ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КИХОН

 

Кихон 基本 означает «основа, базис, фундаментальные техники". Иногда при записи этого термина используется другой первый иероглиф 起 (お.きる – вставать, подниматься на ноги, начинать), т.е. то, с чего начинают освоение Школы. И в этом случае, и в случае традиционного употребления иероглифа 基, кихон означает «заложить правильную основу", на которой потом можно будет строить технику школы.

 

Хотя в Катори и не принято выделять т.н. кихон-гата (кихон-но-ката) 基本形, но к таковым безусловно можно отнести положения - камаэ 構え и удары.

 

Камаэ 構え


Камаэ это не просто стойки, это положения готовности, которые определяют последующие действия (в разделах гогё 五教 часть ката именуется по названиям стоек). Также камаэ это промежуточное положение в едином потоке действия 流れ нагарэ (см. подробнее об этом в разделе «базовые понятия»). Каждая камаэ это состояние сознания. Стоит искать ее смысл  - размышлять и вчувствоваться, но не нужно зацикливаться на этом. Как писал известный японский мастер дзен школы Сото Сюнрю Судзуки: «Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния. Принять такое положение тела - уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания, нет надобности добиваться какого-то особого состояния сознания».


Меч


Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна.  У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий.

 

1.seigan_1   2.seigan_2   3.seigan_3

 

Данное положение характеризуется направлением меча от тандэн 丹田 (центра жизненных сил в нижней части живота) в глаза партнера-противника и положением тела ханми 半身 (букв. пол-тела), т.е. положение, уменьшающее поражающий фактор и усиливающее позицию как в части перемещения, так в части ударов и защит. Меч является продолжением тандэна и фактически оказывает давление на партнера-противника. На фото 2 и 3 показан вариант т.н. катамэ сэйган 片眼正眼 (букв. «в один глаз», «в одну сторону». В этом варианте оказывается давление как при атаке, так и при защите, вытесняя меч партнера-противника и завоевывая центральную линию. Распределение веса в ногах 50/50 - без перенесения на переднюю или заднюю ногу. Пятки находятся на одной линии. Передняя нога направлена четко вперед (и стопа, и колено), а стопа зедней ноги направлена под уголом от 90 до 45 градусов вперед.

Также во многих школах эта позиция носит название тюдан-но-камаэ 中段の構え т.е. позиция среднего уровня. Обычно это положение определяют как суй-но-камаэ 水の構え - позиция воды.

 

Ин-но камаэ 陰の構え - позиция тени, тайная или мягкая позиция. Также позиция ин (кит. Инь) из единства и противоположности  陰 ин-ё (кит. инь-ян). Наиболее вероятно, что позицией ё (кит. Ян) для техники меча является син-но камаэ. Позиция характеризуется раслабленными плечами, мягким положением кистей на мече, поворотом тела (и бедер, и плеч) и вертикальным положением меча. Эта камаэ и другие подобные ей используются в синтоистском ритуале очищения мисоги 禊. В других школах это положение часто называется тэнтидзин tenchijin 天地人(небо-земля-человек), символизируя единство неба, земли и человека в синто.

 

 

1.in_1 2.in_2 3.in_3 4.in_gogyo 5.in_hasso

 

Стоит обратить особое внимание на то, что левосторонняя ин-но камаэ не симметрична правосторонней как это часто бывает в других школах (см. фото 3). В разделе гогё-но-тати положение меча в ин-но-камаэ меняется на горизонтальное (см. фото 4). Стоит отличать позицию ин-но-камаэ от позиции хассо-но-камаэ 八相(八双)の構  - позиции восьми направлений, в которой меч держится немного по диагонали и в одной и в другой плоскости (см. фото 5). Обычно данное положение определяется как моку-но-камаэ 木の構え - позиция дерева.

Положение ин-но-камаэ является исходным для развития удара ёкомэн-учи 横面打 - бокового удара (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах).

