ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЭЛЛИС АМДУР. ДАТЕ-ХАН И СИТУАЦИЯ С СИХАНАМИ

Ellis Amdur. Old Scholl. Essays on Japanese Martial Traditions. Chapter 11. Tenshinshō-den Katori Shintō-ryū Redux. Перевод Дениса Абрамова инструктора Катори Синто рю из г. Пенза

 

Мы так привыкли к определённому повествованию относительно Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю, что я верю, что для читателя будет полезно узнать, что есть другая замечательная нить истории внутри рю, просто она вне поля зрения. Знайте, что это справедливо не только для одной рю; это справедливо для многих других. История многих школ является часто намного более сложной, чем достаточно пресное описание, которое имеет обыкновение распространять руководство основного направления.

 

Многие мои читатели могли быть удивлены, прочитав про Нода-ха Катори Синто-рю в первой части, особенно учитывая глубокий уровень знаний, которые, очевидно, сохранились и до сих пор практикуются внутри этой группы.

 

Я впервые увидел выступление Нода Иса но Ками Тайра Сэйдзан на демонстрации корю в середине 1970-х. Он был невысоким, пожилым мужчиной, довольно стройным. Хотя я был относительно неискушённым в боевых искусствах в то время, этот спокойный человек, выступающий в одиночку, завладел моим вниманием; казалось, воздух потрескивал, когда он выполнял иай-дзюцу. С тех пор я был им очарован. Это был практически неизвестный сихан Катори Синто-рю, несомненно очень высокого уровня, однако члены основной линии, включая такого исследователя, как Донн Дрэгер, едва знали, кто он такой. Еще более озадачило, что никто, казалось, не проявил к нему интереса. Так как я не изучал Катори Синто-рю, я не стал узнавать дальше, но память о нём осталась со мной, когда я давно забыл большинство других практиков корю, которых я видел.

 

Недавно я узнал, что линия Нода все еще жива, и, поскольку я начал перерабатывать эту книгу, я обратился [за информацией] к этим очень закрытым людям. То, что я написал здесь о них, является результатом этого диалога.

 

Давайте вернемся в прошлое. Большинство исторических отчетов (описаний) Катори Синто-рю весьма подробно описывают жизнь основателя, Иидзаса Тёисай Иэнао. Однако мало что известно, по крайней мере публично, о его последователях, кроме их имен в линии преемственности и в обратных ссылках, касающихся тех, кто обучался и затем ушел, подобно этой, касающейся основателя Тэнсинсё Дзигэн-рю:

 

Согласно традиции, Осамунэ получил лицензию мастерства (инка) в Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю от Иидзаса Вакаса но Ками Моритика (главы школы второго поколения). Однако, другая традиция называет Иидзаса Моринобу (главу школы третьего поколения) учителем Осамунэ.

 

Очень схожим образом, Ямада Минамото но Наотомэ (1820-1898) был удостоен высшей лицензии Катори Синто-рю, гокуи-кайдэн, от сокэ 15 поколения, Иидзаса Сюри но Сукэ Моритэру. В конце своей карьеры, Ямада стал инструктором кэндзюцу и стратегии у Датэ Хитати но ками Фудзивара Кунинари (1841-1894), 15-го правителя провинции Хитати. Ямада наградил гокуи-кайдэн Датэ Хитати но Ками Мунесигэ (1848-1910), кузена правителя Датэ Кунинари, и он, в свою очередь, передал это звание своим родственникам, Датэ Хитати по Ками Фудзивара Мунэмото (1866-1917), 16-му правителю провинции Хитачи, и Датэ Хитати но Ками Кунимунэ (1870-1923). К концу жизни Ямада Наотомэ, гокуи-кайдэн был удостоен его сын, Ямада Хитати Минамото но Наомунэ (1837—1912). Наомунэ верно служил и Датэ Мунемото, и, позднее, его наследнику, Датэ Кунимунэ. Фактически, второй иероглиф его имени, Наомунэ, был дан ему в качестве признания заслуг его и его отца перед кланом Датэ.

 

В 1853 году, в возрасте 5 лет, Нода Иса но ками Тайра Такао Гё Синдзан (1848-1917) стал студентом Ямада Наомунэ, хотя последний был удивительно молод, 16-ти лет от роду. Нода Синдзан был признан гением боевых искусств, и в 1866, после демонстрации для некоторых иностранных высоких гостей, Ямада Наомунэ и Нода Синдзан были приглашены стать инструкторами меча клана Маэда в феодальный домен Кага в замке Канадзава. Их новая карьера внезапно прекратилась в 1868 года, с началом эры Мэйдзи, но Нода Синдзан по-прежнему преподавал Катори Синто-рю до 1871 года, когда от феодальных правителей потребовали вернуть их земли Императору. Затем он вернулся в Хитати, и продолжал тренироваться с Ямада Наомунэ до смерти последнего в 1912 году.

