ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
СЮРИКЭН-ДЗЮЦУ

Из книги Сержа Мола о традиционном японском оружии. Serge Mol “Classical Weaponry of Japan. Special Weapons and Tactics of the Martial Arts”.

 

 

Сюрикэн (shuriken  手裏剣), пожалуй, не нуждается в особом представлении т.к. в последнее время стал очень широко известен даже среди людей, не имеющих отношения к боевым искусствам. Сюрикэн дословно означает «лезвие скрытое в руке» или просто «лезвие в руке». Сюри (shuri  手裏), которое также может быть транскрибировано как «тэ (но) ура», означает внутри руки (ладони), а кэн (ken  剣) обычно означает меч и указывает на лезвие, которым можно наносить удар или метать его. Один из типов сюрикэнов – в форме звезды – получил наиболее широкую известность, благодаря фильмам о ниндзя, но тип «метательных стрелок» (прим. пер. - автор использует термин dart), хотя и менее широко известен,  но более практичен и гораздо больше развит в искусстве сюрикэн-дзюцу. В старые времена сюрикэны относились к категориям секретного оружия «хибуки» (hibuki  秘武器) и скрытого, спрятанного оружия «какусибуки» (kakushibuki  隠し武器).

 

Хиёри но ки (Hiyori no Ki), описывающая  войну Госаннэн (Gosannen  後三年) 1083-87 годов, это, возможно, первая хроника, в которой упоминается термин сюрикэн. В тексте есть выражение «сюрикэн ни уцу» (shuriken ni utsu  手裏剣に打つ) – бить лезвием, скрытым в руке/бросать это лезвие. Название сюрикэн, возможно, произошло от этого выражения, но встречаются и другие комбинации иероглифов, например,  手離剣, 手裡剣, 手利剣, 修理剣  и  修利剣. Как уже говорилось в части 3 книги, посвященной дзюттэ, в старые времена люди далеко не всегда знали корректное написание терминов и часто составляли комбинации иероглифов, которые звучали похоже, хотя они могли и не образовывать смысла. Например, 四寸鉄刀   читается большинством японцев как «ёнсун тэтто» (yonsun tettou) и означает «лезвие в 4 суна (около 12 см)», но в некоторых школах это сочетание читается как сюрикэн. На протяжении столетий для обозначения этого оружия использовались и другие термины – токэн (touken  投剣) – бросать меч (投じる  tojiru, 投げる nageru – бросать), дакэн (daken  打剣) бить мечом (da, 打つ utsu – бить, атаковать), гэкикэн (gekiken  撃剣) – бить мечом (geki, 撃つ utsu –бить, атаковать, стрелять), фуcацукэн (fusatsuken  不殺剣) – букв. «меч без убийства», бё (byou  鋲) – букв. «сапожный гвоздь с шляпкой», онкэн (onken  隠剣) – скрытый меч (in, on, 隠す kakusu – скрывать, прятать), анкэн (anken  暗剣) – тёмный, сокрытый меч (an, 暗い  kurai – темный) и санбукакэн (sanbukaken  三不過剣). Добавлением «дзюцу» ко всем вышеперечисленным вариантам образовывалось немало терминов, означавших сюрикэн-дзюцу в разных школах.

 

Считается, что в школах боевых искусств, сохранившихся до нашего времени, искусство сюрикэна развивалось с позднего периода Сэнгоку.  Эффективность этого оружия зависит от скорости применения, скрытности и неожиданности применения, и, конечно же, от точности броска. В течение нескольких столетий было разработано такое большое количество разных видов сюрикэнов, что необходимо посвятить их описанию целую часть книги.

 

shuriken_1   shuriken_2

 

На приведенных иллюстрациях представлены разные типы сюрикэнов. Некоторые из них происходят от эзотерического символизма синто и тантрического буддизма. Ошибочно сюрикэны считают главным оружием ниндзя. Ни для ниндзя, ни для самураев это оружие никогда не было основным, но практически все школы включали техники владения сюрикэнами как секретные. Перед тем как рассматривать различные типы сюрикэнов, будет полезно сделать небольшой обзор истории сюрикэн-дзюцу.

 

Прослеживание истории сюрикэнов и сюрикэн-дзюцу – это достаточно сложная задача, т.к. известно очень много типов метаемых объектов – камни, мечи, кинжалы, стрелы...

 

 

Тотэки-будзюцу и развитие цубутэ.


