|
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ 5 ЧАКР В КУБЖИКАМАТА-ТАНТРЕ
В первой части статьи мы рассмотрели различные источники, говорившие о чакрах и падмах, и отметили, что несмотря на многообразие числа чакр и их вида в Упанишадах, постепенно сформировалось два основных подхода: 6-чакровая система традиционных школ йоги и тантры и 7-чакровая нью-эйдж система. В этой части статьи мы подробнее рассмотрим то, что легло в основу 6-чакровой системы. В первой части статьи было отмечено, что в ряде моделей на лепестках лотосов или в разных частях других фигур размещались изображения букв санскритского алфавита в определённом порядке. В качестве главных источников были обозначены Кубджикамата-тантра и Шивасамхита.
Кубджикамата-тантра это текст Западной Линии Передачи (Пашчимамная) Каула Шайвизма, ассоциируемый с культом Шакти в форме Богини Кубджики. Имя Кубджика (कुब्जिक, Kubjikā) означает «согнутая, скрученная» (подразумевая Силу в свёрнутом потенциальном состоянии, поэтому как эпитеты Богини используются родственные термины, например, Вакрешвари – владычица согнутого). Текст этой тантры одни ориентировочно датируют VI в н.э, другие более осторожно IX-X вв. н.э. Наибольшего расцвета почитание Кубджики достигало в XII веке нашей эры, а сейчас этот культ практически неизвестен и «широко известен в узких кругах». Практики сохранились у нескольких брахманских родов неваров в Непале.
Каула происходит от слова Кула. Марк Дичковски пишет: «Согласно Абхинавагупте, термин «кула» происходит от корня kul «приходить группой». Таким образом, слово «кула» в своем не-техническом значении означает «семья»… Кула это не только божественная семья, то есть соединение, то есть соединение энергий бога, явленных вместе в образе его тантрической супруги. Это также и человеческая семья последователей богини, которые среди неваров так буквально и именуются… «Шакта» (shAkta) как технический термин, обозначающий культы, писания и людей, связанных с поклонением богине как Шакти (что буквально означает «мощь») не встречается в терминологии тантр вплоть до одиннадцатого века. Вместо него мы встречаем термин kula и схожий с ним kaula».
Кубджика Деви в одном из средневековых трактатов. Обратите внимание, что изображение как бы на стыке буддийской и индуистской тантрической иконографии
В первых трёх главах Кубджикамата-тантры рассказывается история Богини Кубджики, причём её имя и его толкование меняются по ходу повествования. Кумарика (девственница) Калика воспитывается при храме. Однажды к ней приходит её отец Бхайрава и показывает ей всю Вселенную в её многообразии и единстве, что делает её просветлённым существом (прабуддхаватма). Она удивляется и ужасается. Но этот опыт – это далеко ещё не всё. Бхайрава передаёт ей тайное учение и направляет на гору для практики, чтобы она стала лишённой качеств. Она успешно проделывает это и теперь очередь Бога ужасаться и просить её о наставлениях. Бхайрава просит богиню о милости и передачи ему энергии (аджна), полагая, что суровое подвижничество, практикуемое ей, несёт ему вред. Богиню охватывает чувство стыда, и она становится покорной (кубджика-рупа – здесь кубджика означает, что она склоняется). Из идеально круглой формы, лишённой качеств, Богиня становится треугольной формы – йони (треугольник вершиной вниз). Здесь термин кубджика означает, что она «искривляется», нарушая идеальную форму, но этим порождая мир. Богиня соединяется с Богом на всех уровнях. В ходе её путешествия по земле Бхараты богиня в различных местах принимает разнообразные аспекты в соответствии с тем, где она становится проявленной. Меняющаяся индивидуальность Кубджики, проявляющаяся как целый ряд разных богинь, символизирует меняющиеся грани её метафизического бытия, её «личности», если такую можно ощутить в чисто тантрическом божестве, так как такие божества обладают сравнительно скудной мифологией. Она проявляется также как три образа Богини – девочка-девственница, женщина репродуктивного возраста и старуха. Второй из этих образов почитается больше других и имеет имя Трипура (дословно – три града или три мира), которое отражает эту тройственную природу. Используются также имена Трипурасундари – прекрасная в трёх мирах, Трипурабхайрава – ужасающая в трёх мирах (см. наставления Гуру Шри Видьи Амритананданатхи о Трипурабхайрави).
