ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ - СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья Gabe Suarez  

Перевод: Евгений Углач

 

Миямото Мусаси многими считается одним из когда-либо живших величайших фехтовальщиков. В действительности, было много мужчин до и после него, кто убил намного больше людей в бою, чем было на скромном счету 60-ти летнего Мусаси. Но, незадокументированные знания не переживают того, кто ими обладает. Тем не менее, то, что сделал Мусаси, и возможно не удалось сделать его коллегам по мечу, это зафиксировать свои выводы в виде книге – Го Рин но Сё, или, как она нам известна, Книга пяти колец.

 

Буквально, это просто книга, предназначенная для молодого фехтовальщика древней Японии. Тем не менее, там имеется много информации «между строк» для тех, кто читает её с точки зрения воина. Количество оперативной информации, которая приводится в книге, в несколько раз превышает её объём. Она охватывает восприятие мира старым воином, то, что он думал, что было важно знать воинам. Важно понимать, что Мусаси писал книгу в преклонном возрасте, и он больше не будет участвовать в сражениях. Воин в расцвете сил должен ждать, и что-либо скрывать, чтобы враги не могли овладеть его методами. Кроме того, Мусаси писал труд для своего сына. Таким образом, ключевые моменты, которые он серьёзным тоном упоминает, как важные, предназначены для того, чтобы, возможно, спасти жизнь одного важного для писателя человека.

 

Большая часть книги является специфическим материалом по тому, как сражались в древней Японии, но старый Мусаси может многому научить наших воинов 21-го века. Теперь мы носим Глоки вместо катаны, но бои ведутся независимо от истории, и уроки Мусаси всё ещё применимы сегодня.

 

Мусаси разделил свою книгу на части. А именно книги Земли, Воды, Огня, Ветра и Пустоты. Полное обсуждение современного применения труда Мусаси займёт гораздо больше места, чем допустимо в журнальной статье, поэтому мы остановимся на самых острых уроках.

 

Книга первая

 

Мусаси пишет: «Знай самые малые и самые большие вещи, самые мелкие и самые глубокие, как если бы это был прямой путь, отмеченный на земле». Вся Первая книга предназначена тому, чтобы научиться планированию.

 

В юности, когда я впервые начал изучать боевые искусства, я узнал, что те, кому суждено победить, сначала учатся, а потом сражаются. Те же, кому суждено проиграть, сначала сражаются, а потом изучают, почему они проиграли. Результаты боя не могут быть предсказаны, но мы, безусловно, можем «раздать карты» в нашу пользу, насколько это возможно.

 

Мы можем подготовить себя так, чтобы у нас было реалистичное понимание наших возможностей и навыков.

 

Мы можем изучить динамику конфликта, так чтобы у нас было общее понимание того, как бой развивается и разворачивается. Важно делать это с упором на 21-й век, так сегодня мужчины сражаются не так, как это делали в древней Японии.

 

Мусаси сравнивает Путь воина с путём плотника. Плотник всё планирует исходя из своей специфики. Мы должны делать тоже самое. У скольких из вас, читатели, есть план на случай насильственного вторжения в дом? Как насчёт попытки угона автомобиля или другого насильственного нападения? Если вы семейный человек, у вас есть план для семьи в случае, если произойдёт одно из этих событий? Не будьте диким оленем, замершим в ступоре в свете фар. Будьте готовы. Будьте, как плотник, который планирует всё настолько, насколько это возможно. Другими словами, не оставляйте ничего на волю случая.

 

Книга воды

 

Вторая книга Мусаси названа Книга воды. «Вода принимает форму сосуда. Иногда она – ручеёк, а иногда – бушующее море. Ее признак – чистый голубой цвет. Для ясности, вся школа Ити приведена в этой книге».

 

Одна из самых трудных вещей, которой надо научиться, является адаптивность. Мудрый боец знает, как выбрать то, что подходит ему. Его цель заключается в том, чтобы поразить противника, не используя только строго определённую технику. Адаптивность, то есть знание того, что соответствует каждой конфронтации, будь это в самом начале или в середине боя, имеет важное значение. Эта способность, стать тактическим хамелеоном, появляется только от применения различных систем боя. Свидетельство тому – плохое самочувствие узкоподготовленных бойцов в смешанных боевых искусствах или поединках UFC. Там выступают бойцы, которые обучены всем мыслимым способам, от борьбы в партере до кикбоксинга, и всему промежуточному техническому диапазону, существующему между ними. И это только для боевого вида спорта в контролируемой среде ринга/клетки, где нет никакого оружия и подкрепления, стоящего за кулисами и готового, при первой же возможности, надрать тебе задницу. Исследуйте всё возможное, поглощайте то, что полезно, и не ограничивайте себя в какой-то одной системе.

 

Книга огня

 

«Это книга о схватке. Дух огня – ярость, независимо от того, велик огонь или мал. То же самое – в сражении».

 

Однажды я видел, как очень хорошо подготовленный «мастер боевых искусств» получил по заднице от нетренированного, но очень жёсткого уличного бойца, который не беспокоился о том, что будет он убит или просто избит. Не достаточно, быть просто в прекрасной физической форме и ежедневно тренироваться со всеми доступными мастерами. Если вы испытываете недостаток в свирепости воина, то вы тратите своё время впустую.