Информация, которая прольет свет на происхождение сюрикэн-дзюцу, может быть найдена в старинных хрониках сражений в Японии. Согласно этим записям, в древности для обозначения объекта, метаемого на охоте или в сражении использовалось слово тотэкибуки (toutekibuki  投擲武器), а техника метания  называлась тотэки-будзюцу (toutekibujutsu  投擲武術). Наиболее ранним тотэкибуки были камни. Хэйкэ Моногатари (Heike Monogatari  平家物語  - «Повесть о доме Тайра») и Гикэйки (Gikeiki  義経記) упоминают исинагэ (ishinage  石投) метание камней в сражениях. Группы низкоранговых воинов были выделены для метания камней в противника. В период войны Гэнпэй (Genpei ) 1180-85 годов исинагэ  называли также индзиути (injiuchi), исиути (ishiuchi), индзи (inji), тосэки (touseki), сэкисэн (sekisen), иси арасои (ishi arasoi) и иси гассэн (ishi gassen). Воины, которые специализировались на метании назывались индзи-но-кандзя (inji no kanja) или цубутэ-но-моно (tsubute no mono  礫之者). Слово цубутэ (tsubute  礫) впервые упоминается в Манъёсю (Man’youshuu  万葉集 – «Собрание мириад листьев») и имеет два значения – метать небольшой камень и собственно сам небольшой камень. Интересно, что в период Эдо это искусство было обновлено и усовершенствовано –для метания использовались так называемые тэцуцубутэ (tetsutsubute  鉄礫) – «металлические камешки». Это были куски металла в форме четырехугольника, восьмиугольника или круга. Примерно 1 сун и 5 бу (около 4,5 см) в диаметре и примерно 3 бу (около 9мм) толщиной в центральной части, а по краям заостренные. Искусство метания тэцубутэ называлось тэцубутэ индзиуити, и позднее оно развилось в формализованное будзюцу. В комбинации с дзю-дзюцу и особенно его разделом атэми-дзюцу (искусством нанесения ударов) цубутэ использовались как тэноути (tenouchi) – средство для усиления удара. (прим. пер. – в этой книге Мола часть 2 посвящена подробному разбору видов тэноути).

 

tsubute

 

В манускриптах школы Нэгиси рю (Negishi ryu), фокусирующейся на сюрикэн-дзюцу, сказано: «Отец сюрикэна – это утимоно (кинжал или короткий меч, используемые для метания); мать сюрикэна – это утинэ (короткая толстая метательная стрела)» и в другом месте «камаэ (позиция) это юми (лук); киай это кэн (меч)». Это указывает на то, что искусство лука кю-дзюцу и искусство меча кэн-дзюцу это прародители искусства, которое мы обсуждаем.

 

 

Кю-дзюцу и утинэ.

 

В течение столетий лук и стрелы были главным оружием и символом японского воина. Во десятом и начале одиннадцатого века воинские семьи назывались кюсэн-но-иэ (kyuusen-no-ie  弓箭之家) – дословно «дом лука и стрелы», а путь воина определяли как кюба-но-мити (kyuuba-no-michi  弓馬之道). Неудивительно, что будзюцу рюха, который фокусируются на искусстве лука, самые старые.

 

Японский лук был весьма эффективен на своей дистанции. Но если лук оказывался сломан или потерян, а враг подходил ближе, то воин метал стрелы во врага вручную. Этот способ использования стрел в бою возможно дал начало такому оружию как утинэ (uchine  打根), также называемому футоя (futoya  太矢) – «толстая стрела», нагэя (nageya  投矢) – «метательная стрела» и тэцукия (tetsukiya  手突矢) – «ручная колющая стрела». Утинэ короче и толще, чем обычная стрела – от 36 до 75 см длиной и около 2 см в диаметре. Чаще делается из дуба,чем из бамбука. Вместо обычного наконечника используется наконечник подобный копейному, но несколько меньших размеров – от 12 до 26 см длиной. В таком виде это оружие становится похоже на теяри (teyari 手槍) – «ручное копье» за исключением того, что утинэ обычно оснащено оперением ябанэ (yabane  矢羽). Утинэ использовалось в ближнем бою для ударов и уколов, а также для метания. Некоторые утинэ оснащались веревкой удэнуки-но-химо (udenuki-no-himo  腕抜之紐) – букв. «шнур для вытягивания рукой» -  для сохранения оружия и быстрого его возврата при метании.

 

uchine_1

 

uchine_2

 

uchine_3

 

Использование футоя в сражениях упоминается в Тайхэйки (Taiheiki  太平記). Согласно этому произведению, один воин использовал в сражении ни много ни мало 36 футоя и поразил множество врагов в доспехах.

 

uchine_4

 

Иногда можно встретить термин утинэ-дзюцу. Утинэ было одним из специальных и секретных видов оружия в школах стрельбы из лука. В одной из наиболее известных школ Хеки-рю (Heki ryu  日置流) наставление по утинэ являются частью бэцудэн (betsuden  別伝) т.н. «отдельной особой передачи». 

 

uchine_jutsu

 

Кэн-дзюцу и утимоно.