Это единение Богини и Бога даёт методы, с помощью которых практикующий может достичь сверх-состояния.
Энергия может быть получена через речь. Речь состоит из звуков-фонем, которые могут быть структурированы в мантры. Звуки санскритского алфавита помещены в 48 малых треугольников, распределённых по сторонам одного большого треугольника, символизирующего йони. Завершающие алфавит ha и kSha находятся в центре и представляют Бога и Богиню, выводящих практикующего на уровень выше. Фонему, размещённые в алфавитном порядке т.н. Матрика (букв. Матери), образуют как бы мужскую форму. Эта форма для баланса нуждается в женской, которая образуется другим порядком алфавита, называемым Малини (букв. гирлянда, чётки) С одной точки зрения это хаос, в котором буквы перемешаны без стройного порядка и логики Матрики. Но с другой стороны это новый порядок, только порядок другого уровня, на который и должен выйти практикующий.
Йони – это также и место передачи энергии по цепи преемственности традиции. По углам и в центре треугольника расположены четыре главные питхи (священные места) Богини – Оддияна (oḍḍiyāna), Джаландхара (jālandhara), Пурнагири (pūrṇagiri) и Камарупа (kāmarūpa). В каждой из этих питх пребывает Гуру. Есть и расширенные варианты схемы с большим количеством питх. Но главное, что символизирует эта схема – различные триады в понятийном аппарате школы, понимание которых и практическое овладение которыми даёт четвёртое, до времени сокрытое, то, что выводит на более высокий уровень: - Три гуны – саттва, раджас и тамас; - Тримурти – Брахма, Вишну и Шива с их Шакти; - Три ступени обучения, которые символизируют Девочка (Балакрама), молодая Женщина (Яуванакрама) и Старуха (Вриддхакрама); - другая классификация методов – индивидуальная ступень (анава), наделенная энергией (шакта), и относящаяся к Шиве Шамбху (шамбхава) И многие другие тройки…
Очень важно понимать, что эта священная география паломничества по землям Бхараты вслед за играющей Богиней на уровне макрокосма имеет своё отражение на уровне микрокосма. Богиня движется по частям тела человека и наполняет их энергией. Отсюда идёт практика ньяса (nyāsa – букв. размещение) – следование сознанием по частям тела с прикосновением или без с концентрацией на образе, звуке и ощущении. (о регулярной практике ньясы в АЙС) В конце концов, тело практикующего и есть тело Богини. В одном аспекте, оно имеет форму человеческого тела с головой, руками и ногами, но в другом, более глубоком, аспекте, это священная мандала богини (например, Шри Чакра в объёмной металлической форме, используемая для ритуалов, имеет полное соответствие всех своих частей в человеческом теле). Хотя в текстах об этом и не сказано с определённостью, но можно обоснованно предположить, что земля Бхараты, имеющая треугольную форму, тоже является формой Богини. Тантрические символы и ритуалы, как это часто случается, хоть и берутся из внешнего мира, но символизируют внутренние состояния.
В Кубджикамата-тантре (КМТ) описывается как система из 6 чакр, с теми названиями, которые дошли до наших дней, так и 5-чакровая система, в которой особый упор делается на размещение фонем санскрита в разных частях чакр. Для текста КМТ характерно использование термина чакра в смысле группа – группа Богинь и других аспектов. Возможное значение «колесо, круг» не используется совсем. Иногда группы Богинь формируют круг, но чаще расположены в форме других фигур и форм.
Сперва о 6-чакровой системе. КМТ 11.34с-37d. «Анус называется основанием (ādhāra). Свадхиштхана воздвигается в пенисе. Манипурака в пупке и Анахата в сердце. Вишуддхи в области горла и Аджня между глазами. У Вишуддхи есть 16 частей (bheda), а Анахата десятисоставна. У Манипураки двенадцать частей. Свадхиштхана как поддержка нескольких объектов и качеств, имеет шесть частей. Основа имеет четыре части. Также научается, что Аджня имеет две части». Как мы видим, общая картина очень близка той, которая стала позднее широко известна благодаря работе Авалона, за исключением небольшой разницы по количеству лепестков в Анахате и Манипуре – они как бы поменяны местами. Но детальное описание чакр значительно отличается. Вот, например, как выглядит Свадхиштхана.
