ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
6 ЧАКР С МАТРИКОЙ В ШРИ ВИДЬЕ

В предыдущих частях статьи (первая, вторая, третья) мы рассмотрели много видов практик чакр, как получивших широкую известность, так и практически неизвестных.  Если не считать неадекватную версию, рожденную в недрах Теософского общества, то наиболее широкое распространение получила практика размещения фонем санскрита по чакрам. Этот порядок мы сейчас и объясним несколько подробнее.

 

Продолжим добрую традицию пояснять понятийное поле, начатую ранее. В этой статье мы тоже будем использовать слово чакра в узком смысле. Не будет никаких дисков и колец в позвоночнике, которые необходимо чистить «астральным ёршиком», не будет рассказа о том, как у мужчины и женщины чакры по-разному устроены, и кто кому чего должен по каждой чакре. Хотя, некоторые детали разницы практики для разных полов будут объяснены в соответствии с наставлениями, даваемыми в традиционной школе Шри Видья. Итак, чакры – объект для концентрации в частях тела, имеющий форму диска, кольца или более сложную форму, но по-прежнему близкую к кругу. Мы будем говорить о лотосах с определённым количеством лепестков, а также будем использовать образ ожерелий (гирлянд), охватывающих разные части тела, т.е. почти все объекты концентрации будут находиться на поверхности тела человека. На лепестках лотосов или зёрнах ожерелий расположены символы санскритского алфавита. Практика чакр задействует три канала восприятия: зрение (визуализация), слух (произнесение звуковых формул мантр и пр.), ощущения тела (прикосновение к частям тела или перенос внимания туда без прикосновения). Чакры используются для тренировки сознания человека и не имеют физических соответствий в теле, как бы это не хотелось некоторым практикующим. Подробнее истоки этих предрассудков были разобраны в первой части статьи.

 

В многочисленных книгах и статьях мы часто видим изображения чакр, перенасыщенные символикой. Тут и многолепестковые лотосы с символами санскритского алфавита по лепесткам, и дополнительные семенные биджа-мантры в центре, и геометрические фигуры разных цветов, и изображения различных божеств и животных, и многое другое по принципу всё в одном. И многие практикующие пытаются визуализировать всё это одновременно и работать со всем этим вместе прямо с самых начальных стадий практики. Стоит понимать, что в большинстве старых текстов традиционных школ нет изображений, а есть только описания, потому что эти тексты часто передавались изустно, поэтому многие из них встречаются в очень разных редакциях. В тех же текстах, в которых есть изображения, эти рисунки такие же краткие и насыщенные как стиль текста – как можно больше информации на единицу носителя. Поэтому в таких изображениях собраны сразу несколько практик, и нужно уметь выделять то, чем мы занимаемся в данным момент из общего массива информации. В этой части статьи мы рассмотрим практику размещения фонем санскрита по лепесткам лотосов.

 

   

Примеры современных перенасыщенных символикой изображений чакр, уводящих ум начинающего от собственно практики

 

Практика начинается в чакре вишудхи в области горла, опускается далее вниз последовательно по лепесткам (бусинам) всех чакр до муладхары, а потом поднимается в аджню в области межбровья. Число лепестков (бусин) каждой чакры имеет своё обоснование и свой символизм, раскрывая ту или иную сторону взаимоотношений человека как микро-косма с миром как макро-космом.

 

 

Итак, начало. Вишудха. Ожерелье из 16 бусин вокруг шеи, подобно тому как лежало бы физическое ожерелье на теле человека, или лотос с 16 лепестками, расположенными по поверхности тела в тех же местах. 16 это число луны – 14 дней половины лунного месяца от новолуния до полнолуния или наоборот плюс сами новолуние и полнолуние в начале, плюс один сверх-аспект, охватывающий их все (подробнее ниже). Жизнь человека строится не только линейно, но и циклично, и один из главных циклов – лунный месячный.

