|
ЁСИНО
Ёсино/Йосино (吉野 Yoshino) – одно из красивейших мест Японии, расположенное там, где горы полуострова Кии почти заканчиваются, чтобы стать равниной Ямато – колыбелью японской государственности и культуры.
На склонах гор растёт несколько десятков тысяч деревьев сакуры. Их так много, что наблюдатели использовали термин «хитомэ сэнбон» 人目千本 – тысяча сакур в поле зрения, где тысяча – это не точное число, а обозначение очень большого количества, как старое русское «тьма». Симосэнбон 下千本 – нижняя «тысяча», накасэнбон 中千本 – средняя «тысяча» , камисэнбон 上千本 – верхняя «тысяча» и окусэнбон 奥千本 – внутренняя, сокрытая «тысяча».
С давних времён восхищали эти края поэтов и художников.
Танка из Кокин Вакасю (471), написанная Ки но Цураюки Ki no Tsurayuki 紀貫之: Ёсино река, Меж утёсов вздымаясь, Воды несёт как К тебе устремлённые Мысли, что лишь родились.
Хайку Мацуо Басё (Matsuo Basho 松尾芭蕉) 1677 года флейты Китику звук — и словно предо мной сакуры метель...
А император Тэмму, правивший с 673 по 686 год, писал: Древние были хорошие люди, Они хорошенько смотрели, Приговаривая: хорошее место Ёсино! Так и вы, нынешние, Также смотрите хорошенько!
По преданию, объединитель Японии Тоётоми Хидэёси приходил в Ёсино в 1594 году любоваться сакурой в сопровождении свиты из 5000 человек.
Кроме поэтического восхищения, в этом месте очень много чего происходило. По преданию здесь скрывался от преследований старшего брата сёгуна Миномото-но-Ёсицунэ. В период смуты и разделения императорского рода на Северный Двор (北朝 hokuchō) и Южный Двор (南朝 Nanchō) император Го Дайго (後醍醐天皇) держал столицу Южного Двора в Ёсино. Ну а до того в этих местах была битва с противниками Го Дайго, в результате которой его защитник Якусимару Рюсин получил фамилию Куки/Куками и основал свою школу воинских искусств.
С древних времён Ёсино было центром сюгэндо – синкретической практики горных отшельников «стяжателей силы», объединявшей в себе все работающие практики буддизма, даосизма и синто через сюгё (修行 shugyo). Из Ёсино начинались пешеходные тропы подвижников, такие как знаменитая Оминэ-Окугакэ (大峯奥駈 Omine-Okugake), ведущая к Кумано Сандзан. Многие этапы маршрута достаточно тяжелы, а часть его запрещена для доступа женщин по древней традиции (в средневековье в Японии был ограничен доступ женщин ко многим храмам – они могли совершать т.н. «малое паломничество» по ограниченному маршруту)
Ёсимидзу дзиндзя (吉水神社, Yoshimizu Jinja) изначально было основано как буддийский храм в конце VII века н.э. По преданию его основал легендарный Эн-но-Гёдзя. Это место было главным центром паломников сюгэндзя, отправлявшихся далее по маршруту. Но в период реставрации Мэйдзи и проводимой тогда государственной политике отделения синто от буддизма было трансформировано в святилище.
В период борьбы северной и южной династий Ёсимидзу было дворцом императора Го Дайго. Император умер здесь в 1339 году, а в святилище в настоящее время сохраняют его трон, любимые письменные и чайные приборы. Могила Го Дайго находится с другой стороны долины на склоне горы, усыпанном сакурами, который можно видеть из Ёсимидзу, рядом с храмом Нёриндзи (如意輪寺 Nyorinji)
В настоящее время в святилище почитаются: император Годайго, его близкий помощник Кусуноки Масасигэ и монах Ёсимидзу-ин, поддерживавший императора, Сосин Хоин.