 

Ся-но камаэ  捨の構え -  букв. позиция отказа, т.е. уступания, провоцирования соперника на действие. У Сугино использован другой иероглиф. А также говорится о том что стойка происходит от стойки повозки 車. Позиция характеризуется поворотом корпуса и горизонтальным положением меча в расслабленных руках. Меч должен быть сокрыт от патрнера-противника, поэтому стоит обратить внимание на ошибочное положение (см. фото 3). Основные возможные ошибки и рекомендации:

а) перенесение веса на заднюю ногу - вес нужно распределять равномерно между ногами 50/50

б) чрезмерное перекручивание тела (см. фото 3) - стойка должна быть выстроена четко по оси на партнера-противника

в) вынесение меча за линию тела (см. фото 3) или недоведение до нее - меч должен находиться четко по оси и не должен быть виден партнеру-противнику

г) отклонение меча о горизонтального положения - меч должен распологаться по горизонтали с точки зрения техники Школы. В других школах встречается похожая по замыслу камаэ, в которой меч направлен вниз. Например, на фото 4 показана камаэ суйгэцу  水月 букв. водная луна, отражение луны в воде.  Ложное раскрытие, анкоку 暗黒 (темнота, действие из темноты) – когда показывается одно, а делается другое. Похожая камаэ есть в Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю и в Итто-рю. В Итто-рю ваки-гамаэ 脇構 одна из пяти основных камаэ по элементам гогё  - кин-но-камаэ 金の構  - позиция металла.

 

1.sha_1 2.sha_2 3.sha_wrong 4.sha_suigetsu

 

Син-но камаэ 真の構え - истинная позиция; здесь именно 真 – правда, истина, но не 深 – глубокий, крепкий, интенсивный, что часто встречается в написании стойки син-но камаэ в других школах. У Сугино использован иероглиф 心 - сердце. Для этой позиции характерны те же ошибки, что и для ся-но-камаэ, и, соответственно, полезны те же рекомендации. Особенность син-но-камаэ разворот ступней. Они не в обычном для всех камаэ школы положении  - передняя стопа смотрит на противника, а задняя развернута в диапазоне от 90 до 45 градусов, а обе развернуты примерно на 45 градусов. Это создает более устойчивое положение - фудо дачи 不動立ち т.е. непоколебимую, недвижимую стойку. Фактически, среди камаэ с мечом, именно эта позиция может быть названа ё-но-камаэ の構え т.е. позиция ё (кит. Ян), позиция силы, света. Если воин в доспехах, то это самая защищенная позиция - непоколебимая, но заряженная - готовая для мгновенного действия.

 

1.shin_1  2.shin_2

 

Дзёдан-но камаэ  上段の構え - позиция верхнего уровня. Характеризуется положением меча под 45 градусов, как бы лежащим на голове или шлеме, когда левая рука касается лба. Характерная ошибка показана на фото 3 - стоит избегать перекрученного положения меча и держать его по оси на партнера-противника как на фото 2. В Ягю Синкагэ-рю эта позиция называется тэн-но-камаэ 天の構え - позиция неба. Это положение обычно определяется как хи-но-камаэ 火の構え - позиция огня.

 

1.jodan_1  2.jodan_2  3.jodan_wrong

Положение дзёдан-но-камаэ является исходным для развития удара мэн-учи  面打 - фронтального удара (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах).

 

Гэдан-но камаэ  下段の構え - позиция нижнего уровня. Положение во много идентичное сэйган-но-камаэ, но меч находится на нижнем уровне на центральной оси. Как будто бы был произведен порез из сэйган-но-камаэ с отшагом назад и основным усилием левой рукой. Несмотря на то, что эта позиция выглядит очень открытой, она является одной из самых удобных для различных вариантов продолжений. Обычно это положение определяют как ти-но-камаэ 地の構え - позиция земли.

