ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ТАРА МАХАВИДЬЯ

Из сборника наставлений Гуруджи Амритананданатхи «Дары Богини» (Gifts from the Goddes) Книга составлена и издана Майклом Боуденом, известном в сети как Devi Bhakta. Перевод на русский язык Сергея Бабкина.

 

 

Звезда в темной ночи, сфера света, вырвавшаяся из вакуума-вот что это такое.

 

Тара - вторая Маха Видья, второй из великих путей к самореализации. Непроявленный звук омкара (ōmkāra), прорывающийся в проявленный мир, - это тоже Тара.

 

Рисунок Гуруджи, иллюстрирующий рассказ

 

 

Разрежьте сферу с центральной звездой на две половины и поставьте их рядом. Переместите полумесяц в поверхностные центры двух полушарий. Таким образом, Омкара принимает женскую форму—когда центр перемещается на периферию, и один появляется как два. Из этого происходит дальнейшее творение, показанное хвостом омкары—и развивается третий центр мира - Джива (jiva - воплощённая душа) Джива находится в пупке (центре Манипуры), и это Тара как Омкара, символизирующая проявление. Манипура-это первое место, где проявляется свет, подобно многим звёздным драгоценностям.

 

Санскритское слово Тара (Tārā) принимает различные значения. Высший смысл заключается в том,что Она-Тарини (Tāriṇī - высшая Богиня штата Орисса) , которая помогает вам перейти в запредельное. Она-мост, по которому можно пройти к бессмертию. В этом она символизируется омкарой.

 

Второе значение слова "Тара" -это высокий звук. Это отражает то, как Омкара, слышимая в сердечном центре, трансформируется сначала в сверхзвук, затем в свет, а затем снова в темноту, когда частота увеличивается. Это уровень непроявленного, проявляющегося по мере своего нисхождения.

 

The third meaning is Tara as the lover of the moon; she whom the moon seduced from Brihaspati, the one intelligent counselor to the gods.445 Since the moon symbolizes love, which is based on duality, this shows that manifestation is a reduction of bandwidth, a ray of the infinite frequency. На физическом уровне, представляющем двойственность, таре поклоняются с целью пережить недифференцированное состояние. Здесь ее поклонение имеет сходство с поклонением Кали, но с той разницей, что фокус осознания находится в центре Манипуры, а не в центре Свадхистаны, как в Кали. Тара тоже включает в себя соблазнение, чего не делает Кали. Поскольку целью этого обольщения является самореализация, оно очищается в недвойственном состоянии.

 

В первом из этих значений Тара - это Ведическая мантра, шуддха пранава (śuddha praṇava) эта мантра-ōm. Во втором значении Тара - это Тантрическая мантра, которой поклоняются как hrīm strīm hum phaṭ. Цель здесь состоит в том, чтобы Майя (иллюзия, hrīm), действующая как великий соблазнитель (strīm, женщина, символ ума), была унесена (phaṭ) огнем знания Шивы (hum). Это делает садхака, который одинок, но находится в единстве с Кундалини. Так что обольщение присутствует и здесь, как богиня или Бог приглашаются к паре в сознании. Также указывается на сексуальный союз между двумя партнерами противоположного пола.

 

В своем третьем значении, где присутствует физическое обольщение, Тара-это буддийская мантра секты Махаяны или Ваджраяны. Здесь ее мантра принимает форму ōm hrīm strīm hum phaṭ. Смысл тот же, что и выше. Соблазнение - это ситуация, в которой максимально вовлекаются сенсорные входы, физические и ментальные. Так что обретение контроля здесь жизненно важно.

