ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КАСТЫ И ВАРНЫ

Многие из моих знакомых, в том числе и среди тех, кто в той или иной степени соприкасается с Индией, ее историей, культурой, языками, так и не разбираются в том, что же такое есть касты. Разброс вариантов ответов не столь велик - от параллели с ведическими варнами и приравнивания к ним до старой марксистско-ленинской классовой теории.
А оно и немудрено - т.к. разобраться тяжело и исследователям, специализирующимся на этом, да и самим индийцам ой как нелегко:-) И потому, совсем не претендуя на исключительность и единственную правильность, просто отмечу несколько моментов.

 

Эта статья содержит как авторский материал, так и многочисленные цитаты. Большинство из которых, отмечено ссылками на источники. Если ссылки нет, то это не означает пренебрежения, а только лишь то, что автор нигде не был явно указан в интернет-публикациях.  Рассматривайте это как компиляцию разрозненное информации, собранную для того чтобы было удобней анализировать.

 

Для начала нам необходимо приобрести правильный настрой для критичного восприятия. А посему предлагаю вам задуматься над вопросом, поднятым в книге Ваниной Е.Ю. «Индийское мышление. Средневековый вариант». 
«... Постепенно в британской индологической медиевистике романтический настрой времен Джеймса Тодда практически исчез. Публиковались и переводились средневековые источники, подробно и квалифицированно излагалась история государств и династий, в деталях описывались наиболее значимые битвы и перевороты, затрагивались проблемы социальных и экономических отношений. Основной целью исследователей было не просто исследовать индийское средневековье, но и подчеркнуть его темные, негативные стороны по контрасту с  той эрой процветания, которая ассоциировалась с британским проявлением.



... Первые индийские историки-медиевисты, подобно писателям, драматургам и публицистам, главной задачей считали не сугубо научный анализ, а просвещение своей аудитории, открытие для нее героических страниц прошлого, воспитание патриотических чувств, в значительной степени - создание образа будущего через прошлое. Вследствие этого индийская медиевистика на раннем этапе своего развития концентрировала внимание на политической истории средневековья, главным образом - на тех событиях и персонажах, которые могли пробудить в читателях чувство национальной гордости и предстать в облике исторических предшественников будущей суверенной Индии. Как верно заметил известный индийский исследователь Партха Чаттерджи, в рамках националистической идеологии исторические воззрения эволюционировали "от прошлого-каким-оно-могло-быть через прошлое-каким-ему-надлежало-быть к прошлому-каким-оно-будет"


Типичная работа по истории средневековой (и не только) Индии строится под сильным влиянием марксистской идеологии. Процессы в сфере идеологии, общественной мысли, религий, культуры, научных знаний, само мировосприятие древних индийцев историки рассматривают несравненно реже, чаще всего как некоторое дополнение к "основополагающей" проблематике.
А вопрос был в Индии феодализм или нет, решается всеми практически одинаково. Поскольку феодализм и вообще средневековое общество лучше изучены на примере Западной Европы (это, кстати, еще как посмотреть - прим. мое:-), индологи-медиевисты, равно как и их коллеги - специалисты по другим странам Азии, составили именно на западноевропейском материале некий коллективный "словесный портрет" феодализма, систематизировали его основные черты и траекторию развития (опять-таки в социально-экономической и политико-административной сферах). При этом социально-экономическая, политическая и этнокультурная специфика разных западноевропейских обществ не принималось в расчет, все они выступили в собирательном образе некого единого и гомогенного Запада, который был взят за образец не просто феодализма, а "хорошего", "настоящего" феодализма».

 

По одной из более менее стройных гипотез, доставшихся нам варны были образованы в ведические времена - брахманы (жрецы, ученые, властители со стороны культа), кшатрии (воины, администраторы, властители со стороны военной), вайшьи (купцы, ремесленники в широком понимании, слова), шудры (земледельцы) и те, кто не вошел в эту систему (представители "нечистых" как в прямом, так и в переносном смысле профессий, а также завоеванные народы или народы, которые еще каким-то образом сосуществовали с индийцами - например, приезжие варвары-млеччхи, коими особо ортодоксальные числят и нас с вами:-)




И вот здесь то, как раз и начинается распад этой, казалось бы, стройной системы наследственного закрепления специализации и попытки вывести специальные породы людей для решения разных задач в обществе. По одному из индийских преданий стройная система варн распалась из-за запрета смешанных браков, и все касты образовались именно таким образом как более мелкие вариации тех или иных сочетаний варн. Несколько глубже помогает взглянуть теория сословно-этническая - включения разных племен. В складывающемся индийском кастовом обществе никто и никогда не ставил задачу облегчить ассимиляцию других этносов. Брахманы, носители идеологии, главные авторитеты в области этики и законодательства, учителя грамоты и духовные наставники, задавали некоторый шаблон и алгоритм поведения, и всякий приспосабливался к ним по мере возможности, а главное, настолько насколько позволяли принятым в систему новичками уже существующие касты (старые или только недавно образованные - а ведь нет, свирепей блюстителя чем свежеобращенный:-). И в том то и штука, что каждый новый член кастового сообщества был в той или иной степени многочисленен и внутренне организованным - клан, а то и целое племя. Именно такие кровнородственные группы и племена, вписанные в кастовую структуру в качестве составляющих ее элементов и сохраняющие черты племенной организации, являют собой сложности, которым до сих пор никому не удается дать однозначного и адекватного определения.



При этом важно помнить, что не было и нет никакого единого для всей страны (или хотя бы только для одной ее части, например, для Севера) унифицированного иерархического списка каст. В каждой области, а часто и вплоть до каждой деревенской общины своя иерархия. Как правило, выше всех брахманы, затем раджпуты (дословно raja puta - царский сын, о них речь еще впереди) т.е. воины и наследники кшатриев, а далее порядок такой: земледельческие, торговые и ремесленные, обслуживающие касты и неприкасаемые. И бывает так что раджпуты стоят выше брахманов по иерархии, например, в пригималайских районах это вполне частое явление, которое в прошлом было обусловлено политически и демографически, а теперь закрепилось в общественном сознании.



