ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
БХУВАНЕШВАРИ ВИДЬЯ

Из сборника наставлений Гуруджи Амритананданатхи «Дары Богини» (Gifts from the Goddes) Книга составлена и издана Майклом Боуденом, известным в сети как Devi Bhakta. Перевод на русский язык Сергея Бабкина.

 

 

Откуда приходит знание? Иногда оно возникает в результате акта видения или восприятия. А акт видения - это Бхуванешвари (Bhuvanēśvarī).

 

 

 

Заметьте, что слово "видение" употребляется здесь в свободном, коллективном смысле. Оно призвано включать в себя все возможные способы получения информации—контакт, звук, запах и вкус, а также собственно визуальное восприятие - зрение. И это включает в себя два вида зрения: 1) то, что приходит из непосредственного чувственного восприятия, и 2) то, что открывается. Вторая категория включает в себя еще два подраздела. "Откровение" может быть: (а) связано с некоторой индивидуальной памятью о прошлом опыте или (б) совершенно спонтанным. Видение божественного образа Кришны или богини Лалиты в медитации относится к классу (а). Это проекция из ума. Иногда именно желание видеть порождает сам акт видения.

 

Если желание видеть есть, но объект видения не предвзят и не предопределен заранее, то оно попадает в класс (б), то есть откровение. Это может произойти в медитации без семени (Nirbīja - нирбиджа),  и знание, которое дает результат, называется виджняной (vijñāna - букв. превосходящее знание). Его происхождение не обязательно лежит в индивидуальном подсознании. Оно может исходить из коллективного подсознательного—давайте использовать имя Бога, чтобы представить этот непроявленный, но потенциально проявляемый источник знания. Когда человек в медитации читает книги, которые он никогда раньше не читал, или видит невиданные ранее виды, это откровения.

 

Упасана Бхуванешвари - это попытка получить такое знание о Боге, как непосредственное переживание. Основная идея заключается в том, что ограничение сознания индивида искусственно навязывается и что можно выйти за пределы этого обстоятельства с помощью садханы.

 

Итак, предположим, например, что вы смотрите на объект. Обычно глаза имеют тенденцию фокусироваться, чтобы получить четкое изображение рассматриваемого объекта. Но также можно сосредоточиться на пространстве между объектом и глазом. В этот момент глаз больше не воспринимает объект, а вместо этого смотрит на безобъектное пространство между ними. В качестве альтернативы можно сосредоточиться на пространстве за пределами объекта. Таким образом, мы создаем режимы просмотра, которые не являются “нормальными". Нормальный способ видеть-это сосредоточиться на образе и попытаться проанализировать его, дать ему имя, оценить, является ли он угрожающим или любящим, поляризовать его, судить о нем. "Ненормальный" способ состоит в том, чтобы расфокусировать объект и вместо этого смотреть на него как на проекцию Вселенского Разума. Таким образом, иллюзорная природа мира разрушается, и его истинная природа становится самоочевидной.

 

Это медитация Бхуванешвари с открытыми глазами называемая шамбхави мудрой (śāmbhavī mudrā - йогическая техника концентрации взгляда на межбровье). Все семь миров внизу и семь миров наверху берут свое начало в фокусе—в акте видения. Расфокусировка-и множество сливается в одно. Интеграция и объединение знаний начинается с Бхуванешвари, поэтому она также известна как Шуддха Видья (śuddha vidyā - чистое, очищающее знание).

 

Кстати, эту технику трудно практиковать с повседневными предметами, потому что нас учили постоянно сосредотачиваться на них. Кроме того, есть приятные и неприятные объекты, которые сразу же привносят в ум цвета любви или ненависти, что также может разрушить покой единства. Легче всего начать с практики на безобъектном пространстве, таком как небо.

 

Бхуванешвари - это сила восприятия, ведущая к знанию. Поэтому она - Джняна Шакти (Jñāna Śakti) Она-концепция пространства в творении, Акаша (ākāśa - эфир), через которую движется и распространяется свет. Пространство, по сути, является продолжением восприятия. То, что мы называем пространством, - это степень, в которой мы можем видеть, диапазон нашего видения. И по мере того, как наше видение расширяется, пространство растет, и мы можем все больше и больше осознавать саморасширение божественного. Видение божественного огромно, как и пространство. Бхуванешвари создает мириады изначальных миров (бхувана bhuvanā), поддерживает их и питает. Она-всепроникающая сила, пронизывающая всю ткань творения. Пространство придает форму бесформенному Божественному.

 

Другое название Бхуванешвари - Майя (Māyā - иллюзия), которое происходит от корня мА (mā -измерять). Именно пространство измеряет неизмеримое, и подвиг, заключенный в измерении неизмеримого, признается некоторыми видящими (Риши) иллюзией. Однако для тантрика Майя - это бесконечное сознание, обладающее способностью облекаться в конечные формы. Таким образом, она есть отмеренное пространство, восприятие божественного и сила прямого знания. И все же это огромное пространство, известное как Бхуванешвари, также находится в маленьком пространстве сердца (daharākāśa - дахаракаша) каждого существа.

 

Мантра Бхуванешвари - это hrīm, что означает иллюзия. Это постоянное напоминание о том, что мы не должны впадать в иллюзии фокусировки и детализации, а должны вместо этого стремиться увидеть за всем этим объединяющую идентичность, которая лежит в основе всего этого. Потому что взгляд Бога-это взгляд идентифицирующий. Бхуванешвари упасака приходит к этому мнению при любых обстоятельствах. Поначалу он видит себя повсюду. Но через некоторое время он совсем перестает видеть внешний мир и остается навсегда слитым в единстве Бога, глубоко любя себя.

 

p>Иногда мантра Бхуванешвари дается как ōm hrīm ōm, что подразумевает, что пранава должна быть нанизана через hrīm. Но на самом деле hrīm -это тантрическая пранава.Она соединяет маленькое пространство внутри сердца с бесконечным пространством вне его, заставляя сердце стремиться расшириться за пределы своих границ формы и в необъятные необъятности.

 

Биджа hrīm также известна тантрикам как ладжджа-биджа (lajjā bīja), что здесь означает "сжимающаяся; не свободная". Поэтому hrīm означает проявление, которое еще не полностью расцвело—потому что миры, созданные Бхуванешвари, постоянно развиваются. Воистину, hrīm - это звук самого пространства, тоскующий крик сотворенного к Творцу.

 

Бхуванешвари (Bhuvanēśvarī)-это центральное божество тех, кто поклоняется Шакти, потому что ее голос является венчающим слогом для каждой куты (kūṭā) в Панчадаши (Pañcadaśī)—как Сарасвати, Лакшми и Парвати (Гаури) соответственно.