ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОЦВЕТНЫХ ВЕРЕВОК В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ

Из книги Сержа Мола «Невидимая броня. Введение в эзотерическое измерение классических воинских искусств Японии» (Serge Mol “Invisible Armor. An Introduction to the Esoteric Dimension of Japan’s Classical Warrior Arts” 2008 Eibusha) Перевод Сергея Бабкина

 

 

Искусство связывания захваченных на поле боя врагов используя верёвки было известно как торинава-дзюцу (torinawa-jutsu 捕縄術)- альтернативное чтение ходзё дзюцу (hojōjutsu), а также как хобаку-дзюцу (hobaku-jutsu  捕縛術 – искусство захвата, ареста). С другой стороны в период Эдо ходзё-дзюцу использовалось полицейскими силами того времени – офицерами самруаям и их ассистентами неблагородного происхождения для ареста преступников. Ходзё-дзюцу или хобаку-дзюцу подразделяется на два основных вида техник, первый – это хаянава-дзюцу (hayanawa-jutsu 早縄 букв. быстрая верёвка. прим. переводчика – автор почему-то пишет «короткая верёвка», что диссонирует с общепринятой версией), искусство связывания оппонента во время борьбы с ним. Второй – это хон нава (hon nawa 本縄) формальное связывание, которое включает в себя связывание пленного тщательно и с образованием из узлов и верёвки особых паттернов, по которым знающий человек может определить социальный статус преступника, тип преступления, и тип наказания. Например, на иллюстрации 5-17а показан способ нидзюбисинава (nijūbushinawa 二重菱縄), использовавшийся для самураев. А на 5-17b способ каминава (kaminawa 上縄), использовавшийся для низших классов.

 

Иллюстрация из книги Сержа Мола

 

 

Способы хон нава обычно использовались, когда преступника демонстрировали публично. Именно в хон нава существовали сотни способов связывания для разных случаев и тонких нюансов. А различные будзюцу рю-ха, включая хлдзё-дзюцу в свои списки техник дополняли их своими интерпретациями связывания. Разными способами нужно было связывать воина, подсобного носильщика и священника, чтобы отметить их различия.

 

В некоторых рю-ха для этих целей использовались специальные цветные верёвки. Например, представители Такэноути-рю (Takenouchi Ryū 竹内流), известные своим дзю-дзюцу, используют пурпурные верёвки. Пурпурный считался императорским цветом, запрещённым для использования обычными людьми. Традиция использования этого цвета в школе восходит к времена второго патриарха Такэноути Хитатитносукэ Хисакацу (Takenouchi Hitachinosuke Hisakatsu) По преданию в 1620 году он впечатлил императора Го Мидзуно (Go-Mizunoo 後水尾天皇) своим искусством и тот даровал ему право использования верёвок пурпурного цвета. В то время как различные школы воинских искусств могли иметь свои обоснования для использования верёвок определённого цвета и длины, полицейские силы бакуфу руководствовались в этом отношении строгими предписаниями.

 

 

Предполагает ли использование цветных верёвок привлечение защиты высших сил?

 

В поздний период бакумацу цвета верёвок, использовавшихся полицейскими силами сёгуната, различались в зависимости от сезона. Использовались синий, красный, белый, чёрный и жёлтый.

 

Акт захвата и связывания преступника мыслился как восстановление небесного порядка и сравнивался с действиями Фудо Мёо, который обычно изображается с мечом, называемым кома-но-рикэн (меч мудрости), в правой руке и с многоцветной верёвкой, называемой Фудо-но-кэнсаку или кэндзяку 羂索, в левой. Эта верёвка свита из пяти шнуров синего, красного, белого, чёрного и жёлтого цветов соответственно. К разным концам верёвки присоединены два грузика – один в форме полумесяца и другой в форме кольца. (Прим. переводчика – гораздо чаще используется не полумесяц, а однозубая ваджра) Фудо-но-кэнсаку видится как торинава. Соответственно возможно предположить, что пять цветов верёвок, использовавшихся для связывания преступников, соотносятся с пятицветной верёвкой в левой руке Фудо.

 

Традиционное изображение Фудо Мёо

 

 

Кэнсаку часто является могущественным талисманом сама по себе и продаётся в буддийских храмах

 

 

Но возможна и другая гипотеза. Она связана с концепцией четырёх божеств – хранителей сторон света  shijin (四神 Прим. переводчика – интересно, что в китайском это 四獸, что даёт несколько другие акценты и более архаичные сущности хранителей), а также с концепцией Инъё-Гогё (Inyō-Gōgyō  陰陽 五行) Каждый из четырёх хранителей сторон света: дракон Сэйрю (Seiryū 青龍), феникс Судзаку (Suzaku 朱雀), тигр Бякко(Byakko 白虎) и черепаха-змей Гэнбу (Genbu 玄武) кроме направления имеет предписанный сезон и цвет.

 

Весной преступников полагалось сажать лицом на восток, хранителем которого является дракон. Связывать преступника в это время года полагалось верёвкой синего цвета – цвета дракона. В летнее время преступника сажали лицом на юг и связывали верёвкой красного цвета – направление и цвет феникса. Осенью соответственно – запад и белый цвет – направление и цвет тигра, а зимой – север и чёрный цвет – черепаха-змей, тёмный воин Гэнбу. Пятый цвет – жёлтый – использовался в период Доё (Doyō 土用 – летний сезон дождей).

 

Большинство японских книг по искусству связывания не отмечают особо эту связь, а просто описывают разные цвета. При строительстве дома и тем более замка, его расположение и ориентация в пространстве всегда рассчитывались по вышеупомянутым принципам. Особое внимание уделялось Четырём небесным хранителям, которые могли привлечь удачу или наоборот. Те же правила применялись при связывании преступников, потому что подразумевалось, что необходимо исправление зла и восстановление гармонии. А цветные верёвки в данном случае служат для очищения и защиты, практически как защитные амулеты (Прим. переводчика – в Японии очень распространена практика использования различных узлов на амулетах типа о-мамори и других типов. Даже конверты, используемые для денежных подарков и подношений по радостным и грустным поводам тоже украшены особыми узлами особых цветов)

 

Кроме рассмотренного выше вопроса цвета верёвки для связывания, также её длина может иметь скрытый смысл. В формальном искусстве связывания хон нава длина верёвок зависит от сложности узлов, которые в свою очередь зависят от статуса пленника. Могут использовать верёвки длиной до 11 хиро 尋 (11 японских саженей – приблизительно около 20 метров). С другой стороны, в искусстве быстрого связывания хаянава есть объективные сложности с соблюдением этикета во время борьбы. Искусство должно быть более практическим. В некоторых традиционных воинских школах длина используемой верёвки соотносится с нумерологией, положением звёзд и планет.

 

Одной из таких школ является Сэйго-рю (Seigō Ryū 制剛流), основанная Мидзухая Тёдзаэмоном Нобумаса (Mizuhaya Chozaemon Nobumasa) Свиток этой школы Нава-но-маки (nawa-no-maki 縄の巻)говорит о хаянаве длиной 7 сяку (около 210см). Длина выводится из Ситидзёсэй (shichiyōsei  七良星 – семи благоприятных звёзд созвездия Плеяд – Субару 昴). С точки зрения современного человека это толкование может выглядеть натянутым, но в этом вопросе всегда стоит учитывать специфику мироощущения людей той эпохи и то значение, которое они придавали нумерологии и другим дисциплинам.