ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЙОГА

КТО

Медитация в Карпатах


Бабкин Сергей Александрович (нареченное имя в Традиции - Ачаланатха)

Начал практиковать хатха-йогу в 2000 году в Московском Аштанга Йога Центре у Михаила Константинова, Дениса Зайенчковского, Ольги Булановой и Екатерины Сиваковой. Занимался у замечательных самобытныхх преподавателей Андрея Сидерского и Андрея Лаппы. Посещал семинары зарубежных преподавателей, из которых особенно бы выделил Бал Мукунд Сингха, Рейнхарда Гаментхаллера, доктора Моханраджа, Муктананду Брахмачари, Ракеша Пандея.. Большое влияние на меня оказали Борис Бидичев (Сомананда) и Сергей Агапкин. Под их влиянием и при взаимодействии с ними образовалась методическая основа моей практики в настоящее время, которая продолжает развиваться и совершенствоваться.


Интерес к традиции Дхирендры Брахмачари вылился в интенсивную практику сукшма-вьяямы, занятия у двух его основных учеников – Бал Мукунд Сингха (Morarj Dessai Yoga Institute, Дели, Индия) и Рейнхарда Гаментхаллера (Швейцария). Переводил на русский язык вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана Виджняна». В результате осмысления практики на основе полученного опыта в соавторстве с Сергеем Агапкиным написал книгу "Вьяяма. Динамические практики для любого возраста", которая освещает вопрос не только с точки зрения школы Дхирендры Брахмачари.

Подготовил к изданию "Хрестоматию йога-терапии" на основе анализа и обобщения информации книг Свами Шивананды, Свами Сатьянанды, Дхирендры Брахмачари, Б.К.С. Айенгара, Паттабхи Джойса, публикаций Лонавльского института "Кайвальядхама" Свами Кувалаянанды. 

С 2004 года начал вести хатха-йогу. Постепенно выработал свой метод ведения с разогревающими и подготавливающими сукшма- и стхула-вьяямами, динамическими связками и статическими фиксациями асан. Практика в группе идет обычно в 2-3 потока - для большинства асан предлагается несколько вариантов (упрощенные, базовые и усложненные) в зависимости от степени подготовленности практикующих и с соблюдением травмобезопасности.

C 2010 года преподаю на курсе подготовки преподавателей йоги АЙЦ-АЙС историю и философию, введение в медитативные практики, основы биомеханики, сукшма-вьяяму и свастха-йогу. С 2011 года преподаю на курсе йога-терапии АЙС и ИТСО (Института Традиционных Систем Оздоровления) биомеханику. С 2014 года вместе с Сергеем Николаевичем Агапкиным веду занятия на курсе подготовки преподавателей адекватной йоги. Это авторская методика, возникшая на основе многолетнего опыта практики, анализа и синтеза. Статья об адекватной йоге.

С 2009 года езжу с семинарами по приглашениям соратников-единочаятелей из разных городов и стран. В некоторых местах эти визиты стали регулярным и продолжают развивать и приносить взаимную пользу.


Поскольку всегда тяготел к боевым искусствам, то вместе с оздоровлением, привнесенным практикой йоги, вернулся и к практике восточных боевых систем – с 2003 года занимаюсь традиционными японскими комплексными школами. Практики кэндзюцу (фехтования) и йоги органично дополняют и обогащают друг друга, что ощущается не только мной, но и учениками, в подготовке которых я сочетаю эти методы. И в собственной практике, и в преподавании руководствуюсь принципом yogaH karmasu kauShalaM – йога это искусный метод (Бхагавад Гита 2:51). Не существует одинаковых людей и общеэффективных методов, а грамотным выбором практик, адаптацией техник к конкретному человеку, постепенным увеличение нагрузки и регулярностью можно достичь очень много даже сверх самых смелых предположений.

В 2011 году закончил РГУФКСиТ (Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма) по специализациям «физическая реабилитация, лечебная физкультура и массаж» и «фехтование»

Еще в самом начале практик йоги и кэндзюцу интерес к работе с сознанием привел к глубокому изучению йогического и тантрического наследия. В 2005 году стал учеником Вагиша Шастри (Варанаси, Индия), а в 2007 получил посвящение в традиции Шри Видья Каула у Гуру Шри Амритананданатхи (Девипурам, Индия). При плотном графике жизни возможность бывать у Учителей выдается только один раз в год, иногда два, но это дает насыщенный интенсив в занятиях и материал для проработки не только в течение года, но и на перпективу - с дальним прицелом:-)

Постепенная проработка самьямы (ступеней пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи) дает возможность включать эти методы и практики в преподавание с пользой для учеников.


