ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
Бхарадваджасана

БХАРАДВАДЖАСАНА


ВСЁ В ПРИРОДЕ ВРАЩАЕТСЯ

 

С сожалением наблюдаю некоторые современные тенденции,  когда некоторые практики избегают скруток. И ведь что особенно нехорошо – прикрываются заботой о здоровье, мол, вредно это и не приспособлен позвоночник к такому виду нагрузок. Так непонимание и нежелание разобраться приводит к тому, что люди лишают себя и других значительной части полезного арсенала практик йоги. Будем исправлять эту несправедливость. И потому сегодня речь пойдет о скрутках, причем достаточно несложных. Итак, бхарадваджасана.


Риши Бхарадваджа является ярким примером Учителя старой формации – Гуру-домохозяина. Среди практикующих на Западе сложилось превратное мнение, что настоящий учитель йоги - это отшельник, живущий в горах или бродящий по всей Индии, перемазанный пеплом etc. А между тем такая ситуация сложилась только потому, что  период мусульманской экспансии в Индии, администрация старалась лишить покоряемых духовных авторитетов и взялась в первую очередь за Учителей йоги, которые были на виду. А бродячие йогины, занимавшие даже не второстепенное положение в структуре, были достаточно неуловимы системой, и потому на тот период остались носителями учения. Но как только появилась возможность восстановления традиционного института йога-домохозяина, то все начало возвращаться на круги своя. Хотя стереотипы устойчивы и мне неоднократно доводилось встречать западных практикующих, которые мечтали о Гуру-отшельнике.
И второй важный момент, который подчеркивает жизнеописание Бхарадваджи, это реальное значение системы четырех ашрамов как стадий человеческой жизни и развития, которое тоже к сожалению подвергается в наше время значительному искажению недобросовестными истолкователями.


Рождение Риши Бхарадваджи как это водится в индийской мифологии сопровождается «скандалами, интригами, расследованиями»:-)  По легенде он был сыном и раджи, и божества Брихаспати, а мать его, испугавшись наказания, отдала его на попечение божествам ветра Марутам, которые стали его первыми наставниками. Бхарадваджа проявил большой интерес в изучении вед. Эта стадия жизни была посвящена только учебе. В этом и есть смысл термина брахмачарья (первый ашрам – первая стадия) – когда молодой человек в свои отроческие и юношеские годы концентрируется на учебе и развитии, не отвлекаясь на страсть и любовь плотскую, для которой придет свой через в следующей стадии – грихастха. И обязательно приходит т.к. это часть правильного развития человека. Брахма + ачара – это путь Брахмы-творца. Создание и формирование нового человека. А различные утверждения о брахмачарье как воздержании на всю жизнь это плод позднейших воззрений отдельных сект и направлений.


Вернемся к Бхарадвадже:-) Он был очень пытливый молодой человек с живым умом. Скоро Марутам уже нечему было учить его, в чем они и признались, отправив его за бОльшими знаниями к Индре. Достаточно распространенная картина тогда и крайне редко встречающаяся сейчас. В наше время учителя часто живут по принципу китайской поговорки «Учитель, который учит быстро, умрёт голодным», а не исходят из того, что ученик должен превзойти учителя. Встречи с Индрой Бхарадваджа добивался немалой аскезой и посвящением всего себя занятиям. В результате, когда Индра появился, то ему оставалось уже только сообщить ученику следующую методическую тонкость: «Достижение знания это не единственная и не главная цель. Распространение этого знания в жизни – вот что очень важно. Иди и учи!»


