ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЛАЛИТА УПАСАНА

Знание и восприятие. Поклонение Лалите: Тантра красоты, блаженства и бессмертия.

Из лекций Гуруджи Шри Амритананданатхи
 


Тантра – это посвящение. Гибель для непосвящённого (светского) мира и перерождение в духовной обители недвойственного и бессмертного сознания.



Давайте вкратце рассмотрим причины неполного (недостаточного) знания и как оно обуславливает наше человеческое существование, наше эго и как следствие, страх, отчаяние, гнев, жадность, иллюзии, гордость, зависть. Как мы можем освободить себя и что означает эта свобода.

 

1. Причины неполного знания.

Вещи не такие, какими кажутся на самом деле. Как мы воспринимает мир вокруг нас? Посредством чувств. Через звук, прикосновения, внешний вид, вкус и запах, или путём размышления. Эти шесть способностей являются фильтрами. Взглянем на природу этих фильтров.


Шабда – звук: Мы слышим только то, что находится в непосредственной близости от нас, но не на большом расстоянии. Более того, мы слышим звуки только определённой частоты, в диапазоне от 15 Гц/сек до 20 кГц/сек. Нам не доступен инфра и ультра звук, который слышат животные.


Спарша – прикосновение: Мы чувствуем прикосновение только в пределах нескольких миллиметров от кожи, не дальше.


Рупа – форма: Мы видим близлежащие объекты большими, а отдалённые маленькими. Также мы видим только одну последовательность волн во всём электро-магнитном спектре. Мы не можем видеть вещь одновременно с разных углов, на разном расстоянии. Как бы она выглядела, если бы мы смотрели на неё сразу со всех сторон и при разном приближении? Было бы ли это нашим обычным видением? Как выглядел бы мир, если бы наш взгляд был подобен рентгену? Выжила бы индустрия косметики в таком случае?


Раса – вкус: Мы ощущаем только то, что касается нашего языка.


Гандха – запах: Мы воспринимаем только то, что проникает в наш нос.


Манас – разум: Наш разум воспроизводит эти ощущения посредством памяти и иногда может преодолеть некоторые ограничения сенсорных фильтров при помощи логического мышления. Пока нельзя проникнуть в разум другого и прочесть его мысли как свои собственные. Можно вспомнить прошлое и иногда будущее, но редко. Наш разум также ограничен фильтрами.


Мир, который мы осознаём, на самом деле не такой, как нам кажется. Таким образом, наш опыт – всего лишь иллюзия. Наши ощущения и разум постоянно искажают его. Они настолько тесно связаны с нами, что мы даже не подозреваем о том, что наше восприятие ошибочно и не имеет ничего общего с реальностью.

То, что мы можем узнать посредством чувств или разума, бесконечно мало. То, что мы не видим, намного более важно чем то, что доступно.

 


2. Эго – иллюзия, происходящая из несовершенства.

Эго – это идея, мысль: это я, это моё; это не я, это не мои люди.

Учитывая обозначенные фильтры, так ли это неестественно придавать значение частному опыту и совсем не брать во внимание вещи за пределами нашего восприятия? Идеи того, что это я и это моё, это мои люди, являют собой суть эго. Всю свою жизнь, мы пытаемся защитить эти идеи. Мы понимаем, что не по своей вине являемся обладателями этих идей, настолько в нас укоренившихся. Но природа наших чувств такова, что позволяет подобным представлениям укореняться в нас.


Если мы хотим преодолеть ограничения эго, то нам придётся отпустить привязанности, связанные с чувствами и информацией, которые эти чувства несут. Как если бы я взял микроскоп, то не смог бы увидеть ничего крупного, так же мне не познать вселенную, обладая ограниченным восприятием. Освободившись от чувств, я обрету возможность познать реальность. Свобода, о которой мы говорим – это свобода от чувств.


Разделение себя и мира, моего и не моего происходит из чувственного восприятия.


