ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ИАЙ-ДЗЮЦУ

ИАЙ-ДЗЮЦУ 居合術

 

При создании школы в 15 веке этого раздела техники еще не было. В те времена использовался меч тати, который носили на поясе висящим лезвием вниз.

 

tachi_1  

 

На фото слева гравюра изображающая самурая 15 века с мечом тати, копьем и флажком сасимоно. На фото справа Отакэ Нобутоси старший сын Отакэ Рисукэ Сэнсея в традиционном доспехе. На обоих изображениях хорошо видно особенности крепления меча. Такой способ ношения не подразумевает мгновенного выхватывания оружия с поражающим ударом. Позднейшее изменение ношения оружия с переходом на способ за поясом лезвием вверх, можно сказать, произвело революцию. Разумеется сама по себе техническая возможность выхватить меч быстро не так много значит без навыков человека, его понимания и методики обучения. Одна из гипотез возникновения искусства иайдо (см. статью по ссылке)  Катори Синто Рю, как комплексная школа, охватывающая все аспекты боевой подготовки, просто обязана была отреагировать на это. К сожалению, в истории школы не сохранилось никаких подробностей о появлении этого раздела, но тем не менее он есть:-)


Иай-дзюцу 居合術. Также иногда используется термин батто-дзюцу 抜刀術. Некоторые японские наставники говорят о том, что это равнозначные термины, а некоторые говорят о том, что в батто-дзюцу делается акцент на разрубании.

  • Омоте но иай 表之居合 6 ката
  • Тати-иай  立合抜刀術,  5 ката
  • Гокуи-но иай 極意之居合 5 ката

 

Омоте но иай  表之居合.  Внешний раздел иай-дзюцу, выполняется с коленей (положение сувари) из специальной позиции иай-госи, когда одна нога находится в положении приседа, а другая опускается коленом на пол. Есть несколько гипотез появления этой позиции. По одной из них это наиболее оптимальное положение для того, чтобы сидеть в доспехе, а по другой эта позиция хороша для того чтобы скрадывать силуэт человека, сидящего в ожидании. Как бы то ни было, эта позиция используется сейчас в Катори не только для иай-дзюцу, в этой камаэ ученик ожидает и получает наставление учителя.

 

iai_goshi


  • Кусанаги-но кэн (Меч Кусанаги – режущий траву) 草薙之剣(くさなぎのけん) В названии ката упоминается имя легендарного меча Кусанаги но Цуругэ 草薙の剣  (см. статью о чудесном обретении меча)
  • Нукицукэ-но кэн (Выхватить и колоть) 抜附之剣(ぬきつけのけん)
  • Нукиути-но кэн (Выхватывание и удар мечом) 抜討之剣(ぬきうちのけん)
  • У-кэн (Движение мечом вправо) 右剣(うけん)
  • Са-кэн (Движение мечом влево) 左剣(さけん)
  • Хаппо-кэн (Движения мечом на 8 сторон)  八方剣(はっぽうけん)


Тати-иай 立合抜刀術.  Внешний раздел иай-дзюцу, выполняется стоя, как следует из названия, а если быть более точным, то на ходу. 


  • Юкиай-гяку-нуки-но тати (Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге, при встрече на ходу) 行合逆抜之太刀(いきあいぎゃくぬきのたち)
  • Дзэнго-тидори-но тати (Зигзаг до и после) 前後千鳥之太刀(ぜんごちどりのたち). Тидори (chidori) это зуёк, ржанка (Charadriidae). Характерное движение тонких скрещивающихся ног птички дало название особой технике перемещения, используемой в этой и других техниках
  • Юкиай-миги-тидори-но тати (Зигзаг вправо при встрече на ходу) 行合右千鳥之太刀(いきあいみぎちどりのたち)
  • Гяку-нуки-но тати (Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге) 逆抜之太刀(ぎゃくぬきのたち)
  • Нукиути-но тати (Выхватывание и удар мечом) 抜討之太刀(ぬきうちのたち)


Гокуи-но иай  極意之居合Закрытый раздел иай-дзюцу, выполняется сидя из положения иай-госи и частично стоя (на ходу)


  • Кумокири-но кэн (меч режущий облако) 雲切之剣(くもきりのけん)
  • Хангецу-но кэн (меч полумесяца)  半月之剣(はんげつのけん)
  • Муити-но кэн (единственный или первый? меч «пустоты»)  無一之剣(むいつのけん) т.н. «пустота» му  無 как например в понятии «не ума» мусин 無心  т.е. отсутствия стандартных обусловленных реакций и шаблонов  восприятия, мышления и реагирования
  • Муни-но кэн (второй? меч «пустоты») 無二之剣(むにのけん)
  • Сэйган-но тати (меч истинного видения) 清眼之太刀(せいがんのたち) также имея в виду сэйган но камаэ

 

На этом видео можно посмотреть выполнение нескольких ката иай-дзюцу Кёсо Сэнсеем. Подностью ката раздела омотэ и тати можно увидеть в разделе литература и видеоматериалы.