Для лучшего понимания  чему учить и как учить герою были посланы испытания  следующей стадии грихастха – сперва он был усыновлен царем Бхаратой и его готовили к наследованию царства, а затем он до совершеннолетия опекал младшего сына царя, являясь фактически правителем страны. Яркая реализация стадии грихастха (домохозяина) в масштабах всей страны. И тогда настало время третьей стадии – ванапрастха (отшельничество в лесах). Тогда он обошел много известных отшельников и подвижников в лесах и горах, в том числе встретился и с Риши Бхригу. По окончании этого периода Бхарадваджа созрел для того чтобы нести учение людям. Стоит обратить внимание на то, что не ушел в четветый ашрам (стадию)  - саньясу (отречение) в том смысле, в каком это широко понимается сейчас, т.е. в отречение от мира ради служения Богу. Это  вовсе не считалось необходимым. Служение людям оценивалось выше и считалось важнее, чем индивидуальное спасение.  И его саньясой стало посвящение всего себя служению людям – обучению, наставлению, отказываясь от плодов и наград, или точнее перераспределяя их в пользу других людей и процессов


Ашрам (в данном случае, конечно,  имеется в виду уже не стадия жизни, а духовная обитель и учебное заведение:-), основанный Бхарадваджей был очень популярен. В нем учили как Ведам (ритуалу, рецитации, этике) так и другим дисциплинам. Например, кшатриев также учили военному делу и правосудию, с упором опять-таки на этику Вед. Стоит учесть, что сам Бхарадваджа был специалистом высочайшего класса в военном деле и участвовал в разгроме демонов Шамбары и Варашикхи. Правящие цари почитали за честь посещать его ашрам и получать наставления. Боги признавали и воспевали его мудрость и добродетели.
Его именем у индийцев называется одна из звезд Большой Медведицы (β). Вообще Большая Медведица в Индии называется «Сапта Риши Мандала» и чувствую, что мы не раз ее еще упомянем в наших рассказах:-)

Bharadvaja_Allahabad_1   Bharadvaja_Allahabad_2

Изваяния Риши Бхарадваджи в храме на месте его ашрама в Праяге (Аллахабаде)

 

В разных школах взгляды на выполнение Бхарадваджасаны и ее эффекты немного отличаются.


В Школе Айенгара выделяются две вариации асаны – попроще и посложнее с полулотосом
112. БХАРАДВАДЖАСАНА I.

Bharadvajasana1_Iyengar

 

1. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой .
2. Согнуть колени, отвести обе ноги назад и придвинуть стопы к правому бедру.
3. Поместить ягодицы на пол, повернуть туловище примерно на 45° влево, правую руку выпрямить и положить правую кисть на внешнюю поверхность левого бедра около колена. Затем продвинуть правую руку под колено, чтобы ладонь касалась пола.
4. Выдохнуть, отвести левую руку от плеча за спину, согнуть ее в локте и захватить кистью левой руки правую руку выше локтя.
5. Повернуть шею вправо и направить взгляд поверх правого плеча .
6. Удерживать позу 30 секунд, дышать глубоко.
7. Освободить руки, выпрямить ноги и повторить позу в другую сторону.
Теперь поместить обе стопы за левое бедро, повернуть туловище направо, распрямить левую руку, поместить левую ладонь под правое колено и захватить верхнюю часть левой руки около локтя правой рукой сзади за спиной. Оставаться в этом положении то же количество времени, что и в предыдущем.



113. БХАРАДВАДЖАСАНА II.

 

Bharadvajasana2_Iyengar

 

1. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой.
2. Согнуть левую ногу в колене, взяться кистями за левую стопу и поместить ее на основание правого бедра, чтобы пятка оказалась около пупка. Левая нога таким образом окажется в половинной позе лотоса.
3. Согнуть правую ногу в колене, отвести правую стопу назад, поместив пятку около правого бедра. Внутренняя поверхность правой икры будет касаться внешней поверхности правого бедра. Колени держать на полу близко друг к другу.
4. Выдохнуть, завести левую руку от плеча за спину, согнуть ее в локте, приблизить кисть левой руки к правому бедру и захватить ею левую стопу.
5. Выпрямить правую руку, положить правую кисть на внешнюю поверхность левого бедра около колена. Затем поместить правую кисть под левое колено, так чтобы ладонь лежала на полу, а пальцы были обращены вправо.
6. Прочно удерживать левую стопу и скручивать туловище насколько возможно влево. Шею повернуть влево или вправо, глядя поверх плеча.
7. Оставаться в позе 30-60 секунд, дышать нормально либо глубоко.
8. Освободиться и выполнить позу в другую сторону, выдерживая  ее то же количество времени. Теперь правую стопу поместить на основание левого бедра, захватив ее сзади правой рукой. Левую ногу согнуть в колене, левую пятку поместить на пол около левого бедра. Левую ладонь положить под правое колено, а туловище скрутить вправо насколько возможно.
9. Вытянуть и выпрямить руки и ноги и отдохнуть.
Эффект первой вариации.  Эта простая асана воздействует на дорсальный и поясничный отделы позвоночника. Люди с малоподвижной спиной находят другие позы с боковым скручиванием очень трудными.
Эта асана поможет им развить гибкость спины. Она также помогает при артритах.Эффект же второй вариации уже переносит акцент на другое. Эта поза развивает гибкость коленей и плеч. Для людей с эластичным позвоночником она не очень эффективна, но очень полезна страдающим артритом.