Разные племена имели достаточно отличающиеся друг от друга мировоззрения - у некоторых из них был матриархат, у других жесткий патриархат. Кто-то делил вотчину между всеми потомками и потом теснился на клочочках земли, а у кого-то как у того же сложного и неоднозначного образования раджпутов был майорат (право исключительного наследования вотчины старшим сыном) и это вело к постоянному выплескиванию за границы проактивных молодых людей, рвавшихся завоевать свое место. Кстати, у британцев тоже было шутливое присловье, что Империя была создана младшими сыновьями:-)



Часто также понимание западным человеком специфики затрудняется в силу того, что по названию часто сложно определить круг занятий и реальную степень влиятельности представителя той или иной касты. Например, парикмахер - всех бреет, стрижет, лечит всех как фельдшер (схоже с европейским цирюльником, отворявшим кровь, нет так ли?:-), а также помогает всем в устройстве свадеб... А, например, раджпут, может быть далеко не только воином, но и сам себе брахманом, колдуном от бытовой до прикладной боевой магии, да и вообще специалистом широкого профиля:-)

 

 

Все касты и готры ведут свое происхождение от различных персонажей той или иной степени реальности. Вот дивный пример генеалогической легенды.
После того как легендарный Парашурама, легендарный брахман-воитель, который никогда не расставался с боевым топором и по нему и получил свое прозвище, замочил всех кшатриев, даже не доводя до сортира:-) на земле размножились зло и беспорядки. Напомним, что все таки хоть и агрессивны были кшатрии, но именно они осуществляли административные и защитные функции в обществе. Риши Вишвамитра пригласил богов на гору Абу совершить специальный ритуал и воссоздать кшатриев. Первым Господь Индра сделал изображение человека и священной травы дуб, окропил его амритой и положил в огонь. Под рецитацию мантр из огня возникла фигура с булавой в руке, возглашающая "Мар! Мар!" (воинский клич раджпутов "Смерть!" или "Убивай!"). Поэтому создание назвали Парамара или Прамар. затем Брахма сделал фигурку из своего дыхания, бросил в огонь и под соответствующие мантры из огня возникла фигура с мечом в одной руке и с Ведами в другой, а на плече ее висел священный брахманский шнур:-) - это был Чаулукья. Затем к делу приступил Рудра - у него получилась черная грубоватая фигура с луком. Существо к тому же еще и поскользнулось и чуть не упало. Боги нахмурились, расценив это как недобрый знак, и определили его привратником, назвав Пратихара (можно перевести как хранитель врат). Однако сразу видно, что легенда поздняя и перетолкованная.
1) лук это высшее оружие в индийской и много каких других цивилизациях.
2) Гневная ипостась Бога - в данном случае приведен ведический Рудра, в таких случаях почитается высшей, а хранитель врат, или как вариант - обращаемые врата (движение прати - не зря слышится в русском слове противоход) это символизм как минимум прикладной боевой магии, а как максимум владением пространством и временем.
Впрочем, вернемся от этой привлекательной интерпретации к самому тексту.



Четвертым приступил к акту творения Вишну. Он сделал подобную себе четырехрукую фигурку и из огня вышел воин с оружием во всех четырех руках, которого так и нарекли - Чаухан (четырехрукий). Эти герои были посланы богами спасти страну, и преуспели в этом. В одной из своих вариаций эта история включена в текст Рамаяны. И можно истолковать это как свидетельство того, что некогда существовал обряд очищения огнем для иноземцев, которые принимали кастовую систему. Высказываются также предположения, что раджпутские кланы Агникула были признаны кшатриями достаточно поздно и лишь в благодарность за их борьбу с мусульманскими завоевателями в защиту индуизма.



Чуть ранее - в X-XI вв. этническая общность гурджаро-джато-раджпутов в процессе слияния с местным населением и включения в орбиту индийского традиционного общества через принятие индуизма с его системой каст дала повсюду в Северной Индии раджпутские касты кшатрийского уровня, включая не только территорию современного Раджастхана, но и современного Уттар Прадеша и пригималайских районов. Для этого раджпутам вовсе не обязательно было расселяться по стране большими группами - достаточно было небольшого военного отряда раджпутов, приносивших идею, что воины-правители - это особая каста, статус которой по определению кшатрийский...

 

Главная особенность системы социальной организации индийского общества проявляется в том, что социальные группы разных уровней можно квалифицировать одновременно и как семейно-родственные группы вплоть до племени, и как кастовые. Например, если вы спрашиваете раджпута, кто он, он всегда ответит к какой Куле, какой Линии он принадлежит, к какому кхампу (клану) и где живет. А если вы спросите, за кого он отдаст свою дочь замуж, он будет объяснять вам сложные брачные расчеты в кастовой терминологии и называть кастовые подразделения с историей, в которые входят он сам и его потенциальный сват. Эти группы в кастовом сообществе взаимно пересекаются и очень осложняют анализ общественной структуры не только для западного исследователя, но и для самих индийцев. Досконально разбираться в этом призваны специалисты по генеалогии, принадлежащие к особым кастам - бхат и чаран. Познания и умения их считаются настолько важными, что они никогда не остаются без работы:-) Фиксируется все, что имеет отношение к семье, роду, истории взаимодействия родов между собой и вовне... В случае с раджпутами началом каждой генеалогической линии это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых Линий или Династий (санскритский термин - вамша)

- Сурьявамша (Рагхувамша) - Солнечная Линия
- Чандравамша (также Сомавамша и Индувамша) - Лунная Линия
- Агнивамша (Агникула) - Огненная Линия
- Нагавамша - Змеиная Линия.

Чаще всего приводится именно такая схема, причем Змеиная Линия исчезающе мала и сейчас практически не встречается ее представителей. Стоит обратить внимание при этом, что в данном случае, видимо, более старая классификация изменилась на новую - трехчастную, в которой отразилась  троичная структура огня небесного как солнца и луны и огня земного.


