники с тэссэном  (железным веером), танто  и яварой (самым коротким шестом от 15 до 30см), а также работа с хаянавой (веревкой, используемой для противодействия различным атакам с оружием и без оружия, а также для связывания)

 

 

Камаэ-гата 構形

 

Омотэ-камаэ  表構 3本 техники

 

 

1. Хира-итимондзи Hira-ichimonji  平一文字. Здесь 平 – плоский т.к. стоим не боком, а фронтально к противнику, 一文字 – мондзи это «письменность, знаки, алфавит», поэтому буквально ичимондзи это позиция занимаемая подобно написанию знака 1. 

 

 

2. Ёко-итимондзи Yoko-ichimonji 横一文字. То же, что и хира-итимондзи, только боком. 

 

 

3. Син-но-итимондзи Shin-no-ichimonji 真之一文. Здесь 真 - правда, истина, подлинность. Истинная итимондзи.

 

 

Есть разные варианты син-но-итимондзи. Это нижний вариант камаэ

 

 

Ура-камаэ 裏構 3 本техники

 

 

1. Катими Kachimi 勝身. Здесь  это победа, а 身 это тело. Тело победы, побеждающая позиция. Фактически это позиция метания сюрикэна.

 2. Сэйган Seigan 正眼. 正 – правильный, 眼 – глазное яблоко, соответственно основные значения: 1) направленный прямо в глаза, 2) третий глаз (истинное зрение). 

3. Хитё Hichyo 飛鳥. Летящая птица

 

 

Кихон-гата 起本形  8  本 техник

 

Стоит обратить внимание на то, что слово кихон записано не традиционным образом 基本 (базовые, корневые, основные), а через иероглиф okiru  起 (вставать, подниматься на ноги, начинать)

Рэйхо дзёрэй Reihou jorei 礼法 序礼  Этикет начальный, где 序(じょ) это начало, возможность, потенциал

1. Катамуна-дори Katamunadori 片胸捕. Односторонний (одной рукой) захват за грудь (за кэйкоги). Выведение из равновесия и опрокидывание

2. Ката-кудаки Katakudaki 形 砕. Разрушение формы. Предотвращения противодействия противника и проведение своего действия по выведению из равновесия и опрокидыванию

3. Хики-коми Hikikomi 引 込. Тянуть и смешивать(?). Выведение противника из равновесия на себя с ударом и опрокидывание.

4. Ути асикасэ Uchi ashikase 内足枷. Подножка (подсад) изнутри.

5. Сото асикасэ Soto ashikase  外足枷. Подножка (подсад) снаружи.

6. Сото асибараи Soto ashibarai 外足拂. Подсечка снаружи. Сметание ноги снаружи.

7. Миги маэдатэ Migi maedate 右前立. Опрокидывание (техника проводится правой рукой и правой ногой)

8. Хидари маэдатэ Hidari maedate 左前立. Опрокидывание (техника проводится левой рукой и левой ногой)

Рэйхо кирэй Reihou kirei 礼法  帰礼  Этикет конечный, где kaeru 帰 это возвращение домой.

Раздел кихин-гата, выполняемый учениками школы на эмбу в Кумано

 

 

Омотэ-но-ката 表形

 

Омотэ 表 13本 техник и Ура 裏 39 本техник (по 3 ура на каждую технику омотэ)

1.  Касуми-дори Kasumi-dori 霞捕. Хватая туман. А) Атэкоми Atekomi  當込 входить (всаживать) в цель. 當 это старая форма иероглифа 当 в значении «попадать в цель, успех»; В) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки. Так называются приемы с удержанием коленом и переразгибанием руки; С) Эри-дзимэ Eri-jime 襟締 удушение за шею. Так называются приемы с удержанием и удушением за отворот кэйкоги.
Это часто употребляемые техники. Например, уже следующее ката доу-гаэси имеет вариации ура - удэ-ори и эри-дзимэ. 

2.  Доу-гаэси Dou-gaeshi 胴返 букв. "возвращая тело. А) Удэ-ори Ude-ori 腕 折 сгибание руки; В) Эри-дзимэ Eri-jime 襟締 удушение за шею; С) Рё-эри-дзимэ Ryoeri-jime 両襟締 удушение за шею обеими руками. Усиленный вариант удержания удушением.

3. Карамэ-дори Karame-dori  搦捕 хватая и связывая или хватая со стороны заднего хода. А) Хики-таоси Hikitaoshi 引倒 тянуть и ронять; В) Аси-ори Ashi-ori 足折 сгибание ноги; С) Муко-нагэ Mukou-nage  向投 бросок противостоянием. 