Школы кэн-дзюцу специализировались на использовании меча в фехтовании. Но иногда необычные обстоятельства требовали необычной тактики и такой тактикой было использование меча для метания (тотэкибуки toutekibuki  投擲武器), а не для реза или укола. Это могло быть сделано по нескольким причинам. Возможно, в случае, когда длинный меч ломался, его метали в противника, чтобы отвлечь его, выхватить короткий меч или кинжал и продолжить. Или, возможно, нормальная тактика не работала и это была попытка изменить ситуацию неожиданным действием, достав и метнув вакидзаси или танто.

 

Оружие, которое метают в противника, переходит в категорию утимоно (uchimono  打物). Такое использование меча описано в хрониках Осака Гунки (Osaka Gunki) и Дзёдзан Кидан (Jouzan Kidan). Также рассказывают, что Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) метал танто в поединке с Сисидо Байкэном (Shishido Baiken). Его приемный сын Такэмура Ёэмон Харутоси (Takemura Yo’emon Harutoshi) также был известен своим искуством метания мечей. Есть история о том, как он пустил персик по течению реки и дале ему отплыть, а затем достал свой короткий меч длиной в 1 сяку 3 сун (около 39см), метнул его и поразил персик точно в середину. Правдива эта история или нет, сейчас уже трудно сказать, но стоит отметить, что Такэмура Ёэмон основал школу Такэмура-рю, основной специализацией которой было кэн-дзюцу и сюрикэн-дзюцу.

 

Ни вакидзаси, ни танто не являются удобными для метания объектами, но опыт их метания дал начало интересному виду сюрикэнов тантогата (tantougata  短刀形) – букв. в форме танто. Этот тип сюрикэнов используется в Такэмура-рю. Далее этот тип сюрикэна будет рассмотрен подробнее в соответствующем разделе.

 

Типы сюрикэнов.


Из изучения старинных трактатов по сюрикэн-дзюцу показывает большое число существовавших типов сюрикэнов. В основном различные источники сходятся на выделении двух основных типов: бо-сюрикэн (bou-shuriken  棒手裏剣) – букв. сюрикэн-палка и ся-сюрикэн (sha-shuriken  車手裏剣) – букв. сюрикэн-колесо. Возможна более детальная классификация:  кугигата (kugigata  釘形) – в форме гвоздя, харигата (harigata  針形) – в форме иглы, рёбаригата (ryoubarigata  両針形) – две иглы, две острые стороны, ярихогата (yarihogata  槍穂形) – в форме острия копья, хокогата (hokogata  鉾形) – в форме пики, тантогата (tantougata  短刀形) – в форме танто, рюсэйгата (ryuuseigata  流星形) – в форме метеора (прим. пер. – часто используемая метафора для быстро бьющего оружия, например, есть манрики-гусари метеор – тяжелый шар на цепи)и дзюдзигата (jujigata  十字形) – в форме иероглифа десять (креста). Этот лист может быть продолжен – дело только в фантазии производителя сюрикэнов и человека, проводящего классификацию. Также стоит понимать, что многие имена не были изобретены людьми, впервые применившими тот или иной тип сюрикэна, а родились и стали применяться позже, иногда значительно позже. Создатели сюрикэнов предполагали их тайное использование и часто держали в тайне их существование, не называя из никак. Сам я для удобства обсуждения разделил бы сюрикэны на следующие категории:

- прямые;

- в форме креста, звезды или диска;

- специальные

Не всегда легко отнести сюрикэн к определенной категории. Когда бо-сюрикэн имеет два заостренных конца, он называется рёбаригата сюрикэн (ryoubarigata shuriken 両針形手裏剣), а сюрикэн как минимум с тремя остриями, как, например, знаменитые сюрикэны-звездочки, называется тасинсюрикэн (tashinshuriken  多針手裏剣) – букв. «с многими остриями». Все тасинсюрикэны являются сясюрикэнами (shashuriken  車手裏剣), но далеко не все сясюрикэны являются тасинсюрикэнами. Согласно одной версии сясюрикэн в полете вращается подобно колесу и поэтому называется так. Полет сюрикэна в форме звездочки соответствует этому, так что он является ся-сюрикэном, но с другой стороны очень важно отметить количество его острых вершин как тасинсюрикэна. Некоторые сясюрикэны выполнены в форме диска с заточенным краем, с лезвием по всему кругу, так что они не могут быть отнесены к тасинсюрикэнам. Также сюрикэны в форме звезды, креста и круга могут быть отнесены к категории хирасюрикэн (hirashuriken  平手裏剣) – букв. плоский сюрикэн, т.к. они представляют собой металлические пластины разной формы – тэппан (teppan  鉄板).  Соответственно при обсуждении разных типов сюрикэнов мы будем стараться осветить вопрос с нескольких сторон и предоставить по возможности больше информации. 

 

Продолжение следует...

 

Обзор различных школ сюрикэн-дзюцу на австралийском сайте. Впоследствии тоже переведу эту информацию и дополню из других иммеющихся источников.