Считается, что все представители Солнечной Линии происходят от Божественного героя Рамы; Лунные - от Юдхиштхиры или Кришны; Что характерно история Линии Нага как-то теряется...
Традиционные хроники раджпутов, которые называются вамшавали, возводят происхождение Солнечной Линии к внуку Солнца Икшаваку, а Лунной Линии к Буддхе (Меркурию), который считается внуком Сомы (Луны). Но так далеко уходят Солнечная и Лунная Династии ведических кшатриев, а современные раджпуты их укоротили до "несколько более реальных предков" Они считают Будду Гаутаму тем самым Буддхой-Меркурием и возводят один из родов к нему, тем более что как раз Будда был кшатрием по происхождению:-)



Генеалогические Линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются Кула. Этих Кула очень много, но среди них особо выделяют 36 т.н. "царских" - гухилот, Яду, Томар, Ратхор, Каччваха, парамара, Чаухан, Чаулукья-Соланки, Гухия, Дахария и др. В наше время их часто можно встретить в качестве фамилии в семьях на первый взгляд далеких от царских раджпутских веяний. Но это только на первый - родовая память хранит все, и вам очень много чего могут рассказать, при умении задавать вопросы и слушать.


Каждая Кула имеет свое божество покровителя - Кул Деви (Богиня Мать Кулы). Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные ритуалы.
Например, некоторое время назад по рунету прокатилась волна интереса к Храму Карни-Мата в Меваре, называемому также Храм крыс (один из материалов в туристическом блоге)
Так вот, кроме рассказанных в этом постингах историй вариантов возникновения этого культа есть и еще теория о том, что крыса (мышь) это родовой тотем кулы Гухилот. По истории клана его основатель Гуха был рожден в пещере (о чем, кстати, и говорит его имя), крысы были его первыми помощниками и друзьями, а их предводительницей была Богиня, принявшая такую форму для покровительства будущему герою.



Интересный случай описывается в истории Кулы Каччваха. Когда кула еще только отвоевывала свое место в бесчисленных сражениях с местными племенами, то однажды битва была настолько жестока, что многие погибли, а оставшиеся лежали раненные или обессиленные на поле боя и медленно умирали под палящим солнцем. И тут они увидели в небе над собой корову - в такой форме явилась им Богиня. Она напоила их своим молоком и омыла их раны, отчего они оживились телом и духом. Восстали, продолжили сражаться и победили. А Богиня, представшая пред ними, сказала, что она являлась покровительницей местного племени мина, но устала от них т.к. они небрежны в поклонении Ей и не слушают Ее. С тех пор кула Каччваха обрела небесную покровительницу Джамваи Мата...

 

Всё вышеизложенное не может не навести на более глубокие размышления о племенной природе каст. А помогут нам в этом материалы из книги Дебипрасада Чаттопадхьяи «Локаята даршана».

 

«В свое время были сделаны попытки объяснить особенности кастовой системы на основе брахманской литературы, в частности дхарма шастр. Хотя из числа современных авторитетов Датта и другие все еще склонны придавать большое значение брахманским теориям происхождения каст в том виде, в каком они преподносятся, например, в законах Ману, все же в целом доверие к брахманской версии объяснения кастового строя ныне утрачено, ибо брахманская теория не соответствовала тому, что представляли собой касты в действительности

 

Фик говорил, что хотя брахманские теории находятся в тесном взаимодействии с фактами и действительными условиями, однако они пропагандируются вне связи с фактами и как таковые не дают нам картины действительных социальных условии. Касаясь теории Ману о четырех кастах и о других смешанных кастах, он сделал следующее замечание.

 

"С первого взгляда становится очевидным, что мы не можем найти в ней правильную картину действительного положения вещей. Однако не трудно увидеть, как развилась такая система. Названия особых смешанных каст очень ясно указывают на тот материал, из которого построена система. Повсюду мы встречаемся или с географическими, или с этническими связями, с названиями стран и народов, которые дают им (кастам) их отличительные имена, как, например, магадха, нишада, вайдеха, амбаштха, малла, личчхави и чандала. Наряду с этим в значительно меньшей степени названия определяются профессиональными категориями, например: сута – возница, вена – мастер, изготовляющий свирели, ната – танцор, кайварта – рыбак. Самостоятельное существование этих и подобных им групп, обособленных от арийского общества в силу презрения, которое выражалось к их происхождению и занятиям, было слишком очевидным, чтобы стало возможным игнорировать их и подвести их под какую-либо одну из четырех каст. Рамки теории были расширены, и смешанные касты путем совершенно произвольного объяснения происхождения их родов и профессиональных групп были добавлены к четырем первоначальным и признанным кастам"


когда мы стараемся понять в свете современной действительности действительность ранних периодов, то нас больше всего поражает тот факт, что племенная организация, в особенности среди отсталых народов Индии, не всегда четко отграничена от кастовой организации. Это ясно видно из самих заглавий книг, написанных об этих отсталых народах. Эти заглавия обычно содержат оба слова: "касты" и "племена", свидетельствуя о том, что самим авторам не всегда бывает ясно, где проходит граница между племенем и кастой. Кроме того, в докладах о переписи неизменно имеется специальный том, в котором приводятся данные об отсталых народах. Такие тома носят название "касты и племена". Очевидно, чиновники, ведавшие переписью, не всегда знали, как можно ясно отличить одно от другого.

 

Это явление свойственно не только современности. Даже авторы наших традиционных сводов законов и других работ не знали, как именовать определенную группу отсталого народа – кастой или племенем. Об этом наглядно свидетельствует та произвольность, которая часто обнаруживается в использовании слов, служащих для обозначения того или иного коллектива людей. Мы здесь ограничимся лишь несколькими примерами. Ману описывал личчхави как низшую смешанную касту, но из других источников, в особенности буддистских, совершенно очевидно следует, что это слово являлось названием племени, входившего в конфедерацию вадджи. Он же смотрел на амбаштха как на людей низшей касты, отцом которых является Срахман, а матерью – вайшья, но "Махабхарата" описывает людей амбаштха как племя. Такое же положение было и с угра. Фик показал, что это слово могло быть только названием древнего племени, но брахманы в своих трудах называли людей угра низшей кастой и в соответствии с общей брахманской тенденцией старались приписать им явно вымышленную и разнородную в кастовом отношении генеалогию. Подобно этому, "у Гаутамы карна – это смешанная каста, а у Ману – название племени". Все это показывает, что древние авторы, как современные чиновники, проводившие перепись населения, не всегда ясно представляли себе, как следует называть определенную группу отсталого народа – кастой или племенем. Отсюда с полной очевидностью вытекает, что кастовая организация начиная с раннего периода содержала и все еще содержит весьма значительные остатки племенной организации.

