ПАНЧАДАКШАРИ ВИДЬЯ
Это астичный перевод статьи Йогамба Сахита Атмананданатхи (Рамеша Куттичада) -
ученика Гуру джи Шри Амритананданатхи с 1996 (а всего автор в Традиции Шри Видья
уже около 30 лет)
Предваряю статью цитатой из доктора Рамачандры Рао:
«Есть также и другая точка зрения, в которой акцент делается на приоритетность
одной из трех частей панчадаши.
Путь известный как Кали-крама (также называемый Кундалини-крама) начинает мантру
с ka e I la hrIM (Кади-Видья) и подчеркивает саттвичный аспект Богини. В
терминах ритуала Панча-сандхьи (pa~nca sandhyA) мантра проявляется как
Кама-кала-Кали на рассвете, как Бхуванешвари на в полдень, как Чамунда на
закате, как Самайя-Кубджика в ночи и как Кади-панчадаши
в полночь. Эта практика предписывается как наиболее подходящая для
грихастх-домохозяев.
Путь известный как Тара-крама (также называемый
Самавародхини-крама) начинает мантру с sa ka la hrIM (Сади-Видья) и подчеркивает
такой аспект Богини как раджас. В Панча-сандхье молитвы Ей возносятся на восходе
как Дакшинакали (Анирудха Сарасвати), в полдень как Таре, на закате как Бала, в
ночи как Джняна-Сарасвати, в полночь как Сади-панчадаши.
Третий Путь известный как Сундари-крама (а также как Хамса-крама)
начинает мантру с ha sa ka la hrIM(Хади-Видья) и акцентируется на тамо-гуне
Богини Матери. Молиттвы Ей возносятся как Адья-Кали на восходе, как Таре в
полдень, как Чхиннамасте на закате, как Багаламукхи в ночи и как Хади-панчадаши в полночь. О последнем Пути особо сказано что он подходит только тем кто
специаизируется в черной магии. Для грихастх-домохозяев считаются
неблагоприятными как Тара-крама так и Сундари-крама и многие предписания прямо
запрещают практиковать их.»
Панчадакшари мантра в Шри Видье состоит из 15 слогов,
которые в зашифрованной форме приводятся в Трипуропанишат и Деви
атхарваширопанишат. В расшифрованном виде мантра выглядит как: ka e I la hrIM ha
sa ka ha la hrIM sa ka la hrIM. В Нитьяшодашикарнава тантре и Парамананда тантре
приведены многочисленные объяснения об этой мантре и ее вариациях. Шри
Бхаскарарайя написал Варивасья Рахасью и комментарий называемый Пракаша для
пояснения значения мантры. Из всех этих значений в данной статье рассматриваются
сампрадайя артха (sampradAyArtha), каулика артха (kaulikArtha), нигарбха артха
(nigarbhArthA) и рахасья артха (rahasyArtha). Стоит отметить, что в таком же
порядке приводятся имена в групп йогини, относящихся к 14 треугольникам, 10
внешним и 10 внутренним треугольникам и 8 треугольникам Шри Чакры.
Итак,
рассмотрим мантру целиком, как состоящую из 37 звуков, указывающих на 36 таттв и
состояние Парашивы вне таттв – tavAtIta. Эти звуки могут быть сгруппированы как
согласные и гласные. Майя биджа hrIM состоит из 5 частей – h + r + I + m + звук
нада.
VagbhavakUta: гласные согласные Nada
Ka = k + a = 1 1
E = 1
I
= 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 6 + 4 + 1 =
11
Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa =
s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 7 + 7 + 1 =15
sakthi kUta: гласные
согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 5 + 5 + 1 = 11
Таким образом все вместе
дает 11+15+11=37.
Особо интересно видеть гармонию и ритм в числах, во второй
и третьей куте одинаковое число согласных и гласных. В первой куте гласные
доминируют и таким образом Шакти таттва доминирует на Шива таттвой. Также
отметим что мы можем видеть эта куту в ка-кара сахасранаме Дакшинакали, где мы
находим такие имена как ka e I la hrIM svarUpAyai namaH, ka e I la hrIM prasave
namaH и др.
