|
Вирабхадрасана
ВИРАБХАДРАСАНА: Герой номер один Первая из цикла статей об асанах с легендарными именами героев, мудрецов Риши, божественных аспектов, написанных для журнала НОЙ (новое о йоге)
Название вирабхадрасана происходит от санскритских слов вира – герой, бхадра – благой, прекрасный и асана – положение, поза, позиция, т.е. поза благого героя. Вирабхадра это ипостась божества индуистского пантеона Шивы в яростном аспекте; олицетворение воинской ярости. Появление Вирабхадры связанно с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши (зятя Шивы), самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Есть несколько версий согласно текстам пуран и Махабахараты, но все они сводятся к одной линии.
Тесть Шивы являлся олицетворением старого порядка и закона – делай, что предписано, терпи и будь что будет. И потому не любил он своего зятя Шиву, который являлся олицетворением порядка нового – справедливости и понимания. Дисциплина йога, покровителем которой являлся Шива, это дисциплина внутренняя, которая в отличие от дисциплины внешней религиозной и догматичной, основана на вчувствовании и понимании – что, как, почему и зачем в это мире. Разный образ жизни приводил, мягко говоря, к недопониманию между ними. Тесть отзывался о зяте нелицеприятно, Шива со свойственной ему вайрагьей воспринимал это по йогически ровно, а верная Сати разрывалась между долгом жены и дочери. Однажды она не стерпела очередных нападок отца на мужа и того факта, что ее супруг не был приглашен на общее собрание богов на яджне (ритуале – огненном жертвоприношении), осуществляемой ее отцом. Вспылив, она поступила в духе «так не доставайся ж ты никому» и бросилась в жертвенный огонь. Погруженный в медитацию Шива прозревал всё в сотворенном мире и узнал об этом. Горе и ярость одновременно возникли в его душе, которая требовала правильного действия и справедливости. Воплощением этого справедливой ярости и яростной справедливости стал тысячерукий Вирабхадра, в образе которого Шива и отправился к месту злосчастного жертвоприношения. Явившись на место, он разметал жертвенный огонь, выбросил жертвенную антилопу, оторвал и выкинул голову Дакше, побил и обратил в бегство других богов и героев. Шива, тоскуя о Сати, удалился к себе на гору Кайлаш и предался медитации. Сати переродилась вновь как Ума Парвати и вновь завоевала его сердце. Будучи возрожденным к жизни, Дакша предавался аскезе, взывал к Шиве о прощении, обретал новое понимание порядка и справедливости.
Образ Вирабхадры нашел свой отклик в воинской среде, в частности в «царице полей» пехоте. Воины-пехотинцы не зря заслужили такой громкий титул. Во все времена именно их стойкость решала исход сражения. Например, когда они останавливали атаку кавалерии, приняв удар на себя, а затем, подобно безумному Вирабхадре, побившему и рассеявшему богов и героев, переходили в наступление, били и рассеивали вражеское войско. Ведь непосредственно профессиональных воинов во все времена и во всех краях было не так много – никакое хозяйство не вынесет долго такого гнёта. Это были дружины мирного времени, а во время больших войн собирался трудовой народ, откладывавший свои дела и обычные инструменты и бравший в руки оружие – палицы и копья. С жаждой справедливого воздаяния за злодеяния противника они вставали в строй. Это нелегкая доля, требующая силы духа и ярости преодоления – ведь битва это не только и не столько столкновение вооруженных тел, сколько столкновение воли разных сторон. И основа для этой Воли это сопричастность к божественной ярости и чувству божественной справедливости.
Собственно в самой асане видится образ воина с копьем в упоре, приготовившегося принять на себя удар.
Из индийских боевых искусств вирабхадрасана в трансформированном виде вошла в китайские и японские боевые искусства, где она получила название гунг бу и дзенкуцу дати, соответственно.
В разных школах йоги существует несколько видов выполнения вирабхадрасаны. В школе Айенгара
Описание данное в «Йога Дипике» Шри Б.К.С. Айенгара. 1. Встать в тадасану. 2. Поднять руки над головой, вытянуться вверх и соединить ладони. 3. Сделать глубокий вдох и прыжком поставить ноги врозь на 120-135см. 4. Выдохнуть, повернуться вправо. Одновременно повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, а левую слегка вправо. Сгибать правое колено, пока правое бедро не окажется параллельно полу, а правая голень перепендикулярно полу, так чтобы между бедром и икрой образовался прямой угол. Согнутое колено не должно выдвигаться за лодыжку, а должно быть на одной линии с пяткой. 5. Вытянуть левую ногу, напрягая колено. 6. Лицо, грудь и правое колено должны быть обращены туда же, что и правая стопа. Голову запрокинуть вверх, позвоночник вытянуть от копчика и направить взгляд на соединенные ладони. 7. Позу держать 20-30 секунд, дышать нормально. 8. Все движения повторить в левую сторону. 9. Выдохнуть и прыжком вернться в тадасану.
В Аштанга-виньясе Паттабхи Джойса
По книге «Йога мала» Шри Кришна Паттабхи Джойса
Выполните первые шесть виньяс первой Сурья Намаскары. Потом примите положение, как описано в седьмой виньясе второй Сурья Намаскары. Выполните пять речак и пурак. Это седьмая виньяса. Затем с речакой повернитесь налево, согните левое колено. Продолжайте держать руки выпрямленными и соединенными над головой, грудную клетку — приподнятой. Выполните пять пурак и речак. Это восьмая виньяса. Теперь, не изменяя положения ног, выполняйте пураку и опустите руки на уровень плеч, разведите их в стороны. Руки прямые, взгляд направлен на кончики пальцев левой руки. Это девятая виньяса. Затем с речакой повернитесь направо, сгибая правую ногу в колене. Руки остаются прямыми, взгляд направлен на кончики пальцев правой руки. Это десятая виньяса.