 

На этой иллюстрации тоже не обошлось без лишних символов от других практик, но я временно использую её до того времени, когда подготовлю свои качественные иллюстрации

 

Луна – это Шива. Здесь получается интересная ситуация с современными практикующими, занимающимися хатха-йогой. Игнорируя этимологию слова хатха हठ haṭha – усилие, они больше любят одно из толкований ha+tha = солнце + луна. Им особо неважно, что получается совсем другое слово хатха हथ hatha – убийство. Зато какой простор для того чтобы строить красивые теории!:-) Ещё один хитрый финт сознания получается тогда, когда они начинают считать, что Ха и Солнце это Шива, а Тха и Луна это Шакти. Видимо по аналогии с популярными книжками Мантэка Чиа (Цзя) с их специфическим толкованием Инь и Ян. И даже практику соответствующую проводят. Вот один из типичных примеров: «Ха и Тха — два противоположных по качеству изначальных потока энергии, которые, взаимодействуя между собой, создают все многообразие проявленного бытия. Ха — поток энергии мужского качества (активность, жесткость, проявленность, белый цвет, солнце). Тха — поток энергии женского качества (пассивность, пустота, потенциальная возможность, черный цвет, луна)… Режим "Ха" подразумевает достаточно высокий уровень практики асан, как силовой так и гибкостной. Для того, чтобы добиться интенсивности и плотности потока, во время Ха-занятия используются сложные варианты асан и быстрый темп… Тренировка в режиме Тха - очень мягкая, текучая. Вхождение в асану постепенное, медленное, растянутое. Фиксации как таковой нет, есть втекание и вытекание. Дыхание естественное, медленное, расслабляющее. Все асаны выполняются в расслабляющем режиме.» и т.д. и т.п. на много страниц и призывов на тренировки. Собственно индийская тантрическая и йогическая схема подразумевает, что Шива (Пуруша с точки зрения санкхьи) это идея, мысль, а Шакти (Пракрити) это творящая сила. Есть знаменитое высказывание «Шива без Шакти есть шава (труп)» Мысль без энергии так остается мыслью, замкнутой в самой себе. Но есть и обратная стороны – Шакти без Шивы это безумная не приложенная ни к чему сила, которая в этом случае может быть и саморазрушительна. Наше прохождение по чакрам не раз повстречает этот символизм взаимодействия на разных уровнях и через разные образы. И первое такое взаимодействие в самом начале.

 

16 – символизм луны и Шивы, но наполнение этого образа идёт через Шакти. Каждый лунный день имеет свою богиню-покровительницу, которую называют Нитья नित्य nitya – постоянная. В разных школах есть разные взгляды на 16 Нитий. Например, в Тантрараджа тантре Нитьи, или вечные ипостаси Лалиты представляют 15 лунных дней или титхи (фазы) растущей луны. Каждая из них имеет свою янтру, тантру и прайогу (ритуальное поклонение). Полный круг Нитий также представлен 21,600 вдохами, которые совершает человек в течении полного дня и ночи. Таким образом, Нитья – это Калачакра, или Колесо времени. 5 Нитья Дэви – это воплощения Лалиты в форме красной богини, каждое из которых сочетает в себе одну из трех Её гун и один из пяти Её элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). Лалита подобна луне, которая остается неизменной, но выглядит по-разному. Каждая Нитья имеет собственную видью (т.е. мантру), янтру и группу энергий - Шакти. Их имена: Камешвари, Бхагамалини, Нитьяклинна, Бхерунда, Вахнивасини, Махаваджрешвари, Шивадути, Тварита, Куласундари, Нитья, Нилапатака, Виджая, Сарвамангала, Джваламалини, Читра. И над всеми ними 16-й объединяющий всё аспект – Маханитья, она же Шодаши, она же Трипурасундари.

 

15 Нитья Деви половины лунного месяца и 16-й высший аспект в центре

 

Также 16 лепестков (бусин) представлены 16 гласными. Гласные в санскрите называются Матерями, а согласные детьми т.к. произнести согласную без сочетания её с гласной невозможно. В русском языке мы тоже произносим согласные так, добавляя гласную то до, то после: ка, эл, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ. В санскрите по умолчанию для произнесения добавляется а: ка, кха, га, гха и т.д. Горло это зона тела, где поток воздуха из лёгких обретает форму (запомните то, откуда шёл этот поток, мы вспомним об этом при разборе следующей чакры ниже) т.е. поток силы обретает форму согласно идее – символизм взаимодействия Шакти и Шивы в звуке и речи. aṃ āṃ iṃ īṃ uṃ ūṃ ṛṃ ṝṃ ḷṃ ḹṃ eṃ aiṃ oṃ auṃ aṃ aḥ располагаются по окружности по часовой стрелке, если смотреть сверху.

