|
КИХОН
Кихон 基本 означает «основа, базис, фундаментальные техники". Иногда при записи этого термина используется другой первый иероглиф 起 (お.きる – вставать, подниматься на ноги, начинать), т.е. то, с чего начинают освоение Школы. И в этом случае, и в случае традиционного употребления иероглифа 基, кихон означает «заложить правильную основу", на которой потом можно будет строить технику школы.
Хотя в Катори и не принято выделять т.н. кихон-гата (кихон-но-ката) 基本形, но к таковым безусловно можно отнести положения - камаэ 構え и удары.
Камаэ 構え Камаэ это не просто стойки, это положения готовности, которые определяют последующие действия (в разделах гогё 五教 часть ката именуется по названиям стоек). Также камаэ это промежуточное положение в едином потоке действия 流れ нагарэ (см. подробнее об этом в разделе «базовые понятия»). Каждая камаэ это состояние сознания. Стоит искать ее смысл - размышлять и вчувствоваться, но не нужно зацикливаться на этом. Как писал известный японский мастер дзен школы Сото Сюнрю Судзуки: «Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния. Принять такое положение тела - уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания, нет надобности добиваться какого-то особого состояния сознания». Меч Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна. У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий.
1. 2. 3.
Данное положение характеризуется направлением меча от тандэн 丹田 (центра жизненных сил в нижней части живота) в глаза партнера-противника и положением тела ханми 半身 (букв. пол-тела), т.е. положение, уменьшающее поражающий фактор и усиливающее позицию как в части перемещения, так в части ударов и защит. Меч является продолжением тандэна и фактически оказывает давление на партнера-противника. На фото 2 и 3 показан вариант т.н. катамэ сэйган 片眼正眼 (букв. «в один глаз», «в одну сторону». В этом варианте оказывается давление как при атаке, так и при защите, вытесняя меч партнера-противника и завоевывая центральную линию. Распределение веса в ногах 50/50 - без перенесения на переднюю или заднюю ногу. Пятки находятся на одной линии. Передняя нога направлена четко вперед (и стопа, и колено), а стопа зедней ноги направлена под уголом от 90 до 45 градусов вперед. Также во многих школах эта позиция носит название тюдан-но-камаэ 中段の構え т.е. позиция среднего уровня. Обычно это положение определяют как суй-но-камаэ 水の構え - позиция воды.
Ин-но камаэ 陰の構え - позиция тени, тайная или мягкая позиция. Также позиция ин (кит. Инь) из единства и противоположности 陰陽 ин-ё (кит. инь-ян). Наиболее вероятно, что позицией ё (кит. Ян) для техники меча является син-но камаэ. Позиция характеризуется раслабленными плечами, мягким положением кистей на мече, поворотом тела (и бедер, и плеч) и вертикальным положением меча. Эта камаэ и другие подобные ей используются в синтоистском ритуале очищения мисоги 禊. В других школах это положение часто называется тэнтидзин tenchijin 天地人(небо-земля-человек), символизируя единство неба, земли и человека в синто.
1. 2. 3. 4. 5.
Стоит обратить особое внимание на то, что левосторонняя ин-но камаэ не симметрична правосторонней как это часто бывает в других школах (см. фото 3). В разделе гогё-но-тати
положение меча в ин-но-камаэ меняется на горизонтальное (см. фото 4). Стоит отличать позицию ин-но-камаэ от позиции хассо-но-камаэ 八相(八双)の構 - позиции восьми направлений, в которой меч держится немного по диагонали и в одной и в другой плоскости (см. фото 5). Обычно данное положение определяется как моку-но-камаэ 木の構え - позиция дерева. Положение ин-но-камаэ является исходным для развития удара ёкомэн-учи 横面打 - бокового удара (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах).
