ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ВСТРЕЧА С ГУРУГАРУ

В ту пору, когда Гуруджи работал научным сотрудником в Институте Фундаментальных Исследований Тата в Бомбее, он был сконцентрирован на науке. Но многочисленные видения, случавшиеся в его медитациях, всё росли и требовали опыта духовного наставника. В один из визитов домой в Вискахапатнам родственник рекомендовал ему своего учителя - «уникального человека, жившего в оживлённом городе-рынке Анакапалле в 23 км от Визага».

 

Он был широко известен под именем Анакапалле Гуругару (в языке телугу суффикс «гару» имеет то же значение, что «джи» в хинди). Он был в начале своего седьмого десятка, и был известен c раннего детства как сверходарённый в религиозной практике. Он не имел ни образования, ни привычного благостного образа святого, но имел репутацию совершенного сиддхи и могущественного тантрика, чьи молитвы, благословления и прайоги давали серьёзный результат для тех, кому он выбирал помочь. Также он славился своим переменчивым и непредсказуемым настроением.

 

«Он был действительно очень простым человеком», - вспоминал Гуруджи. «Он знал мантра шастры с четырёх или пятилетнего возраста. И никогда не ходил в школу. Он скитался и тратил все свои деньги на различных учителей, пробовал все виды практик». Вид его был шокирующим для многих людей – худой почти как скелет, с гривой всклокоченных волос, безумными глазами и кудахтающим смехом.

 

«Когда вы впервые видели его, говорили с ним и слушали, что он говорит, то у вас могло сложиться впечатление, что его можно признать ненормальным», - рассказывал Харан Айя. «Его глаза всегда фокусировались не на вас, а где-то ещё. Периодически внезапно он разражался хихиканьем без какой-либо причины. Иногда входил в какую-либо йогическую асану. Когда кто-то задавал ему  вопрос, его глаза фиксировались на спрашивавшем и Гуругару начинал говорит. Он мог говорить и час, и полтора, но часто никто не мог это понять и перевести - так быстро это было».

 

Несмотря на свою худобу и небольшой рост, он был очень сильный. Деви Парвати (американская женщина, впервые увидевшая Гуругару в конце 1980-х) рассказывала: «Он мог буквально взлететь на сотню с лишним ступенек при посещении храма. А когда он стучал меня по спине с радостным криком «Парвати-джи», то я чуть не падала»

 

Полное нареченное имя его было Свами Свапракашананда Тиртха Хамса Авадхута. А родился Анакапалле Гуругару под именем Нарасимха Кодукула (Narasimha Kodukula) 31 июля 1915 года в семье Махалакшми и Сурибабу Кодукула в деревне Ведурупартхи в Андхра Прадеше.

 

По воспоминаниям его давнего знакомого А. Рамалинга Шастри: «Даже когда он был ребёнком, то не проявлял никакого интереса к формальному образованию и оставил школу на начальном уровне. Уже тогда он чаще всего находился в одиночестве и пребывал в созерцательном состоянии, оставаясь вдали от мирского».

 

Год за годом, Гуругару встречал много великих духовных учителей своего времени и получал у них посвящения в различные школы. Его агиография, ходящая среди учеников, содержит много удивительных деталей.

 

Когда ему было 20 лет Гуругару получил инициацию от Шри Пурнананда Йоги ученика тибетского Гуру Маха Махариши. Тогда же он был инициирован в Шри Видью линии Мадхвачарья от Шри Кесари Камешвара Рао. Когда ему было 32 года, он был посвящён в практики десяти Махавидий, Раджараджешвари и Ванадурги, а также получил передачу священного текста Чанда Сапташати (Деви Махатмья) Он получил пурна дикшу (высшее полное посвящение) в Шри Видье от Шри Джнянананда Сарасвати в Анакапале.

