ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
МИККЁ

СИНТО

ЯПОНСКИЙ БУДДИЗМ

ДАОСИЗМ И ОНМЁДО

СЮГЭНДО

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

 

 

 

МИККЁ 密教 - Тайное учение

 

Под названием «тайное учение» обычно подразумевают комплекс знаний о философско-этических и психофизических аспектах боевого искусства в их эзотерической форме и практические навыки их реализации.


В основе японских тайных мистических знаний (микке) лежит особая философская концепция восприятия мира через троичное воплощение реальности (санмицу). Практика его реализации для человека состоит в созерцании мандал (санскр. मण्डल — круг, диск) (яп. 曼陀羅 - мандара или нэнрики), произношении особых звуковых сочетаний – мантр 呪文 (дзюмон) и принятии определенных положений тела с соединением пальцев в особые фигуры мудра 印相 (яп. inzo или ketsuin 結印 – «связанная печать»). Как описано в древних письменных источниках, объединение трех вышеуказанных действий в единое целое позволяет достичь любой желаемой цели на всех уровнях существования.


Не менее важны были для последователей такого учения и базовые знания, без посвящения в которые не мыслимо было дальнейшее продвижение по Пути. Тайное учение классифицировало окружающий мир по Пяти Первоэлементам 五大 (го дай рин): Земля 地 (чи), Вода 水 (суй), Огонь 火 (ка), Ветер 風 (фу) и Пустота 空 (ку) и определяла закон Единства и Противоположности во всех действиях и проявлениях Вселенной. Согласно этому закону, все явления порождаются непрерывным движением двух начал (ин 陰  и йо 陽, более известных в китайском произношении инь и ян) – светлого и темного, мужского и женского, солнечного и лунного и т.д. и исходят из закона Причины и Следствия, освобождение, от воздействия которого является одной из важнейших задач адепта.

Необходимым аспектом достижения «непривязанного ни к чему» сознания (мусин), являются тщательно разработанные медитативные практики 黙想 (мокусо) обучающие релаксации, концентрации и визуализации. Эти техники, объединенные с особыми приемами дыхания и принятием определенных положений тела, позволяют адепту достичь сверхразвития интуиции и чувств, ясновидения, умения управлять потоками энергии и пр. магических способностей. Регулярная практика таких медитаций позволяет мастеру постичь суть предмета и, растворив собственное эго, слиться с Вселенной и достичь сатори (яп. 悟り, сатори; кит. , у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление»). Кроме обычных медитативных техник практикующихся в «додзе» 道場 - «месте постижения Пути», древние мистические учения предлагают целый ряд приемов направленных на раскрытие сверхнормальных способностей которые упоминались раньше. Наиболее известными упражнениями такого рода, практикующимися до сих пор многими адептами боевых искусств, являются медитативный ритуал под водопадом 滝修行 (такисуге), при выполнении которого, под воздействием ледяной воды падающей на темя с большой высоты можно добиться особых состояний сознания, ритуал поклонения и использования силы огня путем возжигания ритуальных костров 護摩 (гома), ритуал восхождения в горы к местам обитания духов, полностью заимствованный из сингон буддизма, повторение заклинаний во время ритуальных шествий и многие другие.


Все эти упражнения должны привести адепта к Ки-ай 気合 – гармонии и согласию с ходом вещей в природе. Мистицизм этих методов служит использованию законов природы и постижения сути Вселенной для достижения поставленных задач. Считается, что если человек может наблюдать природу в первозданном виде, он может осознать мир и свое место в реальности и применить это знание для своих нужд.

Стандартный путь: шодэн-чудэн-окудэн-кайдэн.

初伝 Шодэн – основа последующих ступеней, учитель передает ученику «восемнадцатиступенчатый путь» постижения Дхармы, 18 мудр и 18 соответствующих им мантр. 中伝 Чудэн, 奥伝 Окудэн – главное внимание уделяется йоге, в которой объектами созерцания выступают божества мондал алмазного мира и мира чрева.
皆伝 Кайдэн – на заключительном этапе адепту передается знание обряда Фудо-гома-хо, во время которого в огне сжигаются дощечки – подношения с целью заручится благоволением избранного божества.

Начало изучения Микке

В Микке - начинают с "адзи"- мандала дхъяны, т.е., с созерцания и визуализации санскритской буквы "А", а также букв "И" и "У" (Творение, Хранение и Разрушение), и т.д.
Принципы созерцания мандал также везде одинаковы, и техника созерцания зависит от нужного результата - "свертывание" или "развертывание" энергий.
В техники визуализации для практических целей входит не столько созерцание мандал, сколько визуализации определенных образов, символов и процессов внутри себя (в различных частях тела) и вовне.

Продолжение последует...:-)