КМТ описывает шесть треугольников Свадхиштханы как различные локи (планы существования), наполненные разными аспектами, и в центре размещает седьмую локу, которая особо интересна. Эта седьмая лока одновременно ассоциируется и с высшим, и с земным. Её владыка Наваттаттвершвара (владыка девять таттв) или Наватма (Девити-атманный) Шива. Его называют именем haṃsa, которое образуется из ha (Шива) и sa (Шакти). Расположен он в Брахмагрантхи в центре Свадхиштханы. ha – это Пингала, sa – Ида, а kṣa – Сушумна. 7 частей Свадхиштханы ассоциируются с 7 дхату (составляющими человеческого тела): кожа, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя. Каждое из дхату имеет 12 качеств (гуна), что даёт нам многообразие 84 качеств, которые являются знанием, обретаемым через правильные методы концентрации в свадхиштхане. Дхату представлены фонемами ya, ra, la, va, śa, ṣa и sa. Каждой из них соответствуют 12 биджа-мантр, образуемых на основе 12 из 16 гласных санскрита. Например, для ya это ya, yā, yi, yī, yu, yū, ye, yai, yo, yau, yaṃ, yaḥ. И ещё много-много деталей и подробностей.
Свадхиштхана чакра, описанная в КМТ. Собрание Богинь и другие аспекты представлены как фонемы санскрита. Эта и другие иллюстрации ниже приводятся по книге Дори Хейлийгерс-Сеелен
Также в Кубджикамата-тантре описана 5-чакровая система по стихиям (первоэлементам) и божествам.
1. Деви чакра (devīcakra) – под пупком. nābhyadhastāt tu maṇḍalam КМТ 14.59cd. Элемент земля. Божество Рудра. Качество сотворение. В связи со схемой, описанной выше, эта чакра как бы объединяет в себе свойства Адхары и Свадхиштханы, и всё в ней пронизано символизмом 4 и 6. Как и следует из названия, она представляет из себя собрание Богинь (Деви). Их 20=4х4=4 или 4+6+6+4 и т.д. и т.п. (индийцы были всегда сильны в игре числами и цифрами, в языке тантр эта игра достигла пика) Если связывать это с таттвами Санкхьи, то это 20 низших таттв – 5 первоэлементов грубых (махабхута) + 5 первоэлементов тонких (танматра) + 5 чувственных восприятий (буддхендрии) + 5 «органов» действия (кармендрии) Также это 4 главных Богини и 16 вспомогательных. Главные – Кшони (kṣoṇī – букв. земная), Шабдадеви (śabdadevī – букв. богиня звука), Шротрика (śrotrikā – букв. богиня уха) и Вачадеви (vācādevī – букв. богиня речи). Кшони объединяет махабхуты – сама она земля, и к ней прилагаются ещё четыре элемента вода, огонь, воздух и пространство вибрации. Соответствующие имена четырёх богинь: Апини, Теджини, Вайювега и Кхечари. Шабдадеви объединяет танматры – сама она звук, а с ней ещё прикосновение, форма, вкус и запах. Шротрика – это буддхендрии, сама она слух, а объединяет ещё зрение, вкус, обоняние и осязание. Ну и наконец Вачадеви олицетворяет органы речи и объединяет другие действия человека – хватание руками, перемещение на ногах, органы выделительной и репродуктивной системы. КМТ 14.39-40
20 Богинь представлены 20 согласными от ka до na, расположенными по сторонам квадрата. Главная четвёрка Богинь представлена назальными ṇa, ña, ṅa и na. 4 кала – Нивритти, Пратиштха, Видья и Шанти представлены 4 полугласными-полусогласными ṛ, ṝ, ḷ и ḹ и расположены по углам квадрата. В центре треугольник, в котором pa, pha, ba, bha и ma представляют соответственно Пауруши (pauruṣī), Манавега (manavegā), Дхимари(dhīmarī), Матсари (matsarī) и Пракритья (prakṛtyā). В них мы видмм Пурушу, Манас, Дхи (Буддхи), Ахамкара и Пракрити – 5 высших таттв санкхьи.
Это не единственно возможная схема. Несколько более поздние тексты – Шатсахасра самхита (ШСС) и Горакша самхита (ГС) описывают другие варианты расположения аспектов и фонем в этой и других чакрах.
