ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
НАБХО-МУДРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Серьезные школы культуры тела и ума выстраивают своих последователей и в целом, и по частям. Важна каждая малая деталь, для неё есть свои искусные методы. В этом небольшом материале я предлагаю вам обратить внимание на часть тела, не видимую снаружи, но оказывающую влияние на положение тела, его силу и состояние сознания.

 

И в хатха-йоге, и в традиционных боевых искусствах Китая есть интересное наставление по положению языка во время практики. Руководство к действию весьма схожее, хоть и со своими нюансами. Обратимся к первоисточникам.

 

 

История вопроса в йоге

 

Одним из главных йогических источников в этом случае является Гхеранда Самхита – текст школы натхов XVII века, который считают одним из трёх главных авторитетных текстов по хатха-йоге.

 

«Мудры дают стойкость.» 1.10

 

«Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина.» 3.9

 

Закрой рот и двигай концом языка по нёбу. Постепенно ощущается вкус нектара, (текущего из Сома-чакры). Это известно как Мандуки-мудра.  Тот, кто постоянно выполняет Мандуки-мудру, не знает ни морщин, ни старости, но обладает вечной юностью и волосы его не седеют.  3.62-63

 

Цитаты из Гхеранда самхиты приведены в переводе А. Ригина.

 

 

В Гхеранда Самхите набхо-мудра одна из 25 описываемых мудр. Ей уделяется меньше всего внимания. Многие другие тексты по йоге описывают меньшее количество мудр и вообще не упоминают подобную мудру. Есть также тексты, в которых встречаются упоминания набхо-мудры как более лёгкого варианта кхечари-мудры. Например, Вивека мартанда

 

«Бинду того, кто запечатал кхечари, не упадёт даже в объятиях страстной женщины. Когда бинду не движется, тогда нет страха смерти. Когда мудра неба – набхомудра применяется, бинду не движется». 51-53

 

Цитаты приведены по книге «Корни йоги» Маллинсона и Синглтона. Соответственно перевод первоисточника на английский их, на русский мой (Сергея Бабкина).

 

 

А вот описание, которое мы видим в книге «Новый взгляд на традиционную йога-терапию» приписываемой Свами Шивананде:

 

 «Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны (жизненной энергии) в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений.» Далее следуют описания трёх видов мудр, в зависимости от положения языка, активирующих стихии воздуха, огня и воды.

 

Однако, стоит отметить, что такая книга существует только в русскоязычном йогическом пространстве. Ни в Шивананда Йога Веданта Центре, продолжающем его дело, ни в другим организациях о такой книге ничего неизвестно. У Свамиджи есть несколько книг о здоровье, например Health&Diet, Practice of Nature Cure, Constipation: Causes and Cures но нет книги про йогатерапию и новый взгляд на неё. Так что скорее всего мы имеем дело с компиляцией нескольких текстов в переводе Андрея Владимировича Сидерского с его же дополнениями.

 

Также интересно, что написание набхИ мудра встречается только в русскоязычном интернете. В англоязычных источниках как в Гхеранда Самхите и Вивека Мартанде – набхО мудра. И это неудивительно т.к. в отличие от того, что считают некоторые практикующие, набхи это не небо, а пупок (наиболее близкое слово в современных европейских языках английское navel)

 

 

История вопроса в традиционных практиках Китая

 

Теперь обратим взор в сторону Китая, где были свои практики «пестования жизни». В наше время их привыкли связывать с традиционными боевыми искусствами Китая, но стоит понимать, что синтез боевых искусств и оздоровительных практик - это сравнительно современная штука. Тем не менее, мы можем опираться на наставления мастеров разных направлений.

 

«Во время практики формы рот должен быть неплотно закрыт, кончик языка примыкает к верхнему нёбу, однако не следует прижимать слишком сильно». Чэнь Чжаокуй, Ма Хун «Теория и практика Тайцзи-цюань стиля Чэнь». Перевод: Р. Романов – Санкт-Петербург: 2008г.

 

«Всегда кончик языка касается верхнего неба. Не забывайте, что кончик языка касается верхнего неба (верхнего дворца). Выделенная слюна при этом является самым лучшим "вином", самое вкусное "вино, которое является водой небесной реки, (образно) оздоравливает человека. Стоит язык поднять вверх, сразу появляется много слюны. Для того чтобы происходило образование слюны, надо языком нащупать точку на верхнем небе и легко ее касаться. Зубы при этом сомкнуты (соприкасаются друг с другом). Следите за тем, чтобы сильно не упираться языком. Легко - легко касаться. Поводите кончиком языка. поищите эту точку. Вот там, где ямка, за ямкой сразу. Это называется "принимать воду небесной реки". Наши зубы размыкают каналы Жэнь-май и Ду-май, чтобы соединить сорочий мост нужен язык. В Даосских трактах это называется - монада с закрытыми глазами поддерживать небо. Смысл простой - просто соединить два канала (Жэнь-май и Ду-май) в одно целое. Если слюна появляется в больших количествах, значит они соединились. Проглатывая эту слюну, ее надо мысленно сопровождать в Даньтянь. Процесс мысленного сопровождения слюны в Даньтянь, это возвращение духов вашего тела - то есть концентрация внимания в Даньтянь. Истинное мышление, истинный дух надо вернуть туда. Это требование, которое называется "тело расслабленно, внимание сосредоточено". Что такое сосредоточено? Это значит, что оно поселено в одном месте. Если вы зафиксировали внимание в одном месте, тогда о другом вы думать не будете. А если вы не будете думать о другом, тогда и начнется практика внутреннего самосовершенствования.»

