ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КАЛИ ВИДЬЯ

Из сборника наставлений Гуруджи Амритананданатхи «Дары Богини» (Gifts from the Goddes) Книга составлена и издана Майклом Боуденом, известном в сети как Devi Bhakta. Перевод на русский язык Сергея Бабкина.

 

 

Кали первая из 10 Махавидий, из 10 типов самореализации. Это сила действия. Каков Её Путь?

 

Кали как энергия.

 

Кали – это электромагнитная энергия, которая распространяется на всём просторе космоса. Излучение означает, что каждая частица в своём месте и в своё время способна знать о существовании других частиц в других местах и в другое время. Волна взаимодействует с причиной существования. Это влияет на всё существующее и фактически создаёт время. Взаимодействие – это фундамент всего. Это как застенчивость невесты. В то время как жених кидает взгляд на невесту, она краснеет. Взгляд – это зонд (тест), покраснение – реакция. Тест и реакция вместе образуют взаимодействие. (По этой причине Кали соотносится с концепцией стыда. Она изображается обнажённой женщиной без стыда. Идея этого символа в том, что она устранила взаимодействия, которые порождали двойственность)

 

Отсутствие взаимодействий – это смерть. Обнажённость означает, что пространство ваша одежда, что вы являетесь чистой энергией в этом пространстве. Энергия трансформирует материю и создаёт время. Кала (Kāla)— время, символ которого всепронизывающий лингам Шивы в взаимодействии с Кали. Это одна из причин почему Шива изображается в традиционной иконографии как бесчувственное тело под ногами танцующей Кали.

 

Разница между энергией и причиной в том, что энергия динамична, а причина статична. Энергия – это причина, выпущенная как джин из бутылки, а причина – это упакованная в сосуд энергия. Поэтому Кали, как активная часть пары, изображается на Шиве.

 

Богиня Кали - одна из 10 Махавидий (Великих Богинь - символов отраслей знания и способов реализации).

 

 

Люди говорят, что время изменяет вещи. Но время не делает ничего. Взаимодействие изменяет и создаёт время в процессе. Время не абсолютно и пространство не абсолютно. Они могут меняться. Через взаимодействие даже направление может быть обращено в противоположность. Скорость течения времени тоже может быть изменена. Изменение может быть осуществлено через движение. Или, если представить по-другому, энергия контролирует скорость, с которой течёт время. Чем больше энергии имеет частица, тем более медленно для неё движется время.

 

Плотность – это другая характеристика, относящаяся к достижимости (доступности) некоего материального объекта во времени. Если вы переместите объект во времени из настоящего момента, то он дематериализуется. Если вы принесёте его в настоящее время, то он материализуется. Секрет материализации в способности движения во времени в прошлое и в будущее. Эта возможность даруется силой Кали.

 

Итак, Кали представляет собой силу над временем. Она – сила трансформации, которая не только разрушает, но также и творит. Кали – это сила, которая творит время, разрушает галактики, отправляя их в прошлое. Гирлянда голов, которую носит Кали, это символ, который напоминает нам о разрушительном аспекте времени, который также известен как Шива Тандава (Śiva Tāṅḍava) – танец времени. Это танец в котором меняются местами материя и время, это космическая бомба.

 

 

Кали как Разрушитель

 

Эта разрушительная Кали проявляется в теле как сила Кундалини. Она воспринимается как удар молнии, как взрыв внутри. Этот опыт впервые возникает, когда эго (состоящее из отождествления с телом) разрушается.

 

Невозможно наслаждаться зрелищем смерти-этим разрушительным Космическим Огнем, который поглощает все известные вещи, включая само знание— - если нет полной отрешенности. Только Шиве, олицетворению высшей отрешенности, дано бесстрастно наблюдать свое собственное разрушение, то есть остановку времени. Кали учит такому бесстрастию, совершенной вайрагье (бесстрастию) она не щадит ни святого, ни грешника.

 

Для нее святой и грешник-одно и то же. Только ограниченный человеческий интеллект склонен видеть Бога добрым и отказывается видеть Бога злым. Кали не интересуют такие ограничения. Ей лучше знать.