 

Это не значит, что вы должны жить как Мусаси, никогда не мыться, чтобы не оказаться беззащитным, жить в пещере и т.д. Это означает, что правильно настроенный с точки зрения борьбы разум, является принципиально важным и стоит прежде всего остального. Мусаси пишет: «Путь воина – это решительное принятие смерти». Мы должны понимать, что древние японские воины были фаталистами. Они готовились умереть, чего не делали воины европейские. Тем не менее, у тех и других было решительное принятие этого в случае худшей ситуации. Это не значит, что мы стремимся к этому, но мы должны «дружить» с этой идеей, чтобы в разгар боя мы не отвлекались на мысли о самосохранении. Мы, конечно, будем стремиться к тому, чтобы сохранить нашу жизнь, но мы будем делать это изо всех сил, без рассеянного внимания. Решительное принятие смерти позволяет абсолютно сконцентрироваться на бое, что и замечательно.

 

Книга ветра

 

«В стратегии вы должны знать пути других школ, так что я написал о различных других стратегиях традиции в этой Книге ветра».

 

Мусаси сосредоточил большую часть своего исследования на путях его противников. Эта концепция не ограничивается Мусаси, и его комментаторами, географическими и культурными различиями, тем, что писали в предостережениях Клаузевиц и Сунь Цзы. С нашей сегодняшней точки зрения, кто является нашими противниками? Члены молодёжных банд, бандиты из ОПГ, религиозные фанатики-террористы?

 

Узнайте, кто они такие. Узнайте, как они действуют, как они одеваются, что они делают. Вы не будете стоять перед фехтовальщиком из другой школы фехтования, или «образцом» боксёрской школы, который объявит о себе и поклониться при этом, как это было в некоторых голливудских фильмах. Противники, с которыми вы столкнетесь сегодня, нападут врасплох и убьют тебя, не задумываясь или без всякого сомнения, что они сами делают то, что является правильным.

 

«Они ограничивают свои тренировки упражнениями с длинным мечом и отработкой боевых стоек. Но достаточно ли лишь одного умения, чтобы победить? Такова ли сущность Пути?»

Без постоянного присутствия мысли о том, что ваши занятия стоят жизни или смерти, и результатом вашего проигрыша будет ваша смерть или смерть кого-то из ваших любимых, нет «боевого» искусства.

 

«В своих рассуждениях я отрицаю предвзятость, узкий настрой. Хорошо изучите это». Урок ясен. Не ограничивайте себя в учёбе. Если вы изучаете тхэквондо, добавьте к нему Вин Чун и бразильское джиу-джитсу, чтобы стать менее «узконаправленным». Если вы сосредоточены на борьбе без оружия, изучите нож и огнестрельное оружие. Если вы стрелок, изучите Джит Кун До. Узкое мышление убивает.

 

«Поражение противника есть Путь Стратегии. Нет необходимости во множестве тонкостей».

 

Я видел, как некоторые преподаватели боевых искусств пытаются романтизировать или украсить бой. Я думаю, что те из нас кто там-был-и-делал-то-что-делал знают, насколько это глупо. Бой уродлив, это та реальность и конец всего, что разрезает все догмы, доктрины, споры о стилях и все прочие разглагольствования, которые засоряют наше коллективное боевое сознание и профессиональные журналы. Это простое, животное насилие. Понимание и принятие этого является важной частью развития.

 

Книга пустоты

 

Мусаси пишет: «Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившимся духом, накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота.»

 

Это является типичным отрывком Книги пустоты. Когда я читал её, то определили два аспекта для современного бойца. Один психический (Мусаси называет его «духовным»), а второй технический.

 

Психический – однажды, после особенно ожесточённой перестрелки, меня спросили, было ли мне страшно во время неё. Я честно ответил, что не было. Я уточнил свой ответ, добавив, что я не боялся не потому, что был слишком смелым или слишком глупым. Скорее, я не боялся потому, что был слишком занят тем, чтобы выиграть этот бой, чем задумываться о том, страшно мне или нет. Я приучил себя бороться, как только возможно, и твёрдо знал правила применения силы, которые существовали в то время. Кроме того, у меня был запасной план на случай любых последствий развития событий, с которыми я мог столкнуться. Таким образом, я был сосредоточен «духовно».

 

Я больше не участвую непосредственно в «работе», в настоящее время я сосредоточен на обучении других. Один из принципов, который я пытаюсь вбить в своих студентов, является понятие Чистого сосредоточения. Я считаю, что чистое сосредоточение свидетельствует о духовной пустоте, то о чём пишет Мусаси.

 

Технический – несколько лет назад я написал статью для «Чёрного пояса», под названием «Хватит обсуждать» о том, что слишком много способов или технических действий, являются не вашим активом, а пассивом. Техника, которая не является естественной либо слишком сложная не будет физически запомнена. Если она не запомнена физически, она никогда не будет применена в бою.

 

Эта концепция физического запоминания и подсознательного программирования не является новой. Японский мастер меча Ягю Тадзима-но-ками писал: «Обучение и знания должны быть забыты, и только тогда, когда это реализуется, вы почувствуете себя прекрасно. Тело будет двигаться как автомат, без сознательных усилий со стороны самого фехтовальщика. Всё обучение там, но ум совершенно не осознаёт его».

 

Ягю, конечно, писал это об искусстве фехтования, но эта концепция столь же справедлива для современного рукопашного боя.

 

Хотя «Книга пяти колец» была написана много веков назад, исследование индивидуальных способностей ведения боя, когда всё сводится к его основам, осталось на удивление неизменным. Книга Мусаси является восприятием одним человеком тех важнейших элементов, которые стали боевым опытом всей его жизни.

 

Как таковая, она имеет и важное значение для сегодняшних исследований современных воинов.