|
ХАНУМАНАСАНА / АНДЖАНЕЯСАНА
Удивителен мир имен асан. Если начать разбираться, то можно выделить несколько видов. Какие-то асаны носят описательные названия. Например, говорим мы «эка-хаста-падангуштхасана» и перед глазами встает хват одной (эка) рукой (хаста) за ногу (пада), а точнее за большой палец (ангуштха). Для называния другие асан используются сравнения и образы. Например, врикшасана – поза дерева, или не так прямолинейно - марджариасана. Есть минимум две гипотезы возникновения этого эпитета для кошки. Первый ономатопоэтический – марджар так на санскрите будет передаваться тот звук, который для русского уха звучит как мур-мур. Второй образно-описательный – марджана означает очищение, соответственно, постоянно умывающаяся кошка не могла не получить такого имени:-) Как бы продолжением и развитием этого метода является использование более сложных образов, чем предметы, растения и животные. Использование образов Богов, мудрецов Риши и героев. Это уже не первая статья из этой серии, теперь от образов Риши мы возвращаемся к образам божественных аспектов.
Перед тем как говорить о выбранном аспекте, отметим некоторую двойственность, возникающую в названиях асан. Интересная штука получается с современной йогической терминологией. Часть ее, причем, пожалуй, наиболее известная часть, идет от Шри Кришнамачарьи т.к. школы, основанные им и его учениками, очень широко распространились на Западе. А другая часть просматривается в наследии Дхирендры Брахмачари и школе Свами Кувалаянанды (Лонавльский Институт Йоги Кайвальядхам). Достаточно часто мы можем видеть как одна и та же асана имеет разные названия, и наоборот – под одним названием есть две совершенно разные асаны. Например, у последователей Шри Кришнамачарьи навасана это поза с ягодицами на полу, в которой работают мышцы пресса (ардха-навасана) или подвздошно-поясничные мышцы (навасана), а в школе Дхирендры Брахмачари наукасана (та же навасана, только с уменьшительно-ласкательным суффиксом – лодочка:-) это асана лежа на животе, где работают мышцы поясницы и ягодиц.
Это вполне объяснимо с точки зрения правильной реконструкции. В старых йогических текстах практически все асаны в положении сидя и лежа, нет асан стоя, кроме балансов. Но развитие Традиции это такая штука... Если ученик не превосходит своего Учителя, то школа через пару поколений не то чтобы вымирает, но впадает в некий гомеостаз и хорошо, если просто не развивается, а не деградирует. У многих на слуху имя Шри Абхинавагупты, стоявшего у истоков Кашмирского шиваизма, несколько меньше интересующихся знают имя его ученика и продолжателя Кшемараджи. И лишь считанные по пальцам ученые, специализирующиеся на этой теме, знают, кто был дальше. Это нормальные циклы развития школы т.к. дальше в очередном поколении находится человек, который как бы открывает школу заново, восстанавливает утерянное, обновляет и дает мощный толчок к дальнейшему развитию. Подобную реконструкцию переживала и практика хатха-йоги в начале XX века. И когда мы практикуем вдумчиво, задаваясь вопросами как, почему и зачем, то проделываем такую реконструкцию сами.
Соответственно, если логика образа лодки в разных школах более-менее понятна – да и разница, по сути, не очень велика, то там, где мы вступаем в область более сложных образов, например божеств, там личное понимание образа приводит к очень отличающимся по замыслу асанам. Например, последователи Свами Кувалаянанды и Дхирендры Брахмачари считают, что калабхайравасана это мощный шаг с мудрами, то в школах, ведущих начало от Шри Кришнамачарьи, калабхайравасана это асана с ногой за гововой. Такие вот разные опыты основателей школ привели к разному видению.
