ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В БУДО

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В КЕНДО

 

Фрагмент интервью с Накано Ясодзи (9-й дан Ханси)

 

Перевод на английский Алекс Беннет.

Перевод на русский Антон Федотов. Он отметил "Рекомендую всем независимо от изучаемой дисциплины, ибо слово "кендо" можно смело менять в тексте на "будо", смысл сохранится. Текст повествует о фундаментальной концепции "син-ки-рёку-ичи" (единство сознания, духа и техники) и о том как каждый из этих аспектов меняется при следовании по этапам ("сю-ха-ри") традиционного метода обучения. Редко когда японцы (тем более 9-й дан) говорят о таком настолько ясно и открыто." 

Оригинал статьи на сайте Сёгун клуба.

 

 

Син-дзюцу, Ки-дзюцу, Ги-дзюцу

 
 
— Говорят, что начинать надо с основ, но ведь нельзя останавливаться...

 
 
— Верно. Я считаю, что кендока должны действительно много внимания уделять фундаментальным вещам. Но что это за фундаментальные вещи? Чиба Шусаку, знаменитый фехтовальщик эпохи Эдо, говорил о важности син-ки-рёку-ичи, то есть единства сознания, духа и техники. Методы сознания (син-дзюцу), духа (ки-дзюцу) и техники (ги-дзюцу) это три столпа, на которых стоит кендо. Это три самых фундаментальных аспекта, и если вы понимаете их важность как истинной сути кендо, то они будут развиваться по мере ваших тренировок.



Каждый из этих столпов проходит стадии развития. В случае син-дзюцу, корень это сознание (кокоро). По мере роста вашего опыта, вы сможете видеть яснее, словно ваш взгляд просветляется. Каждый раз, когда это происходит, вы делаете ещё один шаг вперёд. По мере тренировок и продвижения на более высокий уровень, в конечном итоге вы достигните состояния не-сознания (мусин).


 
Также и с ки, в начале вы напрягаете все силы, проявляете яростный боевой дух (ки-во-хару). По мере тренировок ваш дух становится более прозрачным (суми-ки), и на следующей стадии развития ваш дух становится живым, но абсолютно ясным (саэру-ки). Это высший уровень. Именно о суми-ки Миямото Мусаси писал, что дух в бою подобен отражению луны в водной глади пруда. Оттачиваясь долгими тренировками, ваш противоборствующий дух постепенно становится менее явным и превращается в устойчивую, невидимую но мощную ки.


 
Тот же процесс можно увидеть и в ги-дзюцу, то есть в технике. В начале вы тратите значительные усилия чтобы научиться основным движениям тела. И хотя это трудно увидеть сразу, это приводит к тому, что перед вами открывается “Путь” кендо.Дзюцу означает “техника” или “метод”, но также означает “план действий”. Не достаточно просто повторять одни и те же базовые движения раз за разом. Конечно это важно, но вы также должны пытаться понять, как применять эти техники. Иными словами, изучение техники нужно совмещать с поиском способов её применения. Так техника обретает жизнь. После длительных тренировок вы поймёте как проникнуть в высшие духовные сферы кендо путём освоения техники.


 
Я говорил недавно в интервью, что есть четыре элемента техники. Это маай (дистанция), хоко (направление), кё и дзюцу(ложь и истина) и тайминг. Каждый человек постоянно колеблется между состояниями готовности (истина) и неготовности (ложь). Как секундная стрелка часов: когда они движется — она неуловима, словно в состоянии дзюцу, но перед тем как двинуться снова она останавливается, и это похоже на состояние неготовности (ложь) которым можно воспользоваться. Если вы сможете это увидеть, дзюцу превратится в кё, и вы сможете беспрепятственно атаковать противника. 


 
Ещё один аспект, который нужно принять в внимание, это темп или ритм. Проще говоря, это тайминг, не важно несколько слаб противник, он или она сможет нанести вам удар если вы упустите тайминг. Эти четыре элемента переплетаются на этапах развития техники, что, как я уже говорил, в итоге ведёт по Пути кендо.


 
Эти три столпа, сознание, дух и техника, связаны между собой от начального уровня до высшего. Мастер кендо обладает состоянием не-сознания (мусин), мощным, но абсолютно прозрачным духом (саэру-ки) и безупречной техникой, которая представляет абсолютную истину (синри) Пути (мичи) в поисках знания. Идеал мичи с самого начала предполагает одну цель. Ученик тренируется чтобы следовать Пути словно рисуя бесконечную спираль. Порой это трудное и тяжёлое путешествие, но оно приводит к высшим уровням понимания. 


 
Различные уровни

 
 
— Расскажите пожалуйста о процессе развития и к чему он ведёт.

