ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ДОДЗЁ

Додзё (до:дзё:) 道場 букв. «место пути». Изначально это буддийский термин, использовавшийся для обозначения места, где буддийские монахи собирались для практики. Поскольку боевые искусства при развитии активно впитывали в себя лучшие реалии культуры Японии, то они вобрали и этот опыт. Место тренировок - практики боевых искусств - тоже стали называть додзё.

 

В значении "место, где совершаются буддийские ритуалы и монахи занимаются медитацией", слово «додзё“ использовалось уже в таких древних текстах как "Фусо рякки" ("Краткая история Японии", кон. XI – начало XII в.) и "Цурэдзурэгуса" ("Записки от скуки", XIV в.). Только в период Эдо слово "додзё" начинает впервые употребляться для обозначения зала боевых искусств. Однако гораздо чаще эти назывались "кэйкодзё" — "место тренировки", "эмбудзё" — "место демонстрации боевого искусства", "синандзё" — "место получения наставлений в боевом искусстве" или "букан" — "дом боевого искусства". Самым распространенным из всех этих названий было "кэйкодзё".

 

В старину кэйкодзё обычно представляли собой небольшие помещения с малым числом окошек, располагавших под самым потолком, в которых постоянно царил полумрак. Это было связанно с тем, что в кэйкодзё требовалось создать атмосферу, которая бы благоприятствовала воспитанию личности (нингэн сюё). Также многие особенности практики воинских искусств определялись доминированием принципа монгай фусюцу – букв. "за ворота не выносить", который требовал сохранения в секрете всех приемов и методов тренировки, в связи с этим оконца в кэйкодзё делались на такой высоте, чтобы посторонние не могли подсмотреть за тренировками, проходящими внутри.

 

Додзё - это место, где мы дисциплинируем себя и совершенствуемся, чтобы стать лучше. В этом понимании додзё может быть где угодно. И ваш дом может быть додзё. Даже улица может быть додзё. Если вы занимаетесь в спортзале и называете спортзал додзё, вы должны оказывать ему уважение. Уберите спортзал после практики, потому что это часть вашей тренировки.

 

Додзё это не помещение, додзё это люди - ваш инструктор, ваши соратники. Додзё это все ваши предшественники на Пути в Школе. Оказывайте им уважение.

 

 
Делайте поклон додзё, когда входите. Делайте поклон додзё, когда выходите. Выражайте вашу признательность и уважение додзё во всех его смыслах.

 

 
Для лучшего понимания феномена додзё немного о его пространственной структуре.

 

Классическое додзё строится в соответствии с канонами фусуй 風水 (кит. фэншуй - букв. ветер и вода - наука о правильном взаимодействии с природой и пространством). Северная сторона додзё называется камидза kamiza 上座 букв. верхнее место» или «почетное место». Это — главное место додзё, отведенное для учителей и почетных гостей. Нередко в области «почетного места» располагается невысокий помост, на котором может размещаться цветочная композиция (бонсай), меч или барабан. На стене за помостом обычно вешают каллиграфический свиток (какэдзику или какэмоно) или портрет основателя той школы боевого искусства, которой следуют в данном додзё. Иногда на «почетном месте» помещают государственный флаг Японии, а иногда — эмблемы данного боевого искусства. Одним словом, в различных додзё «почетное место» украшают по-разному. Иногда весь декор северной части зала сводится к маленькому традиционному синтоистскому алтарю, расположенному, как правило, в высокой стенной нише.  Символическая роль севера как места силы, могущества и старшинства, известна многим культурам (см. о культе Мёкэн - Полярной звезды). Это отражается и в языке. Есть такой эпистолярный оборот 硯北 «кэмбоку» - «северная сторона тушечницы». В старые времена у господ высокого ранга было принято писать и читать, повернувшись лицом на юг. Поэтому «северная сторона тушечницы» означает «за спиной» и имеет скромный подтекст: «Если Вы даже и соизволите прочесть (моё письмо), бросьте его потом назад».

Соответственно «нижнее место» - симодза shimoza 下座 расположено напротив - в южной части додзё. Это место связано с молодостью, ростом, надеждами и будущим. Старая китайская пословица гласит: Ни одно учение не приходит с юга. У нее много значений, но один из основных смыслов в том, что сидящие на южной стороне ученики не должны переговариваться друг с другом на отвлеченные темы и поучать друг друга во время занятий.  