4. Оикакэ-дори Oikake-dori 追掛捕 бросок с преследованием (догоняя). А) Аси-ори Ashi-ori 足折 сгибание ноги; В) Тэнгу-дори Tengu-dori 天狗捕 бросок Тэнгу (достаточно распространенный тип броска - опрокидывание противника противника толчком руками. см. также ката 12 раздела омотэ); С) Ёко-тоби Yoko-tobi 横飛 букв. боковой полет (имея в виду пропускание противника и бросок

5. Хидза-гурума Hiza-guruma 坐車 переворот (опрокидывание) сидящего. А) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки; В) Атэ-коми Ate-komi 當込 входить (всаживать) в цель; С) Эри-дзимэ Eri-jime 襟締 удушение за шею

 6.  Кобуси-нагаси Kobushi-nagashi 拳流 "текущий" кулак  (скорее воплощяющий принцип непрерывного действия, переткающего одно в другое). А) Хики-коми Hiki-komi 引込 тянуть и входить (всаживать); В) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки; С) Атэ-коми Ate-komi 當込 входить (всаживать) в цель.

7. Саю Sayu 左右 дословно это право-лево, но кроме буквально отражения перемещения влево-вправо и вперед-назад название может содержать в себе символику ин-ё и ко-рю(тигра-дракона). А) Атэ-коми Ate-komi 當込 входить (всаживать) в цель; В) Усиро-нагэ Ushiro-nage 後投 бросок назад; С) Тэ-макура Te-makura 手枕 дословно рука-подушка. 

8. Мидарэ-ути Midareuchi  亂打 запутывающий удар (последовательное выполнение нескольких кудзуси дезориентирует противника).  Использована более древняя форма иероглифа i乱 путаница, переполох, мятеж, война. А) Атэ-коми Ate-komi 當込 входить (всаживать) в цель; В) Удэ-осаэ Udeosae 腕押 удержание руки (за руку); С)  Хики-таоси Hikitaoshi 引倒 тянуть и ронять.

9. Катамуна-дори Katamunadori 片胸捕. Односторонний (одной рукой) захват за грудь (за кэйкоги).  А) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки; B) Цуки-таоси Tsuki-taoshi 突倒 бить и ронять (опрокидывать); С) Гяку-даоси Gyaku-daoshi 逆倒 ронять с другой (противоположной) стороны.

10. Рёмунэ-дори Ryomune-dori 両胸捕  Двусторонний (двуя руками) захват за грудь (за кэйкоги).  А) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки; В) Дзюмондзи Jumonji 十文字 т.е. подобная кресту или знаку 10, имея в виду скрещенные руки; С) Рёгакэ-нагэ Ryogake-nage 両掛投 бросок двойным захватом (висом). 

11. Ики-чигаи Iki-chigai 行違 буквально «разминуться, разойтись», бросок на противоходе. А) Атэ-ири Ate-iri 當入 вход в цель; В) Осаэ-коми Osae-komi 押込 удержание и вход (вонзание); C) Маваси-дори Mawashi-dori 廻し捕 круговой бросок.

12. Тэнгу-дори Tengu-dori 天狗捕  бросок Тэнгу (достаточно распространенне название нескольких способов опрокидывания противника). А) Аси-ори Ashi-ori 足折 сгибание ноги; В) Цуки-таоси Tsuki-taoshi 突倒 бить и ронять (опрокидывать); С) Атэ-таоси Ate-taoshi 當倒 входя, опрокидывать.

13. Макикоми Makikomi 巻込 дословно «вовлечение, втягивание». А) Осаэ-коми Osae-komi 押込 удерживать и входить; В) Атэ-ири Ate-iri 當入 вход в цель; С) Гяку-ири Gyaku-iri 逆入 вход другой (противоположной) стороной.

 

 

Бэцудэн-но-ката 別伝 особые методы, особые способы (о смысле термина бэцудэн см. «порядок изучения техники в школе»)

 

Омотэ 表 2本 техники и Ура 裏 6 本техник (по 3 ура на каждую технику омотэ)

 

1. Кайгокудаки Kaigokudaki 戒後砕 предотвращение (перебивание) атаки сзади. А) Атэ-коми Ate-komi 當込 входить (всаживать) в цель; В) Усиро-нагэ Ushiro-nage 後投 бросок назад; С) Макикаэси Makikaeshi 巻返 буквально «возвращение свитка», но это может означать и скручивание на возвратном движении.

2. Уцуси-дори Utsushi-dori 寫鳥 отображаемая (?) птица. А) Удэ-ори Ude-ori 腕折 сгибание руки; В) Хидзи-отоси Hiji-otoshi 肘落 падение через локоть, ронять через локоть; С) Сидзуми-нагэ Shizumi-nage 沈投 буквально «тонущий бросок»



Сабаки-гата sabaki-gata 捌形 (8 техник)

1. Катамуна-дори katamuna-dori 片胸捕

2. Рёмуна-дори Ryoumuna-dori 両胸捕

3. Кайго-кудаки kaigo-kudaki  戒後砕

4. Они-кудаки oni-kudaki 鬼砕

5. Кататэ-гурума katate-guruma  片手車

6. Коромо-гаэси koromo-gaeshi  衣返

7. Сэои-нагэ seoi-nage 脊負投

8. Коси-нагэ koshi-nage 腰投

 