Концепция «я и моё» создаёт страсть. Каким образом? Я вижу какую-то вещь, но не знаю что это. Появляется страх. Мне нравится это, я хочу это, рождается страстное желание, вожделение. Если я получу желаемое, то не захочу с этим расстаться. Появляется чувство собственничества. Я привык к этому, я даже не могу без этого жить. Появляются иллюзии, заблуждения. Я горд, обладая этой вещью, я ревностно отношусь к ней. Все эти страсти рождаются из «я и моё». Также я оцениваю получаемую информацию, основываясь на том, что хорошо или плохо для меня. Я замечаю, что хорошее приносит мне радость, уменьшает страдания, сохраняет мою индивидуальность. Плохое же противоположно перечисленному. Подобная оценка формирует основную часть эго. Ненависть, сомнение, страх, стыд, отвращение, семья, состязание (жизненный бег), нормы поведения – эти восемь страстей составляют эго.



Мы ненавидим что-то или кого-то, кто приносит нам страдания.
Мы сомневаемся если встаём перед выбором добра и зла
Мы боимся животных или неизвестных людей, говорящих на иностранном языке.
Мы стыдимся делать то, чего нам действительно хочется.
Мы обнаруживаем отвращение к вещам, которые считаем плохими.
Мы создаём образ своей семьи и стараемся сделать всё для неё.
Мы отождествляемся со своей активной жизненной позицией и считаем других худшими или плохими (не соответствующими).
Мы полагаем, что должны соответствовать нормам поведения, не подвергая их сомнению или из страха наказания.

Таким образом, мы развиваем чувства ненависти, сомнения, страха, стыда, отвращения. Погружаемся в семью, работу и общепринятые нормы морали. Все они являются составляющими нашего эго.


Эго – это разъединение. Реальность делится на две противоположные части: субъект и объект. Эго – это иллюзия, основанная на информации поступающей через фильтры чувств. Эго будет сломлено, если:
- мы поймём природу чувств;
- поймём потребность освободиться от привязанности к чувствам;
- заставим себя воспринимать окружающую реальность без ограничивающих фильтров;
- освободимся от чувственных ограничений, прекратив оценивать всё вокруг.


Всё это цели поклонения Богине и Тантра Лалиты.


Это то, чему Богиня в форме Лалиты учит нас. В одной руке Она mano rUpa ikShukodaNDa panca tanmatra sAyaka - форма ума это лук из сахарного тростника, а пять танматр (чувств) это пять цветочных стрел (вообще термин sAyaka интересный – многозначный, но в данном контексте именно так). Когда стрела наложена на тетиву, то мы вовлечены в читта вритти, а когда они в разведенных в стороны руках как изображается обычно Деви, то ум спокоен и совершенен.
Йога удерживает разум в стороне от чувств, несущих ограничения восприятия. Вот что мы имеем в виду, говоря о гибели для непосвящённого мира и перерождении в божественной обители бессмертной красоты.

 

3. СО-ХАМ: Объект и субъект. Субъект как отражение объекта.


Всё, что мы видим или знаем, отображается в нашей голове, где мысли являются нашей первичной (основной) реальностью. Для нашего восприятия нет реальности выше, чем наши мысли, которые сами нереальны. Объективный мир отражён в субъекте. Удалите субъект. Кто наблюдает? Как обозреваемые вещи могут существовать без обозревателя? Объект подобен отражению субъекта; это и есть субъект. Субъект и объект – взаимные отражения друг друга.


Эго – глубоко укоренившаяся идея того, что наблюдатель и наблюдаемое различны. Это иллюзия, не имеющая под собой основания. Ничего не останется от лука, если мы снимем один за одним его слои, также эго исчезнет, когда мы уберём ненависть, сомнение, страх, стыд, семью, моральные устои. Даже если временно влияние эго будет приостановлено, субъект сольётся с объектом и разделение исчезнет. Такое состояние и означает быть в гармонии с нашей истинной природой.


(Даже с нетронутым эго можно установить, что субъект и объект едины. Как? Как Я может быть целым Миром? Не проявление ли это эгоизма или мегамании утверждать подобное? Логически, если из А следует В и из В следует А, тогда А и В тождественны. Я хочу доказать, что объект и субъект едины. Объект для меня это мир. Я – часть этого мира, следовательно объект заключает в себе субъект. Если я не существую, будет ли существовать мир для меня? Таким образом, я также заключаю в себе мир. Это необходимые и достаточные условия для тождества Я и Мир.)


Эти рассуждения подводят к мысли о том, что наши знания являются зеркалом. Оно отражает то, что находится перед ним. Само зеркало нельзя увидеть, пока оно не замутнено; но тогда это больше не зеркало. Понимание мира нанесено на канву (холст) наших знаний. И этой канвой является мозг.