 

«Тайцзицюань - Основы, теория и практика» Лекция Ли Гунчэна, мастера тайцзи цюань и багуа чжан, по теории и специфике тренировок в Тайцзицюань, в которую вошли теория и практика разминки (они же, упражнения из Цзи Бэнь Гун 基本功). Москва, май 2018.

 

 

«Знак «дин» («подпирать») означает, что кончик языка подпирает нёбо, макушка головы поднимается вверх и потенциальная энергия рук также стремиться вверх». Г.Н. Музруков «Сунь Лутан и его труд «Изучение Багуацюань». Москва, 2018

 

 

Как мы видим, и хатха-йога и китайские традиционные практики делают акцент на правильном течении энергии и происходящих от этого выгодах для состояния тела и сознания. Было ли это суевериями дремучих предков? Или это эмпирический опыт древних практиков мудрецов? Интересно проверить.

 

 

Современные научные исследования вопроса

 

Наука тоже не обошла вниманием этот вопрос. Есть общие исследования, например, показывающие важность хорошего состояния и функционирования языка для нормального состояния всего тела и его частей  и рекомендующие диагностику по языку для комплексной оценки состояния человека. Ссылка на оригинал исследования The Anatomical Relationships of the Tongue with the Body System.

 

Есть более частные исследования, например, о влиянии положения языка на мускулатуру челюсти и ритм сердечных сокращений. Ссылка на оригинал исследования Effects of tongue position on mandibular muscle activity and heart rate function.  В этом исследовании 2009 года видно значимое положительное влияние положения языка вверх к нёбу.

 

В исследовании 2013 года положения языка вверх к нёбу давало испытуемым выигрыш в максимальном крутящем моменте в изокинетических упражнениях сгибания и разгибания коленного сустава до 33% по сравнению со средним положением языка. Ссылка на оригинал исследования The acute effect of the tongue position in the mouth on knee isokinetic test performance: a highly surprising pilot study.

 

В введении авторы говорят о том, что при верхнем положении языка он прижимается к нёбному пятну. В этом месте находятся окончания тройничного нерва и больше всего много экстероцепторов у макак-резусов (вид, филогенетически связанный с человеком, на котором проводятся многие эксперименты). Литература также дает указания на центральном уровне об участии языка в нескольких сложных движениях, глобально управляемых центральной нервной системой (ЦНС), в частности о глотании и жевании. Во время тренировки ЦНС управляет развитием крутящего момента в определенном суставе посредством двух специфических регулировок: (i) путем продления активности мышц-агонистов и (ii) путем сдвига фазы пика активации мышц-антагонистов. В этом контексте недавно было показано, что различные положения языка индуцируют различную кортикальную пластичность. Еще одним шагом могло бы стать изучение некоторых случаев вовлечения языка в некоторые совместные движения дистальных частей тела.

 

Авторы исследования задействовали 18 здоровых мужчин (возраст 26,6±4,5 года; масса тела 74,4±7,9 кг, рост 175,0±7,7 см), занимающихся спортом для рекреации (бег, баскетбол, футбол). Исследователи постарались исключить влияние дополнительных факторов, например, циркадных ритмов – всех участников исследовали в один и тот же временной промежуток в сутках. Также испытуемые воздерживались от употребления алкоголя или кофеиносодержащих напитков в течение 24 часов перед тестированием и голодали по крайней мере за 4 часа до посещения лаборатории, чтобы уменьшить любое вмешательство со стороны питания в эксперимент. Во всех экспериментах для каждого участника сначала определялась доминирующая нижняя конечность (конечность, которую они используют для удара по футбольному мячу). У всех испытуемых оценивали только доминирующую нижнюю конечность (у всех-правую ногу). На примененном тренажере испытуемых тщательно фиксировали для исключения влияния других частей тела.

 

Каждое положения языка (среднее за зубами, нижнее и верхнее к нёбу) было проверено дважды для целей повторяемости. Основными исследуемыми переменными были: максимальный пиковый крутящий момент, пиковый крутящий момент, максимальная работа, средний пиковый крутящий момент и средняя мощность.

 

Исследование показало значительное улучшение изокинетических показателей коленного сустава с языком в положении вверх по сравнению с тестами со средним и низким положением.  Улучшение происходило как на низких (90°/с), так и на высоких скоростях (180°/С), то есть как при упражнении на выносливость, так и при упражнении на максимальное мышечное усилие, соответственно. Авторы отметили значимую процентную разницу между значениями максимальной мощности сгибания при различных положениях языка, т. е. около +30% при положении языка вверх по отношению к среднему положению, но осторожно отметили недостаточность данных.

 

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять эту довольно удивительную связь между положением языка и работой нижних конечностей. Также интересно расширить и углубить исследовательскую базу для проверки влияния положения языка на другие составляющие физической и умственной активности человека.