 

 

В аштанга-виньяса-йоге Паттабхи Джойса бхарадваджасана выполняется во второй серии и идет после бакасаны и перед  ардха-матсиендрасаной.

 

Bharadvajasana_Raja

 

Бхарадваджасана в исполнении Махараджи Кохлапура ученика Шри Тирумулая Кришнамачарьи

 

Интересно рассматривает  бхарадваджасану Шриватса Рамасвами -  ученик Кринамачарьи, учившийся у него в последние 30 лет его жизни вместе с Дешикачаром и Моханом, и тоже продолживший дело учителя своим стилем Виньяса-крама-йога. В книге The complete book of Vinyasa Yoga он пишет так.  Сидя в ваджрасане, переместите одну ногу под себя и сядьте промежностью на пятку. На следующем вдохе поместите другую ногу в ардха-падмасану и положите ладони на колени.


Сделайте шесть долгих вдохов  и выдохов. В этом положении можно практиковать пять бандх (замков). Закрытие ануса пяткой это махабандха. После вдоха необходимо сжать промежность (мула-бандха), сделать брюшной замок (уддияна-бандха) и шейный замок (джаладхара бандха). Пятый это замок языка (джихва-бандха), в котором язык заворачивается к небу в конце вдоха.

 

Bharadvajasana_Ramaswami_2   Bharadvajasana_Ramaswami_2

 

Иллюстрации выполнения бхарадваджасаны из книги Шриватсы Рамасвами

 

В школе Дхирендры Брахмачари  бхарадваджасана не упоминается вовсе, и, хотя скрутки активно практикуются, но, пожалуй, только вришабхасана (поза быка) является более близкой по замыслу, но в облегченном варианте.

Vrishabhasana

 

Вот что пишет сам Дхирендра Брахмачари в своей книге «Йогасана виджняна». Практика этой асаны улучшает дыхание. Людям, дышащим преимущественно через одну ноздрю, эта асана особенно полезна. Если это левая ноздря, то ноги следует положить на правую сторону, и наоборот. Практика асаны дает возможность дыхания через ту ноздрю, которая обычно блокирована. Эта асана помогает выходу газов, что в свою очередь порождает ощущение хорошего самочувствия и удовлетворения. Асана рекомендуется для стреков и охотников. Она излечивает неустойчивость внимания  и неспособность к концентрации… Если при этом фиксировать взгляд без мигания, то асана приносит  те же самые результаты, что и Тратака.

 

А что нам говорят о скрутках современные анатомия, физиология и биомеханика?


Позвоночник это комплексная система, состоящая из сегментов (позвонков), имеющих ограниченную степень подвижности относительно друг друга. Но это если брать их по 2 соседних, а если рассматривать все 25, то это дает достаточно большую амплитуду движений, в т.ч. и скрутки. Эволюционно позвоночные суставы трех-осные, причем шейный и поясничный отдел имеют большую степень подвижности, а грудной, за счет соединения с ребрами, меньшую.