 

Звуковой символ phaṭ тоже очень важен. Это взрывной звук и символизирует пронзание тьмы светом. Преобразование Фурье резкого перехода содержит все частоты внутри него. Когда частоты падают в видимый диапазон, они становятся взрывом света в медитации. На самых низких частотах звук - это ток или вибрация в теле. По мере увеличения частоты происходят следующие трансформации: ощущения, звук, тепло, тишина радиоволн, свет, ультрафиолетовое излучение, а затем снова тишина. Все эти эффекты можно ощутить в медитации:

 

Рисунок Гуруджи, иллюстрирующий рассказ

 

 

Сенсорные механизмы тела реагируют только на затененные зоны, а не на другие. Вторая ветвь состоит из областей I, II и III. I называется Пара (parā) Второй называется Мадхьяма (madhyamā) III это называется пашьянти (paśyanti) Когда II модулируется горлом и языком и становится узнаваемым как значимые слова, это называется вайкхари (vaikharī) За звуковыми формами находится ветвь света. За ним-невидимый, бесконечный спектральный диапазон частот. Здесь лежат материальные волны, фазовые скорости которых w связаны с групповыми скоростями v соотношением w = c2⁄v. если частица материи находится в состоянии покоя, то ее волны движутся с бесконечной скоростью (когда v = 0, w = ∞). Поэтому утверждение Упанишад: "оно движется, оно не движется" - истинно.

 

Когда Кундалини движется вверх, сначала это пара, затем пашьянти, затем мадхьяма и, наконец, вайкхари в звуковой ветви. В световой ветви он становится инфракрасным, видимым светом, ультрафиолетовым; затем невидимым черным, холодным светом рентгеновских лучей; а затем гамма-лучами, космическими лучами и материальными волнами.

 

Поэтому после того, как звук прекращается, приходит свет. После того как свет прекращается, осознанность сохраняется в шуньяте (śūnyatā). Вот что говорит Будда: нирвана - это шуньята, которая имеет природу ваджры или алмаза—то есть она неразрушима. Конечно, неверно предполагать, что шуньята - это пустота. Совсем наоборот, это полнейшая полнота разнообразия, непостижимо глубокая в познании и осознании.

 

Рассмотрим пример: Предположим, вы слушаете музыку. Темп нарастает, ритм стучит все быстрее и быстрее. Через некоторое время никакой ритм уже не может поспевать за скоростью, и все сливается в ровный монотон непроявленной тишины- как это однонаправленное осознание, кажущееся утратившим все вибрации. Оно вибрирует на бесконечной частоте как осознание. Это спокойное равновесие вращающегося волчка, а не лень спящего человека. В этом, в сущности, и заключается разница между самадхи и сном.

 

Следует понимать, что суммарная пропускная способность пара, пашьянти и мадхьямы значительно ниже, чем у световых волн. Полоса пропускания световых волн, в свою очередь, намного ниже полосы пропускания волн осознания, составляющих волны материи (которые неизменно движутся быстрее света и, следовательно, всегда движутся назад во времени). Поэтому утверждение Будды о том, что безмолвие и шуньята-это природа Вселенной, абсолютно верно. Вот что говорят Упанишады: проявленная Вселенная - это только хвост Брахмана.

 

В физике известны три вида частиц: частицы, световые волны и античастицы. Частицы движутся вперед во времени, античастицы движутся назад во времени. Световые волны вообще не движутся во времени—они замораживают настоящее. Когда частица встречается с соответствующей античастицей, они взрывчато аннигилируют друг с другом, и это становится светом. Таким образом, свет-это результат парного уничтожения, точно так же, как знание-это результат союза между прошлым и будущим в настоящем.

 

Природа настоящего-это блаженство. Буддийская философия говорит, что если вы устраните желания-которые являются ожиданиями, основанными на двойственности, - вы устраните страдание. В настоящем лежит реализация. Если вы отойдете от него, вспоминая прошлое или планируя будущее, вы безвозвратно потеряете контакт с чистотой настоящего момента—абсолютным блаженством настоящего момента, нирваной настоящего момента.

 

Если подумать, то нет ни прошлого, ни будущего. Существует только настоящее-движущееся настоящее, бесконечно малый момент времени, который содержит в себе все бесконечное время. Нет никакого времени вдали от настоящего!

