|
ХАНБО-ДЗЮЦУ
ХАНБО-ДЗЮЦУ 半棒術
Впервые технику ханбо (шеста 90см длинной) в Кукисин-рю ввел Курияма Укон (Kuriyama Ukon 栗山右近). Это было в эпоху Адзути-Момояма. Сперва Курияма служил семье Синдзё (Shinjo 新庄), лордам замка Такацуки Takatsuki 高槻. Позже он служил Маэда Тосии (Maeda Toshii 前田利家) в префектуре Канадзава. Принимал участие в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага (Oda Nobunaga 織田信長). С ним было его любимое короткое копье, владением которым он славился, но в сражении он столкнулся с вражеским генералом по имени Судзуки Танго-но-ками Кацухиса (Suzuki Tangonokami Katsuhisa 武田方の猛将). Копье Куриямы было разрублено пополам мечом Судзуки, но он продолжил сражаться тем, что осталось в его руках и победил. Также есть другая версия.
Курияма отправился в Канадзаву (Kanazawa 金沢) чтобы служить под началом Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯) в то время, когда в провинции еще были беспорядки. В городе было очень много разбойников. Однажды ночью Курияма столкнулся с этими лихими людьми и вступил в бой, используя свой длинный шест (рокусяку бо, шест в 6 сяку – около 180 см). Его шест был разрублен предводителем разбойников Ямадой Тэнрю Кэн (Yamada Tenryu Ken 山田天龍軒), который был опытным мечником школы Курама-Хати рю (Kurama-Hachi Ryu 鞍馬八流), иначе называемой Кёё-Хати рю (Kyou-Hachi Ryu 京八流), и использовал длинный меч (5 сяку – около 150см). Но Курияма все равно победил, используя тот обрубок, который остался у него в руках (3 сяку – около 90см). Развивая этот опыт, Курияма разработал техники ханбо в июле 1783 года. (Информация из письма Такамацу Тёсуи (Takamatsu Chosui 高松澄水) написанного Куки Такахару (Kuki Takaharu 九鬼隆治) 22 мая 1945 года)
Таким образом официально признается что ханбо было включено в список техник школы в начале периода Эдо. Возможно, что сначала техники ханбо были дополнительными (бэцудэн 別伝) в Кукисин рю и их описание входило в свиток Бо-дзюцу Хихохэн-но-маки (Bojutsu- Hihouhennomaki 棒術秘法遍之巻) в Амацутатарахибун-кайкокухэн (Amatsutatarahibun-kaidokuhen 天津蹈鞴秘文解読遍), причем для ханбо там не было специальных стихотворных пояснений, сопровождавших остальные техники в этом тексте. Некоторая часть техник ханбо сочетается с техниками тай-дзюцу, например, мунадори (munadori 胸取). Техники копья и длинного шеста всегда считались более важными по отношению к техникам ханбо. Но с другой стороны важно отметить, что техника ханбо связана с техникой меча школы. И согласно тайным устным инструкциям кудэн: «Это [Ханбо] становится мечом» (変化して剱となる)
В школе техники шеста изучаются от длинного к короткому – сперва рокусяку бо, затем ханбо, затем танбо (около 50-60см) И наконец, в разделе сэнсудори (Sensudori 扇子捕) самого высокого уровня Кайдэн (Kaiden 皆伝) используется самый короткий шест 26см. Изучение техники и передача знаний производятся в соответствии с концепцией Го-Ри-Хо-Ти-Син (Gou, Ri, Hou, Chi, Shin 剛理法智神) – сущностью Кукисин рю (Кукамисин рю).
Камаэ-гата kamae-gata 構形 (5 техник) 1. Отонаси otonashi 音無 – букв. беззвучная, т.е. мы прислушиваемся к происходящему
Эти пять позиций вместе известны как Госэй-но-камаэ gosei-no-kamae 五声の構え
Кихон-гата kihon-gata 起本形 или фури-ката furi-kata 振形
Омотэ-ката omote-kata 表形 (5 техник омотэ 表 и 5 техник ура 裏) Тати-отоси tachiotoshi 太刀落
Тюгокуи-ката chugokui-kata 中極意 (5 техник омотэ 表 и 5 техник ура 裏) Кири-но-хитоха kiri-no-hitoha 桐之一葉
Гокуи-ката gokui-kata 極意形 (3 техники омотэ 表 и 2 техники ура 裏) Цуру-но-хитокоэ tsuru-no-hitokoe 鶴之一聲 (есть альтернативная техника ура)
Сэнсудори Senseudori 扇子捕 (3 техники) Тэн-но-ката ten-no-kata 天之形 – ката Неба В основе лежит понятие тэнтидзин tenchijin 天地人 символизирующее единство неба, земли и человека и много других слоев смысла в синто.
Продолжение следует... |