 

В додзё есть еще две стороны. На востоке, где восходит солнце расположена «верхняя сторона» дзёсэки. Здесь сидят посетители, а также учитель — в том случае, если камидза занял почетный гость. Если додзё переполнен, то у «верхней стороны» садятся старшие ученики. Во время испытаний, проходящих в додзё, у восточной стены обычно размещаются экзаменаторы, а у западной — экзаменуемые. Запад — это «нижняя сторона» симосэки. Обычно эта область додзё остается пустой. В древности запад представлялся местом ночи и тьмы. Во многих культурах именно на западе располагался загробный мир. Эти ассоциации связаны с поэтическим образом заката — преддверия ночи.

Отношения между камидза (севером) и симодза (югом) во всех додзё одинаковы, но функции других направлений могут варьироваться в зависимости от устройства конкретного зала, его размеров и истории основания. Вообще, стороны света — это всего лишь символы, и на практике камидза — точка отсчета в ориентации додзё — может располагаться просто в удобном месте зала, не занятом тренировочной площадкой или татами. Также есть традиция называть главную часть додзё - сёмэн  正面 shōmen

 

 

Термин камидза иногда смешивают с другим термином камидана 神棚 (букв. полка\ниша для ками\ божеств\ духов). Это домашний алтарь, миниатюрная модель синтоистского святилища.

 

kamidana   Kamidana_2

 

Основные части камиданы:

1. Симэнава - верёвка из рисовой соломы символизирующая границу священного чистого пространства со свешивающими зигзаобразными полосками белой бумаги сидэ 紙垂 - символом нахождения ками в этом месте. Написание 締縄 или 標縄 делает акцент на ограждающей функции симэнавы, а 一五三 ("1-5-3") и 七五三 ("7-5-3") на числе свиваемых веревок для символизма сакральных чисел.
2. Сакаки татэ - сосуды для священного вечно зелёного дерева сакаки 榊 Cleyera japonica (или веточек сосны).
3. Кагами 鏡 – священное зеркало. Зеркало имело и имеет очень много значений в современном синто-буддийском сплаве - от одного из трех сокровищ Императорской семьи до символа незамутненного сознания
4. Хэидзи - бутылки содержащие сакэ. Белый рис и приготовленное из него рисовое вино, лучшее подношение богам.

 

Еще немного о синто-буддийском взаимопроникновении и влиянии. Схожее буддийское сооружение именутеся буцудан 仏壇 или 佛壇 букв. «дом будды».

 

Так вот, камидана МОЖЕТ быть расположена в части камидза в специальной нише токонома 床の間, а может и не быть - это необязательно.

 

Несколько примеров организации додзё.

 

doujou_1   doujou_2

На фот слева видно возвышение камидза, ниши токонома со свитками, тренировочным оружием, фотографиями Учителей, ритуальными синтоистскими предметами и икэбаной. На фото справа также видны камидза и токонома, но предметов значительно меньше. Интересно как особо выделено пространство для тренировки.

 

 

doujou_3   doujou_4

На фото слева один из современных додзё с небольшой степенью стилизации под классический додзё. Видны ниши токонома. Центральное место занимает национальный флаг Японии, что скорее всего означает, что это муниципальный зал, в котором тренируются предствители нескольких школ и видов боевых и искусств. На фото справа еще один современный додзё без какой-либо стилизации. Сёмэн отмечен каллиграфией

 

 

old_dojo   shinbukan

На фото слева Отакэ Сэнсей и Кёсо Сэнсей демонстрируют технику бо-дзюцу в старом додзё в доме семьи Основателя. Кроме тренировочного оружия на стенах хорошо видна ниша токонома с алтарем, на котором находится скульптурное изображение Основателя Иидзаса Тёисай Иэнао и его супруги, а также синтоистские ритуальные предметы, перечисленные выше. На фото справа Отакэ Сэнсей в своем додзё Синбукан (дворец истинного воинского духа). Видны в нише мечи на подставке и один из трех висящих свитков какэмоно 掛物 с каллиграфией из святилища Касима Дзингу

 


Додзё там, где вы учитесь, там где вы на Пути. Додзё это не только и не столько место, сколько обучающие ситуации и люди, которые их создают, учатся в них и развиваются. Жизнь дает нам достаточно такого опыта, пусть у нас будет больше возможности его замечать и использовать.