 

Тара - это звук пашьянти, который перекрывает мадхьяму по частоте. Сила проявленного звука-это мост к Богу внутри человеческой системы. Сила звука называется ōm. Слог ōm только имитирует звук внутри. Это всего лишь символ. То, на что указывает символ, - это непрерывный звук, который слышится внутри и который напоминает ōm. Внешний символ имеет начало и конец. Но не таков внутренний звук. Он есть всегда. Это и есть Тара.

 

Тара как Нила Сарасвати

 

 

Тара, на которую указывает символ ōm, имеет множество форм. Один из них называется Нила (Nīla - тёмно-синяя или просто тёмная) Её также называют темной, Тамаси (Tāmasī) Здесь темнота относится к состоянию неслышимости, непроявленности; она подразумевает нечистоту. (То же самое относится к имени Тамас Tāmas и к Рудре, Богу непроявленного) эта форма Тары-самая благочестивая из благочестивых. Поскольку ōm-это универсальное имя Ишвары (Īśvara), Патанджали сказал: "ōm указывает на Ишвару." Тот, кто не слышал ōm внутри себя, не сможет использовать никакую другую мантру. Даже Веды говорят: "что будет делать человек с песней (Веды), если он не слышал ōm внутри себя?”

 

Этот ōm входит во все звуки и заставляет их оживать по отдельности. Однако существует разница в способности разных звуков передавать ōm. Среди звуков, гласные лучше всего переносят ōm. Даже там Веды лучше всего содержат качество звука. Если человек игнорирует шквал согласных и прислушивается к гласным звукам в ведических мантрах, приятная природа ōm станет очевидной. Вот почему так важно защитить звук мантры. Когда мантры переводятся, единственная цель состоит в том, чтобы выявить скрытые значения—закодированные значения мантры. Но такие переводы не могут быть использованы для джапы, потому что звук ōm не выводится ясно в переводе.

 

Что же тогда такое мантра? Когда мудрецы сидят медитируя—то есть слушая звук ōm в своем сердце, горле и головном центре—из этого ōm возникают океанские волны, называемые мантрами, которые слышны или видны в медитации. Вот почему у каждой мантры есть провидец—это Риши, которому случилось увидеть или услышать эту мантру в медитации.

 

Эти мантры являются естественным потоком звуковых волн, контролирующих проявление омкары. Если кто-то медитирует на ōm—то есть на Тару или Сарасвати—она дает ему мантры. Если человек медитирует на эти мантры, он получает сообщения знания от этой конкретной волны. Все такие сообщения формируют содержание мантры. Эти мантры возникают спонтанно, без усилий в медитации—они просто побочные продукты. Должно быть, в создании этой мантры вообще не было никаких усилий. Мантра не создана специально. Она полна, совершенна и возникает сама по себе. Она сама себя конструирует. Она сама себя создает.

 

То, что проектируется с усилием, - это обычный язык, и это конструкции, которые не могут передать ōm так ясно. Ограниченный интеллект не способен создать мантру. Даже если все элементы доступны, скульптор не может построить живое существо—а мантра - это живой звук. В ней есть жизнь. Только безграничный интеллект Бога может предвидеть и строить жизнь из генетического кода, а мантра - это генетический код божества. Через повторение генетического кода создается человек. Повторением мантры создается Бог или Богиня. Вот почему мантры проявляют Бога через повторение.

 

Когда мантра начинает течь, она может стать радостью, покоем, силой, танцем, искусством, поэзией, прозой, Ведами, Пуранами, Агамами, Нигамами и так далее. Среди этих нескольких проявлений некоторые являются истинными, а некоторые-ложными. Наиболее верная и точная картина божественности содержится в Ведах, называемых Трайи Видья (trayī vidyā - Ригведа, Самаведа и Яджурведа), потому что они содержат высший свет и мудрость. Так же и для священных текстов всех религий. Абсолютная истина не может быть выражена словами. Все слова - лишь отображение истины, но все они содержат в себе некоторую ложь по необходимости. Это вопрос степени, сколько существует истины (и здесь "истина “употребляется в смысле”сходства").