 

gedan

 

Гяку гэдан-но камаэ  逆下段の構え - обратная или повернутая позиция нижнего уровня. Как будто бы был произведен порез из сэйган-но-камаэ с шагом назад и основным усилием правой рукой, когда лезвие меча немного разворачивается в сторону, а левая рука старается не мешать правой. Руки перед пахом, а меч защищает центр (см. фото 2) Начинающего и неопытного при переходе в эту позицию могут подстерегать те же ошибки, что и при принятии ся-но-камаэ и син-но-камаэ:

а) перенесение веса на заднюю ногу - вес нужно распределять равномерно между ногами 50/50

б) чрезмерное перекручивание тела и как следствие вынесение меча за линию тела - стойка должна быть выстроена четко по оси на партнера-противника, а меч должен смотреть в центр на нижнем уровне

 

1.gyaku_gedan_1  2.gyaku_gedan_2

 

 

Сасагакурэ но камаэ  笹隠れの構え - позиция прячущегося в бамбуке. С мечом эта позиция применяется только начиная с раздела гогё-но-тати, но с нагинатой она есть уже в омотэ - с нее начинается ката касуми-но-нагината. Стоит обратить внимание на выставленную ладонью вперед (к противнику) руку - это и задел под иной вариант развития техники, и под задействование эзотерических практик.

 

sasagakure

 


Тории но камаэ 鳥居の構え – позиция ворот. Позиция так названа по положению рук и меча, напоминающих ворота тории в синто. Это уход с линии атаки партнера-противника и порез-укол. На фото показана тории но камаэ для раздела омотэ. В разделе гогё она характеризуется более острым углом по отношению к линии атаки.

 

torii_2   torii_1

 

 

Ко-гасуми  小霞 – положение со смещением вправо, меч направлен влево. Это смещение с линии атаки и порез.

 

ko_gasumi

 


Оо-гасуми  大 霞 - развитие положения ко-гасуми до логического перехода от смещения к входу в противника с ударом. Фактически это положение после одноименного удара вращением снизу (см. подробнее в соответствующем разделе кихона о базовых ударах). Возможны варианты этой камаэ со смягчением положения и порезом (см. фото 3 и 4)

 

1.o_gasumi_1 2.o_gasumi_2 3.o_gasumi_3 4.o_gasumi_4

 

Тэ-ура гасуми 手裏霞 - положение со смещением влево, меч направлен вправо. Это смещение с линии атаки и порез.

 

te_ura

 

 

Иай-госи 居合 - позиция используемая в каторийском иай-дзюцу в отличие от многих других школ иай-дзюцу и иай-до, в которых используются позиции сэйдза 正座 и татэхидза 立て膝. С нее начинаются ката в разделах омоте но иай  表之居合 и гокуи-но иай  極意之居合 .  Позиция часто вызывает затруднение у начинающих т.к. требует гибкости суставов ног. Тренируется в разных режимах: динамическом (приседания на носках с развернутыми коленями, статическом (нахождение в позиции по возможности длительное время) и статико-динамическом (приседания с фиксацией промежуточных положений). Положение характеризуется готовностью реагировать на все стороны. Как и другии камаэ это не только положение тела, но и состояние ума. Но при обучении обычно особо подчеркивается именно эта камаэ как положение дзансин 残心.  

 

iai_goshi_1   iai-goshi_2   iai_goshi_3   iai_goshi_4

 

Особенность нанесения удара в связке сувари-дзёдан-но-камаэ - иай-госи

 

suwari_1   suwari_2   suwari_3

 

 

Тибури или тибуруи (chiburui) 血振るい – дословно это означает стряхивание крови и обычно объясняется как очищение меча после действия. Однако понятие это гораздо шире и глубже. Рекомендую к ознакомлению материал «Миф тибури?»

 

Ноотоо 納刀 – завод меча

 

 

 

Шест


Про шест в Катори всегда стоит помнить, что это не палка, а обрубленное противником копье или нагината. Соответственно, мы имеет возможность для порезов и уколов, что активно применяется в технике школы. Также стоит обратить внимание, что позиции с длиным оружием в школе ориентированы на более развернутое в плоскости положение тела по отношению к позициям с мечом.