 

Кали знает, что Вселенная - это не более чем мысль в уме Бога. Точно так же, как человек не плачет, когда одна мысль сменяется другой, так же он нисколько не беспокоится, когда одна иллюзорная “индивидуальная” жизнь заменяется другой в космическом уме. Она сама породила время и у нее нет никаких угрызений совести по поводу его уничтожения, когда она хочет дать своему поклоннику вкусить самадхи.

 

Кали, сила преображения, напоминает нам о своем чисто саттвическом характере символом головы, отрубленной мечом и обильно истекающей кровью. Кровь – это символ раджаса, и истекающая кровью голова – это символ раджаса уходящего из мыслей индивидуума. Мысли обычно располагаются в голове, и поток характерен для мысли. Также голова считается местом джняны (знания, гнозиса). Таким образом, символ кровоточащей головы предполагает состояние совершенного знания-свободное от привязанности к телу и его деятельности, подобное смерти в самадхи. Обратите внимание, что голова - это живая голова. Как кто-то может умереть, если его держит Кали?

 

 

Кали как творец-созидатель

 

Символизм Кали не заканчивается разрушением. Она также является верховным творцом. Её деструктивный аспект, как мы уже говорили, включает в себя убийство настоящего, отправляя его в прошлое. С другой стороны, Её креативный аспект-это преобразование непроявленного будущего в проявленное настоящее. И она всегда очень креативна. Поскольку будущее не проявлено и неизвестно, то оно называется «тёмным» (kālō niratyayā. Точно так же говорят, что Кали имеет тёмный цвет—цвет неба, непроявленной синевы, надежды, заключенной в неведомом будущем, исцеления от наших страданий. Синий - это цвет исцеления.

 

Творческий аспект Кали также символизируется в ее мудрах, или жестах рук. Она держит одну руку в абхайя мудре (abhaya mudrā - жесте бесстрашия. "Не бойся!" - призывает Она), а другую - в Варада мудре (varada mudrā - жесте благословления. "я благословляю тебя; я исполняю твое желание" - говорит Она). “Не бойтесь " - это напоминание вам о том, что Вселенная—всего лишь преходящая химера мысли; и, более того, что это ваша мысль и что Вы Бог-вы бессмертны, и вы не закончите свое существование вместе с физическим телом. И нет никакого беспокойства, если ваши близкие и близкие умрут. Ибо разве  они это не твои мысли тоже? Благословение Кали состоит в том, чтобы напомнить вам, что вы вне времени; вы - Её творение. Вы будете сопротивляться вне пространства и времени. И по пути вы будете создавать через нее новых родственников и новые миры.

 

Кали-это грубая сила (настоящая живая тигрица, когда она ловит тебя!), представляющий, с одной стороны,то, что греки называли Танатосом (инстинктом смерти), а с другой стороны, неудержимый Эрос (инстинкт Камы, или желания). Она олицетворяет одновременно бушующий костёр желания и холодную отрешённость могильника. Это Её два полюса — она биполярная сущность, единство противоположностей. Мир проявляется в разделении Кали (Kali) и Калы (Kāla) и исчезает в их единении.

 

Кали поклоняются в двух формах: как Самхара Кали (Samhāra Kali) и как Дакшина Кали (Dakṣiṇa Kali,), имея в виду состояния растворения и проявленные состояния. Кали предпочитает союз, представляющий собой распавшееся состояние, также известное как ниврити марга (nivṛti mārga). Самхара Кали-первая, кому поклоняется искатель, поскольку она так легко дает вайрагью (vairāgya - отрешенность, бесстрастность). Она дает нам смерть и освобождение. Дакшина Кали дает нам наслаждение при жизни и освобождение после смерти.

 

Однако будьте осторожны. Дакшина Кали пригласит тебя соединиться с Ней —но если ты сделаешь это, Она станет Самхарой Кали. Она-Майя, и растворение Майи ведет к Маха-самадхи (mahā samadhi), из которого нет возврата. Вот почему мы настаиваем на том, чтобы ты относился к Кали как к своей матери. Тогда мысль о наслаждении единением с ней не так легко возникает в вашем уме, что позволяет сохранить вашу жизнь.

 

Но задумайтесь хотя бы на минуту! Что может быть лучше, чем умереть в руках своей матери, стать Шивой, бесчуственным телом? Если ты Её дитя, Она кормит тебя молоком из своей вечно полной груди, и это молоко жизни поистине сладко. В полном осознании того, что нет никакого второго, никакого другого, человек действительно становится Шивой и Шакти в единстве— и тогда больше нет проявленного мира; только непрерывное, нескончаемое блаженство. И кто, однажды вкусив эту сладость, захочет когда-нибудь вернуться назад, кроме как для добровольно принесенной в жертву свободы?