 

Странствуя по просторам Индии вдоль и поперёк в поисках духовных знаний, Гуругару к совим 40 годам изучил 64 тантры. К 43 годам он знал 70 миллионов мантр от учителей 18 питх и других гуру. (18 Маха Шакти Питх – группа главных храмов Богини, расположенных в разных частях Индии. 70 миллионов мантр -  по преданию это все мантры мира, которые дал изначальный Садашива). Он проел несколько лет в Варанаси, анализируя полученные мантры. Считается, что помогал ему в этом Шри Дакшинамурти Парамахамса (1872 – 1954) из Лалитанагара в Висакхапатнаме.

 

В возрасте 58 лет он познал Веды милостью Чинтамани Махавидьешвари. В 1980 году, на 65 году своей жизни, Шри Гуругару почувствовал желание отойти от мира и принял санньясу. Для этого он предпринял путешествие в Шри Бхадракали Махапитху в Харидваре Сапташати Сароваре. Санньяа дикшу ему дал его последний учитель – Шри Кальянанда Бхарати Тиртха Махарадж. Несколько лет спустя по благословлению учителя Гуругару принял авадхута ашрам.

 

Как вспоминает Рамалинга: «С годами Гуругару наращивал священную мудрость и обрёл популярность под именем Мастер Симхалу. Люди, испытывавшие трудности, обращались к нему за советом и помощью». Несмотря на своё временами весьма необычное поведение, находясь в соответствующем настроении Гуругару охотно делился мудростью, инициировал людей в различные мантры и практики.

 

 

Конечно, многие из посещавших Гуругару не искали духовного знания и не хотели получить мантры и практики, их желания были материальными. «Люди просили его о продвижении по службе, повышении жалования или других способах решения материальных проблем. Лишь единицы приходили в поиске духовности», - вспоминает один из его учеников Шрирам.

 

Гуруджи Амритананданатха считал это большой ошибкой. Он говорил: «Если вы приходите к Гуругару, то не просите его ни о чём, а то он даст вам это. Даже если это не ваше благо, он даст вам его, но это создаст некоторые дополнительные условия. И вы должны будете пройти через карму, образованную этим даром. Гуругару за гранью добра и зла, правильного и неправильного – он просто не связан этими концепциями. Лучшее, что можно сделать при встрече с ним это быть здесь и сейчас, наслаждаться этой энергией, но не просить его ни о чём».

 

Если его заставали в настроении для разговора, то Гуругару мог часами говорить на санскрите и телугу на самые разные темы – как делать ритуалы, какова природа страха, как учёные могли бы использовать молнию и о многом-многом другом.

 

Но гораздо чаще он просто сидел и смотрел куда-то за посетителя. Но для чувствующего человека этого было более чем достаточно. Как вспоминает одна из его учениц Деви Парвати: «Просто находясь в его присутствии вы ощущали огромную силу. Мне никогда не доводилось беседовать с Гуругару о чём-либо, это были просто даршаны».

 

Итак, узнав о Гуругару от двоюродной сестры своей супруги, Гуруджи был заинтригован, но сомневался, что ему стоит беспокоить мастера личным визитом. Вместо этого он решил отправить письмо, в котором подробно описать интересующие его вопросы, как например:

 

  • Как человек может различить проекции своего собственного ума и реальные видения?
  • Видения образуются от наших мыслей и концентрации воли или они проявляются спонтанно, и мы ли свидетели?
  • Видения действительно открывают канал для коммуникации с божественной силой или они лишь проекции нашего ума, подобно снам?
  • Видения – это лишь разновидность галлюцинаций или они имеют другую природу и реальны?
  • Как различаются опыт сна, смерти и самадхи?

 

Гуруджи также привёл список некоторых книг, в которых он искал ответа на эти вопросы и описал несколько своих видений и опытов. В заключение он спросил, что мастер посоветовал бы ему делать дальше. Кузина Аммы отнесла это письмо Гуругару, который по прочтении спросил: «Кто этот человек? Перед тем как я отвечу, я хочу повстречаться с ним лично»

 

Гуруджи поехал в Анакапалле, предстал перед Гуругару и с уважением спросил: «У Вас есть ответы на вопросы, которые я задал?»