 

Справедливость данного положения доказывается не только обстоятельством, что слова "каста" и "племя" часто употреблялись и употребляются сейчас в одном и том же значении. В действительности же это положение подтверждается более глубокими фактами, чем характер терминологического использования слов. Дело в том, что структура кастовой организации при должном анализе обнаруживает самые явные пережитки племенной организации общества.

 

Племя эндогамно, хотя оно подразделяется на роды, являющиеся строго экзогамными. Все члены рода проникнуты верой в свое общее происхождение, причем прародитель рисуется в их воображении в виде растения или животного, у которого род заимствует свое название. Наконец, совет является важной чертой древнего общества: все дела рода вершит его совет, и существует также совет племени, власть которого распространяется на всех членов племени. Изгнание из племени представляет собою главную форму наказания в племенном обществе.

 

Мы упомянули эти черты племенной организации по той причине, что они представляются основными чертами кастового строя.»


Интересующихся подробностями я отсылаю к главе второй этого замечательного исследования в его полном варианте. А мы продолжим далее чуть менее научное, но от того не менее достоверное повествование:-)

 

Как результат мы можем обнаружить, что касты не являются исключительно индуистской системой, а как племенное наследие пронизывают всю жизнь индийских народов вне зависимости от вероисповедования.

 

Касты у христиан.

 

Кастовая система у христиан Индии является аномалией для христианской традиции, однако в то же время имеет глубокие корни в собственно индийской традиции и является своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Христианские общины Индии заимствовали и видоизменили индуистскую кастовую систему. Дискриминация по отношению к низшим кастам или социальным группам среди индийских христиан также во многом напоминает дискриминацию, распространённую в индуизме по отношению к низшим кастам. Существуют свидетельства того, что христиане имеют определённую социальную мобильность в пределах своих каст. Тем не менее, в ряде случаев, социальные традиции приводят к сохранению существовавшего кастового деления, в связи с чем среди индийских христиан и существует кастовая сегрегация. Около 60-80 % христиан Индии принадлежат к касте «далитов» (неприкасаемых) или к другим низким кастам.


В бывшей португальской колонии Гоа португальские католические миссионеры проводили массовые обращения с XVI века. Обращение происходило целыми деревнями, поэтому новообратившиеся сохраняли свою социальную структуру, и как следствие, также кастовое разделение. В свою очередь, колонизаторы, в том числе инквизиция, не пытались как-либо вмешаться, чтобы противодействовать сохранению кастового расслоения. Таким образом, бывшие брахманы, обратившись в христианство, стали «бамонн»-ами (именно из этой касты в основном состояли священники), а кшатрии стали дворянством, получившим название «чардос». Вайшьи, обратившись в христианство, стали «гауддо», а шудры — «судир»-ами. Наконец, далиты (неприкасаемые) после обращения стали «махара» и «чамар». Христиане высшей касты требуют, чтобы только их община имела право занимать должности в Пастырском совете Католической церкви Гоа.



Некоторые этнические группы, не являющиеся христианами (например, маратхи) включаются христианами в христианскую касту «чаддхо».


В штате Керала существует целый ряд древневосточных и восточно-католических церквей, придерживающихся западно-сирийского, восточно-сирийского и реформированных на их основе обрядов (Сиро-малабарская католическая церковь, Сиро-маланкарская католическая церковь, Маланкарская православная церковь и др.); а также католики латинского обряда.



Христиане сирийских обрядов обычно эндогамны и не заключают браки с представителями других христианских каст. Также в Керале очень редко встречаются браки между христианами латинского обряда и «новыми христианами» (обратившимися в XV и XVI веках); последние до обращения в основном принадлежали к кастам, основным занятием которых была рыбная ловля.


Христиане сирийских обрядов исторически восходят к общине, известной, как христиане апостола Фомы (по преданию основанной апостолом Фомой). По традиции, они происходят из касты «намбудири». Критики возражают, что эти аргументы были придуманы в более поздний период, чтобы обосновать свой привилегированный статус в кастовой системе Индии. Самые ранние упоминания о касте «намбутхири» (намбудири) в штате Керала относятся к VII веку, тогда как Апостол Фома, согласно преданию, принёс христианство в Индию ещё в I веке н. э. Согласно ряду источников, христиане сирийских обрядов находятся в социальной иерархии на уровне «наиров» по линии матери, но ниже «намбудиров» по линии отца, тогда как другие источники помещают их даже ниже наиров, как грязную касту в ряде регионов. В результате действий Христианского миссионерского общества в 1880-х годах, направленных на защиту прав новообращённых в «новые христиане», принадлежавших к низшим кастам, когда им требовали придать равный статус с христианами сирийских обрядов (и часть из них присоединилась к этим общинам), и без того хрупкие связи «сирийцев» с высшими кастами были окончательно разрушены. Отношение индуистских фундаменталистов и индусов высших каст к «сирийским христианам» как к «грязной касте» и запрет «сирийским христианам» входить на индуистские храмовые земли, а также стремление «сирийских христиан» добиться статуса «саварна» — всё это привело к массовым случаям нападений на них и столкновений с соседями из более высоких каст.


Антропологи отмечают, что кастовая система в штате Керала намного более поляризована, чем среди индусов в близлежащих землях, поскольку индийские варны делятся на множество мелких «джати», а христиане Индии — на небольшое количество социальных групп. Статус сохраняется, даже если человек переходит из одного течения христианства в другое (например, из восточно-католической церкви в древневосточную).


Индийское законодательство не предусматривает привилегий для христиан, принадлежащих к касте «неприкасаемых», поэтому ряд христианских активистов требуют для них тех же социальных гарантий и квот, что предусмотрены для «ущемлённых каст» индусов, буддистов и сикхов.



Исламские касты Индии.



Касты у мусульман Индии - своеобразная система социальной иерархии, возникшая в эпоху Империи Великих Моголов как компромисс между индуистскими и исламскими традициями. Термин «касты» в исламских обществах не используется. «Исламские касты» — система существенно более мягкая, чем касты в индуизме, допускающая переходы из одной социальной группы в другую. С другой стороны, такая система находится в прямом противоречии с Кораном, осуждающим неравенство по какому-либо внешнему признаку.