Между позвонками расположены межпозвоночные диски, образованные хрящевыми пластинками со стороны каждого из граничащих позвонков, фиброзным кольцом и студенистым ядром. Биомеханические исследования показали, что позвоночные диски при повороте тела деформируются не по типу скручивания, а по типу скольжения. Верхний позвонок поворачивается по оси вращения, проходящей через основание остистого отростка позвонка, скользя по нижнем позвонку. Фиброзное кольцо и студенистое ядро амортизируют и гасят это движение, образуя напряженную конструкцию, ответственную за возвращение в исходное положение. Это поддерживается гидродинамической системой ядра и окружающих тканей.  При увеличивающейся статической нагрузке межпозвоночный диск, благодаря его проницаемости, теряет микро-молекулярные вещества, способность удерживать воду (происходит ее диффузия в окружающие ткани) и уменьшает свой объем. При снятии нагрузки диффузия происходит в обратном направлении. Благодаря такой системе межпозвоночный диск отлично адаптируется к действию различных по величине нагрузок.  Мало того, речь идет не только о здоровом позвоночнике, но и о проблемном. Большое количество (действительно большое – 300-900:-) динамических скруток, естественно с умеренной амплитудой и плавными движениями, может дать хороший результат при дегидратации дисков.
Но естественно, что основным ограничителем является связочный аппарат, например, поперечно-остистые связки или передняя и задняя продольные связки межпозвоночного симфиза. Они активно участвуют в удержании положения и тренируются соответственно лучше всего в статике. При аккуратном подходе к освоению скруток, как, впрочем, и всех асан:-), получается только польза для всех составляющих опорно-двигательного аппарата.


Кроме обобщения опыта разных школ и краткого обзора асаны с точки зрения биомеханики и физиологии можно и нужно выделить следующие рекомендации по освоению бхарадваджасаны.


Для освоения асаны может быть рекомендован предварительный облегченный динамический вариант, при котором мы сидим в ваджрасане или вообще на стуле. Сидим ровно, вытягиваем позвоночник, на вдохе смотрим прямо, на выдохе мягко поворачиваемся в сторону, помогая себе руками (либо отталкиваясь от пола, либо задействуя части стула) На вдохе возвращаемся в исходное положение. На следующем выдохе повторяем в другую сторону.
После этого можно перейти к фиксации асаны на несколько дыханий. Если мы сидим на стуле, то садимся боком, ставим ноги плотно прижимая стопы к полу, не отклоняя их в стороны и не давая расходиться. Вытягиваясь макушкой вверх медленно поворачиваемся в сторону спинки стула, берясь за нее руками и помогая. Стараемся постепенно привести плечи параллельно спинке стула и задерживаемся в этом положении на несколько циклов дыхания. Этот вариант  может быть неплохим оперативным снятием напряжения при сидячей работе.

 

Bharadvajasana_preparation1

 

Если мы сидим на полу, то как этап освоения можно использовать вариант, при котором ноги лежат несколько свободнее, а обе руки отталкиваются от пола, позволяя осуществлять аккуратную постепенную скрутку на фоне вытяжения позвоночника.

 

Bharadvajasana_preparation2

 

На что необходимо обратить внимание?


- Подворачивать ноги таким образом, чтобы подошвы были обращены к потолку;


- Обязательно вытягивать позвоночник при всех вариантах асаны – отталкиваясь от пола рука в начальном варианте, вытягиваясь макушкой вверх и используя хват рукой за ногу в продвинутом варианте;

 

Bharadvajasana_preparation3

 

- Одна ягодица опирается на пол, а другая в воздухе. Если это положение неудобно, то можно подкладывать под вторую ягодицу свернутое одеяло. Возможен также вариант у стены, когда мы поворачиваемся к ней лицом и отталкиваемся от нее руками;


- К варианту ардха-бадха-падма (с захватом рукой ноги в полу-лотосе) стоит переходить только при дОлжном раскрытии тазобедренных суставов, которое позволит делать асану без травмирующего воздействия на колено и получать от нее пользу и удовлетворение.

 

 

Bharadvajasana

 

В следующих статьях мы продолжим рациональный разбор асан. Желаем коллегам успешной практики на разных этапах развития и реализации своего предназначения, как и у Риши Бхарадваджи.