ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ФИЛОСОФИЯ ИАЙДО

Статья Дмитрия Станиславовича Иванова и Дмитрия Анатольевича Попова "Философия иайдо", оригинал статьи на сайте московского филиала додзё "Экисуйкан"

 

С юных лет Асано Тамидзимару воспитывался при храме Хаясидзаки Кумано Дзиндзя, впитывая традиции предков и постигая трудное искусство Меча,.Единственно возможной основой своего существования он считал мысль о мести. Молясь у алтаря, он просил Богов вырасти быстрее и стать сильным, чтобы отомстить за отца.

 

Отец Хаясидзаки - Асано Кадзума был самураем высокого ранга и преподавал Этикет Исэ-рю (Асикага рэйхо) у четырнадцатого сёгуна Асикага Ёсихару, период заката сёгуната Муромати. После падения сёгуна он стал ронином. Некоторое время спустя поступил на службу в клан Могами в городе Татэока. В это время в стране шли жестокие феодальные войны, затянувшиеся на многие десятки лет и окончившиеся лишь к 1600 году. Его сын появился на свет в 1542 году. Ему исполнилось шесть лет, когда отец, Асано Кадзума, погиб от руки Сакагами Сюдзэна, также служившего клану Могами. Конфликт был вызван спором, какой школе Этикета следовать клану. Этикет Асикага рэйхо (школа Исэ-рю) берет свои истоки от ритуалов храма Исэ - одного из самых значимых храмов Японии посвященных богине Аматерасу. И хотя в новом времени на смену пришли другие традиции, отголоски этой школы этикета различимы в современной Японии и по сегодняшний день.

По законам того времени самурай, не исполнивший Долг мести, не мог занять достойного положения в обществе. Сыновий долг требовал отмщения.

 

В тренировках и молитвах прошли годы. После обряда совершеннолетия, получив новое имя Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигенобу, в возрасте восемнадцади лет, юноша отправился исполнить Долг мести. Проведя два долгих года в поисках, он нашел того, кого искал.Но когда Хаясидзаки увидел врага всей своей жизни, его сердце сжалось от непереносимой печали: он понял, что у него нет шансов превзойти столь опытного противника. Годы тренировок и поисков не приблизили его к цели. Что можно чувствовать в такие минуты? Опустошение и безысходность...

 

Холодный поток горного водопада струился по телу, и тело теряло чувствительность ко всему происходящему, лишь мысли пылали огнем… Огонь мыслей и холод воды. На рассвете он покинет этот мир.Жизнь - самое ценное, что у него есть. Жить, не достигнув цели, не исполнив сыновий долг, не восстановив попранную честь.... Цена чести - жизнь. Мертвые позора не имеют.Но на пороге смерти, когда мысли перестали существовать, пришло откровение.

 

Жизнь для воина - служение истине. Все подчинено главному. Честь существует когда воин честен перед собой. Нарушение чем-то или кем-то чести воина - попытка прервать ритуал служения, течение истины. Тогда прекращение несправедливости, восстановление закона Бытия, — не месть, а священный долг воина. В исполнении долга нет ничего личного. Нет места страху, тщеславию. Есть только сила покоя, сила неизбежности. Все уже решено.Проявление воли истины - разрушение преград для её существования, прекращение зла. Воин не мстит, он восстанавливает справедливость.

 

Освобождённое сознание явило другой смысл жизни, другое наполнение искуству Меча - «доверяю свою жизнь освобождению меча».

Освобождать меч, а не извлекать - вот путь к победе.

 

Он вновь нашел своего врага. Сакагами Сюдзэн, видя молодость своего противника, даже не мог предположить, что всё уже решено .Он лишь успел положить руку на рукоять своего меча, когда удар Хаясидзаки оборвал его жизнь. Долг был исполнен.

 

В 1563 году в храме на родине, в память и в благодарность, появилась мемориальная табличка «Владелец таблички Асано, новое имя Хаясидзаки Сигэнобу, в течении ста дней молился здесь».

 

Богом, покровительствующим Иай, считается Хаясидзаки-Иай-Тайсин (Хаясидзаки Мёдзин). Храм Хаясидзаки-Иай находится в префектуре Ямагата, городе Татэока. Он был построен в 808 году, его старое название Хаясидзаки-Кумано-Дзинзя. Храм связан со знаменитыми синтоистскими святилищами в близи города Кумано в префектуре Миэ , Кумано-Нати-тайся, Кумано-Хонгу-тайся, Кумано-Хаятама-тайся.


Так родился особенный стиль владения мечом, «ниспосланный свыше неповторимый стиль».

 

Слава о Хаясидзаки быстро распространилась в феодальной Японии. Единственный взмах меча - дар Богов. Единственно возможный, молниеносный, невидимый противнику и исключительно опасный метод ведения поединка. Поединок был основой этики самураев, ничто в их среде не ценилось выше мужества и мастерского владения мечом.

 

Методы войны кардинально менялись. Заканчивался шестнадцатый век. Столетие беспрерывных войн, вошло в историю как «Эпоха Воюющих Княжеств». В раннее средневековье самураи сражались на поле битвы согласно неписанному кодексу, близкому к рыцарскому турниру, и битва распадалась на отдельные поединки. Обретение славы в бою было самым важным для самурая. Ценилась честная победа, самураи искали себе достойных противников, равных себе по мастерству и рангу.