При Великих Моголах территория Индостана контролировалась правителями, принадлежавшими к мусульманской религии, и они всячески поощряли обращение населения в ислам (см. Исламский период в истории Индии). Тем не менее, они не могли сразу изменить традиционный уклад жизни, поэтому местный ислам впитал в себя в изменённом виде многие традиции индуизма, в том числе и несколько изменённую кастовую систему. Самый высокий статус имеют «ашраф» — те, кто ведёт свой род от арабов, в то время как «аджлаф» — потомки обратившихся в ислам индусов — имеют более низкий статус.



Йогиндер Сиканд отмечает, что первоначально исламское общество в Индии пыталось строго следовать традиционному для ислама принципу равенства независимо от происхождения, но впоследствии вернулось к традициям индуизма, в том числе и к кастовой стратификации. Иными словами, объяснять кастовую систему в Южной Азии одним лишь тем фактом, что местные мусульмане обратились в ислам из индуистов, нельзя (обычно новообращённые, напротив, резко порывают с прежними традициями) — более вероятным следует считать фактор влияния местных условий и традиций.


Помимо деления на «ашраф» и «аджлаф», при котором ашрафы претендуют на более высокий статус, исходя из своего иностранного (арабского или турецкого) происхождения, среди «аджлафов» существует более подробное деление на профессиональные касты.



Местные улемы (толкователи шариата) дают религиозное обоснование кастового деления на основании концепции «кафаа» (kafa’a). Классическим примером является произведение Fatawa-i Jahandari, которое написал средневековый турецкий автор Зияуддин Барани, член суда Мухаммада бин Туглака из Туглакской династии султаната Дели. Барани был ярым приверженцем кастовой системы и рассматривал ашрафов как более высоких по сравнению с аджлафами. Он делил мусульман на классы и подклассы. По его схеме, все высокие должности и привилегии были монополией высокородных турок, но не мусульман индийского происхождения. Даже интепретируя стих Корана «Воистину, благочестивые среди Вас имеют наибольший почёт перед Аллахом», он считал благочестие качеством, связанным с благородным происхождением. Барани прямо указывал, что «сыны Мухаммеда» (то есть ашрафы) должны иметь более высокий социальный статус, чем «низкородные». Он полагал, что кастовая система должна регулироваться системой государственых законов («заваба»), и при вступлении в конфликт с шариатом должна имет приоритет. Барани полагал, что аджлафы не должны иметь права на образование, в противном случае они узурпируют преподавание, которое по праву принадлежит ашрафам.



Помимо «ашраф» и «аджлаф», среди местных мусульман существует также каста «арзал», которую противники кастового деления (например, Амбедкар) считали аналогом индийских «неприкасаемых». Термин «арзал» обозначает «падший», и данная низшая каста, в свою очередь, подразделяется на подкасты (Bhanar, Halalkhor, Hijra, Kasbi, Lalbegi, Maugta, Mehtar и др.)Группа «арзал» была выделена при переписи 1901 г. в Британской Индии как те, «с которыми прочие мусульмане не хотят иметь ничего общего, и которым запрещено входить в мечеть или использовать общественные кладбища». На них возложены такие ритуально нечистые профессии, как уборка трупов и ассенизация.



В некоторых южноазиатских странах известна группа «квом» (Quoms). Данная каста считается низшей, поскольку её члены занимаются ассенизацией. Исследования бенгальских мусульман в Индии показывают, что понятия «чистоты» имеют хождение в межгрупповых отношениях, и относятся именно к социальной группе человека, а не к его финансовому состоянию.


Среди низких по статусу мусульманских общин известны: ансари, кунджра, чурихара, дхоби и халалкхор. Среди высших исламских каст известны: сайед, шейх, патан, хан и маллик. Данное кастовое расслоение коррелирует с данными, полученными генетиками.


Отчёт Комиссии Сачара, составленный по поручению Правительства Индии в 2006 г., документально подтверждает продолжающееся расслоение мусульманского общества. В январе 2008 г. организация Akhil Maharashtra Muslim Khatik Samaj подала в суд иск о защите публичных интересов, требуя создания кастовых квот для мусульман в Индии, основанных на рекомендациях комиссии Сачара.



Взаимодействие между «унчи зат» (высшая каста) и «ничи зат» (низшая каста) регулируется отношениями типа «патрон-клиент». Эта система отношений в индийской традиции называется «джаджмани» (верховенство), более высокая каста называется «джаджман», а более низкая — «камин». После контакта с «камином» «джаджман» должен «очистить» себя, совершив краткое омовение. В индийском штате Бихар отмечались случаи, когда мусульмане высших каст категорически возражали против захоронения мусульман низших каст на одних кладбищах с членами их высшей касты.



В отличие от кастовой системы среди индусов, касты среди мусульман — не жёсткие, допускают перемещение из одной касты в другую. Старая индийская пословица говорит: «В прошлом году я был джулаха (ткач); в этом году — шейх; в следующем году, если удастся урожай, я буду саидом». Имеются и другие данные о том, что касты среди мусульман никогда не были такими же жёсткими и непроницаемыми, как среди индусов. К примеру, процент эндогамных браков (то есть браков внутри своей касты) среди мусульман не превышает двух третей от общего количества.


При нахождении в мечети все мусульмане считаются братьями и членами одной общины — уммы, как говорит Священный Коран.



А что же буддизм? А он тоже не избежал этого влияния. И соответственно буддисты Индии и Непала также разделяются на касты вне зависимости от того, что говорит об этом их Учение.
Вот немного на примере Непала.



Непальская кастовая система с точки зрения Бахунов и Чхетри
Классическая схема - непальская схема
Брахманы - бахуны и тагадхани
Кшатрии - чхетри и тхакури
граница между ними непроницаема

Вайшьи - невари
ганица между чхетри и невари частично проницаема

Шудры - матваи, раи, лимбу, гурунги, магары, таманги, шерпы
граница между ними и невари частично проницаема

Неприкасаемые - ками, дамаи, сарки
граница для них непроницаема



Кастовая система с точки зрения Невари

Исповедующие индуизм Невари, заселяющие исключительно долину Катманду, используют следующую кастовую систему, частично перенятую от неваров-буддистов. Однако кастовая система в общинах Невари не имеет такого значения, как у других народов.

