|
КОПЬЯ ХОДЗОИН
Дэйв Лоури Dave Lowry. Американский писатель и практик боевых искусств. С 1968 года изучал Ягю Синкагэ-рю под руководством Рёкити Котаро. Также изучал Синто Мусо-рю, каратэ, айкидо и Кодокан дзюдо. Практиковал каллиграфию, аранжировку цветов и другие традиционные искусства Японии. Написал много книг по этим темам.
Копья Ходзоин. Из книги Traditions. Essays on the Japanese Martial Arts and Ways. Эта книга составлена из эссе, написанных Дэйвом Лоури в разные годы.
«Одно мгновение то же, что тысячи бесконечных эпох, а тысячи бесконечных эпох то же, что одно мгновение.» Кэгон-кё Kegon-kyo 華嚴經 (санскр. Аватамсака сутра – Цветочная гирлянда сутр, кит. - Хуаянь)
Для внешнего взгляда этот храм практически не отличался от других буддийских храмов и монастырей Японии XVII века. Был главный зал додзё (прим. переводчика - изначально термин додзё «место пути» использовался в буддизме для обозначения места практики) с огромной деревянной статуей патриарха Тодзюна в алтарной части. Были просторные покои настоятеля, многочисленные помещения для монахов и паломников. Пространство между постройками органично заполняли сады, радовавшие глаз и дух идеально подобранными камнями и деревьями. Разумеется были и более прозаические огороды, ибо монашеская братия и паломники нуждаются не только в пище духовной:-)
Но было и кое-что, что отличало именно этот храм. Храм принадлежал школе Кэгон, о чем свидетельствовала скульптура одного из основателей школы Тодзюна, известного в Китае как То-сюн To-shun (прим. пер. – источники по школе Хуаянь, дают другой вариант имени - Du Shun 杜順). Храм очень удачно расположен на вершине холма Абура под вечнозелеными криптомериями, защищающими его и от летней жары и от зимних невзгод. Направив свой взгляд в одну сторону от стен храма, мы можем видеть крышу общественной купальни, построенной в XIV веке при Императрице Комё Koumyou 光明皇后. При взгляде в другую сторону - неясные очертания горы Касуга. А также особо стоит отметить окружающий храм «воздух». Как бы с острым запахом перца. Храм был известен своими маринованными овощами, которые монахи готовили в бочках. Но что действительно ставило это храм в особое положение, так это длинные копья, стоящие под навесами у домиков монашеской братии. Копья с отполированными долгим использованием древками и тщательно наточенными лезвиями. Имя этому храму Ходзоин. Его монахи почитались как умелые копейщики Ходзоин-рю Hozoin-ryu 宝蔵院流, одной из наиболее известных школ копья средневековой Японии.
Ходзоин – храм школы буддизма Кэгон 華厳. Школа была основана в Китае под названием Хуаянь во времена династии Тан (618 – 907н.э.) Учение Кэгон распространялось почти в то же время, что учение другой китайской буддийской школы Чань (в Японии – Дзен). И можно сказать, что Кэгон представлял своего рода интелектуальный подход к буддизму, дополняя более спонтанные методы Дзен. Школа черпала вдохновение из Аватамсака сутры - священного текста, который вел к просветлению через соблюдение принципов Десяти Мистических Врат. Говоря упрощенно, доктрина Кэгон состоит в том, что все наше существование зависит от связывающих сетей кармы или персональных действий. Согласно философии Кэгон, мир похож на огромную машину с миллионами зубцов, которые зацепляются один за другой. Просветление приходит к практику Кэгон, когда он реализует, что независимость иллюзорна, а наше существование это взаимосвязь других, прошлого и настоящего. Последователь Кэгон ищет интеграции в мир и понимания схемы его работы от его собственного маленького зубца и далее... (прим. пер. – описание буддийских концепций и истории Школы даю без каких-либо изменений так, как у автора. Желающие могут ознакомиться с серьезными источниками самостоятельно).
Когда точно школа Кэгон пришла в Японию остается загадкой. Но в XVI веке уже было несколько храмов этой школы. Один из них был в Наре и назывался Ходзо по японскому произношения китайского имени Фа-Цзан Fa-tsang 法藏 третьего патриарха, систематизировавшего учение школы Кэгон (Хуаянь). В течение многих лет монахи Ходзоина жили размеренной тихой жизнью, готовили свои знаменитые маринады и размышляли об учении Школы. Так было до 1620 года, когда с приходом настоятеля Какудзэнбо Иннэя Kakuzenbo Innei 覚禅房 胤栄 все начало меняться (прим. пер. – обычно биографы указывают годы жизни этого человека как 1521 – 1607).