Ся-но камаэ 捨の構え - букв. позиция отказа, т.е. уступания, провоцирования соперника на действие. У Сугино использован другой иероглиф. А также говорится о том что стойка происходит от стойки повозки 車. Позиция характеризуется поворотом корпуса и горизонтальным положением меча в расслабленных руках. Меч должен быть сокрыт от патрнера-противника, поэтому стоит обратить внимание на ошибочное положение (см. фото 3). Основные возможные ошибки и рекомендации: а) перенесение веса на заднюю ногу - вес нужно распределять равномерно между ногами 50/50 б) чрезмерное перекручивание тела (см. фото 3) - стойка должна быть выстроена четко по оси на партнера-противника в) вынесение меча за линию тела (см. фото 3) или недоведение до нее - меч должен находиться четко по оси и не должен быть виден партнеру-противнику г) отклонение меча о горизонтального положения - меч должен распологаться по горизонтали с точки зрения техники Школы. В других школах встречается похожая по замыслу камаэ, в которой меч направлен вниз. Например, на фото 4 показана камаэ суйгэцу 水月 букв. водная луна, отражение луны в воде. Ложное раскрытие, анкоку 暗黒 (темнота, действие из темноты) – когда показывается одно, а делается другое. Похожая камаэ есть в Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю и в Итто-рю. В Итто-рю ваки-гамаэ 脇構 одна из пяти основных камаэ по элементам гогё - кин-но-камаэ 金の構 - позиция металла.
1. 2. 3. 4.
Син-но камаэ 真の構え - истинная позиция; здесь именно 真 – правда, истина, но не 深 – глубокий, крепкий, интенсивный, что часто встречается в написании стойки син-но камаэ в других школах. У Сугино использован иероглиф 心 - сердце. Для этой позиции характерны те же ошибки, что и для ся-но-камаэ, и, соответственно, полезны те же рекомендации. Особенность син-но-камаэ разворот ступней. Они не в обычном для всех камаэ школы положении - передняя стопа смотрит на противника, а задняя развернута в диапазоне от 90 до 45 градусов, а обе развернуты примерно на 45 градусов. Это создает более устойчивое положение - фудо дачи 不動立ち т.е. непоколебимую, недвижимую стойку. Фактически, среди камаэ с мечом, именно эта позиция может быть названа ё-но-камаэ 陽の構え т.е. позиция ё (кит. Ян), позиция силы, света. Если воин в доспехах, то это самая защищенная позиция - непоколебимая, но заряженная - готовая для мгновенного действия.
1. 2.
Дзёдан-но
камаэ 上段の構え - позиция верхнего уровня. Характеризуется положением меча под 45 градусов, как бы лежащим на голове или шлеме, когда левая рука касается лба. Характерная ошибка показана на фото 3 - стоит избегать перекрученного положения меча и держать его по оси на партнера-противника как на фото 2. В Ягю Синкагэ-рю эта позиция называется тэн-но-камаэ 天の構え - позиция неба. Это положение обычно определяется как хи-но-камаэ 火の構え - позиция огня.
1. 2. 3. Положение дзёдан-но-камаэ является исходным для развития удара мэн-учи 面打 - фронтального удара (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах).
Гэдан-но камаэ 下段の構え - позиция нижнего уровня. Положение во много идентичное сэйган-но-камаэ, но меч находится на нижнем уровне на центральной оси. Как будто бы был произведен порез из сэйган-но-камаэ с отшагом назад и основным усилием левой рукой. Несмотря на то, что эта позиция выглядит очень открытой, она является одной из самых удобных для различных вариантов продолжений. Обычно это положение определяют как ти-но-камаэ 地の構え - позиция земли.
Гяку гэдан-но камаэ 逆下段の構え - обратная или повернутая позиция нижнего уровня. Как будто бы был произведен порез из сэйган-но-камаэ с шагом назад и основным усилием правой рукой, когда лезвие меча немного разворачивается в сторону, а левая рука старается не мешать правой. Руки перед пахом, а меч защищает центр (см. фото 2) Начинающего и неопытного при переходе в эту позицию могут подстерегать те же ошибки, что и при принятии ся-но-камаэ и син-но-камаэ: а) перенесение веса на заднюю ногу - вес нужно распределять равномерно между ногами 50/50 б) чрезмерное перекручивание тела и как следствие вынесение меча за линию тела - стойка должна быть выстроена четко по оси на партнера-противника, а меч должен смотреть в центр на нижнем уровне
1. 2.