Невары-буддисты - невары-индуисты
Ваджрачарья - Невар-бахун
Сакьябхакшу - Шрешта
Джайпу (и у тех и других это крестьяне работники в долине)

Большинство, в которое входят либеральные бахуны и чхетри и народы без собственных кастовых систем, рассматривают следующую иерархию, значимую для религиозного ритуала:

chokho jaat (Чистые Касты) / pani nachalne jaat (Неприкасаемые Касты)
На практике случается, что принадлежность к кастам связывают с материальным благополучием, то есть бедных причисляют к неприкасаемым, а богатых — к высшим кастам. Это приводит к тому, что иностранцы европейского происхождения, которые не индуисты, и должны поэтому причисляться к неприкасаемым, причисляются к высшим кастам, однако, когда речь идет об отношениях, связанных с ритуальными действиями, с ними обходятся как с неприкасаемыми. В частности, речь идет о ритуалах, связанных с водой и приготовлением риса.

 

После рассмотрения каст по племенным и религиозным признакам посмотрим немного на профессиональное деление, о котором столь много говорится. Преувеличивается его значение, но совсем пренебрегать этой специализацией нельзя. Итак, несколько примеров для Северной и Южной Индии.

 

Парикмахер. (Касты: хаджджам, най, нхави, напит и др.) Парикмахеры состоят из многих каст и имеются в большинстве индийских деревень, поскольку их услуги необходимы для поддержания чести и чистоты двора, где живет семья, принадлежащая к высокой касте. Индусский цирюльник не только бреет, стрижет и делает маникюр клиенту, но также обслуживает празднества и убирает после них, помогает священнослужителю при свадебных церемониях и обряжении покойника, а также выполняет множество других важных дел. Парикмахер-мусульманин или хаджджам, как правило, производит обрезание мальчиков. Лица этой профессии могут выступать в качестве камердинера, посыльного или свахи, а их жены оказывают подобные услуги женщинам. Парикмахеры посещают множество домов и пользуются славой сплетников и льстецов. В некоторых районах Северной и Восточной Индии их относят к высоким кастам, и сами они считают себя брахманами или кшатриями; в других районах их причисляют к низшим кастам.

 


Кузнецы. (Касты: лохар, камар и др.) Кузнецы монополизируют услуги, без которых не обойтись крестьянину. Нередко они приписывают себе божественное происхождение и статус брахманов. Их претензии признаются редко, потому что для крестьян-индуистов железо таит в себе силу черной магии, и кузнецы вызывают либо благоговейный страх, либо презрение, так как в них видят хозяев дьявольского металла. Кузнецами бывают и магометане, и индусы, причем последние подразделяются в зависимости от типа применяемых мехов, которыми раздувают горн, или по каким-то другим подобного рода основаниям.

 


Брахман. Этот термин несет иную нагрузку, нежели названия профессиональных каст, ибо все брахманы повсюду в стране остаются "брахманами", и отдельные бытующие названия, вроде сарасват, гаур, канауджья, майтхил и уткал, относятся главным образом к местностям или религиозным сектам. Десятки охватывающих духовную элиту каст, которые известны под общим именем "брахман", составляют ок. 5% всего населения Индии. Однако они обладают большим влиянием, что объясняется интеллектуальной специализацией и принадлежностью к высшим кастам. Брахманы всегда оказывались среди видных чиновников, литераторов и мыслителей, они часто относились к разряду помещиков, иногда становились полководцами и царями. Внутри каждой брахманской касты обычно отделяют тех, кто пошел по линии наследственной духовной профессии, от тех, кто делает светскую карьеру. Среди брахманов-священнослужителей существует дальнейшая градация; выше всех стоят ученые богословы и философы, на ступеньку ниже домашние семейные духовные наставники, еще ниже жрецы в храмах, и последнюю ступень занимают служители культа, которые отправляют похоронный ритуал или совершают религиозные церемонии для членов низших каст. Все брахманские касты при выполнении обрядов и служб опираются на древний санскрит. Друг от друга эти касты отличаются используемыми языками и диалектами, проживанием в разных регионах, связью с разными сектами, обладанием "собственными" книгами священных вед, заучиваемых на память и т.д. Члены этих каст в Кашмире едят свинину и баранину, в Бенгалии и Гоа - рыбу, но брахманская культура в целом признается в качестве модели ортодоксального индуизма, его ритуалов и учености. Брахманы традиционно почитаются как существа божественного происхождения.
Плотник. (Касты: бархай, кхати, сутар и др.) Он изготавливает и чинит деревянные плуги, повозки, деревянные компоненты жилища, мебель (когда она имеется). Комплекта инструментов для работы с деревом в деревне нет ни у кого другого: плотник выполняет дело, являющееся его наследственной монополией. Почти все плотники заявляют, что их род происходит от бога созидания Вишвакармана. Многие носят священный шнур, ведут более или менее строгий образ жизни и претендуют на статус брахманов. Несмотря на то, что эта их претензия не пользуется широким признанием, кастам плотников обычно присущ высокий статус. В современной Индии многие члены этих каст заняты на промышленных предприятиях.

 

Рыбак и лодочник. (Касты: бхой, багди, джалия, кайбартха, коли, маллахи и др.) Формирование этих каст происходило на базе автохтонного населения. Среди них багди, джалия и кайбартха пользуются известностью в приморском штате Западная Бенгалия, маллахи - на равнине Ганга, бхои и коли - в Западной Индии. Из их среды рекрутируется также перевозчики и лодочники. Обнаруживается частичное совпадение с занятиями более высоких каст водоносов, однако в целом рыбацкие касты, поскольку они сопричастны к лишению жизни живых существ, стоят в одном ряду с другими низшими кастами.



Козопас и овцевод. (Касты: дхангар, гадария и др.) Выпас животных возможен на малоценных землях многих деревень, а также в менее населенных и засушливых районах в целом. От животных получают не только руно, но и баранину и козлятину, потребляемую мусульманами и невегетарианским большинством индусов. Содержание мелкого рогатого скота, как и крупного, обычно сочетают с занятием земледелием. Однако социальное положение членов указанных каст, как правило, ниже, чем у тех, кто занимается разведением коров.

