|
СЕМЬЯ КУСУНОКИ В ИСТОРИИ И ПОЭЗИИ
О происхождение семьи Кусуноки (Kusunoki 楠木) нет достоверных сведений, а те, что есть, крайне противоречивы: имеются версии, что он был мелким самураем, учёным, заготовителем киновари и даже, что наиболее вероятно, главарём разбойников. Более-менее определённо его жизнь описывается лишь с того момента, когда он встал на сторону императора Го-Дайго в его конфликте с сёгунатом. Один из эпизодов описан в военной эпопее «Тайхэйки» (太平記, «Хроника великого спокойствия»), созданной в конце XIV-го века. Несмотря на название, «Тайхэйки» была посвящена очень неспокойным временам. Она повествовала о падении Камакурского сёгуната (1185—1333) и последовавшей за этим смуте.
После длительного периода, когда страной управляли сёгуны, а роль императора была номинальной, император Го-Дайго решил изменить это положение вещей. Взойдя на престол в 1318 году он долгое время собирал вокруг себя соратников и единомышленников. После многих превратностей судьбы Го-Дайго добился своей цели. В 1333 году он сверг камакурский сёгунат, вернулся в Киото, объявил себя верховным правителем и щедро вознаградил своих сторонников. В рядах этих сторонников был и Кусуноки Масасигэ (Kusunoki Masashige 楠木正成, 1294 — 1336). Он получил от императора герб, изображавший плывущую хризантему – кикусуй (kikusui 菊水). Хризантема – это символика императора в Японии и дозволение изображать её на гербе человеку, не принадлежавшему к императорской семье, было уникальным случаем в японской истории. Герб означал, что Кусуноки поддерживает Хризантемовый трон так же, как вода поддерживает на плаву хризантему.
Историческое изображение Кусуноки Масасигэ и данного иему мона (герба) кикусуй
Но сёгун Асикага Такаудзи (Ashikaga Takauji 足利 尊氏, 1305 – 1358)и не собирался сдаваться. Война продолжалась. И Кусуноки Масасигэ продолжал воевать на стороне императора даже в самых отчаянных ситуациях. Хрестоматийной в японской истории стала сцена его прощания с сыном Масацурой. Масасиггэ был отправлен на битву в область Хёго к реке Минато (территория современного города Кобэ), где уже стояли императорские войска. Он разрешил своему старшему сыну некоторое время сопровождать себя, но, добравшись до почтовой станции Сакураи, позвал Масацуру, дал ему наставление верно служить императору и отослал домой к матери. Как и предполагалось, в битве при Минато, состоявшейся 5 июля 1336 года, императорские войска потерпели поражение. Кусуноки Масасигэ был окружён превосходящими силами сёгуната и вместе со своим братом покончил с собой, чтобы не попасть в плен. Асикага Такаудзи дошёл до Киото, вторично взял город, низложил Го-Дайго и возвёл на престол нового императора. Го-Дайго же бежал в город Ёсино к югу от Киото и основал там параллельный Южный императорский двор. Там было ещё много интересных событий, в том числе и история спасения Го-Дайго Якусимару Рюсином и легенды об основании школы Кукамисин рю после битвы в окрестностях Ёсино. Но вернёмся к нашим героям.
Сплошь и рядом мы имеем дело с историей в том виде, в каком её выгодно подать в ту или иную эпоху. Как говорил один из деятелей борьбы за независимость Индии: «Мы должны прийти от истории такой, как нам её навязали [англичане], к истории такой, как она была, а потом к такой, какой она должна была быть» Фигура Кусуносуки Масасигэ с его верностью императору даже в самой проигрышной ситуации стала инструментом идеологии в эпоху реставрации Мэйдзи наряду с другими похожими героями. И уже не всегда было важно они ли что-то сказали или сделали, а важен был новый образ героя. Так например в ходе Второй мировой войны образ Кусуноки снова стал очень популярен и сделался кем-то вроде святого покровителя камикадзе. Ему приписывалась крылатая фраза «Семь жизней за страну» Ситисё: хо:коку (shichishou houkoku 七生報国), хотя согласно тексту «Тайхэйки» эту фразу произнёс его брат. И вера в эти новые легенды настолько сильна, что серьёзные специалисты, пытающиеся указать не натянутость этих версий и предложить другие, подвергаются общественному порицанию и гонениям, как было, например, с историком Ясуцугу Сигэно и его коллегой Кунитакэ Кумэ, которых в эпоху Мэйдзи лишили профессорского звания за «отрицание общеизвестных фактов» и непатриотичность.