 

Мантра Дакшина Кали

 

krīm krīm krīm hum hum hrīm hrīm dakṣiṇē kālikē

 

krīm krīm krīm hum hum hrīm hrīm svāhā

 

Ментальные ассоциации, сопровождающие эту мантру, таковы: krīm - это биджа огня, представляющий всепоглощающий огонь страсти, или камаагни (kāmāgni). Биджа hum - это Шива биджа (r - Это Вишну). Она также известна как курча-биджа, или "то, что пробуждает камаагни". Слово hrīm - это мощный толчок Шивы, зонд, который хочет измерить глубину сознания. Три биджи krīm пробуждают огонь на трёх планах: физическом плане - страсть; ментальном плане - желание знать; и причинном плане - гнев. Биджа hrīm, повторенная дважды, вызывает прилив и отлив жизни. h означает пространство, а огонь в пространстве - это Амрита, божественный нектар, потому что состояние без эго подобно пространству и поэтому не подвержено страстям.

 

Бхуванешвари, как Судха (форма Амриты), отвечает на огонь Шивы своим собственным жидким огнем, который охлаждает. Слово дакшина (dakṣiṇa - Южный) используется для напоминания одной из областей на "юге" тела, то есть сексуального центра. У термина дакшина есть и другое значение. После того как Парвати получает от Шивы Сватантра-Тантру и Сундари-упасану, Шива просит Её в свою очередь дать ему гуру дакшину. Всепонимающая Парвати краснеет от такого намёка—но, как и положено, полностью отдаёт себя в объятия Шивы. Поэтому она стала известна как Дакшина Калика. Упасана Дакшина Калики приводит к постоянной реализации формы Ардханаришвары (Ardhanārīśvara). Если мы придём к вайрагье, то это приведет нас к бесконечному блаженству, называемому урдхва ретас (ūrdhva rētas - сублимация сексуальной энергии).

 

Это понятие из Кали упасаны вложено в Шри Видья упасану первыми двумя словами ардрам джвалантим (ārdrām jvalantīm) - мантры, которая относится к принятию Амриты. Также к этому имеет отношение одна из самых важных шлока Уттара-Рамаяны (7-я заключительная книга Рамаяны Вальмики)

 

yōnistu vaiṣṇavī śakti linga rūpō sadā śivāḥ ānandō brahmaṇō rūpam tasmin tatrāvalambatē  - в форме  Ананда Брахмана (Ānanda Brahman) мы ищем прибежище. Йони это Вайшнави Шакти (Vaishṇavī Shakti - здесь Дурга); в лингаме - форма Садашивы (Sadāśiva).

 

Связь между Кали и Упасанами Сундари432 действительно очень тесна. Одно и то же божество известно как Кали в темную половину месяца и как Сундари в светлую половину месяца, соотносясь с путями нивритти и правритти (растворения и проявления). О Её ужасном облике чем меньше говорят, тем лучше. И пожалуйста, помните, что Сундари-при всей ее чарующей красоте и коварстве-ничем не отличается.

 

В Кали смерть и жизнь находятся в единстве. Смерть необходима, потому что вечное изменение формы - это единственное бессмертие, к которому может стремиться конечная живая субстанция, а вечное изменение опыта-это единственная бесконечность, к которой может стремиться конечный разум. Только процесс смерти—пожирание жизни жизнью—может привести к требуемому изменению. Смерть - это жало пожирания, которое даже вера человека в выживание после смерти не может полностью уничтожить. Смерть рыщет, как голодный зверь, пожирая все творение, не щадя никого. Поэтому Тантрик видит весь мир как шмашан (śmaśāna - место кремации). И на этом шмашане танцует Божественная Кали.

 

Кали-это раздувшая свой капюшон кобра Кундалини, змеиная сила, готовая нанести удар по центру Аджны. Если вы дадите ей разрешение на это, она завершит акт к взаимному удовлетворению. Кали-это совокупная жизненная сила мира. Жизненная сила, текущая во всех телах, - это Кундалини. Она соединяется с дыханием, чтобы стать силой действия в каждом индивидууме.

