|
Вишвамитрасана
ВИШВАМИТРАСАНА
АСАНА МУЖЕСТВЕННОСТИ
Третья из цикла статей об асанах с легендарными именами героев, мудрецов Риши, божественных аспектов, написанных для журнала НОЙ (новое о йоге)
Многие асаны хатха-йоги носят имена древне-индийских мудрецов Риши. В прошлый раз, рассматривая маричиасану и Маричи, мы коснулись одной стороны этого вопроса, а теперь продолжим рассматривать его с другой стороны. Уже в Ригведе мы находим семь главных «великих» риши. Здесь они носят эпитет «божественных», «отцов» и упоминаются заодно с богами. Определённых имён у них в том периоде ещё не было. В Шатапатха-брахмане они уже индивидуализируются и получают имена. Еще позднее в Вайю-пуране и Вишну-пуране дается подробная классификация и рассказываются истории о каждом из них, а также добавляются новые мудрецы. Согласно классификации Вишну-пураны Риши разделяются на три класса: божественные, как Нарада; риши-брахманы, сыновья Брахмы, как Васиштха; царственные, как Вишвамитра. Вот на нем-то мы и остановимся подробнее.
Вишвамитра (имя в буквальном переводе с санскрита означает «всеобщий друг») был рожден кшатрием, работал царем и особо не задумывался о духовном совершенствовании пока не повстречал Риши Васиштху. Надо отметить, что великий духом Васиштха обладал коровой, способной выполнять все желания; стоило ей сказать: "Сделай то-то и то-то", как она тут же исполняла все сказанное. Она также могла даровать разные травы, которые растут в деревне и в лесу, и, конечно же, молоко, причем шести разного вкуса сортов. Могла она даровать и особый напиток, со сладостью нектара, и непревзойденный эликсир долголетия, а также различную вкусную, как нектар, еду, которую можно было жевать, пить, лизать или сосать (это традиционная индийская классификация пищи – часто упоминается в мантрах, жертвенных текстах и иногда в йогических источниках).
Вишвамитра попытался всеми правдами и неправдами овладеть этой чудесной коровой - и просил, и покупал, и крал, и воевал с Васиштхой за нее, но потерпел поражение во всех смыслах. В общем, мифология отразила один из этапов соперничества между брахманами и кшатриями в Древней Индии. Как одно из средств противодействия засилью брахманизма позднее зародился буддизм, но были также кшатрии, подошедшие к вопросу с другой стороны – предавшиеся брахманским аскетическим активностям. Именно такой путь избрал Вишвамитра – практика накопления энергии – таджаса путем сурового подвижничества – тапаса. Воли ему было не занимать, в аскезе он преуспел и в ответ на традиционный вопрос удовлетворенных божеств «чего хочешь?» он пожелал стать брахманом. Это нарушало весь заведенный мировой порядок с принципом незыблемости варн – кем родился, тем живи и тому соответствуй. Поэтому боги схитрили и сделали новое «звание» раджариши – риши-царь. Вишвамитра гневно отверг этот компромисс и продолжил добиваться полного статуса брахмариши.
Он вообще весьма часто впадал в ярость и растрачивал накапливаемую энергию. То поспорит с богами и добьется вознесения на небо царя Тришанки – просто во исполнение своего царского слова во что бы то ни стало. То хитрые боги, видя такую несгибаемую твердость, подошлют ему «сексуальный спецназ» - небесную красавицу апсару Менаку. Диверсия удалась – Вишвамитра и Менака жили в любви и согласии, у них родилась дочь Шакунтала, тапас подвижника понемногу растрачивался. Но Вишвамитра преодолел искушение, прогнал Менаку и продолжил аскезу.
Интересно отметить следующий момент, который может быть очень полезен современным практикам йоги. Живя сексуальной жизнью с апсарой, Вишвамитра тратил накопленный за 100 лет практики тапас в течение 10 лет. Позднее, поспорив с Васиштхой, который никак не хотел признавать его и считал кшатрием-самозванцем, в гневе Вишвамитра потерял тапас, накопленный за 1000 лет практики в течение считанных секунд. Йогам стоит помнить, что губит их не радость соития с любимым человеком, а гнев по поводу и без повода. Глядя на прения в просторах интернета, периодически хочется процитировать: «Некоторые йоги так относятся к людям, что лучше бы они пили, курили и ругались матом…»:-(:-)
В конце концов, полное брахманское достоинство Вишвамитры было признано не только богами, но и самим Васиштхой. Пожелаем и нашим коллегам практикам, быть настойчивыми в достижении цели, взращивая при этом различающее вИдение, что разумно подходить к делу.