 

В практике используется не только звуки, но и образы для визуализации. На этом стоит остановиться несколько подробнее. Так сложилось, что сейчас санскрит записывается алфавитом деванагари. Учёные и те, кто серьёзно занимается языком и практиками, знают, что так было не всегда, что запись санскрита через деванагари – это достаточно поздняя традиция. В разные эпохи и в разных местах использовали очень разные системы. Старейшая известная система письменности для санскрита называется брахми. На брахми написан уникальный памятник древнеиндийской истории — «Надписи Ашоки» (III век до н. э.). Примерно к тому же периоду относится письменность кхароштхи. С IV по VIII века н. э. основным типом письменности стал гупта. С VIII века начинает формироваться письменность шарада, а в XII веке её сменила деванагари. Для многих современных индийцев деванагари – это письменность языка хинди. Они не видят необходимости в ней и используют свои варианты. Например, мой Гуру Шри Амритананданатха обучал людей из разных частей Индии – родного штата Андхра-Прадеш, соседних Карнатаки, Кералы и Тамилнаду. В пособиях по практике, издаваемых в Девипураме, санскрит записывался не только деванагари, но и письменностью телугу, каннада и малаялам. На мои вопросы о возможности использования других систем письменности, например, латиницы и кириллицы, что облегчило бы освоение системы начинающим, Гуруджи подтвердил возможность их использования и одобрил эксперименты. Так что с одной стороны я за то, чтобы практикующий совершал усилия и изучал языки, с другой стороны не вижу необходимости подходить к вопросу догматично, что только так и никак иначе.

 

Мантра ОМ разными шрифтами у разных народов и в разных школах. 

 

 

Продолжаем и опускаемся ниже. Анахата. Ожерелье из 12 бусин вокруг грудной клетки или лотос с 12 лепестками, расположенными по поверхности тела в тех же местах. 12 это число солнца – 12 месяцев на протяжении года, другой большой цикл в жизни человека. Также обратите внимание на то, что в этой области внутри тела человека находятся лёгкие. Дыхание даёт силу всему телу, объединяет его, а также даёт основу речи (вспомните предыдущую чакру, где воздух из лёгких и области анахаты, области Солнца обретал форму в вишудхе – горле, области Луны) На 12 лепестках (зёрнах) размещаются первые 12 согласных санскрита в виде биджа-мантр: kaṃ khaṃ gaṃ ghaṃ ṅaṃ caṃ chaṃ jaṃ jhaṃ ñaṃ ṭaṃ ṭhaṃ. В простом варианте они проходятся по окружности по часовой стрелке, если смотреть сверху. Есть и другие варианты, один из которых мы рассмотрим далее.

 

 

Продолжаем и опускаемся ещё ниже. Манипура. Ожерелье из 10 бусин вокруг талии или лотос с 10 лепестками, расположенными на поверхности тела в тех же местах. 10 это число пран человека – 5 основных и 5 дополнительных. Это прана, апана, самана, удана, вйана, нага, курма, крикала, девадатта и дхананджайа –ваю. Эта классификация сил подразумевает, что каждая из них отвечает за определённые процессы и зоны в теле человека. ḍaṃ ḍhaṃ ñaṃ taṃ thaṃ daṃ dhaṃ naṃ paṃ phaṃ размещаются вокруг талии по часовой стрелке при виде сверху. Также есть 10 т.н. огней, размещаемых в этой чакре. По другим источникам, например, Парашурама Кальпа сутре эти 10 огней делятся между 3 чакрами – 3 в Свадхаштхане, 4 в Муладхаре и 3 в Аджне. Но это уже другой более сложный этап практики, для которого рассматриваемый нами простой вариант является вводным и как бы подготовительным. В нём мы проходим по чакрам в другом порядке и используем не только фонемы санскрита и их образы, но также мантры и образы Луны, Солнца и Огня. Это тема отдельного рассказа.

 

 

Продолжаем и опускаемся дальше. Свадхиштхана. В традиции Шри Видья она располагается на поверхности тела вокруг репродуктивных органов. Есть несколько версий. Простейшая – это 6 лепестков (зёрен), которые проходят по часовой стрелке (вид спереди на человека). Для понимания более сложного варианта обратимся снова к символизму. Репродуктивные органы – это место соединения мужчины и женщины для рождения нового человеческого существа. Так же и объединение Шивы и Шакти (Пуруши и Пракрити) порождает всё существующее. В Вишудхе это порождение на уровне речи – уровне вибрации, а в Свадхиштхане на уровне физической формы. Треугольник вершиной вниз это символ стихии Воды и Шакти. Треугольник вершиной вверх – символ стихии Огня и Шивы. Их наложение даёт шестиугольную фигуру. Можно просто пройти по часовой стрелке как было уже указано выше. Можно сделать различия для женской и мужской практики. Каждый практикующий сперва выстраивает комплиментарный треугольник – женщина вершиной вверх, а мужчина вершиной вниз, а затем достраивает соответствующий своему полу – женщина вершиной вниз, а мужчина вершиной вверх. baṃ bhaṃ maṃ yaṃ raṃ laṃ соответственно либо по кругу, либо треугольниками.