 

Симэ-но-ката shime-no-kata 締形 (8 техник)

1. Эри-дзимэ eri-jime 襟締

2. Маваси-дзимэ mawashi-jime 廻し締

3. Кататэ-дзимэ katate-jime 片手締

4. Рётэ-дзимэ ryoute-jime 両手締

5. Кякутэ-дзимэ kyakute-jime 逆手締 также кяку-дзимэ kyaku-jime 逆締

6. Рё-дзури ryou-zuri  両釣

7. Ваки-дзури waki-zuri  脇釣

8. Удэ-дзури ude-zuri  腕釣

 

Тай-но-ката tai-no-kata 體形 (12 техник)

1. Коси-гурума koshi-guruma  腰車

2. Ёцудэ yotsute  四ツ手

3. Хора-гаэси hora-gaeshi  洞返

4. Удэ-нагарэ ude-nagare  腕流

5. Касасаги kasasagi  鵲

6. Рёто-домэ ryoute-dome  両手止

7. Мидзу-нагарэ mizu-nagare  水流

8. Рёсэцу Ryousetsu  柳雪

9. Цубамэ-гаэси tsubame-gaeshi  燕返

10. Котё-нагэ kochyou-nage 小蝶投  или котё-дори kochyou-dori  小蝶捕

11. Фукубэ-отоси fukube-otoshi  瓢墜 или фукубэ-гаэси fukube-gaeshi   瓢返

12. Фуся fuushya  風車

 

Мутодори mutoudori 無刀捕  - техника работы безоружного против вооруженного.  8 техник омотэ 表 (太刀捕 – против меча)и 8 техник ура 裏 (短刀捕 – против танто)

1. Кататэ-отоси katate-otoshi  片手落
2. Итимондзи ichimonji  一文字
3. Сидзуми-нагэ shizumi-nage  沈投
4. Усиро-дори ushiro-dori  後捕
5. Хира итимондзи hira ichimonji  平一文字
6. Сэйган seigan  正眼
7. Цука-кудаки tsuka-kudaki  柄砕
8. Мацуба-отоси matsuba-otoshi  松葉落

 

Дайсё-сабаки Daishyosabaki 大小捌  (8 техник)

1. Катамуна-дори katamuna-dori  片胸捕
2. Рёмуна-дори ryoumuna-dori  両胸捕
3. Рётэ-гакэ ryoute-gake  両手懸
4. Кимо-кудаки kimo-kudaki  膽砕
5. Ума-домэ uma-dome  馬止
6. Цука-нагарэ tsuka-nagare  柄流
7. Содэ-гурума sode-guruma  袖車
8. Нагаси-дори nagashi-dori  流し捕

 

Сирабэ-но-ката shirabe-no-kata  調形  (9 техник)

1. Тоби-тигаи tobi-chigai   飛違
2. Курума-гаэси kuruma-gaeshi  車返
3. Кадза-дори kaza-dori  風捕
4. Раи-отоси rai-otoshi  來落  или тика-гаэси chika-gaeshi   阪返
5. Гяку-нагэ gyaku-nage  逆投
6. Амэ-отоси ame-otoshi   雨落
7. Ама-гаэси ama-gaeshi  天返 или ама-отоси ama-otoshi   天落
8. Таки-отооси taki-otoshi  瀧落
9. Кома-гаэси koma-gaeshi  駒返

 

Сэнсудори sensudori 扇子捕 или тэссен-дзюцу tessen-jutsu   鉄扇術 - работа железным веером.  8 техник омотэ 表(太刀捕 – против меча)и 8 техник ура 裏(短刀捕 – против танто

1. Кататэ-отоси katate-otoshi  片手落
2. Итимондзи ichimonji  一文字
3. Сидзуми-нагэ shizumi-nage  沈投
4. Усиро-дори ushiro-dori  後捕
5. Хира-итимондзи hira-ichimonji  平一文字
6. Сэйган seigan  正眼
7. Цука-кудаки tsuka-kudaki  柄砕
8. Маацу-даоси matsu-daoshi  松葉落

 

Тэппан teppan  鉄板 (3 формы)

1. Дзёфу jyofu  如風
2. Дзёрай jyorai  如雷
3. Дзёрю jyoryuu  如龍

 

Могури-но-ката moguri-no-kata  潜形 (9 техник)

1. Гокураку-отоси gokuraku-otoshi  極楽落
2. Дзигоку-нагэ jigoku-nage  地獄投 или  дзигоку-дори jigoku-dori  地獄捕
3. Тама-кудаки tama-kudaki  玉砕
4. Ококу oukoku  鶯谷
5. Онибусэ onibuse  鬼伏
6. Инадзума-дори inazuma-dori  稲妻捕
7. Мидзу-дори mizu-dori  水鳥
8. Райсэцу raisetsu  來雪
9. Горин-отоси gorin-otoshi  五輪落 или тай-отоси tai-otoshi   體落

 

Продолжение следует...