В школе Дхирендры Брахмачари вирабхадрасана называется вирасана или хануманасана.
По книге «Йогасана виджняна» Дхирендры Брахмачари. Эта асана изображает героя или воина. Существует четыре варианта этой асаны: наиболее важный вариант описан ниже. Шри Хануман оказывал предпочтение этой асане и с тех пор она иногда упоминается под именем асана Ханумана. Существует поверье, что Лакшмана жил 12 лет без сна в лесу с Шри Рамой, благодаря эффекту вирасаны. Когда ночью Шри Рамачандра и Сита отходили ко сну, Лакшмана сохранял бодрость, накладывая стрелу на лук, и стоял в позе, известной как вирасана. Шри Тулсидаса сказал в Рамачандра Манасе:
Счастливы Ангада и Хануман, массировавшие ноги Господа разными способами. Лакшмана позади Господа стоит в вирасане с колчаном на поясе и стрелой в руках своих. Вирасана заметно снижает необходимость во сне, а также наделяет рыцарскими качествами и бесстрашием. Именно поэтому Шри Хануман упорно практиковал ее и проводил много времени за этим делом.
Выполнение
Встаньте на землю с левой ногой, вытянутой назад и согнутым правым коленом. Ладони сожмите в кулак с большим пальцем внутри его. Правую руку необходимо вытянуть вперед, перед грудной клеткой, а левую руку согнуть в локте и чуть отвести назад. Тело выпрямите с полным напряжением, задняя нога также должна сохраняться прямой. Глаза должны сохраняться открытыми без моргания. Асана должна быть выполнена еще раз в другую сторону, т.е. поставив левую ногу вперед и правую назад.
В этих школах немного по разному описывают эффект от выполнения вирабхадрасаны. Например, Шри Б.К.С. Айенгар, со свойственной ему осторожностью замечает: «Все стоячие позы требуют больших усилий, эта поза в особенности. Людям со слабым сердцем не следует исполнять ее. Даже крепким людям не следует долго оставаться в этой позе.» А Дхирендра Брахмачари призывает вдохновиться примером Ханумана, история которого приведена выше, и всем неустанно практиковать для обретения сверхсил: «Практика этой асаны порождает огромную силу, энергию, бесстрашие, стойкость. А также избавляет от вялости. Склонные к продолжительному сну должны практиковать эту асану.»
Все три автора согласны, что отлично прорабатывается грудная клетка и область талии, отлично тонизируются мышцы ног и прорабатываются коленные суставы.
Шри Кришна Паттабхи Джойс и Дхирендра Брахмачари обращают внимание на полезный эффект, оказываемый вирабхадрасаной на моче-половую систему. И Айенгар и Дхирендра Брахмачари отмечают пользу для плеч, а последний еще особо подчеркивает важность этой асаны в подготовке стрелков-лучников. Как бы это не казалось странным людям, привыкшим к виду западного лучника, но и индийские и парфянские лучники, используя именно такое положение рук и малые сильные луки, были очень успешны.
Кроме обобщения опыта разных школ йоги можно и нужно выделить следующие рекомендации. Вирабхадрасана получается в процессе выпада одной ногой вперед и прогиба с вытяжением рук вверх.
Более широкая постановка ног делает асану устойчивее при той же длине стойки.
1) Важно чтобы колено передней ноги находилось над пяткой. Вынос ее вперед дает ненужную нагрузку, а смещение вбок так и просто неполезную, способную привести к травмам. Не так принципиально параллельно ли бедро полу – вполне возможно находиться в более высокой стойке. Необходимо активно толкать ягодицу задней ноги вперед, выстраивая таз в саггитальной плоскости. Пятки не должны находиться на одной линии – оптимальное положение стоп как на параллельных рельсах, на ширине таза.
2) Стопа задней ноги должна быть плотно прижата к полу – и пятка, и ребро стопы. В противном случае неизбежна травмирующая нагрузка на колено. А правильное положение стопы помогает толкаться задней ногой и выстраивать нужное положение таза
3) Прямые и косые мышцы живота и мышцы спины необходимо держать в тонусе чтобы не было излишнего прогиба в пояснице. При затруднении в выполнении этого требования по причине малоподвижности возможно выполнить вариант с небольшим наклоном вперед, как бы продолжая линию задней ноги (как на фото воина стоящего с копьем). И снова отметим, что туловище переходит в вертикальное положение за счет разгибания заднего бедра
4) Плечи должны быть опущены вниз, а лопатки немного отведены назад. Поднятые и зажатые плечи могут привести к излишнему прогибу в пояснице и другим искажениям. Опять-таки вернем нашего читателя к положению воина, принимающего удар – это невозможно сделать с напряженными плечами. Положение должно быть уравновешенным и отстроенным от центра. Как говорил один хороший Учитель боевых искусств: «Жаль, что руки и ноги у человека не растут из его центра. Но зато у человека есть голова, чтобы это компенсировать»:-)
Настоящий практик всегда задается вопросом «почему так?» и многими другими вопросами, не удовлетворяясь красивой терминологией, и объяснениями «это так потому что это так». И благодаря этому, находит рациональное объяснение, позволяющее практиковать осмысленно, стремясь к справедливости и, если необходимо, используя в практике божественную ярость.
В следующих статьях мы продолжим рациональный разбор асан.
Успешной практики! |