|
ДОНН ДРЭГЕР
"Тому, кто указал нам Путь". Диана и Майк Скосс в посвящении альманаха Keiko Shokon
Дональд «Донн» Фредерик Дрэгер Donald 'Donn' Frederick Draeger (15.04.1922 – 20.10.1982) – практикующий эксперт азиатских боевых искусств и автор связанных с этим книг. Донн провел много десятилетий своей жизни в Тихоокеанском регионе и Японии, обучаясь классическим боевым искусствам этого региона. Всю свою жизнь он был более известен под прозвищем «Донн», чем под именем «Дональд».
Как отмечает один из его биографов Пол Нюрс (Paul Nurse) из журнала Black Belt, крайне мало известно о ранних годах его жизни. Родился Дрэгер в Милуоки (Milwaukee) штат Висконсин (Wisconsin). В детстве проводил лето среди индейцев Чиппева (Оджибве) этого штата, которые научили его быть хорошим следопытом и охотником. Впервые соприкоснулся с боевыми искусставами в семилетнем возрасте, когда в Чикаго попал на тренировку по дзюдо. Донн был настолько увлечен, что всецело отдался тренировкам и к десяти годам достиг уже 2-го кю. Активный образ жизни с юного возраста сформировал крепкого мужчину - Донн Дрэгер был ростом 6 футов 2 дюйма (около 188 см) и весил 215 фунтов (около 89 кг). Несомненно сказалась и физподготовка на службе в морской пехоте.
На фото слева Дрэгер выступает в качестве консультанта-постановщика боев в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь лишь дважды». На фото справа Дрэгер выполняет ката раздела иай-дзюцу школы Катори - кусанаги-но-кэн
Во времена Великой Депресии, когда всё в американском обществе разваливалось в т.ч. и армия, в возрасте 15 лет Дрэгер вступил в Корпус морской пехоты США. В течение Второй Мировой войны ему довелось повоевать по всему Тихому Океану. Участвовал он и в легендарной высадке на Иводзиме. К концу Мировой войны он стал капитаном, а во время войны в Корее был повышен до майора. Но по наступившим позже мирным временам административный аппарат в порыве сокращения и зачистки понизил его обратно до капитана.
Находясь на службе Дрэгер продолжал заниматься дзюдо и в 1948 году получил 4 дан. Он проводил активную работу по популяризации это вида единоборств, играл большую роль в спортивном движении и являлся одним из основателей Американской Федерации Дзюдо USJF.
На фото слева Дрэгер стоит рядом с Тадао Отаки, вместе в которым он написал книгу «Техника дзюдо», и с голландским дзюдоистом Йоном (Джоном) Блюмингом. (Это мое предположение. Если у кого-то есть какая-либо более точная информация, то прошу написать мне. Благодарю)
Информация о его личной жизни также крайне скудна. Возможно потому, что он был офицером разведуправления, а может быть и по другим причинам... Как пишет тот же Нюрс, Дрэгер был женат и у него был сын, но подробности неизвестны. Мы мало что можем сказать о его работе в разведке, но она явно давала ему возможность длительных командировок по странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Он пожил в Японии, Китае, Монголии, Корее, Малайзии и Индонезии. Во время этих поездок он посещал различные школы боевых искусств, изучал их методы, делал записи и анализировал. Часть проанализированного публиковалась в виде статей в различных журналах по боевым искусствам, а часть вырастала до серьезных книг. Среди его работ «Учебные методы дзюдо» (1961), «Азиатские боевые искусства» (1969), «Японское искусство фехтования: методика и практика» (1982), а также замечательная трилогия «Воинские искусства и традиции Японии": 1. Классическое будзюцу. 2. Классическое будо. 3. Современные будзюцу и будо». Они доступны в соответствующем разделе сайта - литература. Эти книги весьма полезны как с точки зрения изучения истории боевых искусств Японии, так и с точки зрения практических вопросов их освоения на разных стадиях.
К сожалению одна из этих командировок послужила причиной очень серьезной болезни, ускорившей смерть воина и ученого. В 1979 году он с соратниками был в Индонезии. Одна из его книг как раз посвящена этому периоду - это книга о яванском боевом искусстве силат: Javanese Silat: The Fighting Art of Perisai Diri. Не ограничившись островом Ява, путешественники отправились на остров Суматра изучать племена Ачех. Там они получили жесточайшее отравление, амебную дезинтерию. Хотя Дрэгера эвакуировали и госпитализировали, но он продолжал терять вес и продолжал слабеть. Проявляя несгибаемый дух он продолжал тренироваться, но это получалось все хуже, т.к. вдобавок ко всему у него начали сильно опухать ноги, затрудняя не только тренировки, но и обычную ходьбу. Позже, когда его лечили в Армейской Госпитале в Гонолулу, у него был диагностирован рак печени. От него Воин и Исследователь скончался 20 октября 1982 года в госпитале в родном Милуоки.
Он был глубоко уважаемым человеком в обществе боевых искусств, ведущим авторитетом и экспертом на Западе. Нельзя сказать, что он был первопроходцем в обучении и пропаганде боевых искусств на Западе. И до него было много людей, занимавшихся у тех или иных мастеров. Например, его сослуживец по Корпусу морской пехоты лейтенант Джон де Нора, тренировавшийся у мастера дзюдо, дзюдзюцу и кэндзюцу Накамуры Сэнсея, и внесшего большой вклад в развитие боевых искусств в США. Но трудно переоценить роль Дрэгера в открытии для людей Запада корю 古流 - традиционных школ боевых искусств.