ЧТО, ГДЕ и КОГДА



Индивидуальные тренировки по самым разным практикам от йога-терапии до свастхи 3 и от пранаямы до медитативных техник. Дополнительно веду и групповые занятия. Вот такое расписание групповых тренировок есть на данный момент. О возможности индивидуальных занятий связывайтесь со мной лично.

Возможно проведение выездных семинаров в разных городах.

 

Джори-вьяяма (йога с булавами) - вторник 19:00 - 20:00

 

Свастха 1 (сила и гибкость) - вторник 20:00 - 21:30

 

Джори-вьяяма (йога с булавами) - четверг 19:00 - 20:00

 

Свастха 2 (гибкость и сила) - четверг 20:00 - 21:30  

 

в АЙС Тульская, ул. Павловская д.18 (вход со стороны Даниловского вала)

 

 

Джори-вьяяма (йога с булавами)

 

Высокоэффективная система упражнений с булавами, прорабатывающая не изолированные мышцы, а большие кинематические цепочки всего тела с акцентом на центр. Также является отличной практикой концентрации ума. Подробнее в статье "Древняя практика: Йога и упражнения с булавами"

 

Сукшма-вьяяма


Вьяяма − это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака (санскр. vikasaka – открытие, расширение, углубление) − это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы. Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость.

Практика вьяям имеет достаточно широкое распространение в Индии. Кроме широко известной в России школы Дхирендры Брахмачари, вьяямы практикуются во многих школах йоги и боевых искусств Севера и Юга. В 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) Йога Вьяяма Видья. Знаменитая книга Дхирендры Брахмачари «Йога Сукшма Вьяяма» была переведена и опубликована в 2000 году в киевском издательстве София и с тех пор выдержала немало переизданий. Позже мне посчастливилось переводить вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна», что тоже дало свой вклад в понимание практики, как и занятия у продолжателей Школы – Бал Мукунд Сингха и Рейнхарда Гаментхаллера.

Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukShma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело.

При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.

Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.

Важным элементом практики вьяям являются задержки дыхания, на которых выполняются те или иные движения, что усиливает тренировочный эффект.

Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. bhastrika – кузнечные мехи), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме и является очень полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей. (санскр. prana – жизненная сила, дыхание)

Ваша одежда должна быть удобной и легкой т.к. занятие очень активное.

Если у Вас есть какие-либо ограничения по практике – травмы, заболевания, ограничивающие подвижность и т.п., пожалуйста, обязательно предупредите об этом инструктора чтобы в течение занятия получать предупреждения и индвидуализированные указания по безопасной практике чтобы получить от занятия большую пользу.

 

 

 

Свастха-йога

Свастха-йога это мягкий, но одновременно мощный стиль йоги, созданный А.Г.Моханом, одним из последних учеников великого Кришнамачарьи. Этот стиль является квинтэссенцией учения Кришнамачарьи, плодом его почти полувековой йога-терапевтической и аюрведической практики, сохраненной и развитой семьей Моханов. А.Г.Мохан - практикующий йога-терапевт более чем с 20-летним стажем.

Этот стиль дает детальную отстройку асан, статическое выдерживание и динамические способы входа в асану и выхода из неё (виньяса-крама), а также уделяет особое внимание компенсирующим позам (пратикрийя-асана). На йога-станции практика свастха-йоги делится по уровням.

 

Свастха 1 - акцент на силовой составляющй и проработке мышечного корсета. Рекомендуется для начинающих и\или с опытом практики до 1 года. 

 

Свастха 2 - акцент на растяжение и увеличение подвижности суставов .

 

Свастха 3 - интенсиный класс, объединяющий работу на силу и растяжку с большим количеством динамичных связок. Рекомендуется для опытных практиков.

 

 

Йога-терапия

 

Йога-терапия – это система восстановления здоровья и профилактика заболеваний человека методами хатха-йоги. Лечение заболеваний методами йоги имеет глубокие корни. Вопросы йогатерапии физических и психических дисфункций рассмотрены в классических текстах – «Йога-сутрах», «Хатха-йога прадипике», «Гхеранда самхите».  Один из поздних текстов по йога-терапии, «Аюрведа-шастра» лег в основу терапевтической практики Т.Кришнамачарьи и в дальнейшем развит его учениками – Б.К.С. Айенгаром, Т.К.В. Дешикачаром, А.Г.Моханом.  Отдельного упоминания заслуживает традиция Д.Брахмачари, чьи йогатерапевтические комплексы прошли клиническую апробацию и доказали высокую эффективность в лечении таких расстройств как гипертония, астма, диабет, заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