 

Гуругару ответил просто: «Возвращайся завтра в 4 утра. И перед этим соверши омовение».

 

«Что за эксцентричные игры играет со мной этот старец?» - подумал Гуруджи, но тем не менее пришёл в назначенный час. Игнорируя формальные приветствия, Гуругару сказал: «У меня есть кое-что для тебя, несколько мантр. Ты их примешь?»

 

Гуруджи возразил: «Я пришёл сюда не для того, чтобы получать мантры. Я бы хотел получить ответы на свои вопросы. Вы мне ответите?»

 

«Нет», - ответил Гуругару. «Я не дам ответа на твои вопросы. Но я хочу дать тебе кое-что. Ты это примешь?»

 

Гуруджи колебался и чувствовал затруднение. Если он ответит «да», то это означает, что он принимает на себя некоторые обязательства, но без какого-либо понимания какие, что за ними стоит и что это повлечёт за собой. С другой стороны, если он скажет «нет», то он может упустить «шанс, который выпадает один раз в жизни». Не имея никакой уверенности в том, как ему поступить, Гуруджи спросил святого подвижника: «Что будет, если приму эти мантры? Что это значит? Принесут ли они только добро? Или они могут причинить вред?»

 

«Если они что-то и делают вообще, то они делают только добро», - ответил Гуругару. «Они не причинят тебе вреда».

 

Гуруджи кивнул, но остался в сомнении. У него уже были профессиональный долг и обязательства перед семьёй, и он мог просто не иметь времени рецитировать мантры регулярно как полагается. И он продолжил расспрашивать Гуругару: «Если я приму эти мантры и не буду их читать, то что может произойти? Содержат ли они какие-то особые условия, ограничения и предписания? Если да, то я лучше не буду их брать».

 

«Ты не должен волноваться об этом», - отвечал старец. «Если я даю их тебе, то это означает, что я позабочусь о тебе и этого достаточно».

 

После этого заверения Гуруджи согласился и принял мантры. В тот раз Гуругару передал девять мантр – Махаганапати, Субрахманья, Чанди, Сурья, Даттатрейя, Прасада Панчакшари, Бала Трипурасундари, Гуру и Соубхагья Видья. После этого Гуруджи поинтересовался методами рецитации, формальными правилами и особенностями практики – время, место, количество повторений в день, количество дней и пр.

 

«Делай как хочешь», - улыбнулся Гуругару. Удивлённый взгляд Гуруджи, услышавшего из уст Учителя фразу, которой отец благословил его, уходя из жизни, столкнулся с искрящимся взглядом Гуругару. «Я хотел научить тебя мантрам, и я сделал это. Используй их, и ты поймёшь, как они работают. Или не используй. И то, и то нормально для меня. Я не накладываю на тебя ограничений. Ты отличаешься от других. Ну и нечего связывать тебя».

 

Будучи немало удивлённый таким почти безразличным подходом Учителя, Гуруджи спросил: «Могу ли я написать Вам, если у меня будут вопросы?»

 

«Тебе не нужно писать мне», - отвечал Гуругару. «Ты найдёшь ответы на свои вопросы сам. Мантры дадут тебе ответ. Они живые. Они сами – знание».

 

 

Позднее Гуруджи в своих беседах с учениками сравнивал свою первую встречу с Гуругару с той встрече с силой в храме Баладжи в Хайдерабаде. Он отмечал, что шактипат (передача силы) от Гуру в человеческой форме был на другом уровне – эффект был более быстрым и драматичным. Начиная с того момента Гуруджи следовал данному Гуругару совету искать ответа через мантры у самой Богини. Это оказало самое большое влияние на его подход к решению жизненных вопросов и советы людям. «Мой Гуру дал мне полную свободу, как я могу поступать как-либо иначе?» (см. далее уже переведённый ранее отрывок книги)