По преданию в Ёсимидзу-ин укрывался Ёсицунэ со своей возлюбленной Сидзукой и преданным Бэнкеем. Их выслеживали агенты Камакурского сёгуната, поэтому Ёсицунэ и Бэнкэй оделись горными подвижниками и ушли по тропе Оминэ. Но, как мы уже отмечали, ход на тропу Оминэ был закрыт для женщзин, поэтому Сидзука не могла пойти с ними. Трагическая история их любви рассказывается в пьесе для театра кабуки «Ёсицунэ Сэнбондзакура». В саду Ёсимидзу находится камень, в который Бэнкэй забил два гвоздя, демонстрируя свою силу. Также сад святилища знаменит тем, что он создан в соответствии с китайской даосской схемой, с журавлём и черепахой как символами активного долголетия и с «островом» святого отшельника.
Кимпусэн-дзи (金峯山寺 Kimpusen-ji) также основан Эн-но-Гёдзя (Эн-но-Одзуну) в конце 7 века. ОН расположен на гребне горы, куда надо подниматься по лестнице. По преданию Эн-но-Гёдзя совершал 1000-дневную аскезу в этих местах, и к нему явился Дзао Гонгэн (蔵王権現 Zao Gongen), даровавший ему необыкновенные силы как плод практик. Три семиметровых статуи Дзао Гонгэн сокрыты внутри главной храмовой постройки комплекса Дзао-до (кстати, это второй по величине деревянный храм Японии после Тодай-дзи в Наре) Образ Дзао Гонгэн относится к категории «хибуцу» 秘仏 т.н. скрытых, тайных Будд. Некоторые из них скрыты от прихожан всегда, а некоторые открываются периодически по особым поводам.
В наши дни Кимпусэн-дзи является главным храмом Ёсино и одним из самых важных центров сюгэндо в стране.
Различные постройки храмового комплекса – лестница, входные ворота Нёо-мон, главный корпус Дзао-до объявлены национальными сокровищами.
Далее вверх по пути в гору расположен храм Сакурамотобо 櫻本坊 – букв. монах у корней сакуры. Считается, что этот храм был основан императором Тэмму в память о пророческом сне, когда он увидел сакуру, расцветающую среди снегов в середине зимы, что было истолковано предзнаменованием его восшествия на трон. Сакурамотобо также знаменит статуей Эн-но-Гёдзя и его двух магических спутников.
Неподалёку от Сакурамотобо расположен храм Тикурин-ин (竹林院 Chikurin-in) Раньше на этом месте был храм Цубакаяма, который по преданию построил принц Сётоку, при котором буддизм был принят в Японии. Тикурин-ин знаменит своим садом Гунпоэн. Считается, что его создал мастер чайной церемонии Сэн-но-Рикю. В настоящее время Тикурин-ин работает как рёкан – традиционная гостиница, организованная по старым японским обыкновениям.
Ещё выше по пути в гору расположено Ёсино Микумари дзиндя (吉野水分神社 Yoshino Mikumari jinja) Это небольшое святилище посвящено Амэ-но-Микумари – небесной деве хозяйке вод и покровительнице безопасного деторождения. Главное здание храма было возведено в 1604 году сынов Тоётоми Хидэёси и сейчас признано объектом мирового наследия ЮНЕСКО.
Выше всех по дороге находится Кимпу дзиндзя 金峯神社. Это последняя храмовая постройка Ёсино, за ней начинается тропа сюгэндзя. По преданию здесь укрывался Минамото-но-Ёсицунэ и поэтому иногда святилище называют Ёсицунэ Какурэ-то. Главный почитаемый аспект здесь Канаяма-хико-но-ками ( Kanayama-hiko-no-kami) – бог покровитель металлов и металлообработки. Этот аспект был порождён Идзанами, но не совсем обычным образом, а когда она умирала, из её рвоты. В Кодзики вообще много необычных историй, которые дают пищу для очень разных толкований по сей день.
Далее начинается Оминэ окугакэ-мити – тропа, ведущая к Кумано Хонгу Тайся. Около 90 километров горного пути с постоянными подъёмами и спусками на высоте от 800 до 2000 метров.
Статуя Фудо, встречающая подвижников, вступающих на тропу Оминэ
|