Вращаясь в среде дзюдо, Дрэгер прекрасно знал японский язык, имел многочисленные знакомства в мире боевых искусств. Часто помогал людям, интересующимся серьезной учебой. Например, именно он помог в свое время Стиву Арнейлу поступить в додзё Масутацу Оямы (практикам Кёкусин каратэ это скажет о многом). Но даже для таких продвинутых западных практиков боевые искусства ограничивались дзюдо и каратэ, а уж обычные люди часто не отличали эти два одно от другого. Традиционные японские школы оставались закрытыми - туда было трудно попасть даже наличии рекомендации от уважаемых людей. Каким же образом Дрэгеру удалось изменить эту ситуацию?
При подготовке к Олимпиаде 1964 года в Токио Дрэгер тренировал голландского дзюдоиста Антона Геесинка (Antonius Johannes Geesink). Соревнования по дзюдо на его родине были очень напряженными. Во всех трех весах - легком, среднем и тяжелом (такое тогда было разбиение на весовые категории) японские дзюдоисты победили, как и ожидалось. Но в четвертой категории - открытой, произошла сенсация. Голландский дзюдоист победил японца Каминага Акио 神永 昭夫 техникой кэса-гатамэ 袈裟固. И когда все члены голландской команды бросились ликовать, прыгать, кричать, Дрэгер, сохранявший невозмутимость, попросил их умерить восторги и вести себя с уважением к побежденной в этот раз стороне. Среди многих миллионов японцев, наблюдавших этот поединок, был и Отакэ Рисукэ Сэнсей, наставник Катори Синто Рю. Ему очень понравилось поведение Дрэгера. Поэтому, когда Донн обратился с просьбой о принятии его в Школу, Отакэ Сэнсей совершил революционное по тем временам деяние - принял иностранца в закрытую традиционную школу.
Дрэгер занимался очень прилежно, осваивая искусство обращения с мечом и другим оружием. В это же время он вел исследовательскую работу, открывая для себя в беседах с Отакэ Сэнсеем новый мир старых школ. Именно это исследование легло в основу его книги «Классическое будзюцу», переросшей потом в трилогию о воинских традициях (см. раздел литетура, где можно скачать эти книги). Дрэгер стал первым европейцем, достигшим в Катори уровня мэнкё. Видео о Школе Катори, в котором мы можем видеть Донна Дрэгера, занимающегося в додзё Отакэ Сэнсея
Посвятив себя в значительно мере Школе Катори, Донн Дрэгер не ограничился только ей и продолжил изучение корю, дополняя свое понимание техники и тактики. Очень органично легла школа Синто (Синдо Мусо) Рю дзёдо, реализуя принципы Катори с другим оружием. Благо теперь это было проще - "лед недоверия был взломан" - в японские традиционные Школы стали принимать неяпонцев. Это можно заметить по примеру всех школ Востока (Индии, Китая, Японии). Есть школы, в которые никогда не примут иностранца, т.к. их Учителя блюдут старые заветы, в которых говорится в духе: «Залей расплавленным металлом глотку тому, кто разгласит эту практику...» Это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Такова их картина мира. Но современный мир изменяется, и, если школа хочет оставаться живой и актуальной, то она должна изменяться тоже, соответствуя новым условиям. Так и начало происходить на Востоке. Мыслящие Учителя видели, что западные ученики другие, часто не соответствующие требованиям, предъявляемым к ученикам своей местности. Но их недостатки это продолжение их достоинств. И наоборот:-) И что их можно и нужно учить. И процесс пошел. Именно потому и написали известные практики и исследователи корю Диана и Майк Скосс такое посвящение издаваемого ими альманаха: «Тому, кто указал нам путь». Указал возможность, которой воспользовались многие интереснейшие люди, продолжающие дело Дрэгера: супруги Скосс, Квентин Чамберс, Эллис Амдур, Фил Рельник и многие другие. Возможность, которой можем воспользоваться и мы...
Неоценим вклад Дрэгера и в развитие общей теории, методики боевых исскуств и психологии. Хоплология это научная дисциплина, которая изучает поведение и действия человека в бою. Слово произошло от греческих терминов hoplos (мифическое бронированное существо) и произведенного от него hoplit (тяжеловооруженный воин). Правда по-русски это слово принято произносить как гоплит, но всё же сложно представить себе серьезное отношение к дисциплине гоплологии на русскоговорящем пространстве:-) Слово было впервые введено исследователем и лингвистом Сэром Ричардом Бёртоном (Sir Richard Burton) в 19 веке, но не использовалось широко до 60-х годов 20-го века, когда хоплология обрела черты научной дисциплины в академической среде под руководством Донна Ф. Дрэгера
Дрэгер, сочетавший в себе исследователя и практика классических воинских систем Японии, дал определение хоплологии как «изучение основных компонентов, моделей, отношений и значений поведения человека в бою на всех уровнях социальных отношений. Дисциплина, через изучение которой, ... человек сможет узнать о себе больше тайн на основе исследования взаимоотношений между человеческим существом и оружием, которое человек создает." Draeger, Donn F. (1982). The Hoplological Glossary, Hoplos 4:1.
|