В понимании моем и коллег по йога-станции йога-терапия — это не просто упрощенная практика йоги с обедненным техническим арсеналом, а универсальный инструмент, основанный на принципах объяснимости, воспроизводимости и доказательности результатов.  В своей работе мы не приемлем концепции «черного ящика», а берем ответственность на себя и на постоянной основе ведем практические и аналитические исследования, что позволяет всесторонне изучать природу человека и применять полученные знания на практике.  Мы используем на практике знания и опыт традиционных школ йоги, интегрируя их в единый комплекс.  Детальность отстройки асан в традиции Б.К.С. Айенгара, дополненная принципами построения комплексов свастха-йоги А.Г. Мохана, широкий арсенал динамических практик традиции Д. Брахмачари и релаксационные практики института Вивекананда Йога-Кендра — все это основа нашего метода.

 

Также особо стоит отметить программу 1+1 - совместный приём с доктором Агапкиным. Диагностика, составление индивидуального комплекса и последующий цикл из 10 занятий. Эта программа гарантирует вам, что вы будете правильно выполнять предписанный комплекс, активно повлияете на свое здоровье и настроение.  Инструктор помогает освоить необходимые техники, контролирует правильность их выполнения, консультирует по широкому спектру вопросов, каксающихся нового здорового режима жизни и тренировок, вносит изменения в тренировочный комплекс по мере того, как меняетесь и оздоравливаетесь вы. 

Человек может очень многое. Для этого он должен не воспроизводить себя изо дня в день по тому же больному шаблону, а увидеть и почувствовать себя нового и начать двигаться в этом направлении. В этом мы вам поможем.

 



Йога-нидра/Ньяса
Йога-Нидра - это эффективная техника расслабления сознания и тела. Иногда ее называют йогическим сном, используя прямой перевод слова «нидра», но на самом деле эта техника не имеет ничего общего с обычным погружением в сон. 

Йога-нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и обращение его внутрь тела и сознания. Последовательная тренировка такой способности управления сознанием даёт много прикладных возможностей: укрепление памяти, способность к эффективному обучению и познанию, повышение творческих способностей, преобразование всей личности.

Автором методики является Свами Сатьянанда Сарасвати известный популяризатор йоги, создатель Движения Международного Общества Йоги и Бихарской школы йоги в Мунгере (Бихар, Индия), автор многих книг. Он рекомендовал эту практику как «врата в самадхи».

Согласно его рассказу первый опыт восприятия во сне он получил еще в молодые годы во время обучения у Свами Шивананды, когда столкнулся с тем, что откуда-то знал мантры, которые рецитировали другие ученики в то время, когда он засыпал.

Впоследствии Свами Сатьянанда убедился в том, что сон вовсе не является абсолютно бессознательным состоянием, - скорее, это состояние потенциальной осознанности, которая постоянно дремлет в каждом из нас и готова отреагировать на внешнюю ситуацию. Это означает, что при помощи особой тренировки можно плодотворно использовать это состояние. В поисках способов тренировки он обратился к техникам Тантры и после экспериментов и практики остановился на практике ньясы.

Ньяса (санскр. nyAsa – прикладывание, размещение, приложение) это часть тантрического ритуала, в которой внимание следует по различным частям тела, задействуя при этом визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Ньяса бывает внешняя (бахир) и внутренняя (антар). Во внешней ньясе мы прикасаемся пальцами руки или рук, сформированными в мудру (санскр. mudrA – печать; особое положение пальцев, рук или всего тела, принимаемое для практики) к различным частям тела, во внутренней – следуем по этим частям тела только сознанием, отслеживая ощущения. Различным частям тела соответствуют различные мантры.

Инструктор произносит названия частей тела, действия и т.п., затем рецитирует необходимые мантры, а вы следуете вниманием по называемым частям тела, наблюдаете за ощущениями и расслабляетесь.

Важной частью практики является самкальпа (санскр. saMkalpa – волеизъявление, намерение, решение) - намерение для трансформации себя.

В своей книге Свами Сатьянанда писал: «самкальпа является весьма эффективным инструментом в руках человека, который знает, как с ней обращаться. Те же, кто не знает, что такое самкальпа, ошибочно считают, что самкальпа - это сила воли или средство для исполнения желаний. Скорее, самкальпа - это конструктивное средство преобразования всего человека. Это средство по настоящему можно понять лишь тогда, когда человек понял цель этого средства и его значение. Поначалу многие вообще не понимают, что такое самкальпа и как ее создать. Поэтому следует подождать, пока разовьется понимание. Конечно же самкальпа может устранить такие вредные привычки, как курение, пьянство и т.д., но она может гораздо больше и потому использовать ее только для этих целей все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Чтобы попасть в цель, нужно метить выше цели. Когда побеждает самкальпа, весь человек очищается и облагораживается. Когда восходит солнце меркнут звезды.»

