ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЭЛЛИС АМДУР. МОКУРОКУ

Ellis Amdur. Old Scholl. Essays on Japanese Martial Traditions. Chapter 1. Tenshinshō-den Katori Shintō-ryū. The Curriculum of Katori Shintō-ryū – Part One>  Перевод Дениса Абрамова, инструктора Катори Синто рю из г. Пенза

 

На момент написания [этой главы], существуют шесть дошедших до нас фракций рю, что я буду обсуждать в более мелких деталях в главе 11. Так называемая основная линия рю находится под властью сокэ двадцатого поколения Иидзаса Сюри но Сукэ Ясусада и его сиханкэ («главный инструктор клана») Отакэ Рисукэ, а также - сыновей последнего, в настоящее время сиханов (главный инструктор), Нобутоси и Сигэтоси.

 

Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю является сого-будзюцу (комплексной боевой системой) с обширной учебной программой. Все фракции тренируются в иайдзюцу (извлечении меча и нанесение удара), кэндзюцу (технике владения мечом), бодзюцу (технике с шестом), нагинатадзюцу (технике владения глефой), кодатидзюцу (технике короткого меча), рёто (технике использования двух мечей), содзюцу (технике копья), сюрикэндзюцу (технике метания заточенных штырей) и яварадзюцу (дословно: искусстве гибкости - искусстве рукопашного боя). Кроме того, рю также включает: синобидзюцу (техники и подготовительные работы для противодействия шпионажу, скрытному проникновению и т.п.), тикудзёдзюцу (изучение фортификации), сэндзёдзюцу (тактика сражения); и эзотерические техники, такие как тэнмон тиригаку (геоматическое гадание) и инё кигаку (дословно: «изучение инь-ян» - эзотерические практики, включающие изучение взаимодействие природных сил вселенной, а также искусство исцеления).

 

Общая программа обучения Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю.

 

(Она несколько различается в различных фракциях)

 

Иайдзюцу

 

Основы извлечения меча (表之居合 Омотэ-но-иай) - 6 ката

Извлечение меча в позиции стоя (立合抜刀術 Татиай Баттодзюцу) – 5 ката

Важнейшие принципы извлечения меча (極意之居合 Гокуи-но-иай) – 6 kata (Прим. перев.: дословно “гокуи” - тайный, секретный; 5 ката).

 

Кэндзюцу

 

Основы [использования] меча (表之太刀 Омотэ-но-тати) – 4 ката

Меч Пяти (природных) источников энергии (五教之太刀 Гогё-но-тати) – 5 ката

Семь важнейших принципов меча (極意七条之太刀 Гокуи Ситидзё-но-тати) – 3 ката

 

Рётодзюцу

 

Два меча (両刀 Рёто) – 4 ката

 

Кодатидзюцу

 

Важнейшие принципы короткого меча (極意之小太刀 Гокуи-но-кодати) – 3 кат

 

Бодзюцу

 

Основы [использования] шеста (表之棒 Омотэ-но-бо) – 6 ката

Шест пяти (природных) источников энергии (五教之棒 Гогё-но-бо) – 6 ката

 

Нагинатадзюцу

 

Основы [использования] глефы (表之長刀 Омотэ-но-нагината) – 4 ката

Семь важнейших принципов глефы (極意七条之長刀 Гокуи Ситидзё-но-нагината) – 3 ката

 

Содзюцу

 

Основы [использования] копья (表之槍 Омотэ-но-яри) – 6 ката

Секрет яри ( 秘伝之槍 Hiden no Yari) – 2 kata

Глубочайший секрет яри (奥秘伝之槍 Oku Hiden no Yari) – 3 ката, копьё против копья с поперечиной (до сих пор сохранилось только внутри одной фракции)

 

Сюрикэндзюцу

 

Основы метания заточенных штырей (表之手裏剣 Омотэ-но-сюрикэн) – 7 ката

Пять наставлений в метании заточенных штырей (五教之手裏剣 Гогё-но-сюрикэн) – 8 ката

Важнейшие принципы метания заточенных штырей (極意之手裏剣 Гокуи-но-сюрикэн) – 9 ката

 

Явара-гэ

 

Важнейшие принципы явара (極意之柔術 Гокуи-но-дзюдзюцу) – 36 ката

 

Ёрои-кумиутидзюцу

 

Обоюдная борьба (в доспехах) (取合鎧 組打術 Ториай ёрои-кумиутидзюцу) – 5 ката (до сих пор сохранились только внутри одной фракции)

 

Исследование некоторых старых записей школы показывает, что не только различные разделы учебной программы, но также целые системы [использования] оружия - нагамакидзюцу (боевые техники с тяжёлой глефой), тэссэндзюцу (боевые техники со стальным веером) и кюдзюцу (боевые техники стрельбы из лука) - были утеряны за ее шестисотлетнюю историю.