Теперь рассмотрим звуки в индивидуальном
разрезе
Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 1 3 1 5
I 2 1 1 4
r 1 1
1 3
s 1 1 2
l 1 1 1 3
a 2 5 3 10
k 1 1 1 3
m 1 1 1 3
nada 1 1
1 3
E 1
1
-----------------------------------------------------------------------
Всего
11 15 11
37
-----------------------------------------------------------------------
гласные
согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 4 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakthi kuta
= 5 5
1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего
18 + 16 + 3 =
37
---------------------------------------------------------------------------------
Давайте
рассмотрим что и чему соответствует для 36 таттв и таттватита. “E” представляет
таттватита – над таттвами, состояние Парашивы. Три нада представляют Шиву,
Шакти, шуддхавидью и пракрити. Три “m” это Садашива, Ишвара, шуддхавидья, майя,
kalA, avidyA, rAga kAla и niyati. Ахамкара, буддхи и манас представлены тремя
“k” и десятью “a”. Кармендрии (vak pani pada payu), джнянендрии (shrotra tvak
cakshu jihva ghrana), пять первоэлементов – панча махабхута (akasa vayu vahni
jala prthvi) и танматры (shabda sparsha rupa rasa gandha) представлены пятью
“h”, четырьмя “I”, тремя “r”, двумя “s” и тремя “l”.
Пять шабда гунн это пять
h
Четыре спарша гунны это четыре I
Три рупа гунны это три r
Две раса
гунны это две s
И гандха гунна представлена тремя l, что означает три мира,
три плана существования.
Десять a означают различные состояния дживы и их
многообразие.
Три k представляют три состояния поклоняющегося упасаки –
сакала, виджнянакала и пралайякала.
Так это описано у Шри Бхаскарарайи и в
Нитьяшодашикарнава тантре.
Парамананда Тантра дает несколько другое
определение, соглашаясь только с тем что таттватита предствлена как “e”.
Остальные таттвы идут по такому раскладу:
Prthvi, gandha, ghrana – три “l”;
apa, rasa, jihva – три “k”; teja, rupa, cakshu – три “r”; vayu, sparsa, tvak –
три “m”; akAsha, shabda, shrotra – три нада; vak pani pada payu upastha – пять
“h”
Maya, kalA, avidyA, rAga, kAla, niyati, prakruti, ahamkAra, buddhi, manas
– десять “a”
Sadashiva. Ishvara, shuddhavidya, purusha – четыре “I”
Шива и
Шакти – два “s”
Если по тому же методу исследовать хади и сади Видьи, то
мы получим следующие результаты.
Хади Видья:
VagbhavakUta: гласные
согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 6 6 1 =
13
Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa = s +
a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 7 7 1 = 15
sakthi kUta: гласные
согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 5 5 1 = 11
Таким образом все вместе
дает 13+15+11=39, но здесь мы видим другой пример гармонии , все куты имеют
одинаковое число гласных (6+7+5=18) и согласных (6+7+5=18) с тремя нада. Таким
образом эта Видья в Шива Шакти самарасья бхаве, и может поэтому она называется
Шиваадивидья в Расмимале.
Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 2 3 1 6
I
1 1 1 3
r 1 1 1 3
s 1 1 1 3
l 1 1 1 3
a 4 5 3 12
k 1 1 1 3
m 1
1 1 3
nada 1 1 1
3
-----------------------------------------------------------------------
Всего
13 15 11
39
-----------------------------------------------------------------------
Гласные
Согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 6 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakth kuta =
5 5
1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего
18 + 18 + 3 =
39
---------------------------------------------------------------------------------
Здесь
состояние Парашивы таттватита передается через три нада, Шива через
дополнительную “h”, а Шакти, пракрити и шуддхавидья через дополнительную
“s”.
Сади Видья:
VagbhavakUta: гласные согласные Nada
sa = s + a =
1 1
E = 1
I = 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего
6 + 4 + 1 = 11
Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a =
1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 7 + 7 + 1 =15
sakthi kUta: гласные
согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 5 + 5 + 1 = 11
Таким образом все вместе
дает 11+15+11=37.
Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 1 3 1 5
I 2 1 1
4
r 1 1 1 3
s 1 1 1 3
l 1 1 1 3
a 2 5 3 10
k 1 1 2
m 1 1 1
3
nada 1 1 1 3
E 1
1
-----------------------------------------------------------------------
Total
11 15 11
37
-----------------------------------------------------------------------
гласные
согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 4 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakth kuta =
5 5
1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего
18 + 16 + 3 =
37
---------------------------------------------------------------------------------
Здесь
состояние таттватита будет таким же как для Кади Видьи, а две “k” и одно “s”
представляют ахамкару, буддхи и манас. Остальные таттвы представлены также как и
в Кади.