Сасагакурэ но камаэ 笹隠れの構え - позиция прячущегося в бамбуке. С мечом эта позиция применяется только начиная с раздела гогё-но-тати, но с нагинатой она есть уже в омотэ - с нее начинается ката касуми-но-нагината. Стоит обратить внимание на выставленную ладонью вперед (к противнику) руку - это и задел под иной вариант развития техники, и под задействование эзотерических практик.
Тории но камаэ 鳥居の構え – позиция ворот. Позиция так названа по положению рук и меча, напоминающих ворота тории в синто. Это уход с линии атаки партнера-противника и порез-укол. На фото показана тории но камаэ для раздела омотэ. В разделе гогё она характеризуется более острым углом по отношению к линии атаки.
Ко-гасуми 小霞 – положение со смещением вправо, меч направлен влево. Это смещение с линии атаки и порез.
Оо-гасуми 大 霞 - развитие положения ко-гасуми до логического перехода от смещения к входу в противника с ударом. Фактически это положение после одноименного удара вращением снизу (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах). Возможны варианты этой камаэ со смягчением положения и порезом (см. фото 3 и 4)
1. 2. 3. 4.
Тэ-ура гасуми 手裏霞 - положение со смещением влево, меч направлен вправо. Это смещение с линии атаки и порез.
Иай-госи 居合腰 - позиция используемая в каторийском иай-дзюцу в отличие от многих других школ иай-дзюцу и иай-до, в которых используются позиции сэйдза 正座 и татэхидза 立て膝. С нее начинаются ката в разделах омоте но иай 表之居合 и гокуи-но иай 極意之居合 . Позиция часто вызывает затруднение у начинающих т.к. требует гибкости суставов ног. Тренируется в разных режимах: динамическом (приседания на носках с развернутыми коленями, статическом (нахождение в позиции по возможности длительное время) и статико-динамическом (приседания с фиксацией промежуточных положений). Положение характеризуется готовностью реагировать на все стороны. Как и другии камаэ это не только положение тела, но и состояние ума. Но при обучении обычно особо подчеркивается именно эта камаэ как положение дзансин 残心.
Особенность нанесения удара в связке сувари-дзёдан-но-камаэ - иай-госи
Тибури или тибуруи (chiburui) 血振るい – дословно это означает стряхивание крови и обычно объясняется как очищение меча после действия. Однако понятие это гораздо шире и глубже. Рекомендую к ознакомлению материал «Миф тибури?»
Ноотоо 納刀 – завод меча
Шест Про шест в Катори всегда стоит помнить, что это не палка, а обрубленное противником копье или нагината. Соответственно, мы имеет возможность для порезов и уколов, что активно применяется в технике школы. Также стоит обратить внимание, что позиции с длиным оружием в школе ориентированы на более развернутое в плоскости положение тела по отношению к позициям с мечом.
Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна. У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий. Положение может быть принято как на одну так и на другую сторону. Задняя рука прижата к телу в районе подвздошной кости, передняя рука располагает шест так чтобы он указывал в глаза противнику, что и следует из названия позиции.
Ся-но камаэ 捨の構え букв. позиция отказа, т.е. уступания, провоцирования соперника на действие. У Сугино использован другой иероглиф. А также говорится о том, что стойка происходит от стойки повозки 車. Как и одноименная позиция с мечом, положение характеризуется поворотом корпуса и горизонтальным положением шеста в расслабленных руках. Шест должен быть сокрыт от патрнера-противника. см. также и другие комментарии и рекомендации по ся-но-камаэ с мечом.
Дзёдан-но камаэ 上段の構え позиция верхнего уровня. Эта контратакующая позиция характеризуется уходом с линии атаки и движением шестом-копьем снизу вверх и вперед - под руки и в горло атакующему партнеру-противнику. В силу опасности и травматичности боевого варианта (фото 2) в тренировочном режиме обычно выполняется безопасный вариант (фото 1). На фото 3 показаны типичные ошибки выполнения этой камаэ: а) перенесение веса на заднюю ногу в то время как необходимо распределять вес по обеим ногам равномерно; б) отклонение корпуса назад в то время как необходимо сохранять вертикальное положение корпуса; в) поднимание шеста вверх. Эта ошибка происходит от того, что новичок не понимает смысла движения - укол на контратаке и выполняет абстрактный мах шестом
1. 2. 3.
