ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЭЛЛИС АМДУР. ИСТОКИ

Ellis Amdur. Old Scholl. Essays on Japanese Martial Traditions. Chapter 1. Tenshinshō-den Katori Shintō-ryū  Перевод Дениса Абрамова, инструктора Катори Синто рю из г. Пенза

 

Последняя часть эпох Камакура (1855-1333) и Нанбокучо (1333-1392) показывает начало решительного изменения японских приемов ведения войны. До этого периода военные действия были в основном источником потомственных буси (конных воинов), лучников в броне, которые бились в стиле, очень похожем на стиль степных воинов материковой Азии, что впоследствии было названо кюба-но-мичи («Путь лошади и лука»). Из-за скудности пастбищ существовал предел численности лошадей, которые могли быть выращены, и это, следовательно, ограничивало расширение отрядов конных воинов. По истечении некоторого времени, все больше бойцов стало призываться из других социальных классов, в частности номин (крестьян) и госи (мелких фермеров), последние [представляли собой] класс сельских воинов, занятых службой часть своего времени, которые также обрабатывали землю. Без богатства для приобретения доспехов и лошадей, большинство стало пехотинцами, обслуживающими буси, которые стали элитным воинским классом, во многом подобными европейским рыцарям.

 

По мере того, как их число росло, эти пешие солдаты начали перерастать свою вспомогательную роль и становиться более важными, развиваясь во все более дисциплинированные отряды. Они были вооружены яри (копьями), нагинатами (глефами) и, конечно, мечами. Некоторые из последних, более четырех сяку длиной (48 дюймов или 122 см), были известны как нодати (полевые мечи) или тёто (длинные мечи). Использование такого вооружения требовало большой силы, и, вероятно, большинство рядовых больше полагались на грубую силу, чем на изощрённую технику. Однако, даже притом, что такие атаки таким тяжёлым вооружением должны были быть ужасными, опытные воины обнаружили, что они могут победить за счет координированных действий, а также - искусного использования довольно легкого, более маневренного оружия. [Тот факт], что мастерство могло преодолеть голую силу, вероятно, дал толчок развитию первых в

 

Однако, этот [фактор] не надо переоценивать. Было множество искусных воинов в ранней японской истории, и они, несомненно, использовали более тяжёлое оружие, чем многие привыкли использовать сегодня. Например, нагината в старейших воинских традициях зачастую тяжёлая, и копья были часто три или даже четыре метра в длину.

 

Мечи также были длиннее и тяжелее, чем большинство современных клинков, достаточно тяжёлые для того, чтобы выдержать столкновение с бронёй или другим оружием. Кромка клинка имела нуки (сердцевину), с прочным поперечным сечением, подобным перевернутому яблочному зернышку, вместо ножеподобных  клинков, которые сегодня используются для современного тамесигири (теста на разрубание).

 

Воины-союзники начали собираться в различных местах, обычно в окрестностях храмов синто или буддийских монастырей, для практики и обучения. Одни из наиболее важных среди этих мест сбора находились в восточной Японии, в окрестностях Катори Дзингу и Касима Дзингу, храмов синто, расположенных в сегодняшних префектурах Тиба и Ибараки. Божества этих храмов были связаны с методами ведения войны с древних времен. Эти древние военные учения - не воинские рю, которые были разработаны в последующие века - теперь известны как Касима-но-тати (меч Касима) и Катори-но-кэн (меч Катори). Архивы храма Касима свидетельствуют, что Касима-но-тати восходит к 7-му веку.

 

Согласно Сииги Мунэнори, главы Итигидо, синкретической организации, которая обучает нескольким различным воинским традициям, в том числе Катори Синто-рю и аспектам Касима Синто-рю, те, кто был связан с храмом Касима, были известны своей техникой меча, а те, кто был связан с храмом Катори, были знамениты своими навыками владения копьем и глефой. Мало известно об их тренировочных методиках, но в основном считается, что воины занимались индивидуальным тренингом, практикуя рубку по воздуху и по объектам, чтобы нарастить свою силу и выносливость, и также практиковали шаблонные упражнения и ката (предопредёленные формы). Учитывая, что воины везде сильно похожи, они наверняка занимались спаррингом, проверяя соответствующие методы друг друга, в разновидности натурального исследования и развивающей программы, обмениваясь информацией и техниками, которые были полезны на поле боя. Помимо практики одиночного боя, они наверняка обстоятельно тренировались в методиках группового боя и ближнего боя, а также - в тактике битвы. Кроме того, эзотерические тренировочные методы, полученные от местных шаманских практик, даосизма и буддизма, существовавшие множество столетий, очевидно, были частью подготовки в этих ранних боевых системах. Главное, они несомненно занимались «разборами боев», где они обсуждали и пытались повторить действия, которые позволили им выжить в последнем сражении, а также отсеивали из их репертуара те, которые подвели одного или больше их