 

В 1912 году, после смерти своего учителя, Ямада Наомунэ, Нода Синдзан, которому было чуть больше шестидесяти, переехал в Суварамачи. В сопровождении своего внука, Нода Иса но Ками Тайра Сэйдзан (1894-1999), он пошёл к Ямагути Кумидзиро как к последнему, наиболее опытному практику Катори Синто-рю, и попросил его помочь в обучении его молодого внука. Ямагути, уже довольно пожилой, скептически отнеся к этому предложению. Прежде всего, учитывая мастерство Ноды Синдзана, что он может предложить этому молодому человеку такого, что не может дать его дед, и, во-вторых, возможно, Нода имеет скрытые мотивы? Учитывая эти вопросы, он выбрал несколько студентов для участия в тарюсиай (дословно «соревнование с другой школой») с Нода Синдзан. Поединок состоялся на внутри ограждения храма Катори «на рассвете первого благоприятного дня второго лунного месяца». Нода Синдзан использовал свою тренировочную нагинату, около 9 сяку длиной ( приблизительно 270 сантиметров), сделанную из тэцубоку («железного дерева», это общий термин для самой крепкой древесины в местности. В случае с Японией, это могла быть хурма, более твёрдая, тяжёлая и крепкая, чем японский дуб).

 

Нода Синдзан разбил бокуто (деревянный меч) своего первого противника, молодого старшего ученика рю, с одного удара. Второй противник, хотя тоже был молод, был одним из фаворитов Ямагути. Он атаковал неожиданно, надеясь застать Ноду врасплох, но Нода прыгнул вправо от своего атакующего противника, используя работу ног, называемую «прыжок ворона», и с помощи техники, известной как камури-ирими гэдан ёриотоси, обрушил свою гигантскую нагинату на его правую голень, отправив того на землю. Когда третий противник Нода предстал перед ним, Ямагути внезапно прервал поединок.

 

После того, как формальности были соблюдены, Ямагути спросил, почему такой человек как Нода хотел бы, чтобы его внук вступил в додзё другой фракции, когда очевидно, что Ямагути может дать им двоим очень мало сверх того, что уже дала линия Нода. Нода ответил:

 

«Солнце встает каждое утро и садится каждый вечер. Зима дает начало весне, которая созревает в лето, которое потом оборачивается в осень, а затем снова в зиму. С каждым вдохом, я тренируюсь для углубления моих знаний и совершенствования своего мастерство в обращении с мечом, но я до сих пор не способен достичь победы, не вкладывая в это ни единой мысли. Мои действия все еще не стали также естественны, как дождь, который падает на гору Амаги, затем ищет свой путь к берегам великой реки Кано и затем дальше, к бухте Суруга; это посредством усилий разума я заставляю свой меч рубить моего противника. Это не является истинной победой; истинная победа - это победа, которая приходит естественно. Я надеялся, что вы знаете секреты, которые направили бы мой меч к истинной победе.»

 

Ямагучи-сэнсей повернулся к Нода Такао Синдзан и улыбнулся. Затем, с вежливым, но коротким поклоном, он воскликнул: «Я не имею ни малейшего представления обо всем этом…!»

 

Вот так Нода Синдзан зачислил своего внука. Синдзан также продолжал учить его, но он умер в 1917, а год спустя - Ямагути Кумадзиро.

 

Со многими рю, ставшими раздутыми образованиями, технически богатыми, но неприменимыми для войны, Япония была глубоко потрясена входом Запада и его военной мощи в 19 столетии. Самураи - и, что более важно, их правители, - обнаружили, что перед лицом современной военной силы Запада подготовка самураев была бесполезна. В погоне за модернизацией рю были в основном заброшены. Одной из основных причин этого стало упразднение классовой системы. Самураи были лишены работы, и эра Мэйдзи стала обществом, базирующемся на заслугах. Не было больше социального прогресса, сопровождающего аттестацию в рю, и кроме того, самураи понесли разрушительное поражение в непосредственном конфликте с модернизированными армиями, набираемыми по призыву, во время революционного периода эры Мэйдзи.

 

Число зачисляемых в рю стремительно упало. Многие [рю] были полностью заброшены. Катори Синто-рю не была защищена от этого, несмотря на ее удаленность от мэйнстрима  общества. В 1898 году, 18-й глава школы, Иидзаса Сюри но Суки Морисада, неожиданно умер, не оставив сына, и, следовательно, наследника. Школа была сохранена ‘коллективом’ из девяти сиханов, руководимым их старшим (сиханом предыдущего поколения?) , Ямагути Кумадзиро. Ямагути выполнял обязанности сиханкэ, но фактически, формального присвоения звания никогда не было, так как смерть Морисады была неожиданной.