 


Кожевник. (Касты: дхор, чамар, чамбхар, махар и др.) Живой крупный рогатый скот для индусов высших каст - это самые священные животные, мертвый скот - самые оскверняющие. Поэтому к числу наименее престижных кастовых занятий относится уборка останков падшего скота. Одну из особенно крупных кастовых групп в Индии образует множество различных эндогамных каст кожевников, называемых общим именем "чамары". Чамары сдирают с животных шкуру и очищают скелет, дубят кожи, изготавливают обувь и кожаные ведра и т.д. За чамарами укрепилась репутация поедателей мертвечины, хотя теперь они обычно утверждают, что в последнее время оставили эту практику ради получения более высокого статуса. Традиционные касты кожевников составляют существенную часть трудовых ресурсов в Северной Индии, в том числе значительную прослойку городского рабочего люда. Кастовое размежевание между кожевниками нередко повторяет профессиональное разделение труда. Например, в Махараштре уборщики и обработчики скелета - члены большой касты махаров, торговцы костями - манги, дубильщики кож - дхоры, а сапожники - чамбхары.

 


Торговец. (Касты: арора, банья, бохра, кхатри, кходжа, лохана, махаджан, марвари, вани, ванья и др.) Члены торговых каст представлены во многих деревнях и занимаются ростовщичеством и операциями с зерном, в городах же они выступают как поставщики всех видов товаров. Несмотря на территориальную дифференциацию, на севере Индии касты купцов-индусов подпадают под обобщающий термин "банья" или, много реже, "махаджан", тогда как мусульманские торговые группы известны как кходжа и бохра. Все эти касты обладают, как правило, очень высоким социальным статусом, однако их претензии, по индусской линии, на отождествление с древними "дваждырожденными" сословиями формулируются весьма неоднозначно. Большинство индусских и джайнских торговых каст характеризуется аскетизмом, приверженностью вегетарианству и набожностью. Их члены занимают видное положение в банковском деле, административном аппарате, в сфере промышленности.


Гончар. (Касты: кумхар, кумбхар, кумор и др.) Мастеров из многих имеющихся региональных каст обычно отличают по типу гончарного круга, которым они пользуются, и по виду домашнего животного, на котором перевозят продукцию (чаще всего им бывает осел). Гончары, занимающие в каждом конкретном районе место где-то в середине кастовой иерархии, с гордостью проводят аналогию между своей работой и созидательным божественным трудом. В то же время их товары необходимы широкой массе крестьянских дворов. Индусская праздничная трапеза порождает потребность в одной-двух единицах посуды одноразового пользования (если посуда не металлическая) для каждого из присутствующих. Гончары-индусы удовлетворяют эти запросы, изготавливая по очень низкой цене сотни неглазированных, без ручки, чашек, которые можно использовать один раз и выбросить; мусульмане специализируются на производстве более долговечных изделий. Гончары встречаются не в каждой деревне и стараются обосноваться там, где имеется нужная им глина.

 


Нищенствующий монах. (Касты: байраги, факир, госаин, косвами, джоги и др.) Милостыня приносит ее подателю божественное благословение, вне зависимости от вероисповедания и кастовой принадлежности его самого и ее получателя. Факирские касты охватывают как индусов, так и мусульман, байраги включают вишнуитов, другие касты - приверженцев второго направления в современном индуизме, шиваизма. Небольшие по численности, но делящиеся на множество сект и, видимо, отличающиеся пестротой происхождения, касты подобного рода встречаются повсеместно, во всех областях Индии, и часто занимают скромное, но почетное место в жизни деревенской общины. Многие нищие на улицах индийских городов отнюдь не принадлежат к традиционным категориям нищенствующих монахов - это одиночки из других каст, вынужденные изменить своей традиционной профессии.

 


Мусорщик. (Касты: бханги, чандал, чурха и др.) Как уборщики мусора, помоев и фекалиев из домов и с улиц, эта наиболее оскверненная группа каст находится на самом дне индусской иерархии. Мусорщики часто жалуются на то, что происходят из очень высоких каст, но в какой-то момент случайно были осквернены. Считается, что они занимаются черной магией и обладают способностями медиумов. Часто они поклоняются богине-матери, занимающей нижние места в индуистском пантеоне. Мусорщики наиболее преуспели как уборщики ночных нечистот в городах и поселках, слишком бедных, чтобы построить канализацию.

 


Писец. (Касты: каяштха, прабху и др.) "Бюрократические" профессии существовали с самых древних времен, но специализированные касты канцелярских служащих появились только в конце долгого периода мусульманского господства. Поддерживаемые кастами писцов мифы об их происхождении говорят о том, что они сложились на основе брахманских и других индусских каст высокого статуса, которые оказались настолько неортодоксальными, что пошли на тесное сотрудничество с правившими Моголами. За последние столетия многие писцы стали богатыми помещиками. Члены данной касты занимают крепкие позиции в администрации и во всех современных профессиях, требующих определенного уровня образования, но их доля в общей массе населения невелика.

 

Портной. (Касты: дарзи, шимпи и др.) В Древней Индии не пользовались шитой одеждой. Старинное платье состояло из отдельных кусков ткани, которой обвертывали тело. Но неоднократные нашествия из Средней Азии плюс влияние ислама и Запада способствовали тому, что рубашки, майки, пиджаки и сшитые шапки и в меньшей степени брюки сделались привычным элементом мужского гардероба. Касты портных, и мусульманские, и индусские, складывались медленно, на протяжении столетий, и процветали всякий раз, как менялась мода. По-видимому, в касту портных приходили или переходили, среди прочих, торговцы текстилем и набойщики тканей, и статус портновских каст определяло прежнее положение их членов.