 

В соответствии с широко распространённым мнением, Иидзаса Тёисай Иэнао (1387-1488) создал старейшую, исторически верифицируемую, все еще существующую традицию из этих первоначальных методов. Должен заметить, что я не знаю возникших в то же время первичных источников, которые описывают  Тёисай - скорее, описание его жизни является смесью легенд, устной традиции, и некоторых документов, находящихся внутри самой рю. С наличием этой оговорки - она относится к истории всех воинских традиций, описанных мной в этой книге - Тёисай родился в клане госи. Госи по рангу находились между воинами и крестьянами. Они выращивали урожай, но также и защищали и патрулировали земли их властелина и шли на войну от его имени. Суровые и простые, они хорошо знали, что любое продвижение по социальной или экономической лестнице произойдёт только посредством силы оружия скорее, чем по случайности рождения.

 

Тёисай несколько раз ходил на войну и никогда не был побежден в битве. Он служил нескольким феодалам, достигнув таких позиций как главный судья домена Исэ, и, в конечном итоге, сопровождал восьмого сёгуна, Исикага Ёсимасу, человека испорченного и равнодушного к военной практике

 

После падения его клана, Тиба, Тёисай продал свою землю и стал нюдо (буддийским монахом в миру). Это позволило ему устраниться от обязанностей, ожидаемых от воина-вассала, без ухода от повседневной жизни, как если бы он стал настоящим монахом. Когда ему было где-то 60 лет, он, в компании некоторых из своих вассалов, удалился в местность вблизи Синтокусан Синпуки, буддийского монастыря в общей местности с храмом Катори, для выполнения ритуального очищения и тренировки.

 

В это время, один из его последователей вымыл своего коня в ручье рядом с храмом Катори, и конь внезапно умер. Тёисай увидел в этом проявление силы Фуцунуси-но-микото, ками (божества) храма. Он поклялся посвятить тысячу дней тренировкам и очищающим обрядам, [посвящённым] ками.

 

Согласно летописям Катори Синто-рю, одной ночью во время его аскезы, божество явилось Тёисай в образе мальчика, сидящего на ветке сливы. Он преподнёс Тёисай свиток, Мокуроку Хэйхо Синсё (Сборник по Военной Стратегии, Завещанной Богами). На основе откровения Тёисай создал и передал Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю. Тэнсинсё-дэн дословно означает «традиция, завещанная богами», термин, который используется для названия в великом множестве рю, чьи основатели утверждали, что они также получили подобное отк

 

Я не сомневаюсь, что посредством психо-духовного откровения Тёисай создал Катори Синто-рю , история возникновения подобна таким же в бесчисленных рю. Однако, существует еще фактор, которому, как я считаю, комментаторы уделяют мало внимания - Тёисай был не один. Он имел наследство воинских традиций его родной страны, и он имел компанию своих вассалов, и я верю в то, что многие из них ходили в храмы и монастыри за откровением о тайнах боя(?). Кроме того, большинство храмов синто и буддийских монастырей содержали дружину, и Катори Дзингу не был исключением. Вполне вероятно, что Тёисай не только занимался тренировками со своими вассалами, но также тренировался совместно с гарнизоном храма, который был знаменит своими знаниями в искусстве войны. Катори Дзингу был также хранилищем военных и эзотерических текстов, что, несомненно, внесло вклад в развитие Тёисай его зарождающегося искусства.

 

Даже те воины, кто шел один заниматься аскетическим тренингом, возможно, или воссоединялись со сподвижниками, или собирали их после этого. Одно дело - возможно, самое важное, - понять основной принцип, который будет наполнять всё, что он делает, но разработка программы обучения и создание методики обучения требуют экспериментов с людьми, которые сопротивляются. Занимаясь этим процессом внутри двух разных боевых рю, я думал, что понял, как использовать оружие в определённых ситуациях, но затем обнаружил, что это не работает, когда мой оппонент двигается так, как я не предполагал возможным или даже не мог себе представить. Другими словами, даже если боги просветили Тёисай, без сомнения, были общение и практика с его учениками, которые привели его просветление к результату

 

Кое-что еще должно быть отмечено в данный момент, рождение системы рю. Тёисай не вернулся из монастыря для создания дружины или войск наемников, которые нанимались к различным военачальникам. Его рю также не стала военной силой какого-либо феодального домена или храма. Систематизация боевых техник могла быть жизненной силой рю, но они не были созданием сил для специальных операций или независимого политического или военного образования. Они были нечто другим с самого начала.