 

Отакэ Рисукэ высказывает мнение, что, однажды утраченные, такие ката не могут быть никогда возрождены, так как кудэн («устные инструкции»), которые давали формам жизнь, никогда не могут быть восстановлены, вне зависимости от того, насколько полные письменные описания техники могли сохраниться. Отакэ придерживается взгляда, что рю была создана в своей целостности в первом поколении, и каждая ката несет своего рода нуминозность, божественный окраску, дарованную ей происхождением от богов. Эта духовная сила сохранялась только посредством непосредственной передачи от учителя к ученику. Однако, учитывая, что документы рю из различных исторических периодов включают различное количество ката, различную организацию учебного процесса и даже оружие, определённо, что рю, в своей нынешней форме, не была полностью создана Тёисай. Скорее всего, последующие учителя разработали свои собственные ката и тренировочные методы и включили их в сво

 

Помимо утерянного или отвергнутого оружия, существуют также наборы ката, которые одна фракция может сохранить, в то время как они утеряны в другой. Например, есть два ката хидэн яри («секретное копьё»), практикуемые в додзё Отакэ, Синбукан, а также в ряде других фракций. Однако, одна фракция, Нода-ха Катори Синто-рю также практикует часть другого набора, оку-хидэн яри («глубоко секретное копьё»). Это три формы копья против копья, и они в первую очередь касаются боя копьем с поперечиной. Кроме того, они также практикуют набор пяти борцовских техник, называемых ториай ёрои-кумиутидзюцу («захваты и борьба в полном доспехе»). Эти ката учат о частях доспеха противника, которые можно использовать для контроля и броска оппонента, а также тому, как использовать ёроидоси (кинжал для прокалывания доспехов), включая точное расположение кинжала на вашем теле. Этот последний пункт является критически важным в ёрои-кумиути, так как если ёроидоси расположен неправильно, вы будете лишены доступа к нему в ближнем бою, или, что даже хуже, враг может разоружить и убить вас вашим собственным оружием.

 

Кто-то может вообразить, что если глава одной фракции знает, что другая фракция владеет информацией, утерянной в его группе, [то эти группы] могли бы объединить усилия для того, чтобы возродить рю настолько, насколько это возможно. Всё не так просто. Фракции являются проявлением политики, и сами рю были политическими сущностями на множестве уровней. Конфликты, происходящие из (?) обсуждений между додзё, в некоторых школах влияли на дела феодального домена или даже всей нации. Кроме того, передача всегда расценивалась как нечто что-то большее, чем сам ее факт: это [нечто] духовное, [передаваемое] от сердца к сердцу. Те [знания] в других фракциях, вне зависимости от того, какие личные или политические разногласия могли иметь между собой инструкторы, могли рассмартиваться как не являющиеся частью духовной передачи, и все, полученное из такого источника, могло рассматриваться многими как внутренне повреждённое, испорченное, или просто неинтересное.

 

В Синбукан додзё в Нарите, Япония, первое искусство, которое практикуют, - это иайдзюцу. Катори Синто-рю использует как позицию стоя, так и позицию в приседе, которую они называют иайгоси, асимметричную позицию с одним коленом на земле и поднятым другим коленом. Формы в приседе предназначены для практики перемещения и боя в низкой позиции: внутри комнаты, во время проникновения в позиции врага, или ночью, для того, чтобы не формировать силуэта на линии горизонт

 

Формы в положении стоя являются как раз тем, чем кажутся, - тренировкой методов быстрого извлечения меча и боя с одним или несколькими врагами.

 

Основная часть других форм в этой традиции - это кумитати ката. Большинство ката Катори Синто-рю более длинные по сравнению с ката других сохранившихся рю, и объединяют огромное количество различных техник, необходимых для полной подготовки к битве. Движения очень быстрые, требующие хорошей выносливости, но в то же время, они требуют сильного тела с «гибкой» силой, скорее подобной бамбуку или иве, чем дубу

 

Часто утверждается, что Тёисай создал практику кумитати, которая позволяет двум людям тренироваться вместе в относительной безопасности. Это утверждение по некоторым причинам довольно спорно, по крайней мере, если формы, которые он передал, были приблизительно похоже на те, что практикуются сегодня. Что практически несомненно, так это то, что ранее упомянутые «изначальные» рю имели свою, менее сложную, но все же очень мощную практику «шаблонных» [действий] (которые в некоторой точке истории начали упоминаться как ката). Более того, бесчисленные кланы имели свои собственные боевые практики, которые не были кодифицированы в стиле боевых рю, как они в основном воспринимаются; скорее, как искусства семьи или клана, они изучались непосредственно среди родных и близких вассалов, без каких либо письменных записей. Тренировка ката - это просто усложнённая форма практики «шаблонных» [действий], практически универсального метода тренировки в единоборствах. Учитывая, что ката Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю являются наиболее хитроумными и сложными из когда-либо созданных, поистине невозможно представить, что Тёисай создал эту методику. Для сравнения, это как если бы нарезной мушкет предшествовал гладкоствольному.