ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ПАНЧАДАКШАРИ ВИДЬЯ

Это астичный перевод статьи Йогамба Сахита Атмананданатхи (Рамеша Куттичада) - ученика Гуру джи Шри Амритананданатхи с 1996 (а всего автор в Традиции Шри Видья уже около 30 лет)

 

Предваряю статью цитатой из доктора Рамачандры Рао:

«Есть также и другая точка зрения, в которой акцент делается на приоритетность одной из трех частей панчадаши. Путь известный как Кали-крама (также называемый Кундалини-крама) начинает мантру с ka e I la hrIM (Кади-Видья) и подчеркивает саттвичный аспект Богини. В терминах ритуала Панча-сандхьи (pa~nca sandhyA) мантра проявляется как Кама-кала-Кали на рассвете, как Бхуванешвари на в полдень, как Чамунда на закате, как Самайя-Кубджика в ночи и как Кади-панчадаши в полночь. Эта практика предписывается как наиболее подходящая для грихастх-домохозяев.


Путь известный как Тара-крама (также называемый Самавародхини-крама) начинает мантру с sa ka la hrIM (Сади-Видья) и подчеркивает такой аспект Богини как раджас. В Панча-сандхье молитвы Ей возносятся на восходе как Дакшинакали (Анирудха Сарасвати), в полдень как Таре, на закате как Бала, в ночи как Джняна-Сарасвати, в полночь как Сади-панчадаши.

 

Третий Путь известный как Сундари-крама (а также как Хамса-крама) начинает мантру с ha sa ka la hrIM(Хади-Видья) и акцентируется на тамо-гуне Богини Матери. Молиттвы Ей возносятся как Адья-Кали на восходе, как Таре в полдень, как Чхиннамасте на закате, как Багаламукхи в ночи и как Хади-панчадаши в полночь. О последнем Пути особо сказано что он подходит только тем кто специаизируется в черной магии. Для грихастх-домохозяев считаются неблагоприятными как Тара-крама так и Сундари-крама и многие предписания прямо запрещают практиковать их.»

 

 

Панчадакшари мантра в Шри Видье состоит из 15 слогов, которые в зашифрованной форме приводятся в Трипуропанишат и Деви атхарваширопанишат. В расшифрованном виде мантра выглядит как: ka e I la hrIM ha sa ka ha la hrIM sa ka la hrIM. В Нитьяшодашикарнава тантре и Парамананда тантре приведены многочисленные объяснения об этой мантре и ее вариациях. Шри Бхаскарарайя написал Варивасья Рахасью и комментарий называемый Пракаша для пояснения значения мантры. Из всех этих значений в данной статье рассматриваются сампрадайя артха (sampradAyArtha), каулика артха (kaulikArtha), нигарбха артха (nigarbhArthA) и рахасья артха (rahasyArtha). Стоит отметить, что в таком же порядке приводятся имена в групп йогини, относящихся к 14 треугольникам, 10 внешним и 10 внутренним треугольникам и 8 треугольникам Шри Чакры.



Итак, рассмотрим мантру целиком, как состоящую из 37 звуков, указывающих на 36 таттв и состояние Парашивы вне таттв – tavAtIta. Эти звуки могут быть сгруппированы как согласные и гласные. Майя биджа hrIM состоит из 5 частей – h + r + I + m + звук нада.
VagbhavakUta: гласные согласные Nada
Ka = k + a = 1 1
E = 1
I = 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 6 + 4 + 1 = 11


Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 7 + 7 + 1 =15


sakthi kUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 5 + 5 + 1 = 11
Таким образом все вместе дает 11+15+11=37.


Особо интересно видеть гармонию и ритм в числах, во второй и третьей куте одинаковое число согласных и гласных. В первой куте гласные доминируют и таким образом Шакти таттва доминирует на Шива таттвой. Также отметим что мы можем видеть эта куту в ка-кара сахасранаме Дакшинакали, где мы находим такие имена как ka e I la hrIM svarUpAyai namaH, ka e I la hrIM prasave namaH и др.