 

Нашествие монголов в 1274 и 1281 годах заставило пересмотреть тактику ведения войны. Прекрасно обученные ведению индивидуального поединка «один на один» самураи, несли тяжелые потери в боевых столкновениях с регулярной монгольской армией. Использование боевых порядков, эффективное управление войсками, применение непривычной тактики, применение массированной стрельбы на больших дистанциях в составе боевых порядков, показало преимущество монгольской военной науки, при которой, к сожалению, Честь была принесена в жертву эффективности уничтожения противника (подробнее об этом можно прочесть в книге А.Р. Басова «Восхождение», тетралогия «Самурай»).

 

Осознав преимущества регулярной армии, военные правители Японии переняли новую тактику ведения войны: уже не отдельные воины, а целые профессиональные армии сражались друг с другом. К концу шестнадцатого века, стало широко применятся и огнестрельное оружие.Все это шло вразрез с этикой Буси-До, но время диктовало свои правила. Однако в глубине души самураи по-прежнему презирали всё, что уводило их от честного поединка. И даймё, легко применявшие в войне «презренные методы», когда приходил их час, всегда уходили из жизни с мечом в руках.Сохранилось множество свидетельств тому, что самураи, воевавшие по современным «коварным» правилам войны, видя перед собой погибающего достойного противника, прекращали стрельбу и лучшие из них шли сражаться с ним на мечах, давая ему тем самым найти достойную смерть, а себе обрести славу.Так или иначе, у самураев было Поле Чести – Поединок, эта часть их жизни осталась чистой, как сверкающий снег священной горы Фудзи-сан.

 

Следует иметь в виду и тот факт, что исключительно щепетильные в вопросах Чести, самураи погибали, сражаясь в поединках. Эти потери вполне могли быть сопоставимы с военными.В силу сакральности своего появления и высокой эффективности новый метод мгновенного освобождения меча быстро обрел своих последователей. Стилю Хаясидзаки желали обучатся многие , от простых самураев до даймё - князей и военных правителей - сёгунов . Он стал элитарным боевым искусством, востребованным знаком воинского мастерства.

 

Несмотря на изменившийся характер ведения войны, в среде самураев того времени, оставалась в силе Традиция, согласно которой социальный ранг самурая во многом продолжал определяться мастерством владения мечом. Годы самоотверженных тренировок формировали особый волевой и дисциплинированный тип личности, именно ту ментальность, которая и отличала настоящего Самурая. Непрестанное духовное восхождение через преодоление, во все времена составляло основу Буси-До.Стиль Хаясидзаки воспринимался самураями как следование Ритуалу, приводящему Дух Самурая в особое состояние, когда сам меч направляется божественным началом мироздания.

 

«Нельзя быть уверенным в знании, можно лишь быть на пути поиска глубины и смысла иай»

 

Иай - другое название искусства быстрого освобождения меча из ножен с одновременным нанесением удара. Иероглифическое написание слова иайдо можно перевести как «путь пребывания в гармонии» или «путь осознанности».


Стоит отметить, что «ниспосланный свыше неповторимый стиль», несмотря на востребованность, был доступен далеко не всем и на протяжении долгого времени оставался родовым искусством клана Хаяси в провинции Тоса.

 

Канули в лету времена кровавых войн, битв и поединков. Ушло в другое измерение время гордых самураев… Но осталось великое Искусство, основателем которого стал Хаясидзаки Дзинсукэ Миномото-но Сигэнобу. Его прямые ученики Тамия Хэйбэй, Нагано Муракусай, Сэкигути Дзюсин, Катаяма Хисаяясу стали основателями собственных направлений.

 

Мусо Дзикидэн Эйсин-Рю Сэйто Сэйдэн (Несравненный, беспрерывно передаваемый Стиль Истинной Веры) - полное название Боевого Искусства, которое тщательно, в первозданной чистоте передается из века в век.

 

Именно дух прямой передачи Традиции поколений от мастера к мастеру является основой передачи знаний в школе на протяжении столетий.Пока речь идёт о преемственности прямой линии учителей, знание не передаётся из рук в руки подобно старинной драгоценности. Вернее будет сказать, что учитель переживает истину учения и передаёт её своему ученику как вдохновение.Это вдохновение пробуждает ученика, как до него был пробуждён его учитель. Затем ученик передаёт учение другому ученику, и таким образом идёт процесс передачи.

 

Учение всегда оказывается современным; это не «древняя мудрость», не какая-то старая легенда. Учения не передаются как информация, не передаются подобно традиционным народным повествованиям, которые дед рассказывает своим внукам. Всё это происходит не так.Передача — это всегда подлинный пережитый опыт. Именно поэтому это Искусство пережило века и не потеряет своей ценности ни сегодня, ни в будущем.

 

Путь Меча Школы – не спортивная дисциплина, а именно Традиция, Искусство, Ритуал, Духовное Наследие. Искуство меча - это не убивать или быть убитым - это спокойно побеждать, побеждать покоем. Когда движение покоя освобождает меч, только тогда можно победить.