 

Дыхание-это не жизнь, хотя для обоих используется одно и то же слово - прана. Движение жизненной силы противостоит движению дыхания. Когда дыхание идет вниз, жизнь устремляется вверх; когда дыхание выходит, жизнь устремляется внутрь. Чтобы пробудить Кундалини, нужно представить себе, что дыхание идет вниз, чтобы ударить в центр Муладхары, в сочетании с использованием Шакти чалана мудры (śakti calana mudrā).

 

Что такое этот центр Муладхары? У мужчин он расположен между анусом и основанием полового члена; это эякуляторная мышца сфинктера. Шакти чалана мудра - это сокращение этой мышцы во время вдоха и ее расслабление во время выдоха. Эти чередующиеся сокращения и расслабления вскоре приведут к эрекции. Эрекция символически описывается так: "возьми палку и ударь по хвосту спящую змею. Она раскроет свой капюшон и поднимется с шипящим звуком.”

 

Как только эрекция достигнута, человек поддерживает постоянное сокращение эякуляторного сфинктера с периодическими релаксациями. В то же время, вспоминая об этом оргазмическом освобождении, ум обращается к состоянию счастья. Необходимо упражняться с контролем и достаточной отстраненностью, чтобы предотвратить физическое высвобождение (семяизвержение). Практикуется однонаправленное удержание на пике. Затем происходит странная вещь: эрекция спадает. Ум становится спокойным, Кундалини входит в отверстие на голове лингама в своем восходящем путешествии. Это канал Сушумна, канал свободы от желания.

 

Для женщин ситуация несколько иная. Здесь центр Муладхары находится внутри влагалища, в конце матки. Оказывая легкое давление на клитор, Шакти чалана мудра для женщин состоит в ритмичном движении вагинальных мышц таким образом, чтобы вызвать доильное воздействие на пенис от основания к головке, если бы он находился внутри. Для начальной практики лучше всего попробовать это с мужчиной, готовым к сотрудничеству и взаимодействию на физическом и тонком уровнях. Если таковой отсутствует, то какой-то искусственный объект может быть использован для обнаружения необходимых движений и генерирования их.

 

Действительно, лучше всего для мужа и жены практиковать вместе, в единении, а не по отдельности. После соития партнеры принимат расслабленную позу, где нет никаких телесных напряжений, и начинают выполнять дыхания-движения мышц - ритмы мантры без каких-либо внешних движений (асана подразумевает отсутствие внешних движений). Ментально же тела подвижны—они могут двигаться столько, сколько хотят, делать то, что хотят.

 

Когда пара выполняет садхану, лучше всего произносить мантру вслух, причем каждая биджа поочередно произносится то одним, то другим партнером. Это автоматически синхронизирует жизненные потоки дыхания и мантры. Как только каждый изучит жизненный поток партнёра, то мантру можно будет синхронизировать соответствующим образом, а не произносить вслух.

 

Когда Биджа произносится мужем, он выдыхает, его жизненный поток входит внутрь и идёт вниз. В то же самое время жена слушает, готовясь произнести ту же самую Биджу—так она делает вдох, и ее жизненный поток движется вверх. Таким образом, жизненный поток движется от мужа к жене через генитальное соединение, когда мантру произносит муж, и он движется от жены к мужу, когда мантру произносит жена. Эта ситуация символически проиллюстрирована двумя приведенными ниже рисунками и описана в прилагаемой таблице.

 

Иллюстрация, нарисованная Гуруджи Шри Амритананданатхой

 

 

По мере продолжения этой процедуры, когда биджа попеременно произносится мужем и женой (или когда один говорит, а другой слушает), Кундалини, или жизненная сила, начинает двигаться подобно маятнику, увеличиваясь в амплитуде по мере продвижения джапы, и образуется полный круг, полностью объединяющий их.