 

Может ли идея, сформировавшаяся в сознании читателя, быть точно такой же, как идея, которую провидцу или писателю изначально было предложено передать? В большинстве случаев ответ, к сожалению, отрицательный.

 

Веды - это прямые откровения. Таковы откровения видящих, джняни (jñānī), в их дхьяне. Все они имеют одинаковую значимость. Они содержат в себе высшую степень сходства с реальностью, видимой мудрецами. Поэтому они называются Шукла Тара (Śukla Tārā)-что означает белая или проявленная Тара.

 

При соитии состояние мощной радости наступает еще до кульминации. Это непроявленная, мощная радость—это Нила. Оргазмическое блаженство, поток мантры в разрывающий взрыв языковых конструкций, которые являются истинными—это называется Шукла. Семенная жидкость белого цвета. Это явная радость, получаемая через прыжок эго из тела.

 

Всякий раз, когда эго вырывается из тела—во сне, в соитии, в смерти или в самадхи,—вы испытываете глубокую радость. Есть сходство между сном и смертью, а также между совокуплением и самадхи. Сон и смерть, оргазм и самадхи различаются только по своим временным масштабам. Смерть - это непрерывный продолжающийся сон. Самадхи - это непрерывный оргазм. В оргазме вас здесь нет. Вы выпрыгнули из тела—но это состояние недолговечно, и человек жаждет испытать его снова. И эта жажда не может быть удовлетворена немедленно, потому что семени больше нет. Таким образом, лучший способ достичь оргазма- сделать это, не расходуя семя.

 

И это именно то, что есть самадхи. Семя не расходуется—поэтому оргазм продолжается непрерывно до тех пор, пока семя находится там. Кто хочет выйти из переживания оргазмического блаженства? Это именно та дилемма, с которой сталкивается мудрец в непрерывном соитии, в оргазмическом великолепии самадхи—он никогда не хочет выходить из нее. Это и есть единение с Богом, это и есть йога. Обычное соитие-это имитация, мимолетное воспоминание о бесконечном соитии, которое Бог может предложить вам, сводящее с ума творческое блаженство без эго—путь без возврата. Как только человек познал его вкус, он больше ничего не хочет. Это Ардханаришвара таттва (Ardhanārīśvara tattva - состояние единения мужского и женского - Шивы и Шакти)-бесконечное блаженство оргазма, называемое брахманандой (brahmānanda).

 

Ведическое знание и правильная медитация могут привести человека к бесконечной радости. Она достигается путем изучения и практики Вед и Упанишад, а также откровений, содержащихся в Агамах и Нигамах.

 

Агама указывает на мудрость, которая переходит из головы Шивы в голову Парвати. "Āgatam śiva vaktrēbhyaḥ gatam ca girijā mukhē" (Агамы происходят от ликов Шивы и падают в уши Парвати) Шива-это эрегированный фаллос на физическом плане—выходящее из его головки семя, прыжок эго, блаженство, испытываемое в оргазме. Оно попадает в рот Парвати. Парвати - это Парашакти, сила, источник, мать, чрево, Божественная йони. Поэтому все агамы проповедуют поклонение гениталиям как первый шаг к сублимации. Веды тоже это одобряют. Потому что в конце яджни (yajña) пара, совершающая жертвоприношение, должна вступить в половой акт и предложить коитальные жидкости в хому (hōma).Это главный ингредиент, называемый пурнахути (pūrṇāhutī) -подношение своего " я "Высшему " Я". Это происходит в ашвамедха-яджне (aśvamēdha yajña - древний ведийский ритуал жертвоприношения коня), где семя коня собирается и предлагается вместе с человеческим семенем. Основная идея заключается в сущностном единстве всех форм жизни, преодолевающем даже родовые и видовые барьеры. Это также делается в джйотистоме (jyotiṣṭōma) и панчарата яджне (pañcarata yajñā), предписанных в Ведах.