В разных школах йоги существует несколько видов выполнения вишвамитрасаны.
В школе Айенгара
Описание данное в «Йога Дипике» Шри Б.К.С. Айенгара. 1. Встать в Тадасану. Наклониться вперед, положить лодони на пол и отвести ноги примерно на полтора метра назад, как в Адхо Мукха Шванасане. 2. Выдохнуть, закинуть правую ногу за правую руку и поместить заднюю поверхность правого бедра на заднюю поверхность верхней части правой руки. 3. Сразу же повернуть тело влево, положить левую руку вдоль левого бедра и балансировать. 4. Повернуть левую стопу вбок и плотно прижать подошву и пятку к полу. 5. Вытянуть прямо вверх правую ногу и сделать два дыхания. 6. Выдохнуть, вытянуть левую руку вертикально вверх от плеча и смотреть на вытянутую кверху ладонь. 7. Оставаться в позе 20-30 секунд, дышать глубоко. 8. Выдохнуть, освободить правую ногу и вернуться в позицию 1. 9. Повторить позу в другую сторону, выдерживая ее то же количество времени, следуя описанной выше технике и заменяя слово «правый» на «левый» и наоборот.
В Аштанга-виньясе Паттабхи Джойса
В аштанга-виньясе вишвамитрасана входит в третью серию, и, соответственно, до нее, как и до середины Днепра и Матери Ганги в нижнем течении долетает не всякая птица.:-) Интересная деталь – в АВЙ вишвамитрасаной называется та асана, которая по Айенгару Васиштхасана, и наоборот.:-) В остальном форма сходна. Злые языки утверждают, что это случайная ошибка, которая закралась со времени записи видео третьей серии. Как бы то ни было, но есть разные версии.
Молодой Дэвид Свенсон (David Swenson) в васиштхасане(?)-вишвамитрасане:-)
В школе Дхирендры Брахмачари вишвамитрасана не упоминается вовсе. Но если принять во внимание весь блок асан для улучшения подвижности тазобедренных, образованных по схожему принципу, то мы увидим в этой школе пада-скандха-дандасану. Выполняется она в динамике. Вот как это описано в книге «Йогасана виджняна»:
Для выполнения известной асаны называемой Данда (поза палки или посоха), нога кладется на плечо и заводится за голову. Тело, удерживаемое в упоре на руках и одной ноге, слегка приподнимается над землей. Затем максимальным усилием тело делает выпад вперед и вниз почти до полного касания с землей, а затем снова возвращается в исходное положение. Так повторяется много раз.
По сути, в данном случае мы имеем виньясу. В не столь экстремальном варианте я использую ее в своей практике и даю на занятиях в разных вариациях в зависимости от уровня практикующих как виньясу, подводящую к каундиньясане.
В этих школах немного по-разному описывают эффект от выполнения маричиасаны. Например, Шри Б.К.С. Айенгар, на удивление немногословен и скромен в оценках. «Эта асана укрепляет кисти, органы брюшной полости и тренирует тазобедренные мышцы».
Дхирендра Брахмачари разворачивает описание несколько подробнее. «Асана укрепляет мышцы и кости верхних конечностей и грудной клетки. Она полезна для плечей и спины, и людям, страдающим различными заболеваниями этой части тела, следует особо практиковать ее. Асана очень полезна для устранения болей в стопах, талии, коленях и для развития гибкости всего тела. Она способствует соединению праны с апаной и чрезвычайно полезна для регуляции нади, проходящих по всему телу, и для пробуждения Кундалини. Все три вариации этой асаны стимулируют пищеварительную систему (разжигают «огонь» желудка) и развивают способность тела к сохранению равновесия.»
Кроме обобщения опыта разных школ йоги можно и нужно выделить следующие рекомендации по освоению Вишвамитрасаны. Для выполнения Вишвамитрасаны важно хорошо размяться и разогреться – подготовить мышцы ног, тазобедренные суставы и плечи. Замечательным подготовительным упражнением может послужить Уттхита-паршва-конасана.