Вы можете выбрать самкальпу в соответствии с вашими текущими потребностями - о здоровье, успехе в определенных начинаниях, изживании вредных привычек и образовании привычек полезных.

Только, пожалуйста, помните при этом, что:

- формулировка не должна содержать отрицаний, переводите, конструкции с «не» в утверждение. Для примера приведем этот пункт в соответствие с содержащимся в нем правилом:-) – формулировка должна быть в утвердительной форме, без отрицаний и использования «не»;

- формулировка должна быть в настоящем времени – например, я делаю, я достигаю и т.п.

- формулировка должна быть в личной форме – я делаю, а не что-то делается…

В дальнейшем, вместе с продвижением в практике вы поймете для себя, что лично для Вас является настоящей самкальпой, о чем писал Свами Сатьянанда, и о чем говорят наставления многих других Учителей.

Как строится наше занятие:

Обычно практика продолжается 60 минут.

Ваша одежда должна быть удобной. На этом занятии мы не выполняем асаны, виньясы, вьяямы и другие активные движения, так что одежда может быть менее спортивной чем для этих занятий, но всё-таки удобной.

Первая часть занятия проходит в удобной позе сидя. При необходимости можно использовать дополнительные коврики, одеяла и другое оборудование, имеющееся на йога-станции, чтобы создать удобное положение в котором можно сидеть расслабленно и концентрироваться на ощущениях в нужных частях тела, а не в тех, которые болят от неправильного положения.

Вторая часть занятия может проходить как в положении сидя, если вам это удобно, и вы можете расслабленно находиться в нем в течение еще получаса - сорока минут. Или вы можете принять положение лежа для более полного расслабления. Опять-таки при желании и необходимости используя одеяла как для подкладывания под части тела, так и для укрывания.

Прохождение сознания по частям тела.

Не нужно напрягаться и что-то удерживать силой. Просто:

- старайтесь не погружаться в сон, а просто находитесь в расслабленном состоянии;

- сохраняйте спокойное естественное дыхание, не контролируйте его специально ускоряя или замедляя, дайте ему следовать свободно;

- слушайте голос инструктора и перемещайте сознание в соответствии со сказанным;

- слушайте мантры и чувствуйте их в тех частях тела, в которых находится сознание в это время.

Последовательность называемых частей тела имеет свои закономерности. Возможны разные схемы. Определенную их часть мы исследуем на каждом занятии.

Визуализация.

В практике йога-нидры могут использоваться различные визуализации. В тантрической практике это образ божества или Будды. Для человека, принадлежащего другой культуре, могут использоваться другие образы в соответствии с техниками психологии и телесно-ориентированной психотерапии.

На этой стадии может быть применена психофизическая тренировка – метод повышения эффективности обычных тренировок в разных отраслях – йоге, боевых искусствах, танцах, разных видах спорта, сложно-координированной профессиональной деятельности, применимый также при физической реабилитации после травм или болезней.

Если вы всё-таки заснули, то не переживайте по этому поводу. Вернитесь к началу этой статьи и посмотрите еще раз с чего начиналась эта практика у Свами Сатьянанды. Просто на будущее постарайтесь немного изменить свою жизнь чтобы организм не «отрубался» моментально при помещении его в горизонтальное положение:-) В этом вам поможет практика йоги вообще и практика йога-нидры в частности, сделав тело и сознание более расслабленными, легкими, гибкими и сильными.

Вы также можете всегда задать вопросы инструктору по этой и другим частям практики как после занятия, так и по e-mail. Настоящая практика всегда индивидуально, на групповых занятиях мы лишь закладываем некую общую базу. 

 

 



Контакты йога-станции:
E-mail: info@yoga-station.ru
Телефон: + 7 925 108 108 5 (на Тульской)

Контакты инструктора:
E-mail:sergey.babkin.108@gmail.com
Телефон:+7 925 108 108 8



КАК
Пользу от практик может получить и давно занимающийся и совсем начинающий. В любом случае, пожалуйста, о травмах и заболеваниях предупредите инструктора до начала занятия. «Практика йоги может излечить многие болезни, но болезни, приобретенные неправильной практикой, излечиваются с трудом и не всегда». Чтобы техника влияла не разрушительно, а благотворно, лучше подойти взвешенно и умело. Не существует одинаковых людей и общеэффективных методов, а грамотным выбором практик, адаптацией техник к конкретному человеку, постепенным увеличение нагрузки и регулярностью можно достичь очень много даже сверх самых смелых предположений.