ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ

Один из важных моментов, которые необходимо отметить, это то, что система обучения была создана под индивидуальную работу в режиме учитель-ученик. При этом режиме в каждом из разделов сперва изучались все ката со стороны ученика, а потом все ката в роли учителя. Эти роли отличаются по тактическому рисунку. Сейчас в мире достаточно широко распространилась система названий ролей в дзюдо и айкидо - укэ 受け (принимающий технику) и три термина для делающего технику  - тори 取り (хватающий), нагэ 投げ(бросающий) и ситэ shite 仕手 (делающий). В кэндо принято название утитати uchitachi для принимающего технику и ситати shitachi для выполняющего. Работа укэ или утитати требует больше умения и мастерства, чем работа тори или ситати. В условиях традиционного японского додзё корю, когда туда приходит примерно один новый ученик раз в полгода, такая схема работает т.к. есть много страших учеников, которые выступают против него в роли наставляющего. Но новое время ставит перед нами новые методические задачи. Распространение школы в новые регионы, значительный приток новичков в новые залы и другие условия ставят нас перед необходимостью учить разделы школы, давая обе роли каждого ката одновременно. И, как показывает опыт, эта схема достаточно жизнеспособна и продуктивна.

 

Изучение техник школы начинается с раздела омотэ-но-тати 表之太刀 для парных форм и омоте-но-иай  表之居合 для одиночных форм. Затем изучаются разделы омотэ-но-бо 表之棒 и омотэ-но-нагината 表之長刀 - парные формы с длинным оружием и тати иай 立合抜刀術 -одиночные формы выхватывания меча. Это формирует первые этап обучения - закладывание базы. Омотэ 表 означает наружний, внешний. Это как бы период испытания ученика, когда он должен показать, что он достоин учиться и умеет это делать серьезно.

 

После этого переходят к гогё 五教 (букв. пять первоэлементов. Это период развития ученика в полноте разных качеств). На этой стадии ранее изученные техники приобретают новое наполнение, а новоизученные ложатся на старую базу. Изучаются разделы гогё но тати  五教之太刀 для парных форм и гокуи-но иай  極意之居合 для одиночных форм. Также добавляется раздел с длинным оружием гогё-но-бо 五教之棒, но, к сожалению, он изучается далеко не во всех додзё. На этой же стадии ученику передается техника работы двумя мечами - рёто 両刀.  

 

Следующая стадия гокуи 極意 т.е. тайная. На ней продолжается работа с дистанцией - она уменьшается при работе с малым мечем в разделе гокуи-но-кодати 極意之小太刀 и увеличивается при работе с копьем в разделе омоте но яри  表之槍. Из названия раздела мы можем предположить, что, возможно, исторически работу с копьем начинали изучать на боле раних стадиях (см. подробнее ниже). Далее раздел гокуи переходит в гокуи ситидзё - закрытый раздел семи принципов, к которому относятся техники с мечом гокуи ситидзё но тати 極意七条之太刀 и с нагинатой гокуи-ситидзё-но нагината  極意七条之長刀. Техники с мечом на этой стадии хоть и выражены в форме ката, но являются скорее принципами или ключами к предыдущим техникам. Что касается техник с нагинатой этого раздела, то мы не можем сказать про них ничего определенного т.к. они считаются утерянными и в настоящее время не преподаются. Мы можем только предположить, что эти три ката также являлись в большей степени принципами и ключами. То же самое мы можем сказать и о разделе хидэн-но-яри 秘伝之槍. Хидэн это передающиеся от отца к сыну тайны мастерства; передающийся из рода в род секрет, но жив ли этот секрет сейчас, к сожалению мы не знаем.

 

Следующая стадия снова подразумевает работу с дистанцией - ее увеличение в разделе сюрикэн-дзюцу 手裏剣術 и уменьшение в разделе гокуи-но-дзю-дзюцу 極意之柔術. В настоящее время мы не можем с уверенностью утверждать практикуются ли эти разделы школы ограниченным кругом старших учеников или их уже можно отнести к уходящим. Как бы то ни было в линии Сугино сюрикэн-дзюцу получило неожиданное и приятное развитие. Один из его учеников -  Сомэя Тикатоси Someya Chikatoshi 染谷親俊 Сэнсей стал основателем новой школы Мэйфу Синкагэ Рю Meifu Shinkage-ryū 明 府真影流. В эту школу вошли и получили развитие каторийские ката сюрикэн-дзюцу, а также работа с другим скрытым оружием kakushi buki 隠し武器 как-то цепь кусари-фундо и парные кастеты тэккэн. По одной из гипотез это часть техник раздела ниндзюцу Школы Катори. Школа развивается в Японии и в ряде стран мира, в т.ч. и в России (поскольку меня очень интересует всё наследие Катори, то я занимаютс в московском кэйкокай этой Школы). Что касается дзю-дзюцу, то мне довелось в 2007 году получить от Отакэ Сэнсея краткое наставление по этому разделу, но не более.  