Что я вижу, стоя перед зеркалом? Своё отражение. Если я ношу шляпу, то вижу себя в ней. Если у меня десять голов, как у Раваны, они отразятся в зеркале. Если я имею форму Маха Кали, то в отражении увижу себя многоруким и многоликим, как Она. Если бы я был целым миром, то увидел бы весь мир в своём отражении; Я – это Мир. Не важно насколько разнообразно то, что я вижу в зеркале, всё это только я.


Удерживая эго, созданное нашими чувствами, мы всё таки можем понять, что увиденное в зеркале - мы сами, хотя отражённое кажется отличается от нас. Это йога – союз: мы видим то, чем являемся. Мир наблюдаемый через фильтры – игра. Если я останусь наблюдателем и одновременно участником этой игры, я могу практиковать йогу, как Кришна.

 

4. yogaH ArAmam – йога игра и отдых


Этот игровой аспект йоги очень интересен. Кришна наслаждался играми с 16000 гопи. Позвольте мне остановиться и совершить небольшой подсчёт. При условии, что я провожу одну ночь с одной женщиной, мне потребуется (16000/365=50) 50 лет, чтобы быть с каждой из 16000. Опять таки, при условии, что начну я в 15 лет и закончу к 65. Как я смогу оставаться ребёнком всё это время? Какой похотливый образ для подавляемого общества Индии! Может быть Кришна ещё и пил? Возможно. В те времена не было сухого закона. Заботит ли это 1000 миллионов индусов? Каким же образом он донёс Бхагават Гиту до Арджуны на поле битвы между добром и злом (Dharma kshetra), действием и бездействием (kuru kshetra)? Давайте попробуем понять эту игру: когда жизнь рассматривается как игра, все, что осталось…


Чакра в области шеи (вишудха) состоит из шестнадцати лепестков лотоса; в области головы (сахасрара) – из тысячи. Если мы соединим лепестки этих двух чакр линиями, то получим шестнадцать тысяч линий. Каждая линия – тропинка к мозгу; она представляет собой образец мысли. Кришна наблюдал каждую из этих мыслей, как эротическую игру с гопи. Почему именно гопи? Молоко происходит из груди женщины. Поэтому любовное взаимодействие – это область сердца, обитель Шри Деви покровительницы и Шри Лакшми матери, дающей изобилие. Иммунитет к болезням и пища для ребёнка исходят из груди. Поэтому гопи.


История повествует о том, что в хороводе, Шри Чакре, Кришна находился меджу каждой парой гопи. И между каждой парой Кришны – гопи. Были ли это шестнадцать тысяч воплощений Кришны или он клонировал себя?


Имя Кришны, как и имя Кали, означает тёмную неизведанную силу. Силу времени, бесшумно двигающуюся подобно реке сквозь великую пустоту космоса. Это великая тишина. Кришна – тишина, которая наблюдает как субъект, а Кали – тишина, в которой отсутствует наблюдатель. В данном случае хоровод означает, что между каждой парой мыслей есть личная тишина, наблюдающая соседние мысли. А между каждой парой тишины есть мысль, тянущаяся к соседней тишине.
История раса-лилы Кришны с гопи – это история тишины и мыслей игриво перемежающихся. Тишина жаждет мыслей; беспокойные мысли жаждут тишины. Эрос, страстное желание – фундаментальная природа тишины. Танатос, желание смерти – фундаментальная природа мыслей. Не тяготеет ли каждая мысль к завершению? Это и означает желание смерти.

 

5. Жизнь – это смерть. Жизнь и смерть – непрерывные события в потоке времени.


Жизнь кажется такой непрерывной, а смерть такой окончательной и абсолютной. Мы не боимся жизни, но мысль о смерти бросает нас в дрожь. Так или иначе, смерть кажется концом, роковой чертой. Вот я есть, а в следующий момент меня нет, необъяснимо. Какая часть меня уходит, куда? Откуда этот страх? Но, прежде всего, кто мы?


Из чего мы созданы? Плоть, кровь, кость, миллиарды клеток. Это то, чему нас учит наука. В наших телах миллионы клеток умирают и миллионы клеток рождаются каждую секунду. Я думаю, что я – человек, личность, несмотря на то, что состою из миллиарда живых клеток. По отношению к ним, я Бог, даже не подозревающий об их существовании.