2. Дути чакра (dūtīcakra) – выше предыдущей Деви чакры, в животе (udara КМТ 14.93b). Элемент вода. Божество Вишну. Качество поддержание. Как следует из названия, она представляет из себя собрание Дути (богинь посланниц). Центральное божество Вишну в своей манифестации Ананта разворачивает себя в 9 мужских аспектов (vibhajya navadhātmānam КМТ 14.71) – Капала, Чандалокеша, Йогеша, Маномана, Хитакешвара, Кравьяда, Мудреша и Динмахешвара, каждый из которых в свою очередь производит из себя 9 женских аспектов, что образует 81 богиню. Они располагаются группами на 8 лепестках и в центре в перикарпии. Всё это тоже различные качества Богини, проявленной в мире. Совершенно ясно, что одного набора алфавита здесь не хватит и в дело вступают другие правила мантросложения. Например, центр лотоса представлен sa, ha, ra, kṣa, ma, la, va, ya, ūṃ в центре и ещё 8 раз по окружности, всего 9. Эта мантра является определяющей и для других лепестков, но с особыми изменениями. В восточном лепестке sa, ha, ra, kṣa, ma, la, va, ya, ūṃ и биджа мантры sāṃ, sīṃ, sūṃ, sṛṃ, sḷṃ, saiṃ, sauṃ, saḥ. В юго-восточном лепестка центральная мантра становится короче ha, ra, kṣa, ma, la, va, ya, ūṃ, а биджа мантры теперь строятся от нового первого слога hāṃ, hīṃ, hūṃ, hṛṃ, hḷṃ, haiṃ, hauṃ, haḥ и т.д. и т.п. до северо-восточного лепестка, в котором от центральной мантры остаётся ya, ūṃ, а биджи, соответственно yāṃ, yīṃ, yūṃ, yṛṃ, yḷṃ, yaiṃ, yauṃ, yaḥ. Вышеупомянутые ШСС и ГС, а также Сваччханда тантра дают и другие варианты практики для этой чакры.
3. Матри чакра (mātṛcakra) – сердце. Элемент огонь. Цвет красный. Божество Шива с эпитетом пингеша (piṅgeśa) – красный владыка. Как и следует из названия – чакра Богинь Матерей. Восемь лепестков в груди на уровне сердца. КМТ не называет Шакти этой чакры, но лишь намекает, что имя её начинается на ku, что наиболее вероятно указывает на Кубджику. Она также фигурирует под другими именами – Кхандика (khaṇḍikā – cломанная) или Кханджика (khañjikā – увечная) как центральная пятая богиня группы из 4 богинь, олицетворяющих 4 питхи (священных места) – Ракта, Карала, Чанда и Уччхушма. Из центра Матри чакры проявляются 8 виджнянакевала (vijñānakevala – букв. «состоящих только из знания») и 8 Махаматри (mahāmātṛs). Имена этих Махаматри – Кхечари, Атми, Шашини, Вахни, Чалани, Бханумати, Махима и Сукриталая. Их называют мудрами – aṣṭau mudrā mahāmātryo КМТ 15.5a. Они соответствуют «Силе, движущейся в пространстве» (Кхечари), атману, луне, огню, ветру, солнцу, земле (Махима) и воде (Сукриталая). Далеко не все соотношения можно вывести из имён самих Матри, чаще они становятся понятны из имён групп богинь, которые к ним относятся. Как уже несомненно догадался внимательный читатель, каждая Матри разделяется на группу из 8, что даёт нам в этой чакре 64 Матри. Каждый из лепестков содержит главную Матри, её спутника Бхайраву и 8 дополнительных Матри. Например, северо-восточный лепесток это Кхечари, Самварта Бхайрава и его Шакти Рудрани, а также группа Аиндрани, Агниматара, Ямьяматри, Ракшаси, Варуни, Вайяви, Кубера (kuberā) и Ишани. Восточный лепесток это Атми, Чанда Бхайрава и его Шакти Брахми, а также группа Сакала, Нишкала, Виджняна, Пралайя, Дхарма, Адхарма, Анава и Майя. И так далее по остальным лепесткам. Представлены качества Богини, природы и человеческого ума. Ашта Матрика – это 8 Матерей, который порождают страсти. Страсти в тамасе - это страсти на уровне базовых потребностей, в раджасе - это страсти в своём активном проявлении, а в саттве - чистая сила, Шакти как таковая. Здесь как раз в раджасе.