В этой асане важно, плотно прижимая стопу задней ноги к полу, вытягиваться в одну линию – задняя нога, тело, верхняя рука. Как будто мы хотим, чтобы импульс от ноги, толкающей землю, беспрепятственно прошел через тело и дошел до кончиков пальцев руки. Все изгибы и изломы, нарушают это течение. Излишнее перенесение веса в нижнюю руку, также нарушает правильное положение. Мы должны стоять так чтобы иметь возможность в любой момент оторвать нижнюю руку от пола и вытянуть ее в том же направлении, что и верхнюю. Также необходимо обратить внимание на то, чтобы нижний бок вытягивался, а не зажимался.
Следующее положение является естественным продолжением Уттхита-паршва-конасаны и первым приближением к Вишвамитрасане.
Мы как бы подныриваем рукой под согнутую ногу, ставим ее, перенося в нее вес и получая опору, и обхватываем ногой как можно выше и ближе к плечу. Поначалу при освоении этого варианта, возможно, что таз будет утягивать вас назад вплоть до падения. Увеличивайте расстояние между опорной рукой и ногой, пробуйте делать спиной к стене. Это уже балансовая асана и ее выполнение требует развития осознанности движения. Найдите в ней свое наслаждение, даже если будете поначалу падать. Вспомните, как учились в детстве кататься на велосипеде. Также порадуйтесь каждой малой удаче. Вспомните, как настойчив был в достижении поставленной цели Риши Вишвамитра и что ему мешало. Не гневайтесь на себя.
Следующим шагом будет освоение давления плеча и бедра друг на друга. Этому помогут две подводящие вариации – сидя и стоя на колене.
Сядьте в Баддха-конасану (позу связанного угла), возьмите согнутую правую ногу руками и сделайте несколько отводящих движений вправо и наружу, поворачивая ее в тазобедренном суставе, но не воздействую на колено. Аккуратно заведите ее за плечо насколько получится, но по возможности выше и дальше. Поставьте руку на пол. Прижимайте правое плечо к правой ноге под коленом, а правую ногу прижимайте к плечу. Вместе с опорой на руку это должно помочь вытянуть позвоночник, а не сидеть скрючившись. Захватите внешнюю часть стопы левой рукой и аккуратно выпрямите ногу насколько вам позволит ваша гибкость на данном уровне.
Общее ощущение от асаны должно получиться такое как будто вы вылезли откуда-то из пещеры и радостно глотнули воздуха и встретили солнечный свет. :-) Если так не получилось, то стоит посвятить некоторое время выполнению в режиме виньясы – сгибая и разгибая ногу, и как бы прячясь в «пещере» и вылазя из нее.
Из этого положения вытекает следующее. Этот вариант уже достаточно близок к полной вишвамитрасане, и, в отличие от первого, подводит нас к ней как бы с другой стороны. :-)
Его мы также можем выполнить из Уттхита-паршва-конасаны. Поднырнув плечом под согнутую правую ногу, поставьте левое колено на пол. Далее захватите левой рукой внешний край правой стопы, а затем влезайте в образовавшееся перед вами «отверстие», а точнее вылезайте наружу, как мы договорились в предыдущем варианте.:-) Продолжайте прижимать плечо и ногу друг к другу, чтобы создать рычаг, который поможет лучше вытянуть позвоночник и скрутиться.
Для некоторых людей может показаться чрезмерно большой нагрузка на запястья в подготовительных вариантах Вишвамитрасаны и в ней самой. Делайте вьяямы на укрепление запястий и выполняйте компенсации, сгибая и скручивая кисти под нагрузкой в других направлениях.
Ну, вот, собственно мы и подошли к полному варианту
Если вы тщательно и постепенно прорабатывали все подводящие варианты, не впадали в гнев, подобно Риши Вишвамитре, получая из-за этого травмы и откатываясь назад в практике, подобно легендарному Риши, то у вас все получится, причем достаточно легко. И эта замечательная асана послужит вам базой для дальнейшего прогресса в практике. Например, для заведения ноги за плечо и за голову.
В следующих статьях мы продолжим рациональный разбор асан. Желаем коллегам успешной практики с изумительной настойчивостью, которая была у Вишвамитры и достижения поставленных целей, с извлечением уроков из попутных возможных неудач, как и у этого Риши.
|