С хануманасаной/анджанеясаной примерно такая же история. При всем при том, что в этих асанах есть общие моменты, они основываются на разных эпизодах жизни этого боежства. Мать Ханумана была прекрасной небесной девой апсарой по имени Анджана. Отсюда, собственно, и одно из имен Анджанея. В индийской мифологии мы часто можем видеть примеры того как детей называют не по отцу, а по матери. Этому есть много причин, но одна из них это сохранившиеся частично матриархальные отношения. Анджана была проклята и обращена в ванару. Ванара – буквально «лесной человек», это раса обезьяно-людей, принимающая активное участие во многих событиях индийского эпоса. Прекрасной ванарой увлекся пролетавший мимо бог ветра Ваю. Соответственно по отцу имя его Марути (сын ветра), хотя здесь все гораздо сложнее и запутаннее -в различные эпохи марутами называли очень разное количество персонажей с разными характерами и качествами и происходящее от разных божеств:-)
Как бы то ни было, но Хануман унаследовал от своего отца способности к полёту и невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев Солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Предотвращая это, Индра метнул в Ханумана свою ваджру, сломал ему челюсть, и тот упал на землю без сознания. Ваю очень обиделся и в отместку принялся вытягивать весь воздух из мира. Боги решили умиротворить Ваю, и исцелили Ханумана, заодно дав защиту от любого вида оружия. На санскрите हनुमान् буквально «имеющий [разбитую] челюсть», так появилось наиболее известное имя этого божества. Что интересно, на этом стремление юноши к солнцу не закончилось. Он по прежнему рвался вверх, а однажды таки добрался на небо и поступил к солнцу Сурье в ученики:-)
В Индии Хануман считается образцом преданного служения Богу. Для многих современных людей это звучит очень абстрактно. «Где бог и где я?» - думают они. А для героя эпической эпохи боги были рядом, действовали рядом. Так и для Ханумана его бог был рядом – седьмая аватара Вишну – Рама. Очень хорошо их отношения характеризует такой эпизод. Однажды Рама и Хануман пускали «блинчики» - метали камни так чтобы они подпрыгивали по поверхности воды как можно большее количество раз, прежде чем утонуть. У Ханумана получалось значительно лучше, а Рама от этого гневался. «Мол, как это я бог могу проигрывать в каком-либо деле?» На что Хануман смиренно ответил: «Ты бросаешь камешки просто так, а я с Твоим Именем на устах!»
В индийской иконографии Хануман обычно изображается с отверстой грудью, где в сердце видны образы Рамы и Ситы.
И вот как раз несколько эпизодов из «Рамаяны» и послужили источником вдохновения для йогов, воплощавших образ Ханумана. Не будем подробно пересказывать этот замечательный эпос, отметим только главное для понимания этих асан.
Когда Рама и Ханмуман во главе огромного войска шли освобождать Ситу, то они столкнулись с водной преградой. Остров Ланка, где обитал Равана, похитивший Ситу, был отделен проливом. Войска принялись возводить мост, который сейчас можно наблюдать в виде гряды островов, идущих от континентальной части до острова. А на снимках из космоса видна и вся гряда в т.ч. ушедшие под воду участки.
Хануман не стал дожидаться окончания инженерных работ и перемахнул через пролив одним гигантским шагом - прыжком. Интерпретация этого прыжка породила несколько видов асан.
У учеников Шри Кришнамачарьи.
Хануманасана гибкостная (фото Б.К.С. Айенгар), которую можно сравнить с продольным шпагатом в европейской терминологии.
Хануманасана силовая мало выраженная (фото Б.К.С. Айенгар). Даже имея достаточную гибкость для того, чтобы опустить до пола, мы сохраняем положение, в котором мышцы не только растягиваются, но и совершают работу на сокращение. Но поскольку стопа задней ноги лежит, то мы не можем развить мощное усилие, поднимающее и удерживающее тело.
Хануманасана силовая, ярко выраженная (фото автора). В данном случае мы четко ставим ставим стопу задней ноги на носок, что позволяет нам развивать достаточную мощь для удержания тела. Многие школы боевых искусств – от Южной Индии до Юго-Восточной Азии и районов Китая использую исключительно такой вариант для проработки этого положения и т.н. поперечного шпагата или самаконасаны (сама+кона – полный, а если дословно прямой угол. Но поскольку в русском языке прямым углом называется другое…:-) И еще забавно бывает наблюдать как в интернете постоянно встречается написание сомаканасана. Куда канал Сома?:-)О чем думали писавшие? Неизвестно…)
Ученики Свами Шивананды используют название анджанеясана и они увидели этот образ иначе, сделали акцент на прогибе назад в выпаде.