 

В пантеизме индуистской тантры и тантры Ваджраяны эротические элементы играют жизненно важную роль. Ни один храм не обходится без эротического элемента. В древние времена Эрос почитался всеми возможными способами также и домохозяевами. Эрос был запрещен только санньяси (sannyāsī - отрешённых). Кама  как цель жизни занимала высокое место в обществе, и Шастры поддерживали её достижение.Она была возведена в ранг искусства, признавая, что витальное вожделение лучше всего воспринимается как шрингара (śṛṅgāra)—как декоративный, неторопливый, отстраненный подход к переживанию блаженства.

 

Нигама означает обратное-мудрость, переходящую от Шакти к Шиве. Другими словами, это относится к откровениям силы, достигаемым в урдхва ретас (ūrdhva rētas), контролем над семенем-преобразованием витального полового влечения в высшие формы, которые более удовлетворяют, которые имеют в себе имманентность. Это называется Амрита (amṛtam), поток энергии от силы (женщины) к силе (мужчине). Это путь ухода, сворачивания, нивритти, ваджроли мудра (vajrōlī mudrā), практикуемая хатха-йогами. Ваджроли означает создание вакуума в кишечнике, обеспечивающего непрерывное всасывание спермы обратно в фаллос и тем самым перемещение либидо вверх в головку. В Шри Видья упасане ваджроли символизируется Сарва трикханда мудрой (sarva trikhaṇḍa mudrā), что означает перемещение сексуального влечения из витального в ментальное и супраментальное.

 

Для упасаны с мантрами мы уже перечислили формы этих мантр. Мантра Ом должна быть прочитана в одиночестве— это ведет к йоге. Другие мантры-ōm hrīm strīm hum phaṭ, hrīm strīm hum phaṭ, hrīm strīm hum-могут практиковаться парашакти и парама-пурушей с позиции устранения иллюзий других.

 

В Тара-упасане, в отличие от Кали - упасаны, если нужно использовать физический союз, то это должно быть с Парашакти (parāśakti - высшей Шакти, находящейся на трансцендентном уровне), а не со Сва—Шакти (sva- śakti - Шакти, пока ещё находящаяся на материальном уровне), потому что не должно быть эякуляции-в буддийской тантре запрещено испускание семени. В индуистской тантре выброс семени допускается только после завершения повторения необходимого количества мантр. В Таре встречаются две религии. Оба настаивают на парашакти, и оба запрещают мужчине эякуляцию, по той самой причине, что это парашакти. Кали - это Кундалини, поэтому свашакти-это нормально; но для Тары-только парашакти. Сундари-это круг, где все мужчины - Шивы, а все женщины-Шакти, пока они стремятся к йоге.Вот почему в Сундари-упасане используются слова "aparāya, parāya, parāparāya" (разные уровни союза от низшего к высшему) Как только они окажутся в состоянии йоги, они считаются Шивой и Шакти.

 

Таким образом, потребность в парашакти может быть рассмотрена в следующей последовательности. Основная цель практики-разрушить структуру эго и отождествление себя с телом. До тех пор, пока существует такое отождествление, сохраняется понятие “своего” и “принадлежащего другому”, то есть пара и апара. Поэтому первый шаг-это интеграция со своим собственным партнером, то есть с Кали. Следующая стена, которую нужно разрушить, - это представление о другом, поэтому предписывается парашакти—то есть Тара. На третьем этапе должна быть установлена групповая идентичность-следовательно, Трипурасундари. В Сундари это отождествление происходит путем установления всех богов и богинь как в собственном теле, так и в Союзе пары. Это-соитие богов и богинь, которое предусмотрено. Этот заключительный акт низводится до уровня физического блаженства группой посвященных, образующих мандалу, круг. Шри-чакра допускает объединение 108 пар, причем 108-это число божеств, населяющих Кхадгамалу (Khaḍgamālā)

 

В Упанишадах эта Тара известна как акшара Видья (akṣara vidyā). Акшара может означать (1) не подверженный разложению; или (2) начинающийся с А и заканчивающийся на Кша—то есть содержащий все буквы, все языки, все проявленные звуки. Оба значения верны. Её также называют удгита Видья (udgīta vidyā), что означает Видья, которая позволяет вам трансцендировать вверх.