Особо интересно, что с Матри чакрой связана особая ньяса мантры, посвящённой восьми Агхори Шакти, размещаемая в 6 частях тела: лоб (ширас), рот (мукха), сердце (хрид), секретные части (гухья), правая и левая рука (бхуджа), оба бедра (уру) aiṃ aghore hrīṃ hsaḥ paramaghore hrīṃ ghorarūpe hsauṃ ghoramukhi bhīmabhīṣaṇe vama piba haḥ he ruru rara hrīṃ hrūṃ phreṃ hrīṃ hrūṃ phaṭ Интересно, что мантра прямо называет только 6 имён Богинь, аещё 2 содержит в скрытой форме в виде глаголов.
КМТ не содержит описания какие фонемы соответствуют каким аспектам, но Малинивиджайоттара тантра (МВТ 3.13-14) соотносит 8 Матрик с 8 группами алфавита.
4. Йогини чакра (yoginīcakra) – горло. Элемент воздух. Божество Ишвара. Как и следует из названия – чакра колдуний йогини. В сравнении с количествами предыдущих чакр их совсем немного – шесть. Дакини, Ракини, Лакини, Какини, Шакини и Хакини (в некоторых местах Якшини). Их имена хорошо известны по другим тантрам и текстам как имена Йогинь чакр от муладхары до аджни (Йогинихридайя 3.33, Каулавалинирная 21) в отличие от аспектов предыдущих трёх чакр, которые вводятся впервые. Следом за ними идут шесть секретных йогини, имена которых не называются прямо, но зашифрованы в слогах kaṃ-baṃ-ā-la-vi-ko. Но опытные комментаторы предполагают, что за ними скрываются Камала, Бандхара, Агхорамукхи, Лагхви, Вишватеджа и Конкана. Этим аспектам соответствует другая ньяса по 6 частям тела: сердце (хрид), лоб (ширас), макушка (шикха), мудра с с перекрещенными руками и прикосновением к плечам (кавача), глаза и межбровья (нетра или нетратрайя) и особый жест удар руками (астра)
В тексте КМТ есть описание Йогини чакры как кувшина – ghaṭasthāna и ghaṭādhāra КМТ 15.36b и 40d, а также как «ваджрного лотоса» vajrapadmāsanārūḍhāḥ КМТ 15.49a. Этому лотосу как бы не достаёт двух лепестков из-за чего он становится похож на ваджру, на каждом конце которой по три лепестка. В лепестках размещаются Йогини и соответствующие им фонемы: Дамари - āūṁ или o, Рамани – ja, Ламбика – kā, Каки – pū, Сакини – pū, Якшини – kā. Комментаторы и исследователи предполагают, что форма ваджры выбрана для этой чакры не случайно и является показателем взаимного влияния и проникновения методов тантрического буддизма и индуистской тантры. Каждая из шести Йогини соотносится с определённой дхату (составляющей человеческого тела) и даёт соответствующее знаний (сравните с описанием Свадхиштханы выше). Также приводятся соответствия с буддхи, манасом, ахамкарой, гуной, пракрити и пурушей.
Большое значение в КМТ придаётся порядку прохождения различных аспектов и их размещению в частях тела. Есть несколько вариантов каждой практики, например, практика созидания (сришти) или разрушения (самхара), в зависимости от того знания и опыта, который обретает практикующий, и того состояния, которое он получает. Это применяется как по отношению к каждой чакре отдельно, так и ко всем чакрам вместе. В начале 14 главы описываются практики кула и кулакула. Кулакула это прохождение по 6 чакрам сверху вниз от Аджни до Адхары с фонемами kam-ba-mā-la-vi-ko, что символизирует сотворение, а Кула - прохождение по 6 чакрам снизу вверх с фонемами ḍa-ra-la-ka-sa-ha, что символизирует разрушение.
