|
ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА: ЙОГА И УПРАЖНЕНИЯ С БУЛАВАМИ
Статья была написана для освещения одной из тем конференции "Наука - Йоге" 2016 в YogaJournal (статья в блогах на сайте yogajournal.ru) Здесь привожу полный вариант со всеми иллюстрациями, которые весьма интересны и органично дополняют рассказ.
Всё большую популярность в России, как и во всем мире набирают тренировки по хатха-йоге. Эта достаточно мощная комплексная дисциплина с хорошим потенциалом, к сожалению, часто сокращается до отдельных элементов, удобных практикующим и преподающим, что приводит к нежелательным последствиям от неравномерного развития качеств и перекоса в гармоничном развитии до возможных травм. Многие практикующие и инструктора ищут средства решения проблемы «на стороне», дополняя свою практику другими тренировками в очень разных активностях. Между тем в самой йоге есть традиционная практика с древними корнями, которая с успехом решает вопросы проработки мышечных групп, до которых не добирается привычная распространенная практика. А также, что особенно важно, эта практика прорабатывает целиком все тело, объединяя мышечные группы в большие кинематические цепи, которые более применимы для жизнедеятельности, чем то, что получается в результате упражнений на отдельные мышцы.
Мы говорим о практике с булавами. Этот традиционный снаряд, возникший из оружия, издревле распространенного по всему миру. Божества, герои мифов и известные исторические персонажи работали с булавой. В древнеиндийском трактате «Дханурведа», приписываемом Васиштхе, есть соответствие оружия варнам: брахманы – лук, кшатрии – меч, вайшьи – копье, шудры – булава (гада). Но несмотря на эту вроде бы дискриминацию мы можем видеть булаву в образах многих индийских божеств, что не подтверждает соблюдение этого деления. Скорее всего это был красивый образ. В первую очередь вспоминается Хануман, практически ни одно изображение которого не обходится без нее. И везде четко видно, что он всегда готов ей восполоваться по назначению.
Булава также является непременным атрибутом изображения Вишну. Она обязательно входит в дхьяна-шлоки – стихи, описывающие образ божества для его визуализации и созерцания. Причем для Всепронизывающего (дословный перевод имени Вишну) это уже не только оружие, но и символ власти.
Традиция ношения булавы как символа власти была распространена не только в Индии, но и у многих других народов. Христианское толкование скипетра как символа государя указывает на посох пастыря, но вполне обоснованно в нем можно усмотреть булаву. Также с булавой изображается богиня Дурга, что неудивительно т.к. все ее многочисленное оружие досталось ей от всех богов Индии. Понятно наличие булавы и у Даттатрейи – образа, объединяющего Тримурти – Брахму, Вишну и Шиву.
Булава была распространена не только как эффективнейшее оружие, но и как средство общей тренировки, направленной на развитие других навыков. С булавами тренировались борцы и йоги. Для Индии средних веков и первых десятилетий британского владычества образ йога был образом воина. Акхара это фактически дружина. И когда пришло время готовить борьбу за независимость Индии, что немыслимо без национального самосознания, то на помощь энтузиастам предводителям снова пришла комплексная подготовка в т.ч. и с булавами. Можно сказать, что в какой-то мере булава стала символом сопротивления и силы обновленной индийской нации.
С булавой типа гада (длинное относительно тонкое древко и большой набалдашник) часто позировал борец и силач Гама Великий. В священном городе Варанаси и в других городах и весях можно увидеть йогов, вращающих одиночные и парные булавы в качестве обязательной ежедневной практики. Среди людей популярны т.н. «храмы упражнений» Вьяяма Мандира, где используются традиционные упражнения с отягощениями и без, среди которых основное место занимает работа с булавам, как типа гада, так и типа джори (более толстая бревнообразная тренировочная булава). Традиционные учителя современности используют булавы в своей практике. Например, популярный среди российских йогов Гуру крийя-йоги Шайлендра Шарма говорит о булавах много добрых слов, использует их в собственно практике и рекомендует ученикам.
Примерно с середины XIX века в Европе, а затем и по всему миру зародилось движение физического и духовного культуризма, в котором уделялось огромное внимание гармоничному развитию тела, ума и души. Привнося эти идеи в Индию (чего стоит прекрасная эмблема YMCA – Юношеской Христианской Ассоциации – шарирам, манас и атман!), англичане открывали для себя аспекты физической и духовной культуры, которые уже были в Индии до этого. В английском языке булавы получили название indian clubs и были широко внедрены в общефизическую подготовку самых разных слоев населения – от армии до женских курсов. Впоследствии эта интересная практика была незаслуженно забыта, отступив под агрессивным напором новых систем. Но в наше время думающие практики снова возвращаются к традиционным методикам, продумав и прочувствовав их. Например, в США популярный инструктор Скот Соннон пропагандирует комплексные тренировки на основе собственной методики такфит, асан и виньяс йоги и работы с булавами.
Упражнения с булавами выстраиваются от разминочных – простых и по весу, и по координации движений, до сложных – с значительным весом на длинном рычаге, ассиметричных и сложнокоординированных. Таким образом это не только отличное средство развития тела, но и прекрасная практика концентрации и медитаци
На конференции доклад по методике работы с булавами будет сопровождаться мастер-классом, на котором интересующиеся смогут попробовать эту древнюю и молодую практику. Приходите! Будет интересно!
А после конференции ждем вас на регулярной практике на Йога-станции Сергея Агапкина Agapkin Yoga Station! |