 

Единение Шивы и Шакти в достаточно целомудренной иконографии представлено как образ Ардханаришвара

 

Есть и ещё более интересная схема, которая вовлекает в себя 3 чакры – Анахату, Манипуру и Свадхиштхану. В Анахата чакре биджа-мантры располагаются на лепестках по часовой стрелке, а в Манипура чакре – против часовой. Биджи bhaṃ и baṃ располагаются в Свадхиштхана чакре. В двух первых мантрах мы располагаем первую биджу в Анахата чакре, а вторую в Свадхиштхана чакре (произнося kaṃ касаемся точки между сосков, произнося bhaṃ касаемся йони, khaṃ далее по часовой стрелке вокруг груди, а baṃ в йони, продолжая движение по шести лепесткам). В остальных десяти располагаем одну бижда-мантру в Анахата чакре, а вторую в Манипуре (произнося gaṃ касаемся груди на правом боку, продолжая идти по часовой стрелке вокруг груди, произнося phaṃ, касаемся пупка, начина обход вокруг талии против часовой стрелки и т.д. и т.п.). Это тоже является частью более развёрнутой и сложной практики и требует разъяснений от авторитетного учителя.

 

 

Идём дальше. Муладхара. Внимательные читатели несомненно заметили, что я не сказал, что мы идём ниже в отличие от предыдущих пояснений. И это действительно так. В отличие от распространённой нью-эйдж схемы в Шри Видье чакры: а) не расположены в позвоночнике; б) Муладхара не в промежности. А где же она? После Свадхиштханы, расположенной вокруг репродуктивных органов, мы уходим вниманием внутрь тела, как бы в глубину. Для женщины это имеет даже и физическую аналогию, для мужчины только в пространстве ума и визуализации. 4 – это основа, база, Земля.  Основание янтры – бхупур с 4 вратами. vaṃ śaṃ ṣaṃ saṃ. Мы как бы опускаемся на самое дно чтобы оттолкнуться от него и вынырнуть, попадая на уровень выше. Куда вынырнуть? Сейчас поймём.

 

 

Поднимаемся к глазам и межбровью. Аджня. Обычно в изображениях этой чакры рисуют два лепестка с биджа-мантрами haṃ и kṣaṃ, но важно то, что возникает от их взаимодействия. Да, у нас снова тут Шива и Шакти, Пуруша и Пракрити взимодействуют, только на гораздо более высоком уровне. Обычный символизм Шивы в фонемах санскрита это – ha, а Шакти – sa. Это обыгрывается, например, в практике аджапа-джапа sohaṃ - haṃsaḥ. Один из вариантов толкования говорит, что haṃ идёт с дыханием внутрь, вибрирует анусварой и собирает сознание внутри, символизируя Шиву и понимание. А saḥ идёт с дыханием наружу, шелестит висаргой выдоха, символизируя Шакти и действие. Но в разбираемом нам случае sa уже «израсходована» в Муладхаре. Но это-то и интересно! Алфавит закончился на ha, но индийцы сильны принципом +1! И тогда появляется не просто Шакти, а Шакти высшего понимания, которую олицетворяет новая фонема kṣa. Она не считается в обычной грамматике при изучении санскрита, но обязательно есть в тантрической мантрологии. И в соединении с сознанием (с Шивой) она даёт сверх-знание, высшее знание. Его символизм в одних системах это jñaṃ (джняна – знание – гнозис), а в других не столь явное dlaṃ или llaṃ. Это тайный звук и тайная буква, которая и не во всех наборах шрифтов то есть (вот и мне пришлось использовать транслит системы Гарвард-Киото, вместо книжного с диакритическими знаками:-) Это ещё раз подчёркивает характер высшего тайного знания, знания нового уровня на которое практикующий должен подняться.