Иннэй, как и многие духовные лица в феодальной Японии, был младшим сыном в большой семье. По обычаю ему не полагалось ничего из собственности семьи, и перед лицом бедности он был направлен по духовной линии с детства. Он посвятил себя всего изучению основного канона Кэгон санскритской Гандавьюха сутры и китайской Chin-shi-tsu-chang. Его усердие было вознаграждено – в молодом еще возрасте он был назначен настоятелем. Эта должность подразумевала много новых обязанностей, но также предоставляла возможность для осуществления мечты всей жизни, хоть и несколько странной для священника. Какудзэнбо Иннэй посвятил себя искусству меча. Используя связи храма, он познакомился с Китабатакэ Томонори Kitabatake Tomonori, губернатором провинции Исэ и мастером школы Касима Синто рю, и стал его учеником. Позднее он изучал Катори Синто рю под руководством Онисики Сюнкэн Onishiki Shunken.
С годами тренировок Иннэй все больше и больше интересовался методами копейного боя, называемыми со-дзюцу so-jutsu 槍術. Молодой священник концентрировал все свое внимание и энергию на тренировках с копьем, отрабатывая известные ему приемы и методы и создавая новые, пробуя свои идеи на практике. Каждый день, после окончания полуденной службы, воздух храмового двора дрожал от копейных тренировок Иннэя. Многие монахи молили своего настоятеля научить их этому искусству. Так возникла Ходзоин рю.
В середине XVI века Ходзоин стал местом паломничества не только для последователей школы Кэгон, но также и для практиков боевых искусств, желающих проверить свои способности и возможности. Согласно легенде, молодой и вдохновенный мечник по имени Миямото Мусаси посещал этот храм. В действительности, через ворота Ходзоина в то время проходило много мастеров боевых искусств. Ягю Мунэёси Yagyu Muneyoshi и его сын Ягю Мунэнори Yagyu Munenori, основатели Ягю Синкагэ рю, были знакомы с мастером Иннэем. Храм посещали Окуяма Кимисигэ Okuyama Kimishige мастер и глава Окуяма рю, Оно Дзироэмон Тадаки Ono Jiroemon Tadaki, второй патриарх Итто рю, Тода Сигэмаса Toda Shigemasa, мастер Тода-рю кэн-дзюцу. Для того чтобы в столь малый храм как Ходзоин стекались такие мастера, а также огромное количество менее известных адептов боевых искусств, методы этой рю должны были быть весьма и весьма эффективными и впечатляющими. К сожалению, нам очень мало что известно о техниках копья Ходзоин. Да, Ходзоин рю все еще существует в наши дни, но движения ее в значительной степени изменились. Около двадцати ката с копьем, используемым на манер Ходзоин рю, еще существуют, и большинство из них показывают специфическую технику школы. Это нанесение ударов и постоянное выцеливание копьем суставов противника, например, колена, а затем вращение оружия с силой, что приводит к воздействию на сустав и броску почти дзюдоистской интенсивности.
Этот необычный метод со-дзюцу был возможен для копейщиков школы потому, что они использовали особое оружие, которое иногда так и называют Ходзоин яри (копье). Это копье имеет лунообразный крюк, укрепленный примерно в полуметре от острия. Широкий полумесяц помогает ловить и запутывать нападающего, предотвращая его дальнейшее продвижение к копейщику Ходзоин рю.
Историки, в общем, согласны, что копье, использовавшееся в школе Ходзоин - это адаптация копий, использовавшихся аборигенами Айну, которые охотились с ними на медведей. Айну создали такую форму копья, чтобы предотвратить возможность раненому медведю насадить себя глубже на копье, но добраться до охотника. Но популярная легенда объясняет причины создания копья Ходзоин по-другому.
Одни молодой человек из ближайшей деревни пришел в Ходзоин в надежде стать монахом. Его семья обеднела, но он был здоров и исключительно силен, а также имел репутацию человека с сильной волей, и монахи взялись заботиться о нем. Сначала его приняли в служки, как обычно для кандидатов в монахи. Таких кандидатов всегда было достаточно много. Они выполняли разнообразные работы по хозяйству и терпеливо ждали возможности присоединиться к монашеской братии на полном основании. Молодой Мацу (Matsu), однако, не хотел ждать. Он работал как одержимый, завершая предписанные на день работы в течение двух часов. Он вставал раньше всех наиболее усердных и все еще продолжал трудиться тогда, когда гасили последние светильники в ночи. Но по прошествии двух недель, его неистовые активности не принесли ему никакого особого признания кроме ободряющих улыбок от старших монахов.