Гэдан-но камаэ 下段の構え позиция нижнего уровня.
Ё-но камаэ 陽の構え - ё (кит. Ян) - т.е. позиция света, «мужская» и твердая. Задний конец шеста у скулы, а передний смотрит в нижний уровень противника.
1. 2.
Нагината
Особенностью работы с нагинатой в Катори является хват, который как бы делит оружие примерно на три равные части. Возможно длина оружия (в Катори нагината одна из самых длинных в традиционных японских боевых искусствах - около 254см) обуславливает такой хват, отстутствие скольжения рук по нагинате и удара хватом за край, а не за середину, который очень распространен в других школах. Стоит обратить внимание на то, что позиции с длинным оружием в Катори ориентированы на более развернутое в плоскости положение тела по отношению к позициям с мечом.
Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна. У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий. Положение может быть принято как на одну так и на другую сторону. Задняя рука прижата к телу в районе подвздошной кости, передняя рука располагает нагинату так чтобы она указывала в глаза противнику, что и следует из названия позиции. Это положение достаточно близко к катамэ сэйган 片眼正眼 с мечом (см. описание сэйган но камаэ для меча).
Ин-но камаэ 陰の構え - позиция тени, тайная или мягкая позиция. Также позиция ин (кит. Инь) из единства и противоположности 陰陽 ин-ё (кит. инь-ян). Наиболее вероятно, что позицией ё (кит. Ян) для техники меча является син-но камаэ. Позиция характеризуется раслабленными плечами, мягким положением кистей на мече, поворотом тела (и бедер, и плеч) и вертикальным положением меча. Эта камаэ и другие подобные ей используются в синтоистском ритуале очищения мисоги 禊. В других школах это положение часто называется тэнтидзин tenchijin 天地人(небо-земля-человек), символизируя единство неба, земли и человека в синто.
Камури-ирими-но-гэдан 冠り入身の下段 - букв. "коронный вход на нижнем уровне". Положение входа с резом в нижний уровень противника - бедро, пах.
Исидзукэ 石突 ishizuke - букв. «привязанный камень». Этим термином называется обивка конца ножен меча, а также обивка конца нагинаты, противоположного лезвию (см. фото 1 и 2). В некоторых образцах китайского оружия, в частности предшественника нагинаты бисэнто 眉尖刀 на другом конце укреплялись лезвия различной формы. В смысле же не частей оружия, а технических приемов этим термином обозначается сбив меча обратным концом нагинаты, а также вход-угроза обратным концом нагинаты, чтобы спровоцировать уход противника.
1. 2. 3.
Хидари гэдан-но камаэ 左下段の構え - левосторонняя нижняя позиция. Начальная позиция ицуцу-но нагината – лезвие вверх, направление вниз-вперед, обратная сторона - вверх-назад.
Тэн-но камаэ 天の構え - позиция неба. Начальная позиция нанацу-но нагината - лезвие вверх-назад, обратная сторона вперед-вниз (см. фото 1). Интересно, что в хакка-но нагината под этим названием фигурирует другая позиция - в конце ката, когда меняем руку на вертикально установленной нагинате (см. фото 2). У Сугино позиция на фото 2 носит название сакатэмочи-тэн-но-камаэ 逆手持ち天の構え (букв. позиция неба с обратным хватом рукой)
1. 2.
Яма-мэгури 山巡 (у Сугино другой иероглиф) – букв. обход горы - поворот с нагинатой. Этот поворот - хитрость, заманивание противника на контратаку. В нем можно выделить три основные фазы: 1) уход, заманивание, с сохранением угрозы укола-пореза (см. фото 1 и 2); 2) поворот, с сохранением защиты задним концом нагинаты; 3) собственно рез нагинатой, усиленный шагом назад.
1. 2.
|