ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КАТОРИ

ШКОЛА

ЯПОНСКИЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

ЛИТЕРАТУРА И ВИДЕО

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

 

 

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流 — одна из древнейших существующих на настоящий момент школ японских боевых искусств, признанная правительством Японии в качестве самой выдающейся воинской традиции страны. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斎家直, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба 千葉県). По разным источникам дата основания школы варьируется, основные указываемые даты – 1447 или 1480 год. По преданиям Иидзаса Иэнао был выдающимся воином, мастерски владевшим копьем и мечом и долгие годы служившим клану Тиба. После падения семьи Тиба он стал отшельником и в возрасте шестидесяти лет предпринял аскетическую практику – беспрерывную тысячедневную службу в святилище Катори дзингу 香取神宮. В результате этой практики ему явилось божество и вручило свиток Хэйхо-но синсё (божественное писание о хэйхо). Иидзаса Тёисай Иэнао развивал полученное знание, учил последователей и умер в 1488 году в возрасте 102 лет.

 

go-shichi-no-kiri

Мон Школы 互七の go-shici-no-kiri - Павлония


В программу обучения школы входят иайдзюцу (искусство выхватывания меча с последующим ударом), кэндзюцу (искусство фехтования мечом), бодзюцу (искусство боя длинным шестом), нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой), дзюдзюцу (искусство борьбы без оружия), содзюцу (искусство боя копьем), сюрикэндзюцу (искусство метания лезвий), ниндзюцу (искусство шпионажа), сэндзюцу (тактика) и тикудзёдзюцу (искусство фортификации), а также онмёдзюцу (тайное искусство, развившееся из синтоистских, даосских и буддийских практик). Когда Мастер Индзаса Иэнао создал свою школу, он дал ей имя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако Мастера последующих поколений зачастую изменяли это название: Синрё Синто-рю, Катори Синто-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и т. д. В 1940 году 19-й патриарх школы и его наиболее выдающиеся последователи приняли решение официально утвердить в качестве названия рюха его изначальное имя - Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.


Из книги Отакэ Рисукэ Сэнсея «Учения школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю». Перевод на русский язык Алексея Михайловича Горбылева. 
Даже сегодня школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде, как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао. Первое предложение в каталоге - мокуроку школы Синто-рю гласит: Хэйхо (учение о войне) является хэйхо (учение о мире), и все мужчины должны знать хэйхо (учение о мире). 

После поступления в школу и подписания клятвы собственной кровью (кэппан) от ученика ждут прилежания в тренировках в течение всей его жизни, так чтобы он стал и оставался достаточно сильным, чтобы сразить врага единственным ударом своего меча. Фехтовальщики Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю должны быть сильны телом, но также должны развить собственную ментальную силу до такой степени, чтобы никто не мог внушить им страх. 
Изначально классическое будзюцу - это средство ведения боя, с помощью которого его представитель защищает себя или свою родину. Но в процессе беспрерывной тренировки ученик взращивает естественное, морально правильное состояние ума. Подлинное понимание хэйхо (учение о мире) постигается только после достаточной долгой и суровой тренировки. 

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю запрещает своим фехтовальщикам вступать в бой по личным причинам. Это запрещение поединков, принимает во внимание тот факт, что настоящий бой - это вопрос жизни и смерти, и неизбежно, по крайней мере, один из участников погибает в нем. Поэтому Мастера Катори Синто-рю говорят, что соревнование - сиай равнозначно встрече со смертью - сини-ай. 
Для тех людей, кто ищет испытания в реальном бою, Мастер Иидзаса оставил тайное учение, которое он называл «Кумадзаса-но осиэ» - Учение мелкого бамбука. 

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не имеет никакой системы рангов для своих представителей, которые бы присваивались на основе результатов искусственного поединка. Не проводит она и чемпионатов, поскольку последние, полностью отсутствовали в классической методике воинского обучения. От учителей и учеников же требуется только посвящать себя тренировкам и помогать друг другу. Однако, в процессе тренировки, принимая во внимание такой фактор, как умственная зрелость, ученику может быть присвоен сертификат – мокуроку, подтверждающий его достижения, и гораздо позже, если тренирующийся достигнет определенной степени технического совершенства, сертификат – мэнкё. 
Далее в Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю имеется гокуи-кайдэн, высший сертификат школы, но минимальным требованием для его получения кроме технического мастерства является достижение претендентом возраста 42 лет. 

Наличие сотен и тысяч последователей в любой школе делает невозможным, чтобы инструкторы могли уделить индивидуальное внимание каждому ученику. Поэтому Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не заботится о числе учеников в своих списках. Это одно из главнейших различий между классическими ценностями и современными идеями будо. 

С самого раннего времени своего существования учение Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не было исключительной монополией военного класса букэ. Представители всех социальных групп - от крестьянина до торговца - имели возможность обучаться в её додзё. Политика школы в этом плане такова: преследовать не тех, кто пришел учиться, но тех, кто не тренируется. 

Если дух скромности (смирения), который является существенной частью бусидо, исчезает из обучения классическим воинским искусствам, они превращаются в обычные системы насилия. 

Истинно классическое изучение воинских искусств (будзюцу и будо) идет рука об руку с человечным поведением и включает в себя глубокое развитие чувств морали в его представителях. Следует сражаться и побеждать не в битве на физическом уровне. Истинная победа заключается в том, чтобы быть способным достичь победы, не прибегая к бою. В этом заключается концепция ва - мира, гармонии, согласия; которое является высшей целью, воплощенной в хэй-хо – «Учении о мире» (гармонии, согласии). В буддийской сутре «Дзуй-бонно-кё» читаем: «Враждебность не может быть преодолена при помощи враждебности, но враждебность может быть преодолена при помощи дружелюбия, и это - закон всех времен».