 


Стиральщик белья (прачка). (Касты: дхоби, парит и др.) Хотя всякий в состоянии попытаться восстановить чистоту своего заношенного платья, широко распространено мнение, что для стирки одежды, которую надевала и, следовательно, осквернила женщина во время месячных, необходимо пригласить стиральщика (точнее, его жену). Члены этой касты выполняют также ряд обязанностей в специальных церемониях: очищении дома после рождения ребенка, символической защите идола во время процессии, массировании маслом жениха и т.п. Стирающие белье составляют десятки каст, отличающихся иногда способами его кипячения, глаженья и т.п. (техника массажа у всех одинаковая). В южных областях Индии они занимают среднее место в кастовой структуре, в которой располагаются выше парикмахеров, а на севере страны, где к ним реже прибегают для почетных церемониальных услуг, ставятся намного ниже, непосредственно над кожевниками и неприкасаемыми мусорщиками.


Водонос. (Касты: бхисти, дхимар, джхинвар, кахар и др.) Касты, которые традиционно занимаются доставкой воды в дом, считаются "чистыми" слугами и находятся на средней или выше средней ступени иерархической лестницы. Водоносы-мусульмане пользуются козьими мехами, водоносы-индусы - только глиняными или металлическими сосудами. Многие из этих каст в Северной Индии предоставляют ряд других услуг, которые так или иначе связаны с их прямым ремеслом: носят паланкины в процессии, выращивают водяные каштаны, служат перевозчиками на реках, иногда промышляют рыболовством. Джхинвары - каста водоносов в штате Пенджаб, дхимар и кахар - в долине Ганга.

 


Крестьянин. (Касты: бант, кург, камма, надувар, найяр, оккалига, реди, веллал, велами и др.) Возделывание земли не является монополией какой-то одной группы каст, и пахотные угодья многих деревень Южной Индии поделены между разными кастами, которые придерживаются сходной агротехнической практики. Но определенные касты, особенно те, которые имеют высокий социальный статус и обладают большим политическим весом, традиционно остаются главными собственниками земли. Члены этих каст презрительно относятся к любому физическому труду, кроме хлебопашества. В штате Андхра-Прадеш касты реди, кама и велами вовлечены в обработку основной части возделываемых площадей. В Карнатаке сходное положение с оккалигами, в округе Южная Канара того же штата важной земледельческой группой являются банты, а в штате Керала - найяры. Поскольку во многих частях Южной Индии не встречаются настоящие касты кшатриев, землевладельцы из среды крестьянских каст располагаются в иерархии каст сразу за брахманами, и на протяжении веков из их рядов выходили правители и местные вожди. На уровне брахманов влияние санскритских традиций породило единообразие ценностей и обычаев на всей территории Индии. Однако не утратили силы различия между господствующими на местах крестьянскими кастами. Так, реди, велами, курги и веллалы придерживаются патриархальной семейной организации, а у найяров и бантов наследование имущества осуществляется по материнской линии. Семейная система найяров отличается в некоторых отношениях от ортодоксальной индуистской. До недавнего времени общепринятым обычаем у них была полиандрия, а легкость развода и повторный брак вдовы остаются нормальным явлением, в то время как в других местах подобная практика явно осуждается высшими индусскими кастами.

 

 

Виноделы. (Касты: гамалла, идига, изхаван, шанан, тьян, ята и др.) Во многих местностях Южной Индии самый популярный напиток - сок пальмы, который пьют и свежим и перебродившим; заготовка этого сока - традиционное занятие каст, составляющих в некоторых районах заметную часть населения. Обычно виноделы не имеют собственных деревьев и работают вместе с лавочниками, которые вносят плату за аренду и акцизные сборы. Часто виноделы просто нанимаются к ним на сезонную работу. Некоторые из более крупных каст виноделов, как тьяны на Малабарском берегу (штат Керала), занимаются также земледелием или отдельными видами ремесел. Поскольку брахманы и другие высшие касты отрицательно относятся к употреблению алкогольных напитков, кастовый статус виноделов невысок. В Керале существует официальное правило, по которому изхаванам отводится самое низкое положение в обществе. В то же время отдельные тьяны на Малабарском берегу в период британского господства достигли почетного положения и пользовались уважением. Впрочем, это не улучшило ситуацию в отношении места их общины в иерархической социальной структуре.

 


Каменщик и землекоп. (Касты: одде, ваддар и др.) Каста бродячих землекопов, рабочих каменоломен, прудокопателей, проходчиков колодцев и дорожных строителей разбросана по всей Южной Индии. Веками говорящие на телугу ваддары, встречающиеся в наши дни на юге до района Мадурая в Тамилнаде, всегда активно участвовали в сооружении фортификаций, проведении ирригационных работ, прокладке железных и прочих дорог. В кастовой иерархии они стоят сразу перед неприкасаемыми, их жизненный уровень тоже очень низкий. Большинство общин ваддаров не располагает постоянными поселениями и имеет в своем распоряжении примитивные хижины, расположенные недалеко от места работы.

 


Вор и грабитель. (Касты: каллар, корава, маравар и др.) Несколько каст называют "преступными", и до недавнего времени они находились под полицейским надзором. Часть из них все еще не оставила склонности к воровству и мелким правонарушениям. Однако есть и другие, которые даже называются каллары ("воры"), но теперь перешли к земледелию, и за ними известны лишь отдельные случаи мелких краж. Каллары, одна из самых многочисленных каст южного Тамилнада, давно уже перешли к оседлому образу жизни. У них сохранились некоторые воинственные традиции, и их иногда нанимают сторожами, поскольку знакомство с воровскими приемами помогает им охранять чужое имущество. Маравары, компактно живущие в штате Тамилнад, одно время были профессиональными грабителями и наемниками, но и они с годами обратились к земледельческим занятиям.

 

 

Необходимо также отметить, что касты не являются строго индийским феноменом, они распространены гораздо шире по миру. Причем как в тех странах, которые испытали непосредственное влияние Индии – как, например, Индонезия, которая в своё время входила в империю Викрамадитьи, так и в тех, которых это влияние коснулось опосредованно – например, Япония. (феномен «эта», «хинин» и «баракумин») Но это уже совсем другая история:-)

 

Надеюсь, что поданная выше информация не просто будет развлекательных чтивом со вздохами о мракобесии и пережитках в отдельных регионах, а послужит материалом для размышления о природе человеческих отношений и лучшему пониманию себя.

 

Различающего и интегрирующего вИдения!

Успешной практики!