 
 
— В процессе развития человек проходит различные этапы. Самый начальный уровень на пути развития называется “сю”. Это означает полностью довериться и следовать техникам, которые даёт инструктор. Есть много проявлений этого. Например, вам говорят, что вы можете начать заниматься кендо потому, что вам это понравится, и так вы будете развиваться. Однако, есть много сложностей и вам встретится много не очень приятных моментов, но, если вы остановитесь когда станет трудно, то все усилия пропадут впустую. Чтобы преодолеть трудности нужна самодисциплина и решимость преодолеть собственные слабости. Также необходимо быть сильным чтобы преодолеть жалость к себе перед лицом трудностей. Используя термин из психологии, на этой стадии необходима “рационализация”.


 
Милосердно, энергично, правильно и прямо. Кендо всегда должно быть таким. Нужно практиковать с открытым сердцем, не допуская подлостей или причинения страданий окружающим. Это называют “кендо с твёрдыми принципами”, и такое принципиальное отношение нам необходимо.


 
Также в тренировках надо сохранять некоторую свободу. Нет необходимости изо всех сил стремиться к успеху. Важно всегда оставаться в естественном состоянии. Усердно участвуя в кейко не гонитесь за победой, сохраняйте спокойствие и не спешите. Такое отношение необходимо когда вы вступаете на Путь. 


 
Следующая фаза на пути развития это стадия открытий и озарений. Она называется “ха”. На этом этапе ваше восприятие кендо изменится. Когда внезапно вы понимаете что с вашим кендо что-то не так, вы что-то делаете неправильно, вы совершаете ещё один шаг вперёд. Просто делать движения будет уже не достаточно. Вам придётся постоянно исследовать и искать понимание, которое приведёт к прорыву в вашем восприятии. Когда такое происходит, это словно ещё одна важная часть головоломки вставшая на своё место.


 
Когда вы способны оценивать своё кендо и делать открытия, это означает, что вы достигли уровня уверенности в том, что вы делаете. Человек, который обрёл уверенность, меняется внешне: в его глазах появляется своего рода сила, движения обретают большую энергию и решительность, даже ноздри становятся шире. Это признаки уверенности в себе. Кроме того, вам начнут нравиться вещи которые не так нравились раньше. Например, участие в сиай вам будет приносить большее удовольствие, чем когда у вас ещё не было веры в себя.


 
Миямото Мусаси писал, что, если освобождая застрявшую в быстром речном потоке лодку, вы поспешите - то перевернётесь. Смысл в том, чтобы не противиться потоку и ждать подходящей возможности. Так же и в кендо. Бывает так, что вы заходите в тупик. Не проявляйте нетерпения, не прилагайте чрезмерных усилий. Результат может быть противоположный и плохо сказаться на вашем росте. Согласно учению Мусаси нужно “Пересечь водную преграду”.


 
“Пересечь “преграду” можно управляя лодкой, изучая где находится “преграда” если она на морском пути, зная возможности лодки, зная благоприятные и неблагоприятные погодные условия, проведя необходимую подготовку  соответствующую условиям, согласовано с другим кораблём или кораблями сопровождающими вас, зная розу ветров плыть с попутным ветром, и если ветер изменится — грести несколько миль, чтобы достичь порта...” [Миямото Мусаси, Книга Пяти Колец]


 
Ещё один компонент это “персонализация” техники. Это стадия, когда вы впитали вадза и они становятся вашими собственными. Изначально это предполагает постоянное повторение техник в стремлении освоить их. Это просто механические повторения, но по мере практики выполнение вадза станет спонтанным, вы сможете мгновенно среагировать на действия противника. Это автоматическая реакция. По мере дальнейшей практики, вы научитесь выбирать возможности для применения техники. В этот момент вадза становится избирательной и преднамеренной. 


 
На ещё более высоком уровне вадза выбирается подсознательно, снова как автоматическая реакция, но в основе выбора лежит понимание высших принципов. Ваше тело и сознание работают в единстве, и правильная вадза проявляется в нужный момент. Ментальный процесс вовлечённый в такое выполнение вадза приходит естественно и без сознательных усилий, но лишь после многих лет тренировок.


 
Наконец, уровень “ри” означает “завершение”. Это область не-сознания. Мусаси называет её “Пустота”. Это высший уровень, где вы больше не принимаете сознательных решений. Вместо этого все ваши действия и движения абсолютно рациональны, это просто естественные реакции на обстоятельства. Ваша ки или дух также преобразуется. Как я уже говорил, в начале ки непреклонна и сильна, как поднимающееся из-за горизонта солнце, под её действием ваша внутренняя энергия проявляется наружу в боевом духе. С практикой духовная сила успокаивается, становится более чёткой, и, наконец, полностью прозрачной.


 
Так, проходя через три этапа, три столпа кендо становятся одним, и ученик становится настоящим мастером. Не забывать о трёх столпах и трёх этапах в процессе трнеировок — кратчайший путь к прогрессу. Есть ещё много деталий, таких как способы давления на противника (семе) и так далее, но всё это можно понять только путём тренировок.