ЯПОНСКИЕ ВЕЕРА
Веера в японской культуре, боевых искусствах и оккультных практиках
При подготовке статьи спользованы материалы:
Мещеряков А.Н. "Книга японских символов", Москва
2003
David Avalon Hall “Marishiten. Buddhism and the warrior goddess”
dissertation 9103711 in University of California, Berkeley, 1990
Под словом "веер" мы разумеем складывающийся предмет. Такой веер, завезенный в
Европу XVII в., был предназначен для спасения модниц от театральной духоты. В
русском языке слово "веер" впервые фиксируется в 1724 г. Однако первоначальный
(китайский) веер не был складывающимся. Это был лист бумаги, шелка, вклеенный в
бамбуковую круглую рамку. Несколько походил на ракетку для игры в пинг-понг.
Самой ранней формой такого веера было опахало. В Китае такой веер ( утива ) известен по крайней мере 2000
лет.
Кстати и китайский иероглиф для веера 扇 - перья под крышей...
Посмотреть фотографии расписных японских вееров
или почитать лирику Вы сможете и на многих других ресурсах в Сети, потому
обращусь к более интересным моментам истории использования вееров в
Японии.
В Японии веер появился не позднее VIII в., о чем и имеется
письменное свидетельство: в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости
было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Помимо указанных целей,
веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка
делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для
руководства сражениями. В настоящее время такими веерами
пользуются судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В
средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как
могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой,
взмахом веера
заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку,
воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из
многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573)
рассказывает, что с помощью взмаха веера
Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру
также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу
- гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине
дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и
укорачивать людские носы.
Кроме утива uchiwa 団扇, в Японии получил распространение и
складной веер ( ооги или сэнсу ). Считается, что ооги был изобретен в Японии, а
затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток
технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону.
Складывающийся веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится, что
"придворные делали разные веера
и преподносили государю. Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным
лаком, некоторые инкрустировали планки вставками из золота и ароматического
дерева дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно красивой
бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали картинки с изображением
знаменитых мест из книг..."
В конце VIII в. популярной стала еще одна
разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород
древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем
японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью
утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые
очертания веера.
Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились
монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей
грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название
некоторых разновидностей этого типа веера
— «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев, так и
сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился
этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из
прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к
Новому году.
Из этой разновидности возник тэссен 鉄扇 - веер с железными
ребрами с заточенными концами, выглядящий как обычный, но который в силу
конструкции может быть использован и для обороны и для атаки.
На фото слева общий вид тэссена. На фото справа тэссен специально показан "в разборе" как бы "изнутри". Несмотря на наличие лезвий, техника их задействования достаточно мало развита в японских школах боевых искусств. В основном веер используется в сложенном состоянии как тяжелая дубинка.
Развитие боевых и сигнальных вееров шло и по другому
пути. Например 采配 сайхай, образованный от синтоистских ритуальных
принадлежностей.
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца
возник и новый вид веера
оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера.
Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида,
напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и
применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в
традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в
складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка
делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и
другие веера,
был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и
богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его
держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.
Ввезенные
когда-то из Китая и Кореи, веера
стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а
затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным
аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили
его, и вскоре веера
появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и
необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь
предметом роскоши в руках европейских барышень.
Веера различных типов активно использовались в ритуальной практике.
Мариситэмбоо –
метод «кнута» Мариситэн (кнут или анкуша – жезл погонщика слонов – один из
важнейших символов индуистских и буддийских тантр. Из наставлений Шри
Амритананданатхи (Учителя школы Шри Видья): «Цель практики в том чтобы разрушать
структуры, создающие двойственность, и привести нас к Единению, Союзу – Йоге. Мы
устанавливаем единство себя и мира. Один из путей это видеть весь мир
сворачивающимся в нас. Другой – видеть себя расширяющимся до всего мира. Символ
первого пути – паша - аркан, лассо – символ захвата и привлечения всего к себе.
Символ второго Пути – анкуша санскр. a~Nkusha – жезл погонщика, который толкает
все от нас. Нам нужны оба эти пути. Если мы будем практиковать только
привлечение к себе, то мы свернем все в одну точку. Если мы будем только
отталкивать все, то мы растянем мир до бесконечности. Нам нужен баланс этих двух
методов, которые нам дает Богиня!»
В японских текстах, таких, например, как
Ниппон Хэйхо Дзенсю (часть Генко кинэсю) данный метод называется методом кнута
saku 策励 и вера
uchiwa 団扇. В этой связи стоит упомянуть, что веер полководца 軍配団扇 gumbai uchiwa
это один из инструментов специального раздела Хэйхо
гунбай-дзюцу.
Визуализация. Океан, в центре которого гора. На горе зАмок,
в замке трон kayoza в виде лотоса о четырех лепестках, на троне символ бондзи
ma.
Затем бондзи трансформируется в веер (символ и атрибут Мариситэн) Затем
из веера появляется сама Мариситэн со своим окружением.
Часть другой визуализации.
...потом на диске солнца визуализируются каньдзи ha 破 – разрушать и имя врага.
Затем они изображаются, и по изображению наносится три удара специальным веером.
Затем читается 1000 раз мантра Мариситэн, после окончания делается три щелчка
пальцами...
В гумбай-дзюцу на веер наносились символы. Кроме изображения
Мариситэн антропоморфного и в форме Ятагарасу (трехного ворона), Богиня также
изображалась как бондзи сиддхам vaM окруженная двенадцатью лунами,
представляющими годовой цикл (кит. Shih-erh-chih, яп. jUni shi) Второй круг
состоял из 28 красных и белых точек, которые по одной гипотезе представляют 28
китайских знаков зодиака (кит. erh-shih-pa su, яп. nijU hasshuku), но как мне
видится совершенно четко указывают на 28 лунных дней. Магия этого типа была
широко разработана еще в Индии и Тибете, содержалась в указаниях Артха Шастры и
Бансенсюкай, во многих тантрах Индии и Китая. Японские источники heihO hijutsu
ikkansho, heihO reizuisho, genke kinesshU и многие другие описывают как методы
предсказаний и астрологических вычислений с применением гунбай утива, так и
воздействия на ситуацию.
На фото слева 軍配団扇 gunbai uchiwa для практики - красный диск солнца и бондзи
(биджа-мантра). На фото справа веер с луной и солнцем. Такие веера по сей день используются как атрибут судьи в поединках
сумо.
На иллюстрации ситуация, когда полководцу приходится использовать гунбай-утива уже не только для командования
Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер.
Считалось, что он приносит счастье и процветание. Форма веера,
казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались
игрой с веерами.
На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали
раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался
после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.
Идея -
веер сокрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при
встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера
по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного
должно быть открыто всегда.
Веер является также непременным аксессуаром
актера. В представлениях средневекового театра Но, который дожил и до
сегодняшнего дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это
китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера
с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для мужских и женских
ролей, со светлыми - для стариков и монахов.
Поскольку при обмахивании
совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер
используется с двоякой целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов,
а с другой - акцентированное движение веера
к себе предназначено для вызывания божеств. Веер широко используется в
ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим
непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер
почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из
терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть
скрепленные штифтом планки складывающегося веера
символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины
Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских
святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер.
Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в
которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих,
является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера
символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины.
В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не
синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю
следовало разорвать свои связи с божествами, хотя при жизни практически для
каждого японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских
храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить возврат
духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа усопшего полностью ушла из
этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему
вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было
несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить
его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу
дома или же перекинуть через ее конек.
Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали с собой в дорогу путешественники. Также стоит отметить, что веер является атрибутом профессионала игры Го. У них есть интересная традиция
писать на веерах девизы, цитаты и т.п.