Иллюстрация из книги Свами Вишнудевананды «Полная иллюстрированная книга йоги»
Хануман несущий гору, на которой растет целебная трава, чтобы спасти раненого Лакшмана – брата Рамы. Хануман куражится своей силой и мощью, поднимая большой вес в прогибе. Только сильная спина и правильная техника могут позволить делать так, если конечно не чихать на всё, полагаясь на божественное происхождение и имя Рамы на устах:-)
Что интересно борцы и бойцы Индии, Ирана и других стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии используют динамическую практику с булавой для тренировки силы. Изначально вращение булавы вокруг себя осуществляется по малой амплитуде, равномерно и основная нагрузка приходится на руки и проработку подвижности плечевых суставов. Затем выделяется нужный участок траектории, на котором производится ускорение, которое тренирует ударную взрывную силу.
Упрощенный вариант упражнений с булавой представляет собой практика сарванга-пушти в системе Дхирендры Брахмачари, которую он относит к вьяямам, но отмечает особо ее ценность для развития тела и сознания. Не зря она сарванга – на все части тела:-)
Это видение асаны породило много интерпретаций – с облегчением прогиба и его усилением, со скрутками и т.д. и т.п., которые стали использоваться во многих современных школах йоги.
И раз уж мы вспомнили практику по Дхирендре Брахмачари, то интересно будет посмотреть и на его видение асаны этого аспекта. Последователи Дхирендры Брахмачари основываются на другом эпизоде и называют асану вирасана т.е. поза героя. Вот отрывок из книги «Йогасана Виджняна»:
«Практика этой асаны наделяет беспрецедентной силой, энергией, храбростью, силой духа и властью. Ее должны практиковать те, кто склонен к чрезмерному сну; она устраняет вялость. Считается, что Лакшмана обходился без сна в течение двенадцати лет, живя со Шри Рамой в лесу, благодаря эффекту Вирасаны. Когда ночью Шри Рамачандра и Сита засыпали, Лакшмана бодрствовал, установив стрелу на свой нос в положении известном как Вирасана. Шри Тулсидаса говорит в «Рама-чарите Манасе»:
Счастливы Ангада и Хануман, массирующие ноги Господа (Шри Рамачандра). Лакшмана позади Господа в Вирасане с калчаном на тали, склонившийся со стрелой в его руках. Вирасана, кроме отмеченного сокращения потребности во сне, также придает бесстрашие и рыцарскую галантность. Именно поэтому Шри Хануман предпочитал её. Большую часть времени он имел обыкновение находиться в этой асане. Её практика рассеивает зарождающиеся расстройства и болезни, делает талию тонкой и грудь широкой, а так же усилевает ноги, бедра и руки. Это чрезвычайно полезно для стрелков. Тысячи лет назад, великие стрелки стреляли, находясь в этой асане. Хотя много вариаций этой асаны известны, только один тип был подробно описан».
Упомянув выше распространенность вариаций анджанеясаны в современных школах и стилях, стоит особо отметить видение, возникшее у Шандора Ремете основателя Шэдоу-йоги. Он особо выделил т.н. паршва анджанеясану – т.е. боковую. И естественно акцентировал внимание на виньясах перехода из стороны в сторону.
А теперь от всех этих замечательных вариаций вернемся к самому образу Ханумана-Анджанеи. Что двигало им в подвигах? Любовь к Богу и преданность Ему. Неважно как вы определяете это для себя - как Бога, как Будду, как некий Высший Разум, Истинное Я, как «Дорогое Мироздание», столь популярное сейчас в интернете:-)… Важно насколько вы соответствуете этому каждый час, каждую минуту. Когда громкое слово подвиг означает не одноразовые активности, а ежедневную практику. Практику тела и сознания. Практику создания своего образа Ханумана, чем, надеюсь, мне удалось заинтересовать читающих этот материал:-)
Успешной практики! |