5. Кхечари чакра (khecarīcakra – букв. «движущаяся сквозь пространство»). Элемент – эфир, вибрация пространства. Расположение на голове или сразу над головой. Богиня Кхечари восседает на лотосе, составленном из трёх кругов. Первый внешний – солнечный (сурья) из 24 лепестков. Второй средний – лунный (сома) из 16 лепестков. Третий внутренний – огненный (вахни) из 8 лепестков. В центральной части находится Адийони – первичный источник всего, а в нём Шива в образе Аситанга вместе с Шакти Кубджикой. Если предыдущие чакры описывались в терминах качеств творения, то Кхечари чакра описывается как разрушение качеств и познание через это истинной сущности.
24 лепестка сурья мандалы лотоса – это и 24 священных места Бхараты, и 24 таттвы (от первоэлемента Земли до творящей силы Пракрити). Они представлены фонемами от ka до bha, которые в сочетании с полугласными-полусогласными ya, ra, la и va, а также с 12 гласными (из 16 исключены ṛ, ṝ, ḷ и ḹ) образуют группы биджа-мантр. Например, для ka - kyrlvaṃ, kyrlvāṃ, kyrlviṃ, kyrlvīṃ и т.д. Всего получается 288 биджа-мантр.
16 лепестков сома мандалы лотоса – это 16 гласных, 16 Сиддхов и 32 аспекта Богини. Все они восьмирукие, держат чашу из черепа и костяной посох, чётки и копьё в левых руках, трезубец, железную булаву, жезл погонщика и молнию в правых руках. 32 аспекта представляют собой 32 слога Кубджика мантры или Агхора мантры.
8 лепестков вахни мандалы представлены фонемами от ya до ha. Ни КМТ, ни другие тексты не упоминают имена Богинь для этих лепестков, просто констатируя, что это Шакти Аситанга Бхайравы (Шивы). Шриматоттара тантра (ШМ) говорит о 64-лепестковом лотосе в центре и тоже не называет имена. Внимательный читатель вспомнит 8 Матрик, проявленных в Матри чакре в качестве раджаса и обоснованно предположит, что в Кхечари чакре Матрики проявляются в качестве саттвы, как и 64 Йогини.
Центральная Адимандала или Адийони представлена фонемой Аситанга Бхайравы kṣa и фонемой ma, которая символизирует 25-ю таттву Пурушу.
Также Кхечари чакра может быть представлена в форме трезубца, где сурья-мандала его основание (Атма-таттва), сома-мандала его узел-навершие до разветвления (Видья-таттва или Шакти-таттва) и агни-мандала это трезубец (Шива-таттва)
В КМТ 16.42b говорится, что Кубджика – это крийя-шакти, сила творения, та, которая порождает океан звуков и мантр, творя весь мир. Когда практикующий проходит по частям тела с мантрами и визуализациями, то он на микро-космическом уровне повторяет мистерию макрокосма – процессы создания, поддержания, разрушения, понимания и сокрытия, получая таким образом Знание и Силу.
В данном случае мы видим достаточно сложную многокомпонентную практику. Не только из-за того, что такие практики ревностно сохранялись в секрете, но и потому что она требует от практикующего немалых начальных способностей и предъявляет к нему ещё более строгие требования в процессе, сомнительно что в таком варианте она могла получить широкое распространение среди адептов тантры и йоги. Как показывает сегодняшняя ситуация, практика, описанная в Кубджикамата-тантре, оказала влияние на современное учение о чакрах, но сама осталась в тени и является знанием с ограниченным доступом в нескольких семейных кланах Непала. О более простых, но не менее действенных практиках, использующих 6 чакр с лепестками, на которых расположены фонемы, а также о других практиках с размещением фонем в частях тела (Матрика-ньяса) мы поговорим в следующей части статьи.
Литература:
James Mallinson, Mark Singleton. Roots of Yoga. Penguin Books 2017 Dory Heilijgers-Seelen. The System of Five Chakras in Kubjikamatatantra 14-16. Groningen Oriental Studies 1994 Mark S.G. Dyczkowski. A Journey in the World of the Tantras. – Varanasi: Indica Books, 2004 Mark S.G. Dyczkowski. Manthanabhairavatantram, Kumarikakhandah. 2009 Teun Goudriaan, J. A. Schoterman. Kubjikamatatantra: Kulalikaamnaya version. Groningen Oriental Studies 1997 Teun Goudriaan. Ritual and Speculation in Early Tantrism. 1992 Teun Goudriaan. Māyā Divine and Human. Motilal Banarsidas. Varanasi 1978
|