 

Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна.  У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий. Положение может быть принято как на одну так и на другую сторону. Задняя рука прижата к телу в районе подвздошной кости, передняя рука располагает шест так чтобы он указывал в глаза противнику, что и следует из названия позиции.

 

seigan_bo

 

 

Ся-но камаэ  捨の構え  букв. позиция отказа, т.е. уступания, провоцирования соперника на действие. У Сугино использован другой иероглиф. А также говорится о том, что стойка происходит от стойки повозки 車. Как и одноименная позиция с мечом, положение характеризуется поворотом корпуса и горизонтальным положением шеста в расслабленных руках. Шест должен быть сокрыт от патрнера-противника. см. также и другие комментарии и рекомендации по ся-но-камаэ с мечом.

 

sha_bo

 

 

Дзёдан-но камаэ  上段の構え позиция верхнего уровня. Эта контратакующая позиция характеризуется уходом с линии атаки и движением шестом-копьем снизу вверх и вперед - под руки и в горло атакующему партнеру-противнику. В силу опасности и травматичности боевого варианта (фото 2) в тренировочном режиме обычно выполняется безопасный вариант (фото 1). На фото 3 показаны типичные ошибки выполнения этой камаэ:

а) перенесение веса на заднюю ногу в то время как необходимо распределять вес по обеим ногам равномерно;

б) отклонение корпуса назад в то время как необходимо сохранять вертикальное положение корпуса;

в) поднимание шеста вверх. Эта ошибка происходит от того, что новичок не понимает смысла движения - укол на контратаке и выполняет абстрактный мах шестом

 

1.jodan_bo  2.jodan_bo_bunkai  3.jodan_bo_wrong

 

 

Гэдан-но камаэ  下段の構え позиция нижнего уровня.

 

Ё-но камаэ 陽の構え  - ё (кит. Ян) - т.е. позиция света, «мужская» и твердая. Задний конец шеста у скулы, а передний смотрит в нижний уровень противника.

 

yo_bo

 



Хикидзуэ-но камаэ 引杖の構え
  - букв. «тянущая ветку». Шест держится одной опущенной рукой и готов к броску (удару) вперед - очень копейная позиция:-) на фото 2 как раз показано развитие копейного удара.

 

1.hikizue_1  2.hikizue_2

 



Татэбо-но камаэ 立棒の構え (у Сугино татэдзуэ-но камаэ) - букв. «стоящий шест» или «стоячая ветка». Вертикально расположенный шест держится одной согнутой рукой перед собой. Эта позиция может быть использована как для осаэ 抑え (контроля), так и для хараи 払い (сметающего удара).

 

tate_bo

 

 

Нагината

 

Особенностью работы с нагинатой в Катори является хват, который как бы делит оружие примерно на три равные части. Возможно длина оружия (в Катори нагината одна из самых длинных в традиционных японских боевых искусствах - около 254см) обуславливает такой хват, отстутствие скольжения рук по нагинате и удара хватом за край, а не за середину, который очень распространен в других школах.

Стоит обратить внимание на то, что позиции с длинным оружием в Катори ориентированы на более развернутое в плоскости положение тела по отношению к позициям с мечом.

 

Сэйган но камаэ 青眼の構え – дословно «прямо в глаза, мечом в глаза» Сэйган также это истинное вИдение (понимание, знание), буддийский обет. Обычно это понятие отражается сочетанием иероглифов 正眼. Отакэ Сэнсей использует другое сочетание с иероглифом 青 - с одним из значений весна.  У Сугино также использован другой иероглиф 清 – свежий. Положение может быть принято как на одну так и на другую сторону. Задняя рука прижата к телу в районе подвздошной кости, передняя рука располагает нагинату так чтобы она указывала в глаза противнику, что и следует из названия позиции. Это положение достаточно близко к катамэ сэйган 片眼正眼 с мечом (см. описание сэйган но камаэ для меча).