Давал ли я рождение этим жизням? Нарекал ли я их именами? Женил ли и заботился об их потомстве? Чувствую ли я ответственность за эти миллиарды жизней? Клетки иммунитета проверяют каждую новую клетку, появляющуюся в пределах нашего тела: «Вы отсюда? Есть ли у вас разрешение? Допуск к работе? Вы приехали, чтобы обогатить или отравить наше общество?» Если «ответы» их не удовлетворяют, то от пришельцев избавляются. Имею ли я представления об ужасных войнах происходящих между клетками в моём организме?


Каждый момент часть меня умирает, а часть рождается вновь. Чувствую ли я ту часть, которая умирает? Настоящая смерть не познаваема, не ощутима, заметна лишь жизнь. Моя жизнь подобна реке. Старые воды уходят, новые прибывают. Я умираю и рождаюсь в каждый момент времени, с каждым выдохом и вдохом. Каждая моя мысль порождена химическими соединениями, гормонами… Они помогают питать меня или приводят меня в измененные состояния сознания, готовность к бою или бегству, делая это мгновенным взбросом энергии.


Могу ли я показать вам себя, сосущего молоко из материнской груди? Тот я уже мёртв, его уже нет. Могу ли я показать себя семилетнего, идущего в школу? На фото, да. В реальности, нет. Всё это ушло и также безвозвратно умерло. Моё детство мертво, а я продолжаю жить. Моя юность мертва, но я продолжаю жить. Похоже, жизнь радостно продолжается, несмотря на непрерывную смерть вокруг. Окончательна ли смерть в этом случае? Может это просто другой взгляд на жизнь? Возможно ли, что бы жизнь и смерть были схожи (синонимичны, имели сходную природу)?


Утверждение «Я живу непрерывно» является эквивалентом утверждения «Я умираю непрерывно». В конце концов, смерть не так окончательна, ведь я одновременно умираю и живу. Я подобен реке, воды которой не бывают теми же, ни что не бывает тем же. Вещи принадлежащие мне также не постоянны. На какое-то время возможно, но не надолго. Вещи, которыми я владею, все мои отношения с окружающими, всё должно исчезнуть. Я не могу владеть этим вечно.


Однажды Рама сказал Сите: «Как пара брёвен в потоке воды мы объединяемся и какое-то время продолжаем плыть вместе. Но кто-то из нас попадает в водоворот и тонет, другой же продолжает плыть вперёд.» Единственная нить, проходящая через опыты жизни и смерти, это субъективное восприятие «Я» и «меня». Это восприятие кажется единственной реальностью. Жизнь и смерть – два имени одного процесса, чередования. Мы можем называть его жизнью или смертью. Важно ли это? Эти два процесса не просто сосуществуют, а в сущности являются одним. Когда приходит понимание этого тогда страх смерти отступает.



Позвольте мне рассказать вам об одном моём сне. Я был царём и собирался на охоту. Мои жёны просили меня быть осторожным. Я ехал на слоне, собаки с лаем следовали за мной. Часть свиты сопровождала меня с барабанами, часть с факелами. Лес, по которому мы шли, становился все гуще и гуще. Я заметил тигра и ранил его своей стрелой. Он набросился на меня, и я еле избежал смерти. Проснулся в поту.

 

Окончательно проснувшись, я задал себе следующие вопросы и получил на них ответы. Кто был царём? Я. Кто был людьми с барабанами и факелами? Я. Кто был лесом? Я. Кто был тигром? Я. Кто убил тигра? Я. Кто бы убит? Я. Кто кого боялся? Я боялся сам себя. Кто я теперь? Никто из всего перечисленного. Такова природа иллюзии и такова природа знания. Можем ли мы сказать, что знание превосходит иллюзию? Совсем нет!

 

В моём сне все эти вещи были вполне реальны. У меня были причины быть осторожным и бояться. Но я проснулся, и эти причины исчезли. Я осознал, что жил в двух состояниях: во сне и реальности. Оба отрицают знания и законы друг друга. В моём сне, если бы тигр сказал мне: «Эй, царь, не бойся, я тебя съем, но ты не умрёшь», - я бы засомневался. Я бы подумал о намерениях тигра. Когда же я проснулся, то смог принять это со смехом, как Шива, побеждающий смерть.