 

Поэтому изучение Вед, Упанишад, Агам и Нигам дает нам возможность поклоняться Сарасвати, созидательной силе Брахмана. Это называется Шукла-упасана (śukla upāsanā - букв. Белый Путь). Никогда нельзя говорить неправду. Можно говорить только правду, даже если это причиняет боль собственному эго. Нужно хорошо учиться и помнить, что говорится или чему учат. Это, вкратце, и есть Шукла упасана.

 

Изучение источника всех таких откровений и стремление самому достичь этих откровений называется Нила-упасаной (nīla upāsanā. - букв. Синий Путь). Блаженство высказывания с кончика языка - это Сарасвати. Сарасвати - это расавати (rasavatī,), та, у кого есть раса, та, кто живёт со вкусом, насыщенно, или Ананд (ānand), вместе с СА-Шакти. Сарасвати означает оргазмическое единение, полное творчество, проявляющееся через отрешенность и устраняющее понятие “своего” (или “чужого”).

 

Затем есть третья форма упасаны Тары. Это называется Читра-упасана (citra upāsanā - букв. Цветной Путь. Эти 3 Пути соответствуют трансцендентному, тонкому и физическому путям и саттва, раджо и тамо-гунам соответственно). Слова, произносимые обычными людьми, содержат как ложь, так и истину. Такова природа читры-истина и ложь, реальность и миф, восприятие и проекция. Видеть омкару, слышать омкару во всех этих звуках и не реагировать на пары противоположностей, которые они содержат— - это составляет упасану читры.

 

Читра - это ом в чужих голосах. В брани и хвале; в бессмысленной болтовне и громких речах; в резком шуме и мелодичной музыке; в плаче или пении-во всех этих и многих других случаях звук должен восприниматься одинаково, просто наблюдая общую звуковую картину. Не следует искать приятные звуки, отворачиваясь от неприятного. Человек должен быть отстраненным наблюдателем. Это и есть Читра-упасана.

 

Each of these three forms of upasana are forms of Tara. Пранава, Шастры и обычная речь-все это формы Тары. Любая из этих процедур может быть выполнена. Джняни следуют за изучением Вед, Шастр и так далее. Йоги следуют ōm в своем сердце. Обычный человек может просто сосредоточиться на окружающем его звуковом мире.

 

Независимо от того, выполняется ли она поодиночке или вдвоём, упасана Тары выполняется с постоянным осознанием непроявленного звука внутри. Это осознание достигается путем постоянного исследования внутреннего звучания мантры—момента, когда непроявленный звук становится известным. Оно становится известным благодаря тому, что мы позволяем себе это, не подвергаем себя цензуре (ануджня мудра anujnā mudrā).

 

Саньяса-это результат развития йоги. Как только человек вкусит единение с Богом, все остальные удовольствия померкнут в сравнении с ним. Однако человек не должен отвергать низшую природу; напротив, он должен использовать ее разумно, мудро, чтобы разрушить барьеры эго и достичь самадхи. Из неприкасаемого человек должен стать в высшей степени осязаемым. Потому что если вы боитесь прикоснуться к ближнему человеку, то как же вы собираетесь прикоснуться к Богу? Не бойтесь. Используйте то, с помощью чего человек падает, чтобы поднять себя вверх. Яд может убить, но яд змеи - это также сыворотка, дающая жизнь в момент смерти.

 

Насколько мудрым ты можешь быть?

 

Именно этому учит Тара Тантра.