Рассерженный таким отношением, которое показалось ему пренебрежительным, Мацу изменил тактику. Хотя его семья была бедной, но она была в ранге дзисамураев (jizamurai), т.е. тех, кто работал, возделывая землю, но при необходимости служил своему хозяину в качестве воинов. Когда Мацу был еще ребенком, отец учил его обращению с копьем и другим оружием. И неважно было, что копье, которое ему дал отец, было всего лишь рукоятью от сломанных граблей. Мацу практиковался постоянно большую часть своей жизни. И его совершенно не смущала боевая репутация монахов Ходзоин. Мацу нагло вызвал на бой старшего монаха, руководившего утренней тренировкой. Монах, думая образумить парня, дал ему учебное копье и принял камаэ. Внезапно Мацу издал пронзительный крик и нанес неотразимый удар в лоб. Монах упал и не приходил в сознание почти час, в течение которого вся обитель была взбудоражена этим инцидентом.
Некоторые монахи полагали, что Мацу должно быть сверходарённый молодой человек. Они выставили против него своих лучших копейщиков. Это были воины-эксперты, знакомые с методами и уловками разных школ боевых искусств. Но они были поражены в прямом и переносном смысле тем необычным, но эффективным приемом, которым Мацу побеждал их. Это было неуклюже, но эффективно, а к тому же очень болезненно и неприятно. Сам Иннэй подошел позже и наблюдал последние две «дуэли». После чего он высказался достаточно жестко в адрес проигравших: «Вы были слишком расслаблены и проиграли потому, что думали о том, как бы не поранить его». А затем добавил: «Завтра я положу конец этой самонадеянности».
Иннэй предполагал, что его ученики не были в действительности настолько плохо обучены, что были побеждены служкой. Желая наказать Мацу за его наглость, они, тем не менее, не имели желания подвергать его жизнь опасности. Но Иннэй понял, что он тоже попал в такое же обусловленное положение. Единственная возможность показать Мацу ошибочность его подхода была сопряжена с риском убить его, что никак не было приемлемо для буддийского священника. В этом затруднительном положении Иннэй пребывал в течение всего вечера, в размышлении расхаживая вокруг своего копья. Он продолжал ходить и размышлять даже тогда, когда клубящиеся тучи заволокли небо, и отдаленные ворчащие раскаты грома предвещали грозу. Погруженный в мысли Иннэй застыл на берегу небольшого пруда, глядя на свое отражение с копьем в темной воде. И здесь, как гласит легенда, его и настигло озарение во всех смыслах. Вспышка молнии перечеркнула небо, а ее отражение в воде пруда перечеркнуло отражения копья Иннэя.
На этом изображении другая версия легенды, в которой Иннэя вдохновила не молния, а отражение луны:-)
На следующее утро, в одном из садов Ходзоина, Иннэй и Мацу стояли друг против друга с учебными копьями. Но вместо обычного прямого древка на копье Иннэя была жестко укреплена изогнутая перекладина. Более опытный практик боевых искусств приостановился бы, задумавшись над этой модификацией. Изменение, например, длины оружия даже на несколько сантиметров может означать серьезную разницу в использовании. Но Мацу совершенно проигнорировал этот результат вдохновения Иннэя. Сжав копье в руках, он яростно бросился на настоятеля. Он был исполнен решимости доказать свою значимость и пригодность для того, чтобы стать монахом Ходзоина. Иннэй встретил атаку Мацу и, зацепив его перекладиной, мощным вращением бросил. Мацу рухнул под ноги монахам, наблюдавшим за боем. Иннэй не торопясь подошел к поверженному парню, чтобы проверить, не нанес ли он ему серьезных повреждений. «Ты должен учиться быть выдержанным и терпеливым», - сказал настоятель. «Торопиться стать монахом - это то же самое, что торопиться в бою против опытного воина».
Если верить продолжению этой истории, то Мацу воспринял совет настоятеля очень серьезно. Настолько серьезно, что впоследствии она стал вторым патриархом школы, достигнув такой же известности в свое время, как и его наставник Иннэй.
Копья Ходзоин-рю. Статуя Иннэя, которую везут на праздновании 400-летия храма Ходзоин.
Является ли правдой эта история или это только легенда? Невозможно сказать наверняка. Но нет сомнений, что наиболее влиятельная и известная школа копейного искусства в древней Японии была основана не самураями, а монахами из неприметного монастыря на юго-востоке Нары. И так сильна была их репутация, что даже сегодня священники разных буддийских школ по всей Японии используют обращение (титулование) Ошо Osho 和尚. Этот титул не имеет ничего общего с религиозными делами. Он означает «Почетный Наставник Копья» (прим. пер. – версия г-на Лоури безусловно красива, но он почему-то забывает сделать оговорку, что это только одна из возможных версий, а существует и много других. Хотя в других местах он предусмотрительно и вежливо об этом упоминает:-) Ну да простим эту деталь для красного словца и красивого завершения текста:-) Думаю, что если это эссе побудит прочитавшего узнать больше о корю и японском буддизме, то цель его можно считать выполненной:-)).
|