 

seigan_naginata

 

 

Ин-но камаэ 陰の構え - позиция тени, тайная или мягкая позиция. Также позиция ин (кит. Инь) из единства и противоположности  陰 ин-ё (кит. инь-ян). Наиболее вероятно, что позицией ё (кит. Ян) для техники меча является син-но камаэ. Позиция характеризуется раслабленными плечами, мягким положением кистей на мече, поворотом тела (и бедер, и плеч) и вертикальным положением меча. Эта камаэ и другие подобные ей используются в синтоистском ритуале очищения мисоги 禊. В других школах это положение часто называется тэнтидзин tenchijin 天地人(небо-земля-человек), символизируя единство неба, земли и человека в синто.

 

in_naginata_1   in_naginata_2

 

Камури-ирими-но-гэдан 冠り入身の下段 - букв. "коронный вход на нижнем уровне".  Положение входа с резом в нижний уровень противника - бедро, пах.

 

kamuri_irimi

 

 

Исидзукэ  石突  ishizuke  - букв. «привязанный камень». Этим термином называется обивка конца ножен меча, а также обивка конца нагинаты, противоположного лезвию (см. фото 1 и 2). В некоторых образцах китайского оружия, в частности предшественника нагинаты бисэнто 眉尖刀 на другом конце укреплялись лезвия различной формы. В смысле же не частей оружия, а технических приемов этим термином обозначается сбив меча обратным концом нагинаты, а также вход-угроза обратным концом нагинаты, чтобы спровоцировать уход противника.

 

1.naginata_ishizuki   2.naginata_hirumaki   3.ishizuki

 


Хидари гэдан-но камаэ 左下段の構え - левосторонняя нижняя позиция. Начальная позиция ицуцу-но нагината – лезвие вверх, направление вниз-вперед, обратная сторона - вверх-назад.

 

 

Тэн-но камаэ 天の構え -  позиция неба. Начальная позиция нанацу-но нагината - лезвие вверх-назад, обратная сторона вперед-вниз (см. фото 1). Интересно, что в хакка-но нагината под этим названием фигурирует другая позиция - в конце ката, когда меняем руку на вертикально установленной нагинате (см. фото 2). У Сугино позиция на фото 2 носит название сакатэмочи-тэн-но-камаэ 逆手持ち天の構え (букв. позиция неба с обратным хватом рукой)

 

1.ten_1  2.ten_2

 


Сасагакурэ тайкэн-но камаэ 笹隠れ体剣の構え
  - букв. позиция тела и меча сокрытых в бамбуке. Начальная позиция в касуми-но нагината. Стоит обратить внимание на выставленную ладонью вперед (к противнику) руку - это и задел под иной вариант развития техники, и под задействование эзотерических практик. Сравните также с сасагакурэ но камаэ с мечом.

 

sasgakure_naginata



Дзюмондзи-но камаэ 十文字の構え
- букв. «позиция в форме цифры десять», которая в японском языке обозначается крестом. Тело - вертикальная перекладина, оружие - горизонтальная. Также дзю - это и символический крест (ин-ё и другие возможные объединения противоположностей). Чаще встречается другое название этой позиции с длинным оружием в разных школах - итимондзи 一文字, т.е. «в форме цифры один», которая в японском языке обозначается горизонтальной линией. Обычно существуют - фронтальная хира-итимондзи, боком - ёко-итимондзи, и за спиной - усиро-итимондзи. Дзюмондзи-но камаэ школы Катори - это ёко-итимондзи.

 

jumonji

 

Яма-мэгури  山巡 (у Сугино другой иероглиф) – букв. обход горы - поворот с нагинатой. Этот поворот - хитрость, заманивание противника на контратаку. В нем можно выделить три основные фазы: 1) уход, заманивание, с сохранением угрозы укола-пореза (см. фото 1 и 2); 2) поворот, с сохранением защиты задним концом нагинаты; 3) собственно рез нагинатой, усиленный шагом назад.

 

1.yama_meguri_1  2.yama_meguri_2