Памятник Кусуноки Масасигэ перед Императорским дворцом в Токио
Прощание Кусуноки Масаcигэ с сыном Масацурой тоже было использовано для поднятия духа – есть песня 1889 года Сакураи но кэцубэцу 桜井の訣別 «Прощание в Сакураи», она же Сакураи но вакарэ 桜井の別れ «Расставание в Сакураи». Подробнее об этой песне можно прочитать в статья на интересном ресурсе Нихонгунка, посвящённом истории японских военных песен. (выше я местами цитирую эту статью)
Историческое изображение прощания Кусуносоки Масасигэ с сыном Масацурой. Современный монумент на месте бывшей станции Сакураи. Надпись на постаменте 滅私奉公 messhi houkko «жертвовать собой, посвящая обществу» тоже не авторства Масасигэ, а скорее выражающая кредо его жизни, как это понимали во время Второй Мировой Войны.
Понятно, что сын такого человека вдохновлённо продолжил его дело. Кусуноки Масацура (Kusunoki Masatsura 楠木正行, 1326 – 1348, однако есть разные гипотезы относительно его рождения и некоторые говорят о том, что оно прожил не 22 года, а около 30 лет) вместе со своим отцом Кусуноки Масасигэ и братом Кусуноки Масанори активно и успешно воевал за Южный двор в эпоху войн Намбокутё дзидай (Nanboku-chō jidai 南北朝時代) Сёгунат был силён и Южному двору приходилось очень туго. В 1340-е годы там больше думали об удержании своей базы в Ёсино, чем о захвате новых земель и привлечении новых союзников. Поэтому Кусуноки Масацура часто воевал не только умением, но и хитростью. Один из эпизодов его боевой биографии упоминается в Бансэнсюкай (Bansenshukai 万川集海)
Рассказ о «Таниири-но-дзюцу» (Taniiri-no-jutsu 谷入の術) Cпособ «Войти в долину»
«В старину Хосокава Акиудзи, намереваясь победить Кусуноки Масацура, повёл сою армию в 13 тысяч человек в Кавати и занял [крепость] Фудзиидэра. Масацура собрал более 300 бойцов из Такаясу и Хондзава, разделил их на группы по пять и десять человек и отправил их во вражеское войско, чтобы они реализовали метод таниири. Они пришли к противнику под благовидным предлогом, сказав, что хотят изменить Масацура [который оставался] в замке Тихая, и бесчестили его [перед Такиудзи]. После этого Масацура послал к противнику гонца, сказать, что он желает сдаться. Тогда [усыпив бдительность противника], он поднял флаги – сигнал к атаке, и 300 человек атаковали врага внутри крепости (Цитируется по книге Икэда Рютаро «Кога-рю ниндзюцу)
Изображение Кусуноки Масацура работы мастера Мигита Тосихидэ, 1893 год. Из серии Поэтическое собрание 36 героев.
Император Го-Дайго скончался в 1339 году, и борьбу продолжил император Го-Мураками. Он тоже ценил Кусуноки и отдал за него замуж одну из красивейших женщин двора. Но в конце концов Масацура потерпел поражение в битве при Сидзёнаватэ (Shijōnawate 四條畷) 4 февраля 1348 года.
Перед смертью он сложил стихотворение, которое размещено на стелле на могиле Императора Го-Дайго в Ёсино у храма Нёрин-дзи (Nyorinji 如意輪寺)
帰へらじと 兼ねて思へば 梓弓 亡き数に入る 名をぞとどむる
kaeraji to kanete omoeba azusayumi nakikazu ni iru na wo zotodomuru
I could not return, I presume So I will keep my name Among those who are dead with bows.
Не смогу вернуться Как предполагаю. С луком Вхожу в ряды мёртвых. Имя моё сохранится
Это стихотворение было любимо многими воинами. Вот пример цубы (гарды японского меча) с каллиграфией стихотворения Кусуноки Масацура.
|