 

По рассказам Отакэ Сэнсея в Школе существовал также раздел стрельбы из лука кю-дзюцу , но он тоже был утерян на одной из стадий развития. Многие ученики школы в настощее время занимаются современным японским искусством стрельбы из лука - кюдо 弓道, желаю обрести полноту навыков комплексной школы. Сайт федерации кюдо.

 

Дальнейшее обучение подразумевает уже строго индивидуальную передачу знаний по следующим разделам: ниндзюцу (разведка и шпионаж), тикудзёдзюцу (искусство фортификации), гунбай-хэйхо (стратегия и тактика, но также может означать и специальные методы и практики, связанные с Мариситэн, см. также материал о веерах в т.ч. и гунбай-утива), тэммон тиригаку (астрономия и предсказания), онмёдо (философские и мистические аспекты, наследованные из эзотерического буддизма, даосизма и синто)

 

Такова система обучения в настоящее время. Но мы не можем утверждать, что такова же она была при основателе и оставалась неизменой на протяжении столетий.  Есть такой свиток Катори Синрё Синто Рю Конгэнё Katori shinryO shintOryU kongenshO. Этот текст сравнительно поздний – хранящаяся в архивах копия относится ко временам 16 патриарха Катори – Iizasa Choi-no Shigenobu (1848г.), но по рассказам Отакэ Сэнсея и 20 патриарха, которых Дэвид Авалон Холл (автор диссертации и многих статей о культе Мариситэн) интервьюировал в 1986-89гг. это запись устной передачи, сохраняющейся в линии преемственности т.к. старые свитки школы сгорали во время имевших место трех пожаров. Согласно этому документу Мариситэн через Фуцунуси но Микото и Такэмикадзути но Микото передала три техники меча – Ицуцу, Нанацу и Касуми и технику копья – Хакка. Также было передано наставление по стратегии Ame no totsukanomi tsurugi. Два свитка O-ryu no maki и O-tora no maki – большой свиток Дракона и большой свиток Тигра. Цитата в переводе А.М. Горбылева:

«Техника копья – Хакка, и техники меча – Мицу, Нанацу и Ицуцу но тати были дарованы как методы защиты. Также были дарованы методы jOsangyO, butsu-bu sammai, renge-bu sammai и komgO-bu sammai. Для применения этих защитных методов (госинпо) практик должен визуализировать Мариситэн и ками…»

 

Как мы видим из вышеприведенного, технический арсенал Школы во времена Основателя достаточно сильно отличался от такового на сегодняшний день. При создании Катори в нем не было иай-дзюцу, да и объективно не могло быть, как и в других старых Школах, возникших до XVI века. Соответственно, чтобы оставаться комплексными школами боевых искусств, они должны были включать в себя если не все актуальные разделы и виды оружия, то по крайней мере противодействие им. Школа Катори начиналась как школа меча и копья. Вспомним, что Основатель славился как копейный и мечевой боец. Позднее в нее вошли разделы с другим оружием, но преимущественное внимание продолжает уделяться мечу. Какие-то разделы добавлялись, какие-то убирались, какие-то выделялись в отдельные Школы. Например, школа Синто Мусо Рю 神道夢想流 возникла как развитие идей и движка Катори при работе с дзё (120-150см шест). Это заметно как в ката с дзё, так и в ката с мечом этой Школы (раздел с мечом имеет свое особое название Каcуми Синто Рю 霞神道流 или просто Синто Рю).

 

  

На видео слева демонстрация техник дзёдо. На видео справа демонстрация техник Касуми Синто Рю кэндзюцу - вместе с учителем этой Школы Каминода Цунэмори работает Донн Дрэгер. Интересуясь наследием Катори во всей его полноте, Донн Дрэгер занимался и другими связанными Школами.

 

 

Когда Школа жива, то она не консервируется и не ограничивает себя, а живет по принципу «Без неизменного нет основы, без  изменчивого нет обновления». И я очень надеюсь, что мы, как часть этого живого еще многому научимся и многое привнесем. «Не идите путями древних, но ищите то, что искали они», - говорил основатель Традиции Сингон, великий японский подвижник Кукай (Кобо Дайси).