Теперь рассмотрим звуки в индивидуальном разрезе

Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 1 3 1 5
I 2 1 1 4
r 1 1 1 3
s 1 1 2
l 1 1 1 3
a 2 5 3 10
k 1 1 1 3
m 1 1 1 3
nada 1 1 1 3
E 1 1
-----------------------------------------------------------------------
Всего 11 15 11 37
-----------------------------------------------------------------------


гласные согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 4 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakthi kuta = 5 5 1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего 18 + 16 + 3 = 37
---------------------------------------------------------------------------------


Давайте рассмотрим что и чему соответствует для 36 таттв и таттватита. “E” представляет таттватита – над таттвами, состояние Парашивы. Три нада представляют Шиву, Шакти, шуддхавидью и пракрити. Три “m” это Садашива, Ишвара, шуддхавидья, майя, kalA, avidyA, rAga kAla и niyati. Ахамкара, буддхи и манас представлены тремя “k” и десятью “a”. Кармендрии (vak pani pada payu), джнянендрии (shrotra tvak cakshu jihva ghrana), пять первоэлементов – панча махабхута (akasa vayu vahni jala prthvi) и танматры (shabda sparsha rupa rasa gandha) представлены пятью “h”, четырьмя “I”, тремя “r”, двумя “s” и тремя “l”.
Пять шабда гунн это пять h
Четыре спарша гунны это четыре I
Три рупа гунны это три r
Две раса гунны это две s
И гандха гунна представлена тремя l, что означает три мира, три плана существования.
Десять a означают различные состояния дживы и их многообразие.
Три k представляют три состояния поклоняющегося упасаки – сакала, виджнянакала и пралайякала.
Так это описано у Шри Бхаскарарайи и в Нитьяшодашикарнава тантре.



Парамананда Тантра дает несколько другое определение, соглашаясь только с тем что таттватита предствлена как “e”. Остальные таттвы идут по такому раскладу:
Prthvi, gandha, ghrana – три “l”; apa, rasa, jihva – три “k”; teja, rupa, cakshu – три “r”; vayu, sparsa, tvak – три “m”; akAsha, shabda, shrotra – три нада; vak pani pada payu upastha – пять “h”
Maya, kalA, avidyA, rAga, kAla, niyati, prakruti, ahamkAra, buddhi, manas – десять “a”
Sadashiva. Ishvara, shuddhavidya, purusha – четыре “I”
Шива и Шакти – два “s”


Если по тому же методу исследовать хади и сади Видьи, то мы получим следующие результаты.
Хади Видья:
VagbhavakUta: гласные согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 6 6 1 = 13


Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
ha = h + a = 1 1
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 7 7 1 = 15


sakthi kUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 5 5 1 = 11


Таким образом все вместе дает 13+15+11=39, но здесь мы видим другой пример гармонии , все куты имеют одинаковое число гласных (6+7+5=18) и согласных (6+7+5=18) с тремя нада. Таким образом эта Видья в Шива Шакти самарасья бхаве, и может поэтому она называется Шиваадивидья в Расмимале.


Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 2 3 1 6
I 1 1 1 3
r 1 1 1 3
s 1 1 1 3
l 1 1 1 3
a 4 5 3 12
k 1 1 1 3
m 1 1 1 3
nada 1 1 1 3
-----------------------------------------------------------------------
Всего 13 15 11 39
-----------------------------------------------------------------------


Гласные Согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 6 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakth kuta = 5 5 1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего 18 + 18 + 3 = 39
---------------------------------------------------------------------------------
Здесь состояние Парашивы таттватита передается через три нада, Шива через дополнительную “h”, а Шакти, пракрити и шуддхавидья через дополнительную “s”.


Сади Видья:
VagbhavakUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
E = 1
I = 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
Всего 6 + 4 + 1 = 11
Kamaraja kUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
ha = h + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 7 + 7 + 1 =15
sakthi kUta: гласные согласные Nada
sa = s + a = 1 1
ka = k + a = 1 1
La = L + a = 1 1
hrIm=h+r+I+m+nada= 2 2 1
всего 5 + 5 + 1 = 11
Таким образом все вместе дает 11+15+11=37.


Vagbhva Kamaraja Sakthi Всего
h 1 3 1 5
I 2 1 1 4
r 1 1 1 3
s 1 1 1 3
l 1 1 1 3
a 2 5 3 10
k 1 1 2
m 1 1 1 3
nada 1 1 1 3
E 1 1
-----------------------------------------------------------------------
Total 11 15 11 37
-----------------------------------------------------------------------


гласные согласные Nada
Vagbhava kuta = 6 4 1
Kamaraja kuta = 7 7 1
Sakth kuta = 5 5 1
---------------------------------------------------------------------------------
Всего 18 + 16 + 3 = 37
---------------------------------------------------------------------------------
Здесь состояние таттватита будет таким же как для Кади Видьи, а две “k” и одно “s” представляют ахамкару, буддхи и манас. Остальные таттвы представлены также как и в Кади.