ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КАСУГА ТАЙСЯ

Касуга Тайся (春日大社 Kasuga Taisha) было основано в 768 году семьёй Фудзивара, когда столица была перенесена в Нару. Распространённый стиль синтоистской архитектуры Касуга-дзукури 春日造 называется так потому, что повторяет архитектуру хондэна (главного здания) этого святилища. Как и другие значимые святилища страны, например, Исэ Дзингу, Касуга Тайся перестраивается каждые 20 лет. Эта традиция циклического обновления поддерживается в наши дни в изменённом виде. Чтобы беречь природные ресурсы перестраивается не всё основное здание, а его часть или вспомогательные здания комплекса.

 

Схема святилища Касуга Тайся

 

Касуга Тайся расположен у поджножия гор Микаса 三笠山, также известной как Вакакуса若草山 и Касуга春日山. Горы эти невысоки – около трёх с половиной сотен метров, но являются значимыми местами древней столицы. Когда первый император Дзимму выбирался из дебрей горных лесов нынешнего полуострова Кии, то ворон Ятагарасу вывел его на гору, с которой он увидел долину Ямато (нынешнюю префектуру Нара) (подробнее здесь ) В память об этом, а также как наследие древних индийских и китайских ритуалов, государь проводит ритуалы на вершине, с которой видны его земли, а у подножия горы возводится храм.

 

Вид на Нару с вершины горы Микаса (Вакакуса)

 

В святилище почитаются:

 

Такэмикадзути-но-микото (武甕槌命 Takemikazuchi-no-mikoto) и Фуцунуси-но-микото (経津主命 Futsunushi-no-mikoto) – воинские ками, которые помогли первому императору Дзимму установить власть на земле. По преданию бог Такэмикадзути-но-микото прибыл из своего главного святилища в Касиме (Ибараки) на почитаемую гору Микаса в Наре, чтобы принять участие в ритуале Укигумо-но-минэ для процветания страны и защиты столицы Хэйдзё-кё (Heijō-kyō 平城京 – нынешней Нары) По этой причине святилище Касуга Тайся является для воинов Кансая столь же почитаемым святилищем как Касима Дзингу и Катори Дзингу для региона Канто.

 

Амэ-но-коянэ-но микото (天児屋根命 Amе-no-Koyane-no-mikoto) и его супруга Химэ-гами (比売神 Hime-gami) – обожествлённые предки рода Накатоми 中臣氏, известного своими священнослужителями, и рода Фудзивара 藤原氏, известного своими воинами и администраторами.  Семья Фудзивара перенесла сюда их почитание из семейного святилища Хираока в Осаке.

 

К XI-XII веку начала формироваться новая концепция синто-буддийского синтеза Хондзи Суйдзяку. Местные ками оказывались воплощениями тех или иных будд и боддхисаттв и наоборот. В результате возникло интересное объединение Касуга Тайся и буддийского храма  Кофуку-дзи (Kofuku-ji興福寺) Описанные выше ками объединённые вместе дали 5-й аспект – Касуга Гонгэн春日権現  и стали почитаться в форме 5 Будд. Очень распространена была т.н. мандала Касуга с оленем и изображением пятерки Будд. В Нара, олени считаются помощниками ками. По преданию Такамэкадзути-но-микото ехал верхом на белом олене, когда добирался из Касима Дзингу. В парке Нара обитает порядка 1200 оленей и их считают потомками того самого белого оленя.

 

   

Мандалы Касуга

 

В настоящее время святилище уже не связано с родом Фудзивара, но оно активно посещается членами императорской фамилии, министрами и руководителями Японии. Праздники Касуга имеют большое значение для страны и самосознания японцев.

 

На территорию святилища ведут несколько входов, но вход обычных посетителей обычно осуществляется только через одни ворота – южные Нанмон南門. Врата Сейдзё-мон (Seij-mon 清浄門) использовались священнослужителями из храма Кофукудзи.  Врата Найси-мон (Naishi-mon内侍門) до 12 века использовались женщинами императорской семьи. Врата Кэйга-мон (keiga-mon慶賀門) ранее были главным входом в святилище – через них видно гору Микаса и входящий как бы восходит на неё. Сейчас этот вход используется для членов императорской семьи и семьи Фудзивара во время больших праздников.

 

Есть также врата Тюмон (Chumon中門) с открытой почётной верандой Оро御廊  для священнослужителей и придворных. Эти врата ведут во внутреннюю часть святилища, куда входят только священнослужители. Иногда, раз в несколько десятилетий, это пространство открывают и для обычных посетителей. Нам посчастливилось попасть туда в 2016 году, когда были открыты объекты (shintai神体) – букв. тело бога (в синто это могут быть скалы, деревья, ритуальные предметы)

 

Врата Тюмон, ведущие в закрытую внутреннюю часть святилища

 

Во время перестройки основных объектов святилища (zotai造替), происходящей каждые 20 лет, объекты синтай и с ними божества с почестями приглашают переместиться во временной обиталище Найсидэн (Naishiden内侍殿), по этой причине имеющее также название О-Уцуси (О-Utsushi御遷し )

 

По давней традиции в синтоистской святилище полагается приходить, пересекая реку. В некоторых местах это так и есть. Особенно эффектно это в Исэ Дзингу и на старом месте расположения Кумано Хонгу Тайся. Когда же реки нет, то часто роют изгибающийся пруд больших или меньших размеров, через который перекидывают мостик (иногда в малых святилищах это совсем миниатюрные символические мостики и пруды, как например в святилище Абэ-но-Сэймэя в Киото) В 1267 году в Касуга Тайся провели искусственное русло для ручья – Митараси-гава (Mitarashi-gawa御手洗川) , которое и предполагалось пересекать, входя в святилище через врата Кэйга. Митараси-гава радует и в наши дни красотой вида с фонарями.

 

Символическая река Митараси-гава

 

С давних времён святилище известно своими фонарями – их здесь более 3000. Это и каменные фонари, установленные на подходах к святилищу и подвесные на внутренних галереях. Традиция ритуального подношения фонаря особой формы возникла ещё в период Камакура, а возможно и ранее. Дважды в год фонари зажигают – на праздники Сэцубун (3 февраля) и Обон в середине августа.

 

Основной праздник святилища – Касуга Мацури отмечается 13 марта. Также известен своими ритуальными танцами Вакамия Он-мацури 15-18 декабря.

 

 

 

На территории святилища много глицинии (вистерии) Фамилия Фудзивара записывается с этим иероглифом藤. Цветы глицинии можно видеть в моне (гербе) клана и в украшениях в волосах служительниц микко. Рядом с вратами Кэйга есть дерево глицинии Сунадзури-но-фудзи (Sunazuri-no-fuji 砂ずりの藤), которому больше 700 лет.

 

 

Есть в святилище и другие знаменитые деревья. На площадке, которая называется "Ябноневый сад" (Ringo-no-niwa林檎の庭) растет всего лишь одно яблоневое дерево. Первая яблоня была подарена храму императором Такакура (Takakura) во второй половине 12-го века. Как ни ухаживали за ним служители храма, дерево, естественно, погибло. Сейчас на этом месте растёт яблоня, подаренная императорской семьей в 1957 году. С давних времён на площадке рядом с "императорской" яблоней танцевали и музицировали во славу богов.

 

Третье знаменитое дерево святилища – гигантская криптомерия 800-1000 лет – Сято-но-О-суги御手洗川. Любопытно, что из того же корня растет второе дерево, которое называют Синпаку槙柏или Ибуки伊吹. Чтобы оно росло вверх беспрепятственно была разобрана часть крыши Наорайдэн (Naoraiden直会殿)