 

После смерти Ямагути, Катори Синто-рю был сохранена восемью оставшимися сиханами. Эти люди были разного возраста, и тренировались заметно разные промежутки времени. Кто-то мог начать с Иидзаса Морисада, другие с Ямагути, некоторые учились еще у других сиханов, прежде чем перейти под начало Ямагути. Кто-то мог обучать внутри своих собственных групп или в сотрудничестве с другими. Каждый из них делал Катори Синто-рю по-разному. Этими восемью мужчинами были: Тамаи Кисабуро, Сиина Итидзо, Ито Танэкити, Кубоки Содзаэмон, Исобэ Кохэи, Мотомия (Хонгу) Тораносукэ, Хаяси Ядзаэмон и Камагата Миносукэ.

 

Существует некоторый спор внутри рю о том, были ли все эти сиханы равны по мастерству. Тамаи, Сиина, Ито и Кубоки преподавали в Институте исследования традиционных искусств Кодокан по приглашению Кано Дзигоро. Я слышал от членов основной линии рю, что эти четыре человека были далеки от уровня их собственного любимца и покровителя, Хаяси Ядзаэмона, и, следовательно, те, кто происходит из этой линии, потеряли информацию, жизненно необходимую для сохранения целостной рю. Правильно ли это утверждение или нет, верно то, что поездки в Токио и обучение в среде учебной группы внутри Кодокана значительно отличалось от традиционной методологии в передаче воинской традиции. Вполне вероятно, что по собственному выбору или из-за обстоятельств, эти сиханы не были способны передать глубину рю в сложившейся ситуации. Однако (и такие споры, как политические, так и феноменологические, должны всегда быть сбалансированы), в равной степени возможно, что один или другой из этих сиханов нашёл одного или двух достаточно достойных студентов, которых они обучали один на один в другом окружении. Например, наиболее известным из студентов Кодокана был Сугино Ёсио, который, согласно его биографии, тренировался в Катори Синто-рю в Кодокане в течении двух лет, но впоследствии обучался на персональной основе в течении 10 лет у Сиина Итидзо.

 

Нода Сэйдзан переехал в окрестности додзё Мотомия, и продолжил обучение под руководством Мотомия Тораносукэ (1878-1942), оставаясь там до начала Второй мировой войны. Помимо Нода, среди наиболее заметных учеников Мотомия был Сииги Кэибун (1898-1977), врач, который изучал ряд воинских традиций, включая Касима Синто-рю и Катори Синто-рю.

 

После смерти Мотомия, Нода открыл свое додзё и начал учить своих собственных учеников, самыми старшими из которых были Ямамото Ясухиру (1896-1944), Такасу Моритэру (1895-1944) и Асано Рюбэй (1915-2002).

 

В этот период Нода начинает глубоко изучать различия между методологией различных линий, которые он изучал: уроки его деда и [уроки] Ямагути и Мотомия, все они делали некоторые вещи по-разному. Нода, который получил гокуи-кайдэн от Иидзаса Киндзиро, сокэ рю 19 поколения, вскоре после Хаяси Ядзамона, будет периодически посещать додзё Хаяси, практиковать высшие уровни тренинга в манере обучения Хаяси, и помогать ему в его попытке стандартизировать программу обучения из “расходящихся” стилей нескольких еще сохранившихся групп. Эти отношения не были в точности «учитель-ученик», но не были они и равными, так как Нода обучался под руководством нескольких старших по отношению к Хаяси людей, в основном у Мотомия. В какой-то мере, это может быть рассмотрено как отношения дяди с племянником. Это, по сути, есть частные взаимоотношения, сочетающие одновременно уважение и независимость.

 

Нода Сэйдзан обнаружил, что Хаяси рассматривет кое-что из Датэ-хан Катори Синто-рю, а также [кое-что] из того, чему он научился у Ямагути и Мотомия, либо как слишком трудное, либо как несовместимое с тем, что он делал. С точки зрения Нода, попытка Хаяси стандартизировать курс обучения, хотя и необходимая в целях получения монолитного ядра несмотря на много меньшее число студентов в военной и послевоенной Японии, привела к искажению целостности того, что он верил, было высшими возможностями школы. С этого момента он удалился, без раздражения, обучал своих студентов приватно, редко появлялся на публичных демонстрациях. В некоторый момент он начал называть свою линию как Нода-ха Катори Синто-рю. Только несколько практикующих осталось сегодня, включая сына Ямамото Ясухиру, 96-летнего Ямамото Ясумаса, и одного не-японца, который имеет несколько студентов.

 

В эпоху, когда большинство людей жаждут известности, эти люди имеют заметно держащееся в тени , последнее сохранившееся додзё в их собственной стране, строго традиционное (?). То, что я наблюдал в их практике, имеет значительное сходство с линией Отакэ Рисукэ, но даже в том малом, что я видел, есть значительные различия в работе ног, перемещении тела, и пути использования тела для проявления силы. Возможно, наиболее существенное различие, наблюдаемое мной, заключается в разрыве ритма внутри ката, описанное в Главе 1 как «слушание эхо меча с далеких гор».