 

На рисунке А ниже показаны различия в расположении центров Муладхары (Mūlādhāra) и Свадхиштханы (Svādhiṣṭhāna) у женщин и мужчин. У женщин Свадхиштхана - это клитор, тогда как Муладхара находится глубоко внутри влагалища. У мужчины Свадхиштхана находится у основания пениса, в контакте с вульвой; это кольцо вокруг основания лингама. Шакти чалана показана на рисунке:

 

Иллюстрация, нарисованная Гуруджи Шри Амритананданатхой 

 

 

На рисунке В показан маршрут, который Кундалини проходит вокруг лингама Сваямбху (svayambhū - самопроявленного) как у мужчин, так и у женщин, когда садхана выполняется в одиночку, с кундалини в качестве партнера. Эта фигура также символизирует природу переживания Ардханаришвары. Рисунок С иллюстрирует, как при выполнении практики парой, поток Кундалини не сокращается из-за того, что он обвивается вокруг реального лингама мужчины или его женского дополнения-клитора. Таким образом, для пары Муладхара в мужчине и Свадхистана в женщине обходятся стороной, и спирали или Брахма грантхи просто нет.

 

Следует помнить, что Кундалини ассоциируется с сексом. Секс - это часть Кундалини, хотя и не вся её часть. В низших центрах она действительно представляет жизненную силу секса. Однако, когда человек выходит за пределы этого, когда желание спадает, когда ментальное тело освобождается от физического тела, он входит в центры Манипуры и Анахаты, где сознание тела исчезает. Там Кундалини олицетворяет нежную любовь поддерживающей матери ко всему миру.

 

Задача Дакшина Кали состоит в том, чтобы заставить Кундалини двигаться вверх по центральному каналу. Это делается путем имитации ее природы-абсолютной вайрагьи в сочетании с абсолютным стремлением к творчеству. Между ищущим огнем и мертвящим холодом лежит теплый путь Солнца, канал сушумны, канал сублимированного сексуального влечения.

 

Васиштха осветил эту тему следующим кратким объяснением: "Кали упасана совершается в Свадхиштхане, потому что она - Крийя Шакти, сила действия. Жизненная сила индивидуумов теряется из-за отсутствия контроля над дыханием и из-за коротких дыхательных циклов. Чтобы улучшить свою жизненную энергию, человек должен понять природу раса (rasa). Осознание всех значений и смыслов дыхания - это чистая упасана Кали.” (Гуруджи здесь цитирует "Йога Васиштху" - прим. редактора)

 

Кое-что из того, что представляет собой эта раса—знание о дыхании и его последствиях, - мы рассмотрели выше. Раса (rasa - букв. вкус) - это блаженство оргазма. Знание - это связь между мантрами, дыханием и движениями Кундалини в центре Свадхиштханы. Применение - это восходящее движение и вытекающие из него последствия. Это чистая форма Кали упасаны, которую можно выполнять самостоятельно или с помощью сотрудничающего партнера.

 

Васиштха продолжает: "дыхание с осознанностью имеет великую махиму (mahimā - качества силы). Это одна из восьми сиддх, дающая человеку власть над временем и знание прошлого, настоящего и будущего. Она дает силу уму, речи и зрению. Она также дарует долгую жизнь и освобождение.”

 

Здесь "сила речи" означает вакшуддхи (vākśuddhi) - когда всё, что человек говорит, сбывается. “Контроль над временем ", о котором мы уже говорили ранее. Знание своих прошлых и будущих жизней раз и навсегда избавляет от страха смерти. Сила материализации также подразумевается в контроле над временем. "Сила ума" означает способность глубоко проникнуть в свою божественную природу и получить доступ к знанию, которое лежит внутри. “Сила зрения" означает способность видеть на больших расстояниях, но также и видеть во времени. Освобождение означает устранение созданных нашим эго оков.

 

Васиштха говорит:”Это воспевается как самварга Видья (samvarga vidyā)" или Видья, относящаяся к уму. (Сам означает "ум“, Варга - "относящийся к".” Сам также означает Шакти). Кали также известна как Прана Видья (prāṇa vidyā); в Упанишадах она называется удгита Видья (udgīta vidyā - знание жизненной силы).

 

Для материалистически ориентированных людей Кали кажется мечом, который поражает их. Для йогов она-меч в их руках, меч, которым они владеют. Меч в их руках-как удачно! Если то, что вы говорите, становится правдой, вы можете использовать это как для разрушения, так и для созидания. Насколько же важен в таком случае для йога самоконтроль, чтобы не использовать эту силу во зло. Сиддхи очень опасны, так что будьте осторожны!

 

Чтение этой статьи равносильно посвящению в Дакшина Калика мантру.

 

Это завершает рассказ о первой из десяти Махавидий (Великих Богинь - символов отраслей знания и способов реализации).