ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ГУРУДЖИ О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ И ДРУГИХ АСПЕКТАХ ПРАКТИКИ

«Мой Гуру дал мне полную свободу, как я могу поступать как-либо иначе?» - говорил Гуруджи (Шри Амритананданатха) о своем Гуру (Гуругару на телугу значит то же что и Гуруджи на хинди; полное имя Шри Свапракашананданатха Хамса Авадхута Тиртха). «Используй мантры и ритуалы, которым я научил тебя, тогда и так как ты захочешь. Нет необходимости принуждать тебя вести жизнь как-то иначе».

 

В действительности Гуруджи распространил этот lassez-faire (с фр. «позвольте делать») подход значительно дальше оригинальной концепции Гуругару, применив его к широкому спектру т.н. поведения, относящегося к духовному развитию. Даже вегетарианство, фактически универсальная и повсеместная практика среди традиционных южноиндийских браминов, не является необходимым условием для инициации в Шри Видью, согласно Гуруджи. Хоть сам он был вегетарианцем на протяжении всей жизни, он расценивал это скорее как «обычай», «культурную привычку» своей семьи, касты и региона, а не фактор духовного развития.

 

«Не-вегетарианцы – также правомочные почитатели Божественного (devotees)» - говорил он. «Из 10 аватар Вишну только карлик Вамана брамин-вегетарианец, а все остальные не-вегетарианцы. Получается, что вегетарианцы почитают невегетарианские аспекты бога» - смеялся он. «Почему так? Почему не могут последователи учения не-вегетарианцы почитать не-вегетарианского бога или богиню? По причине ахимсы? Ненасилия? Такие овощи как кушманда (Зимняя дыня, белая дыня, пепельная дыня, Benincasa cerifera  или Benincasa hispida) живут еще целый год после того как их сорвут. И они испытывают боль и удовольствие, хоть и не могут выразить это понятным нам образом. Невозможно избегнуть химсу (насилие). Это часть жизни. Жизнь поглощает другую жизнь, это правило существования. Мы не можем есть неорганику.»

 

Это была точка зрения полностью согласующаяся с общей незаинтересованностью Гуруджи в распространенных социальных маркерах духовного пути – касались ли они одежды, диеты или чего-либо еще. В то время как он никогда не отвергал полностью эти практики, он рекомендовал быть осторожным в отношении того, что может подчеркивать разницу между людьми на основании тех или иных признаков. Также он не принимал различных ограничений типа «ты должен сделать то-то и то-то становления на духовный путь». Эта философия объясняла его простоту в одежде. «Одевать на себя специальные религиозные одеяния и тем выделяться это просто еще одна форма тщеславия» - замечал Гуруджи. И вопрошал: «В этом ли духовность?»

 

Также скептически он относился к физическим аскезам как пути к Богу…

Гуруджи неоднократно подчеркивал, что все что нужно и что не нужно делать, должно исходить не от внешних предписаний, а идти изнутри.

 

«Все религии проповедуют, что есть определенные вещи, которые вы должны или не должны делать. Но кто может судить? Думаю, что вы сами, как божественная сущность, должны судить для себя что должно и что не должно. Каждое сознательное решение, которое вы принимаете, говорит что-то о вашем стиле жизни и пути, по которому вы идете – будете ли вы заниматься сексом или нет, будете ли есть мясо, пить алкоголь, пить кофе - что бы это ни было, только вы сами можете это разрешить или не разрешить себе. Основа этого регулирования – не причинять вреда себе, не причинять вреда другим и окружающей среде. В остальном вы вольны делать все что только пожелаете. Это фундаментальный базис тантры».

 

«Если перемена должна произойти, то она произойдет изнутри» - говорил Гуруджи. «И сама Деви будет направлять вас на пути. Кто я такой чтобы решать за вас и для вас? У вас есть вся свободная воля Вселенной»